ЖК Кузьминский 2 от 13'200 грн/м2
ЖК Сонцтаун от 12'500 грн/м2
ЖК Henesi House от 17'200 грн/м2
ЖК Кирилловский Гай от 18'000 грн/м2
ЖК Nyvky Plaza от 18'000 грн/м2
ЖК Идея от 9'650 грн/м2

Общие положения


Закон Украины о банках и банковской деятельности

Раздел I - Общие положения

Глава 1 - Общие положения

Статья 1. Предмет и цель Закона

Настоящий Закон определяет структуру банковской системы, экономические, организационные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

Целью настоящего Закона является правовое обеспечение стабильного развития и деятельности банков в Украине и создание надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке, обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и клиентов банков, создание благоприятных условий для развития экономики Украины и поддержки отечественного товаропроизводителя.

Статья 2. Определение терминов

В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:

  • андеррайтинг - покупка на первичном рынке ценных бумаг с последующей их перепродажей инвесторам; заключение договора о гарантировании полной или частичной продажи ценных бумаг эмитента инвесторам, о полном или частичном их выкупе по фиксированной цене с последующей перепродажей или о наложении на покупателя обязанности делать все возможное, чтобы продать как можно больше ценных бумаг, не принимая обязательства приобрести какие-либо ценные бумаги, которые не были проданы;
  • ассоциированная лицо - супруг, прямые родственники этого лица (отец, мать, дети, родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки), прямые родственники супруга этого лица, мужчина или жена прямого родственника;
  • аффилиированное лицо банка - любое юридическое лицо, в котором банк имеет существенное участие или которое имеет существенное участие в банке;
  • банк - юридическое лицо, которое на основании банковской лицензии имеет исключительное право предоставлять банковские услуги, сведения о которой внесены в Государственный реестр банков;
  • банк с иностранным капиталом - банк, в котором доля капитала, принадлежащего хотя бы одному иностранному инвестору, составляет не менее 10 процентов;
  • банковская группа - группа юридических лиц:

    которые имеют общего контролера, состоящая из материнского банка, его одной или нескольких украинских и/или иностранных дочерних и/или ассоциированных компаний, являющихся финансовыми учреждениями или для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, или

    состоящий из материнского банка, который является контроллером, его одной или нескольких украинских и/или иностранных дочерних и/или ассоциированных компаний, являющихся финансовыми учреждениями или для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, или

    которые имеют общего контролера, состоящая из двух или более украинских финансовых учреждений и/или компаний, для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, их украинских и/или иностранных дочерних и/или ассоциированных компаний, являющихся финансовыми учреждениями или для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, в которой банковская деятельность является преобладающей, или

    состоящий из небанковского финансового учреждения или компании, для которой предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, является контроллером, ее одной или нескольких украинских и/или иностранных дочерних и / или ассоциированных компаний, являющихся финансовыми учреждениями или для которых предоставление финансовых услуг является преимущественным видом деятельности, в которой банковская деятельность является преобладающей.

    Банковская холдинговая компания и компания по предоставлению вспомогательных услуг, которая имеет общего контроллера с участниками банковской группы, входит в состав этой банковской группы.

    Компания считается для которой предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, если доля дохода от реализации финансовых услуг по результатам предыдущего отчетного года составляет 50 и более процентов общего объема чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

    Подавляющее деятельность в группе является банковской, если совокупное среднеарифметическое значение активов банков (банка) - участников (участника) банковской группы за последние четыре отчетных квартала составляет 50 и более процентов совокупного размера среднеарифметических значений активов всех финансовых учреждений, относящихся к этой группе, за указанный период. Расчет подавляющего деятельности банковской группы осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января.

    После того, как группа была определена банковской на основании подавляющего деятельности и доля совокупных активов банков (банка) в совокупном размере активов учреждений, относящихся к этой группе, уменьшилась и составляет от 40 до 50 процентов, группа продолжает считаться банковской течение трех лет с момента такого уменьшения

  • банковская деятельность - привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • банковский кредит - любое обязательство банка предоставить определенную сумму денег, любая гарантия, любое обязательство приобрести право требования долга, любое продление срока погашения долга, которое предоставлено в обмен на обязательство должника по возвращению суммы долга, а также на обязательство по уплате процентов и других сборов с такой суммы;
  • банковская лицензия - документ, который выдается Национальным банком Украины в порядке и на условиях, определенных в настоящем Законе, на основании которого банки и филиалы иностранных банков имеют право осуществлять банковскую деятельность;
  • банковский платежный инструмент - средство, содержащее реквизиты, идентифицирующие его эмитента, платежную систему, в которой он используется, и, как правило, держателя этого банковского платежного инструмента. При помощи банковских платежных инструментов формируются соответствующие документы по операциям, осуществленным с использованием банковских платежных инструментов, на основании которых проводится перевод денег или оказываются другие услуги держателям банковских платежных инструментов;
  • банковские счета - счета, на которых учитываются собственные средства, требования, обязательства банка в отношении его клиентов и контрагентов и которые дают возможность осуществлять перевод средств при помощи банковских платежных инструментов;
  • банковская холдинговая компания - финансовая холдинговая компания, в которой преобладающей деятельностью финансовых учреждений, являющихся ее дочерними и  ассоциированными компаниями, является банковская деятельность;
  • государственный реестр банков - реестр, который ведется Национальным банком Украины и содержит сведения о государственной регистрации всех банков;
  • дочерняя компания - юридическое лицо, которое контролируется другим юридическим лицом (материнской компанией);
  • вклад (депозит) - это средства в наличной или в безналичной форме, в валюте Украины или в иностранной валюте, размещенные клиентами на их именных счетах в банке на договорных началах на определенный срок хранения или без указания такого срока и подлежащие выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины и условиями договора;
  • государственная регистрация банка - предоставление банку статуса юридического лица в соответствии с требованиями главы 3 настоящего Закона; (Определение термина "государственная регистрация банка" исключено на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011)
  • деловая репутация - сведения, собранные Национальным банком Украина, о соответствии деятельности юридического или физического лица, в том числе руководителей юридического лица и владельцев существенного участия в такой лицу, требованиям закона, деловой практике и профессиональной этике, а также сведения о порядочности, профессиональных и управленческих способностях физического лица;
  • экономические нормативы - показатели, которые устанавливаются Национальным банком Украины и соблюдение которых является обязательным для банков;
  • (Определение термина "идентификация лица" статьи 2 исключено на основании Закона N 485-IV от 06.02.2003)
  • иностранный - связанный с гражданином или юридическим лицом любой страны, кроме Украины;
  • инспекционная проверка банка - форма осуществления банковского надзора уполномоченными Национальным банком Украины лицами непосредственно в банке;
  • существенное участие - прямое и / или косвенное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами 10 и более процентами уставного капитала и / или права голоса акций, паев юридического лица или независимая от формального владения возможность значительного влияния на управление или деятельность юридического лица. Лицо признается владельцем опосредованной существенного участия независимо от того, осуществляет ли такое лицо контроль прямого владельца участия в юридическом лице или контроль любой другой личности в цепи владения корпоративными правами такого юридического лица;
  • капитал банка - собственные средства, остаточная стоимость активов банка после вычета всех его обязательств;
  • капитал подписной - величина капитала, на которую получены письменные обязательства акционеров (пайщиков) банка на внесение средств по подписке на акции (паи); (Определение термина "капитал подписной" исключено на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011)
  • капитал приписной - сумма денежных средств в свободно конвертируемой валюте, предоставленная иностранным банком филиала для ее аккредитации;
  • капитал уставной - уплаченная денежными взносами участников банка стоимость акций, паев банка в размере, определенном уставом;
  • капитал регулятивный - совокупность основного и дополнительного капиталов, составляющие которых определяются этим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины;
  • ключевой участник юридического лица - любое физическое лицо, которое владеет корпоративными правами такого юридического лица, юридическое лицо, которое владеет двумя и более процентами корпоративных прав такого юридического лица, и при этом:
    1) если юридическое лицо имеет более 20 участников - физических лиц, ключевыми участниками считаются 20 участников - физических лиц, доли которых являются крупнейшими;
    2) если одинаковые по размеру пакеты корпоративных прав юридического лица принадлежат более 20 участникам - физическим лицам, ключевыми участниками считаются все физические лица, обладающие двумя и более процентами корпоративных прав такого юридического лица;
    3) считается, что публичная компания не ключовиx участников;
  • руководители юридического лица (кроме банка) - руководитель предприятия, учреждения, члены исполнительного органа и совета (наблюдательного совета) юридического лица;
  • клиент банка - любое физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами банка;
  • контролер - физическое или юридическое лицо, в отношении которого не существует контроллеров - физических лиц и имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или деятельность юридического лица путем прямого и/или опосредованного владения самостоятельно или совместно с другими лицами долей в юридическом лице, что соответствует
    эквивалента 50 или более процентов уставного капитала и/или голосов юридического лица, или независимо от формального владения осуществлять такое воздействие на основе соглашения или каким-либо иным образом;
  • контроль - возможность осуществлять решающее влияние на управления и/или деятельность юридического лица путем прямого и/или опосредованного владения одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами долей в юридическом лице, что соответствует
    эквиваленту 50 или более процентов уставного капитала и/или голосов юридического лица, или независимо от формального владения осуществлять такое воздействие на основе соглашения или любым иным образом;
  • денежные средства - деньги в национальной или иностранной валюте либо их эквивалент;
  • кредитор банка - юридическое или физическое лицо, имеющее документально подтвержденные требования к должнику по его имущественным обязательствам;
  • ликвидация банка - процедура прекращения функционирования банка как юридического лица в соответствии с положениями настоящего Закона и Закона Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц";
  • ликвидатор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее функции по прекращению деятельности банка и удовлетворению требований кредиторов; (Определение термина "ликвидатор" исключено из Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • ликвидационная масса - все виды имущественных активов (имущество и имущественные права) банка, принадлежащие ему на праве собственности на день открытия ликвидационной процедуры и выявленные в ходе ликвидации; (Определение термина "ликвидационная масса" исключено
    основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • материнский банк - украинский банк, среди дочерних и/или ассоциированных компаний которого является банк и/или другое финансовое учреждение и который не является дочерней компанией другого украинского банка или банковской холдинговой компании;
  • мораторий - приостановление исполнения банком обязательств перед кредиторами и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) и приостановление мероприятий, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств; (Определение термина "мораторий" исключено на основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • неплатежеспособность банка - неспособность банка своевременно и в полном объеме выполнить законные требования кредиторов из-за отсутствия средств или уменьшения размера капитала банка до суммы, составляющей менее одной трети минимального размера регулятивного капитала банка; (Определение термина "неплатежеспособность банка" исключено основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала банка - соотношение между размером регулятивного капитала и суммой активов и внебалансовых обязательств, взвешенных на соответствующие коэффициенты кредитного риска и суммой требований для покрытия других рисков банка;
  • нормативно-правовые акты Национального банка Украины - нормативно-правовые акты, издаваемые Национальным банком Украины в пределах его полномочий во исполнение настоящего и других законов Украины;
  • подразделение банка - структурная единица банка, не имеющая статуса юридического лица и выполняющая функции, определенные банком; (Определение термина "подразделение банка" исключено на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011)
  • представительство банка - территориально обособленное структурное подразделение банка, выполняет функции представительства и защиты интересов банка и не осуществляющее банковскую деятельность; (Определение термина "представительство банка" исключено
    на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011);
  • публичная компания - иностранное юридическое лицо, созданное в форме публичного акционерного общества, акции которого включены в биржевые списки (прошли процедуру листинга) фондовых бирж, которые соответствуют критериям, определенным Национальным банком Украины;
  • реорганизация банка - слияние, присоединение, выделение, деление банка, преобразование его организационно-правовой формы, результатом которых являются передача, прием его имущества, средств, прав и обязанностей правопреемникам;
  • раскрытые резервы - резервы и фонды, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли и обнародованы в финансовой отчетности банка;
  • расчетные банковские операции - движение денег на банковских счетах, осуществляемое согласно распоряжениям клиентов или в результате действий, которые в рамках закона повлекли изменение права собственности на активы;
  • родственное лицо - юридическое лицо, имеющее общих с банком владельцев существенного участия;
  • системно важный банк - банк, отвечает критериям, установленным Национальным банком Украины, деятельность которого влияет на стабильность банковской системы;
  • структура собственности юридического лица - система взаимоотношений юридических и физических лиц, что позволяет определить:
    1) всех ключевых участников (включая публичные компании) и контроллеров такого юридического лица;
    2) всех ключевых участников каждого юридического лица, существует в цепи владения корпоративными правами такого юридического лица;
    3) всех лиц, имеющих прямое и / или косвенное существенное участие в такой юридическому лицу;
    4) отношения контроля в отношении этого юридического лица между всеми лицами, указанными в пунктах 1-3 настоящего определения;
  • временная администрация - процедура, применяемая Национальным банком Украины при осуществлении банковского надзора при обстоятельствах, предусмотренных настоящим Законом; (Определение термина "временная администрация" исключено на основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • временный администратор - физическое или юридическое лицо, назначаемое Национальным банком Украины для осуществления временной администрации; (Определение термина "временный администратор" исключено на основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • уполномоченное лицо банка - лицо, которое на основании устава или соглашения имеет полномочия представлять банк и совершать от его имени определенные действия, имеющие юридическое значение;
  • уровень владения корпоративными правами юридического лица - отношения относительно владения корпоративными правами юридического лица между таким юридическим лицом и его участниками. Если все участники юридического лица являются физическими лицами, такое юридическое лицо имеет только один уровень владения корпоративными правами;
  • участники банка - учредители банка, акционеры банка, являющегося публичным акционерным обществом, и пайщики кооперативного банка;
  • участники банковской группы - банки, другие финансовые учреждения, банковские холдинговые компании, компании по предоставлению вспомогательных услуг, которые имеют общего контроллера;
  • участник юридического лица - лицо, которое владеет корпоративными правами этого юридического лица;
  • цепь владения корпоративными правами юридического лица - информация о составе ключевых участников юридического лица, включая информацию о ключевыx участников первого и каждого последующего уровня владения корпоративными правами юридического лица;
  • филиал банка - обособленное структурное подразделение банка, не имеющее статуса юридического лица и осуществляющее банковскую деятельность от имени банка; (Определение термина "филиал банка" исключено на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011)
  • финансовая холдинговая группа - финансовое учреждение, отвечающее требованиям статьи 12 настоящего Закона. (Определение термина "финансовая холдинговая группа" исключено на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)
  • финансовое оздоровление банка - восстановление платежеспособности банка и приведения финансовых показателей его деятельности в соответствие с требованиями Национального банка Украины.

Термины "ассоциированная компания", "материнская компания", "финансовая холдинговая компания", "компания по предоставлению вспомогательных услуг "используются в значениях, определенных Законом Украины" О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг ".

Статья 3. Сфера применения

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при создании, регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

Положения настоящего Закона и нормативно-правовые акты Национального банка Украины применяются как к банкам, так и к филиалов иностранных банков.

Положения настоящего Закона применяются к представительствам иностранных банков, действующих на территории Украины, если иное не установлено международными договорами (соглашениями), согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также к филиалов украинских банков за рубежом и к связанным с банком лиц, определенных статьей 52 этого Закона.

Соответствующие положения настоящего Закона распространяются также на отдельные обязательства и ответственность других лиц, деятельность которых связана с функционированием банков.

Отношения, которые возникают при применении процедуры временной администрации и ликвидации эмитента ипотечных облигаций, этот Закон регулирует в части, не противоречащей Закону Украины "Об ипотечных облигациях". 

(Часть шестую статьи 3 исключен на основании Закона N 1507-VII (1507-18) от 17.06.2014)

Статья 4. Банковская система Украины

Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, а также филиалов иностранных банков, которые созданы и действуют на территории Украины в соответствии с положениями настоящего Закона и другими законами Украины.

Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам услуг.

Национальный банк Украины определяет виды специализированных банков и порядок приобретения банком статуса специализированного.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование деятельности специализированных банков посредством экономических нормативов и нормативно-правового обеспечения осуществляемых этими банками операций.

Национальный банк Украины определяет системно важные банки в соответствии со следующими критериями: размера банка, степени финансовых взаимосвязей, направлений деятельности

Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор в соответствии с положениями Конституции Украины, настоящего Закона, Закона Украины "О Национальном банке Украины", других законодательных актов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Национальный банк Украины определяет особенности регулирования и надзора за системно важным банком, имеет статус Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках, с учетом специфики деятельности таких банков.

Статья 5. Экономическая независимость банков

Банки имеют право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое находится в их собственности.

Государство не отвечает по обязательствам банков, а банки не отвечают по обязательствам государства, если иное не предусмотрено законом или договором. Национальный банк Украины не отвечает по обязательствами банков, а банки не отвечают по обязательствам Национального банка Украины, если иное не предусмотрено законом или договором.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается каким-либо образом влиять на руководство либо работников банков в ходе выполнения ими служебных обязанностей или вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ущерб, причиненный банку в результате такого вмешательства, подлежит возмещению в порядке, определенном законом.

Статья 6. Организационно-правовая форма банка

Банки в Украине создаются в форме публичного акционерного общества или кооперативного банка.

Особенности правового статуса, порядка создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков определяются настоящим Законом и Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц".

Статья 7. Государственные банки

Государственный банк - это банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежат государству.

Государственный банк учреждается по решению Кабинета Министров Украины. При этом в законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматриваются расходы на формирование уставного капитала государственного банка. Кабинет Министров Украины обязан получить положительное заключение Национального банка Украины о намерении учреждения государственного банка. Получение заключения Национального банка Украины является обязательным также при ликвидации (реорганизации) государственного банка, за исключением его ликвидации вследствие неплатежеспособности.

Устав и деятельность государственного банка должны отвечать требованиям настоящего Закона, других законов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

Устав государственного банка утверждается постановлением Кабинета Министров Украины.

Государственная регистрация государственных банков осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Государство осуществляет и реализует полномочия владельца относительно акций (паев), которые ему в уставном капитале государственного банка, через органы управления государственного банка. Кабинет Министров Украина осуществляет управление государственным банком в случаях, установленных настоящим Законом, другими законами и уставом государственного банка.  

Органами управления государственного банка являются наблюдательный совет и правления банка.

Органом контроля государственного банка является ревизионная комиссия, персональный и количественный состав которой определяются наблюдательным советом государственного банка. 

Наблюдательный совет является высшим органом управления государственного банка, осуществляющий контроль за деятельностью правления банка с целью сохранения привлеченных во вклады денежных средств, обеспечение их возвращение вкладчикам и защиты интересов государства как акционера государственного банка, а также осуществляет иные функции, определенные настоящим Законом.  

В состав наблюдательного совета государственного банка входят члены наблюдательного совета банка, назначенные Верховной Радой Украины, Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины. С целью представительства интересов государства в состав наблюдательного совета государственного банка могут входить представители органов исполнительной власти и другие лица, отвечающие требованиям, указанным в настоящей статье. Срок полномочий членов наблюдательного совета государственного банка - пять лет.

Президент Украины назначает пять членов наблюдательного совета государственного банка путем принятия соответствующего Указа. 

Верховная Рада Украины назначает пять членов наблюдательного совета государственного банка путем принятия соответствующего Постановления.

Кабинет Министров Украины назначает пять членов наблюдательного совета государственного банка путем принятия соответствующего Постановления.

Членом наблюдательного совета государственного банка может быть гражданин Украина, имеющий высшее экономическое или юридическое образование, либо научную степень в области экономики, финансов и / или права и при этом имеет опыт работы в органе законодательной власти или на руководящих должностях центральных органов исполнительной власти Украины, обеспечивают формирование и реализуют государственную финансовую, экономическую и правовую политику, или в банковском учреждении, или опыт научной, практической работы в области экономики, финансов, права. Лицо, входящее в состав наблюдательного совета или другого органа управления банка (кроме государственного) или является членом семьи такого лица первой степени родства, или лицо, осужденное за злоупотребления в финансовой сфере, судимость которого не погашена или не снята в установленном законом порядке, не может быть членом наблюдательного совета государственного банка. Не допускается назначение лица на должность члена наблюдательного совета государственного банка, если такое назначение может привести к конфликту интересов. 

Члены наблюдательного совета государственного банка выполняют свои функции без получения какого-либо материального вознаграждения. 

Наблюдательный совет государственного банка возглавляет председатель, избирается наблюдательным советом из состава ее членов. 

Заседание наблюдательного совета является правомочным при наличии не менее десяти его членов.

Решение наблюдательного совета принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов наблюдательного совета государственного банка. Устав и внутренние положения государственного банка могут предусматривать порядок созыва, голосование, принятие и оформления решений наблюдательного совета. 

Полномочия назначенного состава наблюдательного совета государственного банка и / или каждого из его членов могут прекращаться соответственно по решению Верховной Рады Украины, Президента Украины и Кабинета Министров Украины относительно назначенных ими лиц, но не ранее чем через один год со дня назначения. Со дня назначения уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц полномочия наблюдательного совета государственного банка приостанавливаются.

В своей деятельности наблюдательный совет государственного банка руководствуется настоящим Законом, иными актами законодательства Украины и уставом государственного банка. Наблюдательный совет не может вмешиваться в оперативную деятельность государственного банка.  

К компетенции наблюдательного совета государственного банка принадлежит принятия решений по вопросам, определенным в пунктах 1, 5, 6 статьи 38 настоящего Закона и пунктах 1-7 статьи 39 настоящего Закона, а также из других вопросов, необходимость урегулирования которых предусмотрена настоящим Законом.

Решение об изменении размера уставного капитала государственного банка и  прекращении его деятельности принимается Кабинетом Министров Украины. При этом Кабинет Министров Украины обязан получить положительное заключение Национального банка Украины о намерении изменения размера уставного фонда государственного банка.

Полномочия исполнительного органа государственного банка определяются его уставом. Кандидатуры председателя и членов исполнительного органа согласовываются с Национальным банком Украины в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Банк, созданный в порядке, определенном частью второй настоящей статьи, имеет право добавлять к своему наименованию слово "государственный", использовать изображение Государственного Герба Украины, Государственного Флага Украины.

При принятии решения о частичном или полном отчуждении государством принадлежащих ему акций (паев) государственного банка такой банк утрачивает статус государственного. Владельцы акций обязаны привести устав и деятельность банка в соответствие с требованиями настоящего Закона и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

(Часть двадцать шестая статьи 7 исключена на основании Закона N 1507-VII (1507-18) от 17.06.2014)

(Часть двадцать седьмая статьи 7 исключена на основании Закона N 1507-VII (1507-18) от 17.06.2014)

Статья 8. Кооперативные банки

Кооперативный банк создается в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Законодательство о кооперации распространяется на кооперативные банки в части, не противоречащей настоящему Закону.

Кооперативные банки создаются по принципу территориальности и делятся на местные и центральный кооперативные банки.

Минимальное число участников местного (в пределах области) кооперативного банка должно быть не менее 50 лиц. При уменьшении числа участников и неспособности кооперативного банка в течение одного года увеличить их число до минимально необходимого числа деятельность такого банка прекращается путем изменения организационно-правовой формы или ликвидации.

Участниками центрального кооперативного банка являются местные кооперативные банки. К функциям центрального кооперативного банка, кроме предусмотренных настоящим Законом, относятся централизация и перераспределение ресурсов, аккумулированных местными кооперативными банками, а также осуществление контроля за деятельностью кооперативных банков регионального уровня.

Органами управления кооперативных банков являются общее собрание участников (пайщиков), наблюдательный совет банка и правление банка. Органом контроля является ревизионная комиссия банка. Органы управления и контроля кооперативного банка создаются и осуществляют свои полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Уставный капитал кооперативного банка делится на паи. Уровень минимального размера уставного капитала кооперативного банка устанавливается Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом. Каждый участник кооперативного банка независимо от размера своего участия в капитале банка (пая) имеет право одного голоса.

Прибыли или убытки кооперативного банка по результатам финансового года распределяются между участниками пропорционально размеру их пая. Ограничения, установленные настоящим Законом для операций банка со связанными лицами, не распространяются на операции кооперативного банка.

Статья 9. Банковский надзор на консолидированной основе

Банковский надзор на консолидированной основе - это надзор, который осуществляется Национальным банком Украины по банковской группе с целью обеспечения стабильности банковской системы и ограничения рисков, которым подвергается банк в результате участия в банковской группе, путем регулирования, мониторинга и контроля рисков банковской группы в определенном Национальным банком Украины порядке.

Национальный банк Украины с целью осуществления надзора на консолидированной основе вправе определять в пределах банковской группы подгруппы, состоящие минимум из двух финансовых учреждений, и осуществлять за ними надзор на субконсолидований основе.

Критерии определения таких подгрупп устанавливаются нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать требования к банковской группе и / или банковской подгруппе на консолидированной и субконсолидований основе для:

  1. наличия эффективной системы корпоративного управления;
  2. наличия эффективной системы управления рисками;
  3. наличия эффективной системы внутреннего контроля;
  4. наличия учетных процедур, информационных систем, необходимых для обеспечения выполнения требований на консолидированной основе;
  5. составление и порядка представления консолидированной и субконсолидованои отчетности;
  6. достаточности регулятивного капитала;
  7. экономических нормативов;
  8. лимитов и ограничений в отношении определенных видов деятельности, в том числе относительно деятельности на территории других государств;
  9. порядок представления необходимой отчетности и информации.

Юридическое или физическое лицо, которое намеревается стать контролером банковской группы, через определенную ней уполномоченное лицо обязана уведомить об этом Национальный банк Украины и предоставить Национальному банку Украины сведения о такой банковской группе, в том числе структуру собственности банковской группы и виды деятельности ее участников, в порядке, установленном  Национальным банком Украины.

Банковская группа, подгруппа, ее участники обязаны соблюдать требования, которые установлены Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом.

Небанковские финансовые учреждения, которые являются участниками банковской группы, подлежат надзору со стороны Национального банка Украины в пределах надзора на консолидированной и  субконсолидований основе в соответствии с настоящим Законом.

Руководитель банковской холдинговой компании, его заместители, члены исполнительного органа и наблюдательного совета, главный бухгалтер, его заместитель должны соответствовать требованиям к руководителям банков, установленным настоящим Законом.

Банковская группа обязана определить среди участников банковской группы ответственное лицо банковской группы, способна обеспечить выполнение требований, установленных Национальным банком Украины в банковскую группу, и согласовать ее с Национальным банком Украины.

Согласования Национальным банком Украины ответственного лица банковской группы осуществляется на основании ходатайства, которое должно содержать обоснование определения такого лица, и других документов, определенных Национальным банком Украины.

До согласования Национальным банком Украины ответственного лица банковской группы или в случае, если по заключению Национального банка Украины ответственное лицо, определенное банковской группой, не способно обеспечить выполнение функций ответственного лица, ответственным лицом является банк - участник группы с наибольшим значением активов за последний отчетный период (квартал).

Участник банковской группы не позднее 10 календарных дней после изменения своей структуры собственности и видов деятельности обязан сообщить об этом ответственное лицо банковской группы.

Ответственное лицо банковской группы обязано уведомить Национальный банк Украины об изменениях в структуре собственности банковской группы и видов деятельности ее участников не позднее 30 календарных дней после наступления таких изменений.

Ответственное лицо банковской группы обязано обеспечить соблюдение банковской группой требований, установленных Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом.

Ответственное лицо банковской группы составляет консолидированную отчетность на основе отчетности участников банковской группы (кроме страховых компаний) в порядке, определенном Национальным банком Украины.

Участники банковской группы обязаны подавать ответственному лицу банковской группы отчеты, сайты документы, необходимые для подготовки консолидированной отчетности, и обеспечивать выполнение требований относительно надзора на консолидированной основе.

Общая сумма прямого и / или косвенного участия участников банковской группы в уставном капитале юридического лица, не являющиеся финансовым учреждением, не должна превышать 15 процентов консолидированного регулятивного капитала банковской группы.

Общая сумма прямого и / или косвенного участия участников банковской группы в уставном капитале всех юридических лиц, не являются финансовыми учреждениями, не должна превышать 60 процентов консолидированного регулятивного капитала банковской группы.

Сумма вложений участников банковской группы в капитал страховой компании (страховых компаний) исключается из регулятивного капитала банковской группы.

Национальный банк Украины осуществляет контроль за операциями между участниками банковской группы.

Национальный банк Украины осуществляет контроль за операциями между участниками банковской группы и их связанными лицами, которые не являются финансовыми учреждениями. Совокупный объем операций, генерирующих кредитный риск, между участниками банковской группы и их связанными лицами, которые не являются финансовыми учреждениями, не должен превышать 20 процентов консолидированного уставного капитала банковской группы. Совокупный объем операций, генерирующих кредитный риск, между участниками банковской группы и одной связанной лицом банковской группы, которая не является финансовым учреждением, не должен превышать 5 процентов консолидированного уставного капитала банковской группы.

Перечень операций, генерирующих кредитный риск, определяется нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Каждый участник банковской группы обязан обеспечить проведение ежегодной аудиторской проверки годовой финансовой отчетности аудитором (аудиторской фирмой). Ответственное лицо банковской группы обязана обеспечить проведение ежегодной проверки аудиторской фирмой годовой  консолидированной отчетности банковской группы.

Аудитор (аудиторская фирма), осуществляющее аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности участника банковской группы, годовой консолидированной отчетности банковской группы, обязан уведомить Национальный банк Украины о выявленных во время проведение аудиторской проверки и при предоставлении других аудиторских услуг искажения показателей финансовой отчетности, нарушения и недостатки в работе, а также о любых событиях, которые могут существенно повлиять на  платежеспособность, безопасность и надежность участника группы или всей банковской группы, в течение трех дней с момента обнаружения таких событий или фактов.

Аудитор (аудиторская фирма) по требованию Национального банка Украина обязан предоставить Национальному банку Украины рабочие документы по вопросам аудита годовой финансовой отчетности участника банковской группы, годовой консолидированной отчетности банковской группы.

Статья 10. Банковская корпорация (Статья 10 исключена на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)

Банковская корпорация - это юридическое лицо (банк), учредителями и акционерами которой могут быть исключительно банки. Банковская корпорация создается в целях концентрации капиталов банков - участников корпорации, повышения их общей ликвидности и платежеспособности, а также обеспечения координации и надзора за их деятельностью.

Банковская корпорация подлежит регистрации в Национальном банке Украины и вносится в Государственный реестр банков. Уставный капитал банковской корпорации должен отвечать общим требованиям Национального банка Украины к уставному капиталу вновь создаваемого коммерческого банка.

Требования Национального банка Украины по предоставлению банковской корпорации лицензий на совершение отдельных операций устанавливаются на уровне общих требований для коммерческих банков исходя из размера консолидированного капитала.

Учредительный договор и устав корпорации должны включать положения об обеспечении исполнения корпорацией и ее членами своих финансовых обязательств и ответственности за результаты совместной деятельности с целью обеспечения интересов кредиторов и вкладчиков.

Банки, вошедшие в банковскую корпорацию, передают корпорации полномочия на осуществление отдельных операций и обеспечивают централизацию выполнения отдельных функций. Централизации в пределах банковской корпорации подлежат:

  • выполнение расчетов как среди членов корпорации, так и за ее пределами;
  • операции на рынках денег и капиталов;
  • установление и ведение корреспондентских счетов (в национальной и иностранных валютах);
  • мониторинг кредитных рисков;
  • разработка и принятие общих для членов банковской корпорации правил и процедур совершения операций и внутренней отчетности;
  • формирование внешней отчетности;
  • внутренний аудит.

Перечень централизованных функций может быть расширен с согласия банков - членов корпорации. Передача полномочий по централизованному выполнению указанных выше функций от банков-членов в банковскую корпорацию должна быть зафиксирована как в уставах банков - членов корпорации, так и в уставе самой банковской корпорации.

Банковская корпорация выполняет функции расчетного центра для банков - членов корпорации и не ведет непосредственного обслуживания клиентов (физических и юридических лиц, кроме банков и других финансовых учреждений). Все банки - члены корпорации выполняют свои расчеты и платежи (как в национальной, так и в иностранных валютах) исключительно через свои корреспондентские счета, открытые в Национальном банке Украины или непосредственно в банковской корпорации.

Банки, вошедшие в банковскую корпорацию, сохраняют свою юридическую самостоятельность в пределах, обусловленных их уставами и уставом банковской корпорации. Банки, вошедшие в банковскую корпорацию, не могут входить в другие банковские объединения, кроме как с согласия корпорации (исключение - участие в профессиональных ассоциациях, созданных не на коммерческой основе). Банки, вошедшие в банковскую корпорацию, должны во всех своих документах, заключенных соглашениях и т. п. указывать свою принадлежность к корпорации.

Название банковской корпорации устанавливается учредителями произвольно с соблюдением требований настоящего Закона.

Статья 11. Банковская холдинговая группа (Статья 11 исключена на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)

Банковская холдинговая группа - это банковское объединение, в состав которого входят исключительно банки.

Материнскому банку банковской холдинговой группы должно принадлежать не менее 50 процентов акционерного (паевого) капитала или голосов каждого из других участников группы, которые являются его дочерними банками.

Дочерний банк не имеет права владеть акциями материнского банка. В случае, если дочерний банк приобрел право собственности на акции материнского банка, он обязан произвести отчуждение их в месячный срок.

Банковские холдинговые группы разрешается создавать лишь при условии, что соглашение об их создании предусматривает возложение на головной банк группы дополнительных организационных функций в отношении банков - членов группы, а также создание системы управления совместной деятельностью.

Банковский надзор за деятельностью банковской холдинговой группы осуществляется на индивидуальной и консолидированной основе. Материнский банк обязан подавать консолидированно-финансовый и статистический отчеты группы в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Материнский банк банковской холдинговой группы отвечает по обязательствам своих членов в пределах своего взноса в капитал каждого из них, если иное не предусмотрено законом или соглашением между ними.

Статья 12. Финансовая холдинговая группа (Статья 12 исключена на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)

Финансовая холдинговая группа должна состоять преимущественно или исключительно из учреждений, оказывающих финансовые услуги, причем среди них должен быть по меньшей мере один банк, и материнская компания должна быть финансовым учреждением.

Материнской компании должно принадлежать более 50 процентов акционерного (паевого) капитала каждого из участников финансовой холдинговой группы.

Материнская компания финансовой холдинговой группы обязана представлять надзорным органам консолидированно-финансовый и статистический отчеты группы в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Материнская компания финансовой холдинговой группы при осуществлении своей деятельности по управлению и координации деятельности ее членов во исполнение законодательства и нормативно-правовых актов Национального банка Украины имеет право устанавливать правила, являющиеся обязательными для членов финансовой холдинговой группы.

Материнская компания финансовой холдинговой группы отвечает по обязательствам своих членов в пределах своего взноса в капитал каждого из них, если иное не предусмотрено законом или соглашением между ними.

Статья 13. Банковские союзы и ассоциации

В целях защиты и представления интересов своих членов, развития межрегиональных и международных связей, обеспечения научного и информационного обмена и профессиональных интересов, разработки рекомендаций по банковской деятельности банки имеют право создавать неприбыльные союзы или ассоциации.

Банковские союзы и ассоциации не имеют права заниматься банковской или предпринимательской деятельностью и не могут быть созданы с целью получения прибыли.

Ассоциация (союз) банков является договорным объединением банков и не имеет права вмешиваться в деятельность банков - членов ассоциации (союза).