В прошлом году за июль в столице было сдано 933 квартиры, а в августе — 1,5 тысячи. В этом же на 33 тысячи объявлений об аренде жилья за июль пришлось около 800 сделок, а в августе их число едва ли перевалит за тысячу, считают риелторы.
«Падение объемов в нынешнем августе будет, хорошо, если преодолеем метку в тысячу сделок», — отметил специалист по недвижимости.
Основная причина столь осторожных прогнозов — общее снижение экономической активности. «Студенты снимают квартиры значительно реже, а если и снимают, то в складчину. Иногородние, работающие в столице, предпочитают экономить и ищут жилье в пригороде. Также позабыта любимая категория риелторов — послевыборная, когда вслед за победителями выборов в столицу переезжала команда и им всем снималось жилье, причем в элитном и бизнес-сегментах и в центре», — делится заместитель директора агентства ПМЖ Олег Плахотнюк.
Цены поднялись на 500–1500 грн
Спрос традиционно смещен в сторону «найти самое недорогое жилье, которое возможно», говорят специалисты. Но за год цена «не убитой квартиры» в нормальном районе выросла с 4 тыс. до 5 тыс. грн, а двушки возле метро — с 6 тыс. грн до 8 тыс. грн. «Основные требования — место, цена и ремонт. Однушка с евроремонтом будет стоить 6 тыс. грн, с обычным ремонтом и мебелью из 2000-х — уже 5 тыс. грн», — говорит Плахотнюк.
Меньше всего поднялись цены на дешевое жилье, но даже «на выселках» гостинку сейчас в Киеве не найти дешевле 3 тыс. грн плюс все коммунальные. То есть арендатор платит около 3,5 тысячи в месяц в теплое время, а зимой его расходы вырастут еще минимум на 500 грн. Гостинки чуть крупнее — около 40 кв. м, — которые прошлым летом можно было найти по 3 тыс. грн, сейчас сдаются по 3,7 тыс. грн, а те, что предлагались по 3,5 тыс. грн, теперь выставлены по 4,2 тыс. грн.
В валюте не снимают
В бизнес-классе хозяева пытались в течение года удерживать цены в долларе, но большинство перешло на гривню в середине года, поскольку арендаторы не готовы платить по актуальному курсу.
«Этой весной несговорчивая хозяйка квартиры на Позняках, удерживающая ставку в долларе, потеряла клиентов: она хотела 1 тыс. у. е., но 8 тыс. грн два года назад сейчас превращаются в 22 тыс. грн, кто такое будет платить? Хозяйке я так и сказал: «Вы из-за своей жадности потеряли хорошего жильца». Мы ему подобрали квартиру за 12 тысяч», — говорит Плахотнюк.
Экономят на тепле и ремонте
Хозяева жилья последовательно уходят от схемы, когда они устанавливали фиксированную плату для арендатора, а на себя брали оплату всей коммуналки. Сейчас, по оценкам Сергея Костецкого, 60% съемщиков платят ставку плюс по всем квитанциям, а 40% — ставку плюс по счетчикам.
«Такая пропорция сохранится до начала отопительного сезона. Насколько будет повышена оплата за горячую воду, отопление, газ, пока нет ясности, но повышение точно будет. И хозяева либо будут повышать на эту сумму арендную плату, или будут сообщать съемщикам, что именно они платят за отопление», — говорит Костецкий.
Квартиросъемщики в этой ситуации начнут устанавливать поквартирные счетчики тепла в тех домах, где это возможно, считают эксперты. «Стоят они 4–5 тыс. грн и окупятся в течение сезона. Но у нас подобная модификация возможна только в новых домах», — говорит Костецкий.
С ним согласен Олег Плахотнюк: «В половине домов уже стоят домовые счетчики тепла, и это значительно, почти вдвое, снижает плату за отопление. К примеру, за двушку в 56 квадратов прошлой зимой за тепло платили 490 грн, а после установки домового счетчика — 240–260 грн».
По наблюдениям Плахотнюка, небольшой ремонт или устранение недостатков жилья берут на себя сами хозяева, если это можно сделать быстро. «Если работы укладываются в плату за два месяца, договориться можно», — говорит Плахотнюк.
А вот утепление квартиры «в счет квартплаты» силами арендаторов в этом сезоне уже не будет актуально. «Пластиковые окна заменить в двухкомнатной квартире — меньше чем в 20–25 тыс. грн не уложишься. При аренде в 5 тыс. грн в месяц хозяин не пойдет на то, чтобы не получать четыре–пять месяцев доход», — объясняет Костецкий. Так что утеплить стены или заменить батареи — личное дело съемщика. «Кто мерзнет, тот и платит», — поясняет Плахотнюк. Прошлогоднего ажиотажа с бойлерами нет: горячую воду этим летом отключали меньше, а сами бойлеры подорожали втрое.
Ищут в соседи даже незнаконцев
Согласно данным риелторов, увеличивается доля арендаторов, готовых снимать квартиры в складчину. По оценкам Костецкого, если в прошлом году таких новых «коммуналок» было до 5%, то сейчас каждая десятая сделка в эконом-сегменте — с соседями. Как рассказал Плахотник, трешки сейчас почти все снимают на две семейные пары, и каждая вторая двушка тоже снимается в складчину. По его словам, хозяева уже практически смирились, что их квартиры превращаются в общежития.
«Мы их уговариваем: сейчас сложно, две семьи или коллеги-друзья — это страховочный вариант для вас, финансовые сложности у одного — другой поможет», — говорит Плахотник. Причем в складчину снимается не только экономжилье. Например, квартира на Андреевском спуске была этим летом сдана за 1,5 тыс. у. е. на троих, тогда как в прошлом году ее сдавали по 3 тыс. у. е. и исключительно для семьи. Размещают заявки не только на комнаты по цене 2–3 тыс. грн, но и на реально хорошие квартиры — по цене до 10 тыс. грн.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2