ЖК Spas Sky Скидка 5%!
ЖК Henesi House от 17'200 грн/м2
ЖК FreeDOM от 18'000 грн/м2
ЖК Nyvky Plaza от 18'000 грн/м2
ЖК Идея от 9'650 грн/м2
ЖК Continent от 9'900 грн/м2

Охрана вод


Раздел 4 - Водного кодекса Украины

Глава 18. Пользование землями водного фонда. Водоохранные зоны и зоны санитарной охраны

Статья 85. Пользование землями водного фонда

Порядок предоставления земель водного фонда в пользование и прекращение права пользования ими устанавливается земельным законодательством.

В постоянное пользование земли водного фонда предоставляются водохозяйственным специализированным организациям, другим предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные службы по уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и поддержанию их в надлежащем состоянии.

В пользование на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям, объединениям граждан, религиозным организациям, гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам для сенокошения, рыбохозяйственных потребностей, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, а также для проведения научно-исследовательских работ.

Пользование этими участками в указанных целях осуществляется с учетом требований по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения и заиления, а также с соблюдением правил архитектуры планирования пригородных зон и санитарных требований в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 86. Проведение работ на землях водного фонда

На землях водного фонда могут проводиться работы, связанные со строительством гидротехнических, линейных и гидрометрических сооружений, углублением дна для судоходства, добычей полезных ископаемых (кроме песка, гальки и гравия в руслах малых и горных рек), расчисткой русел рек, каналов и дна водоемов, прокладкой кабелей, трубопроводов, других коммуникаций, а также буровые и геологоразведочные работы.

Места и порядок проведения указанных работ определяются в соответствии с проектами, которые соглашаются с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства (кроме работ на землях, занятых морями), и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.

Статья 87. Водоохранные зоны

Для создания благоприятного режима водных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и истощения, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшение колебаний стока вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются водоохранные зоны.

Водоохранная зона является природоохранной территорией хозяйственной деятельности, регулируется.

На территории водоохранных зон запрещается :

  1. использование стойких и сильнодействующих пестицидов;
  2. устройство кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации;
  3. сброс неочищенных сточных вод, используя рельеф местности (балки, низовья, карьеры и т.п.), а также в ручейки.

В отдельных случаях в водоохранной зоне может быть разрешено добыча песка и гравия за пределами земель водного фонда на сухой части поймы, в праруслах рек по согласованию с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, и центральным органом исполнительной власти, реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.

Внешние границы водоохранных зон определяются по специально разработанным проектам.

Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов обязаны доводить до сведения населения, всех заинтересованных организаций решения относительно границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранного режима, который действует на этих территориях.

Контроль за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением режима использования их территорий осуществляется исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Статья 88. Прибрежные защитные полосы

С целью охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения и сохранения их водности вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы.

Прибрежные защитные полосы устанавливаются по берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды (в определенный период) шириной:

  • для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее 3 гектаров - 25 метров;
  • для средних рек, водохранилищ на них и прудов площадью более 3 гектаров - 50 метров;
  • для больших рек, водохранилищ на них и озер - 100 метров.

Если крутизна склонов превышает три градуса, минимальная ширина прибрежной защитной полосы удваивается.

Прибрежные защитные полосы устанавливаются на земельных участках всех категорий земель, кроме земель морского транспорта.

Земли прибрежных защитных полос находятся в государственной и коммунальной собственности и могут предоставляться в пользование только для целей, определенных этим Кодексом.

В пределах существующих населенных пунктов прибрежная защитная полоса устанавливается с учетом градостроительной документации.

Прибрежные защитные полосы устанавливаются по отдельным проектам землеустройства.

Проекты землеустройства по установлению границ прибрежных защитных полос (с установленным в них пляжной зоной) разрабатываются в порядке, предусмотренном законом.

Вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливается прибрежная защитная полоса шириной не менее двух километров от уреза воды.

В пределах прибрежной защитной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов устанавливается пляжная зона, ширина которой определяется в зависимости от ландшафтно - формирующей деятельности моря, но не менее 100 метров от уреза воды, включающий:

  • территории, расположенные между линией максимального отлива и линией максимального наплыва волн, зарегистрированных во время сильнейших штормов, а также территорию берега, периодически затапливается волнами;
  • прибрежные территории - сложенные песком, гравием, камнями, ракушняком, осадочными породами, сформировавшимися в результате деятельности моря, других природных или антропогенных факторов;
  • скалы, другие горные образования.

Пляжная зона не устанавливается в пределах прибрежной защитной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов на земельных участках, отнесенных к землям морского транспорта, а также на земельных участках, на которых расположены военные и другие оборонные объекты, рыбохозяйственные предприятия.

Пользование пляжной зоной в пределах прибрежной защитной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов осуществляется с соблюдением требований по охране морской среды, прибрежной защитной полосы от загрязнения и засорения и требований санитарного законодательства.

К побережью морей, морских заливов и лиманов в пределах пляжной зоны обеспечивается беспрепятственный и бесплатный доступ граждан для общего водопользования, кроме земельных участков, на которых расположены гидротехнические, гидрометрические и линейные сооружения, санатории и другие лечебно - оздоровительные учреждения, детские оздоровительные лагеря.

В случае предоставления права пользования пляжной зоной пользователи обязаны обеспечить беспрепятственный и бесплатный проход вдоль берега моря, залива или лимана.

В пределах населенных пунктов местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления выделяются и оборудуются пляжные зоны для беспрепятственного и безвозмездного пользования.

На островах устанавливается режим ограниченной хозяйственной деятельности, предусмотренный для прибрежных защитных полос.

Режим объектов и территорий природно - заповедного фонда, расположенных в пределах прибрежной полосы морей и вокруг морских заливов и лиманов, регулируется Законом Украины "О природно- заповедном фонде Украины".

Статья 89. Ограничение хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах

Прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности.

В прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается:

  1. распашка земель (кроме подготовки почвы для лугов, облесения), а также садоводство и огородничество;
  2. хранение и применение пестицидов и удобрений;
  3. устройство летних лагерей для скота;
  4. строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, навигационного назначения, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей;
  5. мытье и обслуживание транспортных средств и техники;
  6. устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.п..

Объекты, находящиеся в прибрежной защитной полосе, могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим. Не пригодные для эксплуатации сооружения, а также не отвечающие установленным режимам хозяйствования, подлежат вынесению из прибрежных защитных полос.

Статья 90. Ограничение хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах

Прибрежная защитная полоса вдоль морей, морских заливов и лиманов входит в зону санитарной охраны моря и может использоваться только для строительства военных и других оборонных объектов, объектов, производящих энергию за счет использования энергии ветра, солнца и волн, объектов снабжения, распределения, передачи (транспортировки) энергии, а также санаториев, детских оздоровительных лагерей и других лечебно - оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией, гидротехнических, гидрометрических и линейных сооружений.

В прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах запрещается:

  1. применение стойких и сильнодействующих пестицидов;
  2. устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод;
  3. устройство выгребов для накопления хозяйственно -бытовых сточных вод объемом более 1 кубического метра в сутки;
  4. устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживания жидких отходов.

В пределах пляжной зоны прибрежных защитных полос запрещается строительство любых сооружений, кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных.

Статья 91. Полосы отвода

Для нужд эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения магистральных, межхозяйственных и других каналов на оросительных и осушительных системах, гидротехнических и гидрометрических сооружений, а также водоемов и плотин на реках устанавливаются полосы отвода с особым режимом пользования.

Размеры полос отвода и режим пользования ими устанавливаются по проекту, который разрабатывается и утверждается водопользователями по согласованию с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства.

Земельные участки в пределах полос отвода предоставляются центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере развития водного хозяйства, и другим организациям для специальных нужд и могут использоваться ими для создания водоохранных лесонасаждений, берегоукрепительных и противоэрозионных гидротехнических сооружений, строительства переправ, производственных помещений.

Статья 92. Береговые полосы водных путей

На судоходных водных путях за пределами городских поселений для проведения работ, связанных с судоходством, устанавливаются береговые полосы.

Размеры береговых полос водных путей и хозяйственная деятельность на них определяются статьей 91 настоящего Кодекса.

Порядок установления береговых полос водных путей и пользования ими определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 93. Зоны санитарной охраны

В целях охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, лечебных и оздоровительных нужд устанавливаются зоны санитарной охраны, которые делятся на пояса особого режима.

Границы зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются местными советами на их территории по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды.

Режим зон санитарной охраны водных объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Глава 19. Водные объекты природно-заповедного фонда

Статья 94. Охрана и пользование водными объектами, отне - сенимы к природно- заповедного фонда

Водные объекты, отнесенные в установленном законодательством порядке к территориям и объектам природно-заповедного фонда, охраняются и используются в соответствии с требованиями, установленными Законом Украины "О природно - заповедном фонде Украины". На водных объектах, отнесенных к природно-заповедному фонду, запрещается осуществление любой деятельности, противоречащей их целевому назначению.

Глава 20. Охрана вод от загрязнения, засорения и исчерпания

Статья 95. Охрана вод (водных объектов)

Все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, исчерпания и других действий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, нанести ущерб здоровью людей, повлечь уменьшение рыбных запасов и других объектов водного промысла, ухудшение условий обитания диких животных, снижение плодородия земель и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушение гидрологического и гидрогеологического режима вод.

Деятельность физических и юридических лиц, которая наносит ущерб водам (водным объектам), может быть прекращена по решению суда.

Статья 96. Условия размещения, проектирования, строительства, реконструкции и введения в действие предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние вод

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и введении в действие предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно обеспечиваться рациональное использование вод. При этом предусматриваются технологии, которые обеспечивают охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение их вредного действия, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также способствуют сохранению природных условий и ландшафтов как непосредственно в зоне их размещения, так и на водосборной площади водных объектов. Запрещается проектирование и строительство прямоточных систем водоснабжения промышленных предприятий, за исключением предприятий, которые по технологии производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение. Запрещается осуществление проектов хозяйственной и иной деятельности без оценки их влияния на состояние вод.

Статья 97. Условия размещения, проектирования, строительства, реконструкции и введения в действие предприятий, сооружений и других объектов, которые могут влиять на состояние рыбохозяйственных водных объектов

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и введении в действие предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водных объектах осуществляются мероприятия, которые обеспечивают охрану рыб, других водных животных и растений и их воспроизведения. К основным мерам по обеспечению охраны и воспроизводства рыбных запасов, водных животных и растений принадлежит оборудование рыбозащитными устройствами водозаборных и других сооружений в соответствии с утвержденным проектам, строительство рыбопитомников, искусственных нерестилищ, рыбопропускных сооружений, подготовка ложа водохранилища и т.п..

Статья 98. Запрет ввода в действие предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод

Запрещается ввод в действие:

  1. новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами и очистными сооружениями необходимой мощности, которые предотвращают загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, и необходимой измерительной аппаратурой, которая осуществляет учет объемов забора и сброса воды;
  2. оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов - до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивания, засоления земель и эрозии почв, а также загрязнению поверхностных и подземных вод сбросом с оросительных систем;
  3. осушительных систем - до полной готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;
  4. водозаборных сооружений - без рыбозащитных устройств и оборудованных согласно утвержденным проектам зон санитарной охраны водозаборов;
  5. гидротехнических сооружений - до полной готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;
  6. эксплуатационных скважин на воду - без оснащения их водорегулирующими и контрольно - измерительными устройствами.

Наполнение водохранилища для осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке его ложа запрещается.

Статья 99. Запрет сбрасывания в водные объекты отходов и мусора

Запрещается сброс в водные объекты производственных, бытовых, радиоактивных и других видов отходов и мусора.

Статья 100. Охрана поверхности водосборов и ледового покрова водоемов, водотоков, а также морей, их заливов и лиманов

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам запрещается загрязнять, засорять поверхности водосборов, ледового покрова водоемов, водотоков, а также морей, их заливов и лиманов производственными, бытовыми и другими отходами, мусором, нефтяными, химическими и другими загрязняющими веществами.

Статья 101. Охрана вод от загрязнения и засорения вследствие потерь смазочного масла, горючего, химических, нефтяных и других загрязняющих веществ

Владельцы средств водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений на водных объектах, а также другие юридические и физические лица обязаны обеспечивать охрану вод от загрязнения и засорения вследствие потерь смазочного масла, горючего, химических, нефтяных и других загрязняющих веществ.

Статья 102. Охрана внутренних морских вод и территориального моря

Во внутренние морские воды и территориальное море запрещается сбрасывать с судов и плавучих средств, платформ и других морских сооружений и воздушных судов химические, радиоактивные и другие вредные вещества, а также радиоактивные или другие отходы, материалы, предметы и мусор, которые могут вызвать загрязнение моря. Охрана внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения осуществляется в соответствии с правилами, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, других актов законодательства.

Статья 103. Предотвращение загрязнения вод удобрениями и химическими средствами защиты растений

С целью предотвращения загрязнения вод сельскохозяйственные, лесохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане обязаны соблюдать установленные правила хранения, транспортировки и использования удобрений, химических средств защиты растений и других токсичных препаратов и веществ.

Статья 104. Охрана водных объектов, отнесенных к категории лечебных

Охрана водных объектов, отнесенных к категории лечебных, осуществляется в порядке, установленном для санитарной охраны курортов.

В целях охраны водных объектов, отнесенных к категории лечебных, устанавливаются округа санитарной охраны курортов с особым режимом в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

Сброс любых обратных вод в водные объекты, отнесеные к категории лечебных, запрещается.

Статья 105. Охрана подземных вод

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых может негативно влиять на состояние подземных вод, особенно те, которые эксплуатируют накопители промышленных, бытовых и сельскохозяйственных стоков или отходов, должны осуществлять мероприятия по предупреждению загрязнения подземных вод, а также оборудовать локальные сети наблюдательных скважин для контроля за качественным состоянием этих вод.

В случае раскрытия водоносных горизонтов с подземной водой питьевого качества лица, проводящие буровые, горные и другие работы, связанные с поисками, разведкой, эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, должны сообщить об этом в установленном порядке в областные, Киевскую, Севастопольскую городские государственные администрации, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, для принятия мероприятий по охране подземных вод от истощения и загрязнения.

Все скважины воды, не пригодные для эксплуатации, покинутые наблюдательные и поисковые скважины на все виды полезных ископаемых, а также вертикальные и другие горно - поисковые и эксплуатационные горные разработки и покинутые колодцы должны быть затампонированы или ликвидированы.

Ликвидацию поисковых разработок и ликвидационный тампонаж поисковых скважин любого назначения осуществляют организации, выполняющие поисковые работы, а непригодных и заброшенных эксплуатационных и наблюдательных скважин и разработок - организации, на балансе которых они находятся.

В случае невозможности установить владельца покинутых буровых скважин и разработок их ликвидация осуществляется по решению местных советов центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр. Если эксплуатация самоизливающихся скважин является возможной, то они оснащаются регулирующими устройствами.

В случае исчерпания запасов подземных вод, а также в случае загрязнения подземных вод устанавливаются причины, по которым это произошло, и по предложениям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, за счет виновных лиц осуществляются мероприятия по их воссозданию.

Статья 106. Проведение специальных работ по сооружению эксплуатационных скважин на воду

Специальные работы по сооружению эксплуатационных скважин воды осуществляются согласно проектно - сметной документации организациями, имеющими соответствующие разрешения на выполнение таких работ.

Разрешение на проведение специальных работ по сооружению эксплуатационных скважин воды выдается областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды при наличии согласованного проекта и является основанием для финансирования этих работ.

Указанная документация согласовывается в порядке, установленном Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности.

Глава 21. Предотвращение вредного действия вод и аварий на водных объектах и ликвидация их последствий

Статья 107. Вредное действие вод и мероприятия по предотвращению и устранению его последствий

Вредным воздействием вод являются:

  1. последствия наводнения, которые привели к затоплению и подтоплению земель и населенных пунктов;
  2. разрушение берегов, защитных дамб и других сооружений;
  3. заболачивание, подтопление и засоление земель, вызванные повышением уровня грунтовых вод вследствие ненормированной подачи воды во время орошения, утечка воды из водопроводно - канализационных систем и перекрытия потоков подземных вод при размещении крупных промышленных и других сооружений;
  4. осушение земель, обусловленное забором подземных вод в количестве, превышающем установленные объемы отбора воды;
  5. загрязнение (засол) земель в районах добычи полезных ископаемых, а также после окончания эксплуатации месторождений и их консервации;
  6. эрозия почв, образование оврагов, оползней и селей.

При проектировании водохозяйственных и других объектов должно учитываться возможное вредное воздействие вод, а при эксплуатации этих объектов - приниматься меры по его предупреждению, а именно :

  1. залужение и создание лесонасаждений на прибрежных защитных полосах, склонах, балках и оврагах;
  2. строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений, земляных валов, водосбросов, защитных дамб, водохранилищ - регуляторов;
  3. сооружение дренажа;
  4. укрепление берегов и т.п..

Статья 107-1. Планы управления рисками затопления

Планы управления рисками затопления разрабатываются для отдельных территорий в пределах района речного бассейна, которые имеют высокий риск затопления.

Планы управления рисками затопления разрабатываются и выполняются с целью уменьшения потенциального негативного влияния затоплений на жизнедеятельность человека, окружающую среду, культурное наследие и хозяйственную деятельность.

Планы управления рисками затопления утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Порядок разработки плана управления рисками затопления утверждается Кабинетом Министров Украины.

Методики разработки карт угроз и рисков затопления и предварительной оценки рисков затопления утверждаются центральным органом исполнительной власти, формирует государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности

Статья 108. Неотложные меры по предотвращению стихийного бедствия, вызванного вредным действием вод, аварий на водных объектах и ликвидации их последствий

В случае угрозы стихийного бедствия, связанного с вредным воздействием вод, местные советы с привлечением предприятий, учреждений, организаций обязаны принять безотлагательные меры по предотвращению этой беды, а в случае его наступления - относительно немедленной ликвидации его последствий в соответствии с законодательством Украины.

В аварийных ситуациях на водных объектах, связанных с их загрязнением, которое может вредно повлиять на здоровье людей и состояние водных экосистем, предприятие, учреждение или организация, по вине которых произошла авария или которые обнаружили ее, должны немедленно начать ликвидацию ее последствий и сообщить об аварии в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, областные, Киевскую, Севастопольскую городские государственные администрации, орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды и соответствующий совет.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере развития водного хозяйства, должен обеспечивать безаварийное функционирование водных объектов при наводнении и паводках, прогнозировать распространение вызванных ими последствий и совместно с соответствующими советами осуществлять мероприятия по обеспечению бесперебойного водоснабжения населения и отраслей экономики.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, ведет наблюдение за развитием стихийных явлений и обеспечивает местные советы и органы исполнительной власти необходимой гидрологической и гидрохимической информацией.

Местные советы обязаны информировать население об аварии, стихийном бедствии, их масштабах, возможно нарушении экологической безопасности и о принятых мерах по ликвидации их последствий