Продать жилье на вторичном рынке сегодня — задача не для слабых духом. Первичный рынок готов встретиться с кризисом лицом к лицу — рассрочки, кредиты, долговые расписки «от девелопера» делают сам процесс приобретения жилья проще для покупателя.
Вторичный же рынок недвижимости требует выложить всю сумму «на стол», сейчас, а не через полгода-год. По нынешним временам требование достаточно суровое. Да и желающих — нет, не купить, а продать квартиру — на рынке сейчас очень уж много.
Стагнация на рынке привела к неутешительным последствиям для продавцов жилья — квартир на рынке недвижимости много, все они выставлены на продажу, все они ожидают своего покупателя. Однако покупатель все не идет. И уже даже не потому, что ожидает очередного понижения цен на недвижимость: просто денег нет. Нехватка платежеспособного спроса на жилье и создает на рынке искусственный переизбыток жилья на продажу, и сегодня предложение на рынке недвижимости превышает спрос.
Основным аргументом в борьбе за покупателя многие продавцы считают снижение цен на квартиры. Разумеется, из всех методов этот — самый эффективный. Вдруг у покупателя будет ровно такая сумма в кошельке, в банке или в надежно спрятанном чулке? Однако единственным аргументом для покупателя он быть не может — во-первых, выше (то есть ниже) головы уже не прыгнешь, и у всякой скидки есть свои ценовые пределы. Во-вторых, даже предлагая очень хорошую скидку на продаваемую квартиру, в одиночестве собственник не останется — наверняка на рынке недвижимости есть и другие предложения в заданном диапазоне. Вот и приходится хитрить, изворачиваться и находить в себе талант настоящего «продажника».
Прежде всего, для того, чтобы разворачивать сражение за каждого покупателя на рынке вторичного жилья, нужно как следует изучить само поле боя, то есть — вышеупомянутый рынок. Просмотреть и перечитать предложения других продавцов и запросы покупателей. Изучить статьи, новости по теме, которые помогут хоть как-то сориентироваться на непостоянном рынке недвижимости. Наконец, хотя бы просто разведать обстановку — где, что и почем продается, а главное — покупается. При этом стоит проявить внимательность и наблюдательность — среди актуальных предложений на рынке недвижимости можно найти как явно заниженные, так и явно завышенные цены.
«Сегодня в сети Интернет появляется все больше предложений по “супер-привлекательной” цене, — рассказывает директор портала Антон Привезенцев. — “Однако я бы не советовал ни покупателям, ни продавцам ориентироваться на такие объявления. Как правило, за ними скрываются недобросовестные люди, которые в лучшем случае на месте предложат вам куда большую цену за продаваемую квартиру, а в худшем — попытаются оставить вас и без денег, и без жилья. Кризис заставляет людей, незнакомых с реалиями рынка недвижимости, верить в подозрительно низкие цены на подозрительно привлекательную недвижимость.
Но кризис — не повод становиться слишком доверчивым. Конечно, это не значит, что весь Интернет погряз в таких объявлениях. Сегодня Интернет по-прежнему остается мощным инструментом для продажи любой недвижимости. Существуют разнообразные базы данных в сети, где можно опубликовать объявление бесплатно. Чем больше в сети будет ваших объявлений, упоминаний о продаже недвижимости, тем быстрее вы получите результат — реальные звонки с заинтересованными предложениями посмотреть то, что вы продаете. Безусловно, есть и другие способы заявить общественности о продаже жилья. Начиная от размещения плаката, баннера-растяжки на окне, балконе или стене здания, публикации сообщений в различных „комьюнити“, форумах, заканчивая разработкой индивидуального сайта объекта, который вы продаете”.
Вторым этапом в этой стратегической операции будет определение разумной, объективной цены на свое жилье. Наш портал уже писал о том, как определить “скидочные” параметры для квартиры. Если вам нужно продать квартиру не просто быстро, а очень быстро (например, если возникла срочная необходимость в реальных деньгах), не колеблясь увеличивайте сумму скидки, если потребуется — на 10-15%.
Это много, это обидно, но если деньги нужны уже сейчас, другого выхода у вас нет. Если же никакой срочности с продажей нет, убедитесь в том, что вы со своим предложением попадаете в ценовой коридор для квартир такого типа, по необходимости корректируйте цену. Все, вы готовы “к бою” своими основными батальонами. Теперь — маневры.
У каждой квартиры есть своя “изюминка”, неоспоримое достоинство, конкурентное преимущество, словом, то, что делает ваше предложение привлекательным для покупателя. И если как следует поискать, вы непременно найдете такое достоинство и у вашей квартиры. Метро неподалеку? Торговая инфраструктура района достаточно развита? Школа (детский сад) буквально за углом? Во дворе много старых деревьев и зелени, а может, и детская площадка найдется? Все эти козыри нужно немедленно достать из колоды и красиво разложить на столе.
Возьмите на вооружение технологии “большого рынка”, и вот: “Продается двухкомнатная квартира в тихом, спокойном доме, рядом школа, детский сад, район зеленый, строек и оживленных шоссе рядом нет, идеальное предложение для семьи с детьми”.
Или — “Однокомнатная квартира в оживленном районе с богатой торговой инфраструктурой. Шоссе. Несколько остановок городского транспорта. Недалеко от дома кафе, боулинг-клуб, в соседнем квартале есть хороший фитнесс-центр. Идеальное предложение для работающего человека, который ведет активный образ жизни”. Заставьте своего покупателя почувствовать, что эта квартира идеально соответствует его жизненной позиции, и он как минимум обратит на вас внимание.
Допродажная подготовка квартиры всегда была важным моментом для продавца, даже тогда, когда спрос явно превалировал над предложением. Свой товар всегда нужно показать “лицом” потенциальным покупателям. Советы простые — приведите в порядок то, что будет бросаться в глаза, вымойте все остальное, и легкими штрихами привнесите в обстановку продаваемой квартиры домашний уют. Состояние труб, полов и окон не должно вызывать суеверный трепет у покупателя, иначе “за трепет” придется приплачивать — иными словами, в дополнение к имеющимся делать скидку и на аварийное состояние квартиры.
Если вы этого не хотите, ремонт должен оставаться на вашей совести. Второй этап — уборка. Разумеется, чистые окна пропускают больше света, чистые полы заставляют квартиру выглядеть более “новой”, а чистые шторы наводят на мысль о настоящем, уютном доме. А вот избыток мебели квартиру уютнее не сделает, так что если мебель не входит в основное предложение, от части старой обстановки нужно избавиться.
Секрет прост: чем меньше громоздких вещей в комнатах, тем визуально просторнее они выглядят. Дополнительные способы “создать атмосферу” тоже неоднократно обсуждались на нашем портале: яркий теплый плед на диване, цветы или фрукты в вазе, запах домашнего печенья, апельсинов или кофе заставит покупателя если не почувствовать себя здесь совсем как дома, то хотя бы чем-то запомнить именно вашу квартиру. А это — уже половина успеха.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2