Проект Налогового кодекса фактически сводит на нет все преимущества упрощенной системы налогообложения – откровенно роптали юристы на вопрос о ключевых предложениях нового законопроекта. По их словам, предлагаемые в документе изменения приближают упрощенную систему к общей системе налогообложения.
«Фактически предложено увеличить количество налогов и сборов для предпринимателей, которые работают по упрощенной системе, а также сузить рамки применения упрощенной системы налогообложения. В действительности происходит подмена идеологии упрощенной системы налогообложения: остается лишь название, а процедура уплаты налогов и отчетности существенно осложняется», - рассказал директор юридической компании «Богодар» Руслан Назаренко.
Однако, по его словам, самой сильной угрозой для упрощенной системы налогообложения в проекте Налогового кодекса является увеличение количества налогов и сборов, которые будет вынужден платить предприниматель, и соответственно, увеличение документооборота предпринимателя и расходов его времени на налоговые процедуры.
«Достаточно взглянуть на с.2 Сравнительной таблицы норм Указа Президента № 727/98 и проекта Налогового кодекса, где перечислены все налоги и сборы, которых не должны платить предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения. Сейчас предприниматель, который работает по единому налогу, освобожден от 16 видов налогов и сборов, а согласно проекту Налогового кодекса – будет освобожден лишь от 4 видов налогов и сборов», - подчеркнул юрист.
Что касается официального комментария к изменениям, то Минфин, в частности, выделял четыре главных блока в новом Налоговом кодексе. Во-первых, предусматривается поэтапное снижение налоговой нагрузки на плательщиков налогов. Так, при условии реинвестирования прибыли предусмотрено снижение ставки налогообложения налогом на прибыль с 25% до 20%. Кроме того, внедряется ускоренная амортизация для производителей высокотехнологичной продукции и инновационных проектов. Также с момента введения в действие Налогового кодекса состоится поэтапное снижение общей ставки налога на добавленную стоимость с сегодняшних 20% до 18%.
Среди новаций, которые, по мнению господина Назаренко, нашли свое отображение в Кодексе, - адаптация украинских реалий к европейскому опыту. Это, в частности, продление срока, необходимого для уплаты некоторых налогов, что, по убеждению авторов, будет содействовать развитию инновационно-инвестиционной модели экономики Украины. Предусматривается также расширение базы налогообложения при общем уменьшении налогового давления, стимулирования приобретения предприятиями энергосберегающего оборудования, совершенствование схемы взаиморасчетов между центральными и местными бюджетами.
Официальный комментарий Минфина прошлого состава гласил: налогообложение по итогам года доходов физических лиц-предпринимателей – плательщиков единого налога, которые превышают 300 тыс. грн., – происходит по ставке 1% от суммы такого превышения (дополнительно к уже оплаченным на протяжении года суммам налога за фиксированными ставками); с целью предотвращения использования плательщиков единого налога в схемах уклонения от налогообложения внедрено налогообложение суммы превышения предельного годового объема дохода: по ставке 15% для физических лиц – с дохода свыше 500 тыс. грн. в год; по двойной ставке единого налога для юридических лиц (6% и 10%) – с дохода свыше 1 млн. грн. в год. Плательщики единого налога будут определяться по действующим на сегодня критериям, а именно: для физических лиц – 10 наемных работников и 500 тыс. грн дохода в год; для юридических лиц – 50 наемных работников и 1 млн.грн. дохода в год.
Кроме того, сокращен перечень налогов и сборов, которые включаются в состав единого налога, а именно: исключены ресурсные платежи и взносы в государственные целевые фонды. В связи с этим ставки налогообложения для юридических лиц уменьшены в 2 раза. В новом Кодексе пересмотрен размер надбавки, которая применяется к ставкам единого налога и сегодня составляет 50% за каждого наемного работника физического лица – плательщика налога. Предусмотрено снижение такой ставки до 20%.
Для определения базы налогообложения фиксированным сельскохозяйственным налогом предусматривается применение ежегодной индексации денежной оценки земель сельскохозназначения в соответствии с земельным законодательством. Действующим законодательством такая оценка зафиксирована на 1 июля 1995 года. В то же время, для сельскохозяйственных предприятий, которые специализируются на производстве и переработке продукции животноводства и птицеводства, базой налогообложения будет определяться доход плательщика налога, который будет облагаться налогом по ставке 2%.
Также внедрен отдельный учет и налогообложение доходов, полученных от продажи несельскохозяйственной продукции, а также от предоставления работ (услуг). Для устранения разногласий в толковании термина «сельскохозяйственная продукция», при его определении сделана ссылка на конкретный диапазон кодов Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (исключительно товарная сельскохозяйственная продукция).
Расширение базы налогообложения налогом на транспортные средства осуществляется за счет: внедрения налога для владельцев воздушных транспортных средств; введения дополнительной дифференциации ставок налога при объеме двигателя больше 3500 куб. см; налогообложения некоторых водных видов транспорта в зависимости от мощности двигателя; исправления налога при первой регистрации водных и воздушных транспортных средств.
Также в проекте Налогового кодекса отмечено, что по упрощенной системе налогообложения смогут работать юридические лица (фирмы), которые имеют не более чем 50 наемных работников, и доход не более чем 1 млн. грн. в год, и физические лица (частные предприниматели), которые имеют не более чем 5 наемных работников и доход не более чем 200 тыс. грн. на год.
Источник: Meget
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2