Представленный проект строительства в два этажа может перерасти в четыре, 16 этажей – в 25. К чему тогда весь этот цирк с градсоветом и общественными слушаниями?
Красивые картинки и макеты, которые демонстрируют застройщики экспертам-архитекторам и общественности, подчас имеют мало общего с теми зданиями-монстрами, которые вырастают посреди столицы.
В прошлом году, когда на месте фонтана на Львовской площади только появился строительный забор, «Газета...» представляла читателям проект торгового центра, который будет на его месте. По утвержденному проекту он должен был быть двухэтажным. Но вместо двух этажей появился третий, уже выгоняется четвертый... На каком этапе стройка остановится, знает, похоже, только инвестор.
За объяснениями мы обратились к заказчику, но мобильный телефон оказался отключенным. Но вот как объяснил происходящее проектировщик.
– Я отказался от авторских прав по этому проекту, – говорит разработчик первой, двухэтажной версии проекта Виктор Судоргин. – То, что делают сейчас, безобразие. Изначально планировалось вертикальное озеленение, фонтаны, максимальное сохранение архитектурной среды, кафе на втором этаже, подиум для демонстрации моделей... Выбросили все.
Заказчик не скрывал, что ему надо побольше квадратных метров. И главное – проект проскочил градсовет, хотя изначально с трудом согласовали даже два этажа, потому что за ним дом-памятник архитектуры, и он должен быть виден. Нарушены нормы по подъездам, у нас была рассчитана подземная стоянка, исходя из количества людей, здесь же собираются ставить авто на чужих парковках по договоренности...
Кстати, на информационной табличке до сих пор нет иллюстрации проекта, а само название «реконструкция брызгательного бассейна» выглядит издевательством над всеми, кто еще помнит, как на площади били фонтаны.
И так застраивается весь Киев. Помимо бесконтрольной раздачи земли под строительство, неадекватных высотных проектов застройки исторического центра, парков и скверов, в Киеве есть еще проблема несоответствия того, что согласовывается с тем, что строится.
Множественные фильтры Градсовета – градостроительное обоснование, предпроектные предложения, консультативное рассмотрение, эскизный проект, проект – не срабатывают. Проект, вынесенный на градсовет или общественные слушания, и его реальное воплощение – две большие разницы.
Самый печальный пример – «монстр» на Грушевского. Он начинался, при первом рассмотрении, с 7–11 этажей. Утвердили на отметке 8–15. Когда стали появляться 16, 17, 18 этажи, Виктор Ющенко бросил эффектную фразу: «Если мы ее (многоэтажку. – Авт.) оставим, все киевские князья перевернутся в гробу». Оставили...
Особую опасность представляют такие перекосы в охранной буферной зоне памятников ЮНЕСКО. Взять хотя бы застройку вокруг Софии Киевской, последний скандальный проект по ул. Гончара, 17-23.
– У застройщика было четыре или пять проектов, – говорит глава инициативной группы Ирина Никифорова. – Первый, наиболее щадящий, в 5 этажей, но его не приняли. Второй, уже в 7 этажей, выносили на общественные слушания. Сейчас этажи посчитать невозможно – вроде бы 10. Плюс 6 метров первый этаж, еще 6 метров пентхауз.
Мы заставили отправить проект в ЮНЕСКО, там указана высота 32,5 м, при этом высота потолков каждой квартиры – 3,5 м, умножить на 10 этажей, и что получается? А прибавить масштаб? У нас домики маленькие, на 1-2 парадных, а тут, судя по адресу, одна махина будет занимать целый квартал.
На Стрелецкой, 9/11, тоже готовится монстр – 47 метров, хотя, учитывая буферную зону, не должен превышать 27 м. Самое дикое, что увенчать его собираются куполами, и это в нескольких метрах от Софийского собора, высота которого 45 м вместе с крестом.
Еще рядом Стрелецкая, 10. Вынесенный проект – 12 этажей. Под давлением общественности снизили до 10, но новый проект никому не показывают. Сколько будет в итоге, только на совести владельца участка.
Идем дальше. Рыльский переулок, 4. Кстати, по поводу этого строительства был единственный прецедент в столице, когда по требованию властей застройщик снизил этажность с 9 до 7 этажей, разобрав уже построенные два. Случилась это, правда, в конце 1990-х, а потом власть поменялась и стала закрывать на все глаза. В итоге вылезло непонятно что, в чем и этажи посчитать сложно, но не меньше 11.
А сколько таких строек по всему городу? Наверное, если поднять изначальные проекты и сравнить с реализованными, довольно большой процент новых жилых зданий не будет соответствовать утвержденным. Вот и получается, что дом на Кловском спуске, 7а, «вылез» со стороны Лавры, обезобразила Липки высотка на Институтской, 18. Про спальные районы вообще можно не упоминать.
– На общественных слушаниях нам показали проект жилого дома в 24 этажа по пр. Правды, 80-82, – рассказывает жительница Виноградаря Елена Заренко. – Мы не согласились, он полностью закрывает свет в соседних домах. Пообещали внести изменения в проект, снизить до 16–20 этажей, и на этом все закончилось. Все равно «гонят» 24 этажа, хотя считается, что слушания прошли.
«Суд эмоции не принимает»
Йосиф Шварцман, рецензент проектов КО «Центр градостроительства и архитектуры»:
– Заявленное количество этажей еще ничего не означает. Утверждают одно количество, потом уже без проекта приплюсовывают мансарду, надстройку, завершения, как, например, «Ботаник Тауэр» на Саксаганского, 121, где надстроили пентхаус. Что заказчик задумал, то и будет, пока есть такое понятие, как градостроительное обоснование.
Когда есть деньги, можно обосновать все, что угодно и где угодно. А когда уже построено, вообще можно ставить крест, даже если подать в суд. Суды эмоции не принимают, они видят только язык цифр, сколько средств вложено в строительство и сколько придется выплатить в случае ликвидации.
«Согласований много, но контроль за застройщиками не ведется»
Анатоль Карминский, заслуженный строитель Украины, глава фирмы «Консалтинговая группа Карминского»:
– Технологическая цепочка согласований такая: после утверждения на градсовете проект должен пройти процесс согласования в Главархитектуре, в частности, его технико-экономические показатели (ТЭП), в которых обязательно указана и этажность. Потом свое положительное заключение должна дать госстройэкспертиза.
После всех согласований ответственность лежит на инвесторе и заказчике. Следующий этап – разработка рабочей документации и уже сам процесс строительства. Так вот другую этажность можно согласовать только на этапе, когда подается ТЭП, но в подавляющем большинстве случаев инвестор и заказчик самовольно изменяют этажность уже после, несмотря на то, что за процессом должны следить много организаций, которые и принимают проект.
Это и технадзор заказчика, инспекция архстройконтроля, БТИ, приемочная комиссия. Но они не особо-то следят. Хотя за нарушения предусмотрены большие штрафы, вплоть до остановки строительства и сноса самовольной надстройки.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2