Кризис – это, помимо прочего, сокращение числа платежеспособных клиентов. За них обостряется конкуренция, и логичный ход в этой борьбе – снизить цены. Оглянувшись вокруг, мы видим, что почти все так и поступают. Магазины объявляют различные "сейлы".
Мастера культуры и работники шоу-бизнеса снижают гонорары. На любезном нашему сердцу рынке недвижимости вполне сообразно времени ведут себя продавцы новостроек.
И только риэлторы - вторичники, шумные и неорганизованные, как дети лейтенанта Шмидта до подписания Сухаревской конвенции, пока не могут определиться в этом вопросе.
На заре нашего рынка недвижимости, году эдак в 90-м, никакого "общепринятого размера комиссии" не существовало. Риэлторы говорят, что величина их вознаграждения "определялась торгом" – в переводе на общечеловеческий язык это означает, что с клиента пытались состричь столько, сколько смогут.
В ту пору очень распространены были договоренности "в натуральном виде": твою, клиент, квартиру мы меняем на вот такую, а что и за сколько мы продали и купили – не твое дело. Кстати, именно в те времена появились рассказы в стиле "Тысячи и одной ночи" о неимоверных доходах риэлторов. Например, о том, что при разъезде коммунальной квартиры на Арбате на три "однушки" на окраине агент сам зарабатывал себе на целую квартиру.
Годы шли, и доходы тружеников вторичного рынка недвижимости постоянно снижались. Причин этому процессу отыскать удалось две. Во-первых, постоянно росло число агентств недвижимости, усиливалась конкуренция между ними. А во-вторых, население тоже становилось грамотнее. Сегодня (во всяком случае, в Москве) даже самые дремучие бабушки знают, сколько в среднем стоит 1 кв. м. недвижимости.
Получить риэлтору в таких условиях "комиссионные" в размере трети стоимости квартиры не выйдет.