Правительство, игнорируя вал критики и предостережения о печальных последствиях для экономики принятия Налогового кодекса, уничтожающего малый бизнес, с маниакальной настойчивостью гнет свою линию, уверяя электорат в неизбежности экономического бума
Те, кто в состоянии был осилить предлагаемый многостраничный проект Налогового кодекса, трактуют слова правительство о создании, якобы, беспрецедентного налогового рая для бизнеса, по меньшей мере, как сознательный обман общественности.
Для кого наши государственные мужи создают налоговый рай? Если это понятие рассчитано исключительно для большого бизнеса, тогда с этим нельзя не согласиться. Для малого и среднего бизнеса, за счет которого пытаются осуществить налоговые реформы, - это больше похоже на ад.
Говоря о «налоговых каникулах» для малого бизнеса на 5 лет, наши «благодетели» лукаво «забывают» рассказать о том, что в эту категорию не попадает львиная часть бывших единоналожников, а те, которые попадают никак нельзя назвать представителями малого бизнеса в соответствии с общемировой практикой.
По существу, это представители «микробизнеса», в основном осуществляющих свою деятельность в сфере услуг (например, ремонт часов и обуви) и мелкой розничной торговли, с ежемесячной выручкой до 25 тыс. грн ( около 3 тыс. долл. США) и содержащих до двух наемных работников, включая членов семьи.
Нетрудно любому просчитать, что хозяину вышеупомянутого бизнеса после уплаты всех издержек (аренда помещения, эксплуатационные издержки, обслуживание оборудования и автомобиля, зарплата, налоги по з/п и т.д.), дай Бог, чтобы хоть что-то осталось.
Аналогичной критике необходимо подвергнуть и еще один «реверанс» правительства, казалось бы, навстречу малому бизнесу – освобождение субъектов малого бизнеса, не подпадающие по своему валовому обороту в категорию упрощенцев, от уплаты налога на прибыль.
Опять же, агитаторы сего творения почему-то «забывают» упомянуть о том, что, освобождая от налога на прибыль, который для малого бизнеса не актуален, предприниматель обязан будет платить НДС (20%) и налоги на з/п (подоходный налог, пенсионный налог, налог по безработице и пр.), что в комплексе составит свыше 109% (!) процентов от денег, получаемых «на руки».
Мне могут возразить: «А как же Вы хотели? Куда деть пенсионеров, инвалидов, сферу здравоохранения и т.д.?». Так то оно так, но надо не забывать, что налоги можно брать только в таких количествах, которые не приведут к банкротству предпринимателя, а то не ровен час он из категории «кормильца» перейдет в категорию «лишнего рта».
Спору нет. Сбалансированный Налоговый кодекс, четко регулирующий функционирование экономики и «правила игры» взаимоотношений между государством и бизнесом - стране нужен. Но, актуально ли на современном этапе развития Украины уничтожать «упрощенку» и «загонять» малый бизнес на единую (общую) систему налогообложения, ставя его в те же рамки, в которых функционирует крупный бизнес?
Сторонники такой точки зрения (а это «краеугольный» камень предлагаемого Налогового кодекса) ориентируются на общемировую практику развитых стран, забывая, что у нас , в отличии от них:
В таких условиях, малый бизнес, являющийся во всех цивилизованных странах основным работодателем и генератором среднего класса, а у нас в стране только начинающий становиться на ноги, нельзя ставить на грань выживания. Велика вероятность, как говорят врачи, «потерять больного».
Попытаемся спрогнозировать последствия предлагаемых правительством нововведений:
1. Безработица и ее последствия. Большинство представителей малого бизнеса на своей «шкуре» уже сейчас испытывают «прелести» продолжающего финансово-экономического кризиса, усугубленного для многих еще и увеличенной кредитной задолженностью перед банками (особенно для тех, кто брал кредит в долларах). Для многих предпринимателей «налоговый подарок» от правительства будет последним гвоздем в «крышку гроба» их мечты стать свободными и независимыми, а значит, реализоваться и создать достойный фундамент для будущего своей семьи.
Выход – прекращение предпринимательской деятельности.
Результат:
Понятно, что это «на руку», прежде всего, крупному бизнесу. Вроде и издержкоемкость, за счет удешевления рабочей силы сокращается и появляется больший выбор энергичных, умных претендентов на рабочее место. Но и у них не все так «безоблачно».
Сокращение общей платежеспособности населения, в том числе и в связи с сокращением числа состоятельных некогда предпринимателей не может пагубно не сказаться и на доходах крупного бизнеса.
2. Дефицит и рост цен на товары и услуги. Известно, что именно малый бизнес, в отличии от среднего, а, тем более, крупного, обладает максимальной гибкостью и быстротой т.е. способностью быстро реагировать на появляющийся в конкретном месте (районе, городе) дефицит товаров и услуг.
Сокращение числа представителей малого бизнеса, а значит, уменьшение конкуренции, неизбежно приведут к изрядно нами забытому дефициту отдельных видов товара и услуг, и, как следствие, к их резкому подорожанию, о чем тоже не надо забывать сторонникам «раскулачивания».
3. Рост эмиграции из страны. Не хочу быть оракулом, но позволю себе предположить, что существенное количество энергичных, умных и предприимчивых людей, «выкинутых» своим государством из бизнес-сообщества и уверовавших в бесперспективность дальнейшего сражения за свое «место под солнцем» в такой непредсказуемой Родине, изъявят желание покинуть ее.
Украина, и без того ощущает дефицит квалифицированных, молодых, умных и самодостаточных сограждан, усугубленный прежними волнами эмиграции, на фоне старения нации. Может у правительства иная точка зрения?
4. Тенезация экономики и расцвет коррупции. В условиях многократно увеличивающихся налогов для субъектов малого бизнеса и необходимости увеличения издержек на содержание бухгалтеров (этот вид деятельности также «выводится» из упрощенной системы налогообложения) и кассовых аппаратов, для многих бывших единоналожников единственным выходом, чтобы выжить, останется «уход в тень». Благо, опыт работы в «лихие» 90-е годы, изрядно подзабытый за последнее время, у многих остался. Наряду с предлагаемыми в Налоговом кодексе возросшими полномочиями фискальных органов и их традиционной любовью к «приработку», нетрудно предсказать резкий всплеск коррупции в стране.
Может показаться, что скепсис и апокалиптические масштабы последствий уничтожения упрощенной системы налогообложения сильно преувеличены.
Может быть…, но нечто подобное мы уже проходили в конце 90-х годов в бытность президенства Л. Д. Кучмы, когда прессинг на бизнес и уровень чиновничьего произвола, приведшие к «пробуксовке» экономики и появления вышеперечисленных проблем, вынудили руководство страны либерализировать и дерегулировать налоговое законодательство. К сожалению, мы не делаем выводы из своей же недавней истории и похоже пытаемся наступать на те же «грабли».