Лучшие адвокаты найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию

Антикризисная пилюля для Украины

28.10.2008 | 15:12 Раздел: Законодательство Источник: MEGET

Мировой экономический кризис смело шагнул в открытые ворота изрядно интегрированной в глобальные экономические процессы украинской экономики.

В октябре мы стали свидетелями очередного витка в падении национальной валюты, начавшейся волны сокращений в банковской сфере и на металлургических предприятиях, практически прекратившегося процесса кредитования населения и субъектов предпринимательской деятельности.

Проиллюстрируем некоторые «достижения» цифрами. Объем золотовалютных резервов Национального банка Украины сократился за октябрь месяц на 2,9 миллиарда долларов. Из них около двух миллиардов было потрачено в процессе интервенций на межбанковском рынке, остальное снижение произошло из-за ослабления курса евро, в котором сформировано большинство запасов НБУ.

При этом наибольший объем торгов с начала года на межбанковской валютной бирже имел место 10 октября - участники рынка продали и купили валютных ценностей на 930,1 миллиона долларов.

На встрече с представителями ведущих деловых изданий президент Виктор Ющенко озвучил еще одну не внушающую радости цифру: до конца года отечественным субъектам хозяйствования предстоит возвратить зарубежным кредиторам 8,8 миллиарда долларов. Банковский сектор должен вернуть за оставшиеся три месяца 1,3 миллиарда, предприятия - 3,4 миллиарда, «межфирмовый» долг составляет порядка 1,1 миллиарда долларов США.

Продолжает ухудшаться ситуация в сфере занятости населения. Предприятия, входящие в состав Индустриального союза Донбасса, намерены на треть сократить численность работающего персонала (без работы могут остаться около 20 тыс. человек), на четырехдневную рабочую неделю перешли ММК им. Ильича, Харьковский тракторный завод, ряд других предприятий. С большой долей вероятности возьмемся предположить грядущее сокращение персонала на предприятиях химической отрасли, машиностроения, перерабатывающей промышленности.

В таких условиях возглавляемый Юлией Тимошенко Кабинет министров Украины внес на прошлой неделе на рассмотрение Верховной Рады законопроект по минимизации влияния мирового финансового кризиса. Не в правилах Трибуны говорить на политические темы в экономических рубриках (тем более, что политика является «концентрированной экономикой» где угодно, но только не в нашей стране.

В Украине политика -явление отделенное от всего: экономки, народа и, пожалуй, даже государства. - «Трибуна»). Тем не менее так называемые «антикризисные меры» правительства Тимошенко - как раз тот случай, когда правило можно нарушить. Разработанный в авральном порядке и в угоду политической целесообразности антикризисный законопроект являет собой яркий пример того, что не должно делать ни одно правительство мира в дни кризиса.

В принципе, проект правительства Тимошенко был изучен, обсужден и прокомментирован (а если точнее - обруган) уже в первый день после своего явления на свет, в том числе и самими бютовцами. Повторяться попросту нет смысла, тем более, что шансы на то, что проект будет поддержан в Верховной Раде, близки к нулю. (Впрочем, есть подозрение, что на такой результат и рассчитывала команда Тимошенко, генерируя этот чрезвычайно социально ориентированный документ. Который экономике может только навредить, зато однозначно будет благосклонно воспринят не понимающим серьезности момента электоратом).

Итак, с кризисными явлениями правительство предлагает бороться путем повышения акцизов на алкоголь, табачные изделия, нефтепродукты и автомобили. Эксперты уже подсчитали, во что это обойдется потребителю: автомобили в среднем подорожают на 1000 долларов, сигареты - на 1 грн - 1 грн 25 копеек, бензин прибавит в цене около 30 коп., а дизтопливо - порядка 45 копеек. Средняя цена бутылки водки составит 20 грн.

Кроме этого предлагается сократить расходы на содержание государственного аппарата, а местные бюджеты пополнить за счет введения налога на недвижимость. Однако последние меры вряд ли позволят быстро наполнить бюджет, ведь, согласно законодательству, при увольнении по сокращению работнику надлежит дополнительно выплатить сумму в размере одного месячного оклада, а впоследствии платить пособие по безработице.

Что же касается налога на недвижимость, то за сравнительно короткую историю украинского парламента законопроекты, содержащие данную норму, вносились на его рассмотрение около 30 раз. При этом ни один из них не был принят. И это понятно, учитывая, что к наиболее обеспеченным квадратными метрами слоям населения относятся, прежде всего, сами украинские парламентарии.

Крайне сомнительными выглядят планы правительства создать стабилизационный фонд за счет поступления средств от приватизации в размере 3,2 млрд гривен уже до конца текущего года. И это при том, что за прошедшие 9 месяцев по данной статье дохода в бюджет поступило лишь около 400 млн гривен. Законопроект предусматривает наделение банков правом внесудебного взыскания залогового имущества в случае финансовой несостоятельности заемщика.

На два года (с 1 января 2009-го на 1 января 2011 г.) переносится вступление в силу закона, которым минимальная заработная плата устанавливается на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц. А Кабинету министров предоставляется право изменять ставки ввозных пошлин на товары и услуги сроком до шести месяцев в случае ухудшения состояния платежного баланса (в чем можно и не сомневаться).

Совершенно очевидно, что предлагаемые правительством действия не устраняют системных перекосов, позволивших кризису глубоко внедрится в экономику государства за столь короткое время. Украина все так же остается зависимой от потоков иностранного капитала, компенсирующего отрицательное сальдо по торговле товарами и услугами, а снижение темпов роста мировой экономики ограничит его приток на рынки развивающихся стран.

В общем, можно резюмировать, что «Антикризисная программа» Тимошенко не борется с экономическим кризисом. В лучшем случае она направлена на борьбу с социальными последствиями кризиса. Это примерно то же самое, как если бы вы, поступив в больницу с острым приступом аппендицита, получили бы от доктора очень серьезно выверенный и просчитанный и, несомненно, эффективный курс лечения от температуры, рвоты и других симптомов заболевания. Очевидно, что, получив такое лечение, пациент бы не мучился от серьезнейших приступов. Он умер бы счастливым.

Впрочем, отметим, что альтернативный законопроект, внесенный несостоявшимися союзниками БЮТ - Партией регионов, - вообще предусматривает лишь две меры в борьбе с кризисом: повышение размера гарантированного возврата вкладов населению до 150 тысяч гривен и создание стабилизационного фонда. Надеются ли соратники В. Януковича на механизмы рыночной саморегуляции экономики, или, напротив, не верят, что дело дойдет хотя бы до рассмотрения внесенных документов в парламенте, - непонятно.

Расколотый политическим противостоянием законодательный орган вряд ли сможет принять предлагаемые изменения по той причине, что в них не учтено главное требование президента: выделение средств на проведение досрочных парламентских выборов. А посему остается уповать лишь на действенность мер, принимаемых лидерами ведущих мировых стран, да на то, что кризис будет столь же терпим к украинским политикам, как и украинский народ.

Но что реально может помочь Украине остаться если не на коне, так на плаву? Кроме тех шагов, которые уже предпринимает Нацбанк, в сложившихся условиях действенной мерой по оздоровлению экономики могла бы стать программа стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, к примеру программа по строительству доступного и более чем востребованного населением жилья. Причем его стоимость в условиях курсовых неопределенностей не должна привязываться к доллару, а формироваться исключительно на основе национальной валюты.

Тем более, что страна обладает практически замкнутым производственным циклом в этом направлении. Нужна лишь политическая воля и законодательное обеспечение, исключающее из механизма ценообразования коррупционную составляющую. Давно назревшей видится проблема оснащения украинских предприятий энергосберегающими технологиями, позволяющими снизить себестоимость выпускаемой продукции.

Особенно на фоне грядущего повышения цен на импортный газ. Для этого в указанный законопроект следовало бы добавить норму о сокращении налогооблагаемой прибыли предприятий на сумму средств, инвестированных в данное направление. Неплохим подспорьем может стать и масштабная реализация инвестиционных проектов, связанных с Евро-2012.

При грамотной расстановке акцентов это может привлечь значительные средства зарубежных инвесторов, что позволит не допустить резкого обвала национальной валюты, прогнозируемого многими экспертами. Наконец, благоприятным для бизнеса может стать снижение фискального явления . То есть необходимо не увеличивать налогообложение, как предлагает правительство в своих «антикризисных мерах», а наоборот, снижать, как это делают сегодня в западных странах.

Rss лента новостей Просмотров: 2194
image