Опытом покупки "кризисного" жилья поделились молодые супруги. "Двушка" на Русановке им досталась за $85 тыс. Столичные квартиры стремительно дешевеют, риэлторы гоняются за клиентами, а хозяева готовы сбрасывать в цене десятки тысяч, лишь бы продать жилье...
Вот что говорят сейчас о рынке недвижимости киевляне, пишет Газета по-киевски.
Оставшиеся без заработков застройщики и риэлторы тем временем наперебой утверждают, что "дно" уже достигнуто, и обещают подорожание с месяца на месяц. Но, как убедились на собственном опыте киевляне Вадим и Светлана – молодая пара, больше месяца назад купившая квартиру в Киеве, – и те, и другие не совсем правы. Цены действительно упали, но за хорошим жильем придется погоняться. Впрочем, обо всем по порядку.
"В понедельник посмотрим, во вторник – купим"
Работать с риэлтором или нет, мы даже не обсуждали. Но решили, что свои 5% от сделки (а уступать они категорически не хотят, даже сидя на мели) он отработает по полной программе. Выжмем максимум пользы.
В поисках специалиста обратились к знакомым, которые хорошо ориентируются на этом рынке. В результате остановились на трех кандидатурах: Борис, Ирина и Оксана.
Ирина первой развеяла миф о голодных посредниках, хватающихся за каждого клиента. Поговорили по телефону, она пообещала подобрать варианты квартир и перезвонить, чтобы договориться о просмотре. Не перезвонила.
Оксана – отличный образец специалиста, с которым связываться не стоит. Выслушав требования к жилью (2-комнатная квартира площадью от 55 кв. м, до метро не больше 20 минут пешком, не первый и не второй этажи, дом в приличном состоянии, цена до $80 тыс.), она заявила:
– У меня как раз есть неплохая квартира на примете. На Виноградаре.
На замечание, что метро в том районе нет, и поэтому двухкомнатные квартиры должны стоить гораздо дешевле, риэлтор тут же нашлась:
– Тогда на Лесном. Очень уютная. Метраж?.. Ну, где-то 45.
Попытавшись "всучить" еще пару неликвидных вариантов, Оксана все-таки начала искать то, что соответствовало требованиям покупателей. В общении она сразу перешла на "ты", звонила часто, пыли в глаза пускала много.
К примеру, объявления из газеты "Авизо" риэлтор представляла как свои эксклюзивные варианты. Когда появился наконец подходящий объект, и мы договорились пойти посмотреть квартиру, она ответила:
– Вот и отлично. Значит, в понедельник пойдем посмотрим, а во вторник купим.
– Как купим? – растерялись мы. – Надо же присмотреться...
– Я же и говорю, – перебила Оксана, – посмотрим в понедельник. А во вторник – купим!
На этом с ней и расстались. Видно, докризисные ужимки и приемы у посредников исчезнут еще нескоро.
В общем, работать начали с Борисом. Он произвел впечатление человека адекватного. Признался, что пользуется "Авизо", как и прочие риэлторы. Предложил для начала выбрать два-три подходящих района и посмотреть в каждом из них около пяти квартир, и только потом определяться.
Кстати, на все просмотры возит клиентов сам, на своей машине.
Хорошая "двушка" больше 45 м – редкость
Риэлтор посоветовал не прельщаться нереально дешевыми вариантами. Мол, если "двушку" продают за $40 тыс. – значит, что-то с ней не так. Это подтвердилось – ни один из подозрительно выгодных вариантов не оказался реальным. К примеру, позвонили по объявлению о продаже новой квартиры в Голосеево. За жилье площадью 100 кв. м там просили $85 тыс. Оказалось, это двухуровневая квартира и предлагается купить только один из этажей. Кто купит другой и как будет оформлена собственность, внятно не объяснили.
В дальнейшем подбор квартир доверили посреднику. Он предупредил:
– Идеальных вариантов не бывает, у любой квартиры есть минусы. Но покупать стоит только такую, которая через 10 лет останется ликвидной.
Первые же просмотры разочаровали. Квартир сейчас действительно предлагают множество, но достойных – единицы.
Осматриваем Позняки-Харьковский, Оболонь и Русановку-Березняки. Габаритных "двушек" практически нет. Большинство предложенных – до 50 м, в старых "панельках". Даже на Позняках с более-менее новым жилфондом нашли только одну квартиру в новострое, со строительной отделкой. Просили за нее $85 тыс.
При этом анонсированный "вид во двор" оказался видом на очередную стройплощадку. В разгар кризиса там было затишье, но можно представить, что начнется, когда строительство разморозят. Сейчас мало сданных новых домов, большинство еще достраивают. Но Борис отсоветовал их смотреть – даже если дом готов на 90%, никто не знает, через сколько лет его сдадут.
Единственная более-менее подходящая квартира на Харьковском (в доме постройки 90-х, площадью 52 м) была с огромным недостатком. Вид из окна – на мусороперерабатывающий завод, ну и запах известный, "прославивший" этот район.
– Ну как, сильно воняет? – поинтересовались у продавцов.
– Воняет, конечно, – честно ответили те. – Но без завода квартира была бы намного дороже!
– То есть нюхать такое за 80 тысяч баксов – это дешево? – удивились мы. И поехали на Оболонь.
Там нас ожидали малометражки, 42-45 м. Все, что просторнее – слишком дорого. Нашли всего один достойный вариант, в улучшенной "панельке" 90-х годов. У хозяев уже была устная договоренность о сделке, но они продолжали просмотры, для подстраховки. На следующий день мы перезвонили – квартира уже была под залогом.
Больше всего нас впечатлил просмотр квартиры на Русановской набережной. "Двушку" на 9-м этаже предлагали за $85 тыс. По телефону риэлтор со стороны продавца предупредила, что там нет электричества. Мы удивились и взяли фонарик. Входные двери насторожили – их явно взламывали. А запах в коридоре все прояснил...
– Горели?
– Да...
– Сколько трупов?
– Два...
В общем, продавалось пепелище. Но представителя продавца наш вопрос вовсе не смутил, она даже пыталась "экскурсию" провести:
– А сгорели они в этой комнате...
Но мы не стали смотреть.
"За хороших соседей – доплатите"
Борис сразу предупредил: "Большинство хозяев думают, что их квартиры бесценны". Какие только плюсы нам ни называли. Даже соседей хвалили. Одна дама с апломбом заявила:
– Мы цену не сбрасываем. У нас тут соседи хорошие, все из милиции.
Ничего себе плюс, подумали мы. Значит, если начнут буянить, то даже милицию на них не вызовешь...
Вадима больше всего огорчали захламленные тамбуры и коридоры. Продавцы же считали это преимуществом – мы с соседями договорились, и теперь храним здесь картошку!
Да и понятие "квартира с ремонтом" – невероятно растяжимое. Многие, например, имеют в виду простенькие обои десятилетней давности и наличие кафеля в ванной.
Иногда жилье показывает не собственник, а его риэлтор. Тогда сценарий меняется. Риэлтор заинтересован в том, чтобы сделка состоялась побыстрее, поэтому зачастую "сдает" своего клиента, сказав по секрету: если нравится, надавите на хозяина, он сбросит цену, у него бизнес горит... Случалось, в первый же просмотр сбрасывали $5 тыс.
Мы убедились, что хозяева готовы к торгу, если им действительно необходимы деньги. Если же просто хотят расширить жилплощадь, купив взамен квартиру побольше – стоят на своем. Да и к покупателю относятся без должного по кризисным временам уважения.
Одна хозяйка с порога спросила: "Вы чего вчетвером? Я же сказала – больше двух не приходить!". Потом все-таки пустила в помещение, сразу предупредив, что в цене не уступит. Судя по объявлениям, кстати – квартира эта до сих пор не продана. Что неудивительно.
В результате мы присмотрели "двушку" на Русановке, за нее хотели $95 тыс. Хозяин аргументировал: 54 м площади, отличный современный ремонт, большая кладовая. Супруги парировали: дом панельный, район грязный, перепланировка неузаконенная. И заняли выжидательную позицию. Через неделю цена упала до $90 тыс., еще через одну – до 85. На том и сошлись. Через три недели (столько ушло на оформление всех документов) уже праздновали новоселье.
Выводы
Риэлторы (за небольшим исключением) по-прежнему качают права из воздуха, а хозяева (за небольшим исключением) считают свои крохотные "панельки" подарком судьбы. Правда, исключений этих становится все больше, и покупателю это приятно. Может, к осени они сговорчивее станут?
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2