На прошлой неделе подача газа уже была ограничена нескольким крупнейшим химическим предприятиям страны. Но сейчас идет вторая, куда более мощная волна «оптимизации».
Так, уже сегодня харьковские предприятия должны отключиться от газоснабжения. «Харьковгоргаз» накануне разослал соответствующие факсограммы всем крупным потребителям. В списке — абсолютно все предприятия, кроме тех, которые работают в пищевой промышленности.
Бьют тревогу и в Одессе. Газа здесь, по данным местных властей, хватит еще максимум на три дня. В настоящее время, по словам председателя Одесской обладминистрации Николая Сердюка, власти готовятся к эвакуации больниц, домов престарелых и интернатов из южных районов области в связи с недостатком топлива. «Если ничего не изменится, то в пятницу мы будем вынуждены начать эвакуацию... Мы готовимся к самому худшему», — сказал губернатор.
Тяжелая ситуация с отоплением остается в Киеве. Во многих районах города продолжаются перебои с отоплением. Проблем не избежали и школы, больницы и детские сады. Как признается нам директор гимназии №261 Светлана Небож, в некоторых классах температура опустилась до 15 градусов, а в коридорах учебного заведения еще холоднее.
Жалуются на температуру в больницах и медики. По словам завотделом по социально экономическим вопросам профсоюза работников здравоохранения Киева Виталия Коваля, в некоторых учреждениях батареи практически не греют. «В Печерском районе есть стационары, где температура в операционных около 13 градусов!» — признается нам Коваль.
В «Нефтегазе» говорят, что вопросы по теплу в столице не к ним. «Несмотря на задолженности Киевэнерго, газ мы выделяем в достаточном количестве. Так что, все вопросы следует задавать Киевэнерго», — заявил руководитель пресс-службы НАК «Нафтогаз Украины» Валентин Землянский.
Тем временем «Киевэнерго» отвечает, что к ним поступает только половина от необходимых объемов газа. «Киэвэнерго получает только 3,960 млн. м3 газа в сутки. При этом для нормальной работы две ТЭЦ-5 и ТЭЦ-4 должны использовать 7,1 млн. м3 газа в сутки», — объясняет ситуацию технический директор компании Юрий Гладишев.
В связи с холодом украинцы придумывают новые способы, чтобы обогреться. Как рассказала нам киевлянка Елена Токарева, температура в ее квартире 14—15 градусов (норма минимум 18—20). «Я надеваю теплые штаны, шерстяные носки. Спать ложусь в шапке и укрываюсь пуховым одеялом! Постоянно пью горячий чай. Но это не помогает. Я все равно постоянно мерзну и уже неделю болею», — жалуется Токарева.
Не лучше ситуация и в семье Чепурных. «У нас круглосуточно работает обогреватель, а на кухне включены конфорки и духовка. Окна и двери на балкон, я обкладываю полотенцами, чтобы было хоть немного теплее», — признается нам Лариса Чепурная.
Неудивительно, что из-за квартирной мерзлоты количество заболеваний среди людей значительно подскочило. Как рассказала нам терапевт высшей категории одной из престижных столичных больниц Марина Крапивнер, по сравнению с этим же периодом прошлого года количество заболевших увеличилось где-то на 20%. «Люди начали гораздо больше болеть простудой, пневмонией, гайморитом, бронхитом», — рассказывает Крапивнер.
В Красном Луче (Луганская область) замерзает 70-летняя Тамара Антони, которая живет прямо в центре города. В квартире пенсионерки температура иногда опускается до восьми градусов мороза.
«Буквально в 100 метрах от нашего дома по улице Спортивной стоит мэрия, но близость чиновников не греет. В наших кранах теперь даже нет холодной воды, потому что она просто замерзает в стояках. У моего сорокалетнего сына-инвалида 2-й группы отмерзают ноги: ему тяжело подниматься с кровати, но он старается ходить с палкой по квартире, чтобы окончательно не околеть», — едва не плача, рассказала нам Тамара Ефимовна.
Впрочем, наша собеседница далеко не одинока в своей беде — в Красном Луче вообще нет центрального отопления, и председатель правления ОСМД «ЖЭО» Сергей Солдатченко уже привык к айсбергам замерзшего льда в ваннах брошенных квартир.
«За подвалами мы стараемся следить, чтобы трубы не замерзали, но попасть в квартиры нет никакой возможности, люди закрыли двери и уехали на заработки. Жить здесь невозможно — эти дома были подключены к котельным нашего машиностроительного завода. Раньше тепла хватало и для потребностей завода, и для поселка, чтобы обогреть эти 10 домов. В систему отопления щедро заливали 270 тонн горячей воды. Сейчас себестоимость этого тепла выросла больше чем до 60 гривен за квадратный метр, поэтому мы заканчиваем подведение в этот микрорайон газа — к концу января его подключат, и все должно наладиться», — объяснил Сергей Солдатченко.
Пожилые мужчина и женщина получили обморожения в свой квартире. Трагический случай произошел в городе Вознесенске Николаевской области. 9 января около 15.45 в областное МЧС позвонил взволнованный мужчина, объяснив, что уже несколько дней не может дозвониться до своей мамы. Она не брала трубку, а когда он приехал к ней дверь ему никто не открыл, а окно треснуло, когда он пытался достучаться до родни.
«Приехав по указанному адресу, мы увидели двух людей: мужчину 1939 года рождения и женщину 1937 года рождения. Они были одеты в свитера и куртки и лежали под одеялом без сознания, — рассказывает нам начальник пресс-службы МЧС Николаевской области Светлана Водолага. — Мы, конечно, вызвали скорую помощь, которая поставила первичный диагноз — обморожение. А в квартире действительно было жутко холодно! Она совсем не отапливалась. Отопление жильцы отключили себе сами, видимо из экономии». Сейчас они в больнице.
В столице ситуация с отоплением непростая. В больше чем половине районов проблем с температурой в квартирах нет, термометры показывают установленные стандартами 20 градусов тепла. Меньшей половине повезло меньше. Нам удалось найти дом, где температура воздуха всего 10-12 градусов тепла. Это многоэтажка по улице Шолом Алейхем 7/20.
84-летняя Александра Мороз рассказывает, что неделю назад, когда были сильные морозы, у нее дома было 2 градуса тепла! «Такая низкая температура держалась два дня, но я их никогда не забуду! Это было действительно очень страшно. А сейчас у меня около 10-12 градусов, и теперь это просто рай. Я постоянно ношу два свитера, и набрасываю плед. По утрам от холода затекает спина и мне сложно встать с кровати!», — рассказывает Мороз.
Холод — проблема всех жильцов этого дома. «Я сплю под очень теплым одеялом, хожу по квартире в свитере и джинсах, пью горячий чай. Приходилось даже куртку одевать. А еще после стирки вещи сохнут по несколько дней», — признается житель этого же дома Богдан.
По рассказам 80-летнего жильца этого же дома Евгения Ивановича, согревается он фланелевым бельем, которое купил еще во времена СССР. «Спать приходится под тремя одеялами, а на ночь я обкладываю ноги бутылками с горячей водой, чтобы было теплее. Носки шерстяные одеваю, и у меня обогреватель круглосуточно работает», — говорит старик, у которого в квартире — плюс 10 градусов.
В ЖЭКе нам рассказали, что температура до 2-х градусов в доме никогда не опускалась, но признали, что проблемы и правда были. «ТЭЦ добавил энергоносителя и теперь в квартирах температура не меньше 18 градусов тепла», — заявила нам диспетчер жэка № 1303.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2