Несмотря на предыдущие неудачные попытки, Кабмин не теряет надежды воплотить в жизнь идею продажи госпредприятий с земельными участками, на которых они располагаются. Соответствующий порядок был утвержден на одном из последних заседаний правительства.
Однако новые правила вряд ли позволят достичь главной цели — существенно увеличить поступления в казну от приватизации.
Вспомнить о комплексной продаже правительство заставили крайние обстоятельства: ФГИУ снова не справляется с поставленными задачами. В январе-июне в казну от приватизации перечислено чуть более 501,5 млн грн., или 5,8% годового плана (согласно закону о госбюджете на текущий год приватизация земли должна принести 8,5 млрд грн.). Чтобы спасти ситуацию, Кабмин решил снова попробовать продавать государственные объекты с землей (соответствующий порядок утвержден постановлением КМУ №689 от 8 июля).
Впервые такие правила приватизации были предложены правительством еще в 2006 г. Тогда ФГИУ заявил об амбициозных планах — дополнительно собрать в бюджет не менее 1 млрд грн. Однако за год приватизаторы так и не смогли продать ни одного предприятия с земельным участком.
Причин этому оказалось несколько: во-первых, в Фонде без должного внимания отнеслись к предприватизационной подготовке гособъектов, которые выставлялись на продажу вместе с землей, а во-вторых, инициативы ФГИУ стопорили местные власти. Им пришлось не по душе положение, согласно которому в местные бюджеты перечислялось лишь 5% суммы, полученной от продажи коммунальной земли. Аналогичные причины помешали наладить комплексную продажу и в последующие годы.
В новом документе правительство постаралось исправить предыдущие ошибки. В нем детально прописана процедура предпродажной подготовки земельного участка и расположенного на нем объекта, а также механизм взаимодействия органов приватизации и земельных ресурсов. Кроме того, Кабмин тактично умалчивает, как будут распределяться средства от приватизации, если объект располагался на коммунальных землях. Сказано лишь, что органы приватизации должны перечислить деньги в соответствии с нормами бюджета на текущий год.
В законе о госбюджете-2009 также отсутствуют положения, оговаривающие распределение средств от продажи земель коммунальной собственности. Однако эксперты сомневаются, что эта уловка усыпит бдительность местных властей. Они вообще не горят желанием продавать землю, поскольку ее аренда приносит стабильный доход, на который к тому же не зарится госбюджет. Поэтому на местах, как и прежде, будут активно саботировать подготовку документации, необходимой для приватизации земельных участков.
Множество способов сорвать продажу объектов с землей имеется и на стадии проведения аукциона. Согласно документу торги могут приостановить, а объект снять с продажи, если не соблюдены сроки или не выполнены другие требования относительно публикации информации об объекте, если он включен в список приватизации с нарушением закона, либо существенно нарушены правила оглашения и проведения аукциона. Как чиновники станут определять, что является нарушением в процедуре внесения объекта в список приватизации и не будет ли достаточно для отмены торгов заявления одного из участников или заинтересованных лиц о «выявленных ими нарушениях», непонятно.
Особую тревогу у юристов вызывают пункты положения, регламентирующие условия, при которых аукцион признается несостоявшимся. В частности, победитель, отказавшийся от подписания протокола или договора купли-продажи либо не явившийся «без уважительных причин» на его подписание в течение пяти дней, лишается права на дальнейшее участие в покупке объекта, а его гарантийный взнос в размере 10% от стартовой цены перечисляется в бюджет. Также зачисляются в бюджет суммы гарантийного взноса участника, который сорвал проведение торгов.
«Для подписания договора победитель должен явиться в соответствующее отделение Фонда государственного имущества. Излишне объяснять, что если победил «ненужный» человек, то найти работника ФГИ, уполномоченного на подписание договора, ему будет весьма проблематично. Тем более что для чиновников не предусмотрено никакой ответственности за неявку их на подписание договора. Главное, возникнет формальное основание проводить аукцион заново», — говорит в интервью «ДС» адвокат ЮФ «Юст Украина» Юлия Курило.
Еще одной лазейкой для злоупотреблений может стать пункт порядка, регламентирующий продажу долей или акций предприятия, принадлежащих государству. Согласно документу их приватизация станет возможна только после того, как в уставный капитал такого предприятия будет внесен земельный участок, на котором оно расположено. В соответствии с действующей программой приватизации сначала госакции должны быть предложены имеющимся акционерам, и только в случае их отказа выкупить госпакет они могут быть выставлены на открытые торги.
«Получается, ценный земельный участок могут внести в уставный капитал полумертвого ОАО, после чего без аукциона доля государства продается «нужному» акционеру. В такой ситуации весьма возможно, что земля может быть фактически продана по цене, не соответствующей ее реальной стоимости», — отмечает г-жа Курило. Не говоря уже о том, что предприятие с госдолей снова-таки может располагаться на коммунальных землях. И внесение такого участка в его уставный фонд фактически лишит местную общину прав собственности на него.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2