Население расслабилось. Но особо чувствительные к деяниям государственных структур люди знают: все, что было до этого, в том числе и ритуальные пляски вокруг Налогового кодекса с жертвоприношением в виде президентского вето – это «цветочки».
Это легкий наркоз перед отпиливанием кусков от семейного бюджетного тела. Потому что вскоре расходы некоторых уже не будут поспевать за доходами. Мы начнем получать новые, другие счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые нам, как говорят, оказывают. Но у каждой, даже не очень приятной истории есть своя предыстория.
В трех таблицах ниже в качестве примера показаны суммы, взятые из самых обычных, рядовых квитанций на оплату ЖКХ по одной и той же квартире в Киеве. Там легко можно рассмотреть отзвуки политической борьбы. В частности, как подействовал принятый правительством летом 2009 года мораторий на повышение тарифов и т.п.
Там же наглядно видно, как повышались тарифы на услуги ЖКХ для населения на протяжении 2006-2010 гг. – та же квартплата выросла в 5 раз и т.д. В январе 2011-го – все почти так, как было в конце прошлого года. Но любоваться такими квитанциями приходится в последний раз. Больше подобных цен не будет. Начиная уже с февраля нынешнего года.
Стоимость услуг ЖКХ для одной из типовых киевских квартир в 2006 г., грн.
Наименование услуги | январь | декабрь |
---|---|---|
Квартплата и содержание придомовой территории | 30,91 | 95,54 |
Холодное водоснабжение | 4,84 | 27,94 |
Отопление | 44,96 | 112,96 |
Горячее водоснабжение | 24,76 | 73,46 |
Водоотвод горячей воды | 2,10 | 7,56 |
Газ | 3,78 | 6,76 |
Стоимость услуг ЖКХ для одной из типовых киевских квартир в 2009 г., грн.
Наименование услуги | январь | июнь | декабрь |
---|---|---|---|
Квартплата и содержание придомовой территории | 59,01 | 153,99 | 146,12 |
Холодное водоснабжение | 20,76 | 48,28 | 47,40 |
Отопление | 89,92 | 133,76 | 89,92 |
Горячее водоснабжение | 48,00 | 86,60 | 61,60 |
Водоотвод горячей воды | 3,78 | 9,24 | 7,56 |
Газ | 10,42 | 10,42 | 10,42 |
Стоимость услуг ЖКХ для одной из типовых киевских квартир в 2010 г., грн.
Наименование услуги | январь | июль | декабрь |
---|---|---|---|
Квартплата и содержание придомовой территории | 146,12 | 146,12 | 146,12 |
Холодное водоснабжение | 40,84 | 46,32 | 54,19 |
Отопление | 89,92 | 127,01 | 127,01 |
Горячее водоснабжение | 61,60 | 82,28 | 82,28 |
Водоотвод горячей воды | 8,76 | 8,76 | 8,76 |
Газ | 10,42 | 10,42 | 15,64 |
Самое худшее во всей этой бесконечной и многолетней суете вокруг тарифов – то, что все время идут дискуссии… И частенько вовсе не о том, надо повышать тарифы, или нет… Дискуссии ведутся еще по одному, очень важному направлению: кто всю эту тарифную лобуду будет назначать? Кто будет определять, какие вписывать цифирки в бланки расчетных «приговоров», приходящих по почте? Идей было много.
Например, весьма популярной среди чиновников системы ЖКХ была мысль о создании Государственного агентства, которое будет проводить все расчеты и регулировать тарифы. Мол, специализированная комиссия на уровне центральной власти будет расценки утверждать, а местные власти, собственно, брать под козырек и расписывать гражданам. И никакой путаницы, особенно во времена выборных компаний, когда каждый кандидат в мэры за честь почитает поклясться наивному местному электорату, что он-де обязательно снизит тарифы на все.
На все не снизит хотя бы потому, что есть большая разница между подачей стакана воды в Киеве на Днепре и в Донецке, Львове или Крыму, куда воду подают по трубопроводам за десятки и сотни километров. На некоторое время разговоры приутихли. Может потому, что где-то в недрах жилищно-коммунального вулкана зреют очередные новшества?
Из публичного известно как минимум то, что 16 февраля на заседании Кабинета Министров Украины премьер-министр Николай Азаров, как отмечается в сообщении Правительственного портала, прямо заявил, что «в ближайшее время должен быть решен вопрос реализации в полном объеме Закона Украины «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины» и создания полноценного регулятора рынка коммунальных услуг.
Для выполнения задач, поставленных Президентом Украины, Правительство должно обеспечить контроль над процессом установления для коммунальных предприятий и населения справедливых цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, природный газ и электроэнергию, а также обеспечить взаимодействие регулятора рынка коммунальных услуг и органов местного самоуправления в вопросах утверждения соответствующих тарифов». Т.е. власть действительно хочет тарифами «рулить» централизованно.
Или, например, другая тема – тема пени. Некоторым властным мужам она видится как еще одно «железное» средство вытрясания из гражданина остатков средств его существования в пользу ЖКХ. Но – боязно, поскольку даже им понятно, что и без того народ напряжен, и пени как таковой можно будет попросту не дождаться. Да, к тому же, и решение это в Киеве было вскоре после введения упразднено.
Местная власть предложила платить за жилкоммунуслуги до 20-го числа каждого месяца, а взамен, мол, она будет предоставлять послабления в тарифах, которые вроде как будут каким-то образом пересчитываться. Как именно – «Багнет» уже пытался найти ответ на этот вопрос. Ну, а вот если опоздаешь с оплатой, уж тогда и пеня, и все другое… В результате очереди стариков в кассах 18-19-го февраля выросли, а уплатившим вовремя никто никаких послаблений почему-то еще не предлагает – говорят, что предложат в следующем месяце. Мало того, уже появилась информация, что пеню жители Киева платить все-таки будут…
Возникает еще один вопрос: а каким образом наполнение государственного и местных бюджетов сочетается с тем фактом, что большинство коммунальных предприятий в большинстве городов уже отданы в концессию, в аренду (читай – в частные руки)?
Вообще с тарифами возникают сплошные непонятки. Вот в июле 2010 года произошло нечто из ряда вон выходящее. Тогдашний глава Антимонопольного Комитета Украины Алексей Костусев неожиданно ка-а-к выступит защитником будущих обездоленных плательщиков! И говорит на брифинге, перед многочисленными телекамерами, что, стало быть, необоснованные они, эти новые тарифы.
Потому что, дескать, в Киеве отсутствует как там? Ага, вот: «исполнитель данных услуг». То есть – услуги вроде есть, а вот исполнителя – нет. Это, конечно, в юридическом смысле. То есть если вам чего-нибудь из этих услуг недольют, или недогреют, то и обратиться с низкопоклонной просьбой о перерасчете не к кому. Говоря по-простому, не найдет гражданин виноватого.
И вообще в жилищно-коммунальном хозяйстве сегодня практически невозможно найти специалиста, который бы на пальцах, просто и доступно разъяснил нам, недогретым и недомытым, что это за зверь такой – «экономически обоснованные» тарифы? Кем обоснованные, на каких критериях и основаниях? И самый главный вопрос: почему, как только возникает вопрос об обоснованности цен, немедленно где-то в подкорковом сознании появляется мыслишка: «Будут драть».
Чтобы проиллюстрировать сказанное, разберем, как говорят, пример из жизни. Итак, обычный киевский дом в три подъезда. Не углубляясь в остальное, возьмем одну такую статью оплаты, как содержание придомовой территории. Это только человеку, весьма отдаленному от темы может показаться, что имеем дело не с биномом Ньютона. Да, это не бином. Это теорема Ферма.
До сих пор никем не доказанная. Определить «экономическую обоснованность» расценок на содержание придомовой территории не дано никому и никогда. Не потому, что это сложно. А потому, что это никому не нужно, и особенно тем, через чьи руки средства, уплачиваемые по этим тарифам, проходят. Как рассказал один председатель жилищного кооператива, список позиций, включенных для начисления данного тарифа, занимает 14 печатных страниц(!).
Здесь и травля тараканов, и уничтожение мышей в подвале, и завоз песка в песочницу, и летний полив клумб, и ремонт этой песочницы, не говоря уже о таких понятных позициях, как содержание лифтов или закупка веников и совков для дворника. Попытка председателя разобраться вместе с бухгалтером во всем этом окончилась нервным припадком у бухгалтера и потоком непечатных формулировок из уст председателя.
И еще. С нас берут за воду деньги не те, которые насчитывает домовой счетчик в подвале, а среднюю по микрорайону… Из месяца в месяц, и без всяких перерасчетов, потому как если в квартире зимой было холодно – добавят тепла в апреле, в конце сезона. А за нагрев воды – той самой, в батареях и для кранов – вообще посчитать тариф нереально. Поскольку воду поставляет «Киевводоканал», а греет «Киевэнерго». И расчет идет в гигакалориях, а не в литрах. Сколько вы потребляете гигакалорий, знаете? То-то.
А какими природными катаклизмами объяснить, что стоимость услуг при уплате 19 числа отличается от расчетов 21-го. Вот и верь после всего этого в «экономическую обоснованность» жилищно-коммунальных тарифов...
Тарифы на услуги ЖКХ для киевлян в 2011 году, грн.
Наименование тарифов | Действуютдо 01.02.2011 г. | Вводятсяс 01.02.2011 г. | |
---|---|---|---|
При оплате до 20 числа | При оплате после 20 числа | ||
Тепловая энергия (за 1 Гкал) | 184,41 | 237,70 | 253,15 |
Отопление (за 1 кв.м) | 2, 26 | 2,91 | 3,10 |
Холодная вода при наличии квартирного или домового счетчика | 1,62 | 1,62 | 1,62 |
Водоотвод холодной воды при наличии квартирного или домового счетчика холодной или горячей воды (за 1 куб.м) | 1,25 | 1,25 | 1,25 |
Холодная вода и водоотвод в домах с централизованным снабжением горячей водой, с ваннами, оборудованными душами (за 1 чел. в месяц) | 15,78 | 15,78 | 15,78 |
Горячая вода при наличии квартирного или домового счетчика горячей воды (за 1 чел. в месяц) | 11,75 | 14,68 | 15,53 |
Горячая вода в домах с централизованным снабжением с ванными, оборудованными душами (за 1 чел. в месяц) | 41,14 | 51,38 | 54,35 |
Водоотвод горячей воды в домах с централизованным снабжением горячей водой, с ваннами, оборудованными душами (за 1 чел. в месяц) | 4,38 | 4,38 | 4,38 |
Средний тариф на услуги содержания домов и сооружений, придомовых территорий (за 1 кв.м) | 1,96 | 2,88 | 3,16 |
Электроэнергия, за 1 кВт | 0,2436* | 0,3167** |
*За первые 150 кВт в месяц, **за 151-й кВт и все последующие
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2