Если вы увидите здание, созданное будто бы специально, чтобы вас удивить (с неправильной формы окнами, наклонными или вогнутыми стенами, с торчащими не на месте углами), знайте: наверняка перед вами одно из творений деконструктивизма.
Любое появление в жизни чего-то нового означает, что пройдет время, и это новое неизбежно станет «старым». Подросшее поколение неминуемо заклеймит то, что когда-то казалось верхом гениальности, и найдет в нем тысячи изъянов.
Так произошло однажды и с революционным архитектурным стилем под названием конструктивизм, зародившимся в начале двадцатого века в советской России, подхваченным знаменитым французом Корбюзье, а затем в виде «каменных лесов» или «спальных районов» растиражированным по всему миру.
Девизом конструктивистов была голая функциональность архитектуры, когда не конструкция дома служит замыслу художника, а сам художник отдается во власть конструкции. Для тогдашнего времени такой подход был новым и весьма «продвинутым», а главное, позволял изрядно экономить на строительстве.
Однако, когда миновало несколько десятилетий, люди обнаружили, что несколько устали от однообразия и подчеркнутой сухости конструктивистской архитектуры. Им вновь захотелось как-нибудь украсить свои дома и сгладить бесконечные прямые углы.
В порыве низвергнуть заматеревших уже «новаторов»-конструктивистов молодые архитекторы разделились по крайней мере на два больших лагеря: одни решили пойти на поводу у потребителя и попросту вернулись к проверенной классике, обозначив свой стиль как постмодернизм, другие же занялись более интересным делом — «разделкой» надоевшего всем конструктивизма. Это почти хулиганское направление в искусстве получило вполне конкретное и логичное название — деконструктивизм.
На самом деле, деконструктивизм в архитектуре явился лишь продолжением тотального пересмотра ценностей, охватившего европейскую культуру еще в первой половине двадцатого века. Если как следует углубиться в историю этого явления, то среди его первых предвестников обнаружатся такие отцы русского авангарда, как К. Малевич и В. Кандинский, а также известные в архитектурной среде И. Леонидов, А. и В. Веснины.
Поначалу термин «деконструктивизм» использовался лишь философами и литераторами (с легкой руки француза Жака Деррида), но постепенно распространился как модное течение на все виды искусства. В архитектуре деконструктивизм окончательно оформился лишь к концу 80-х годов и с тех пор является одним из полноправных и популярных современных направлений.
Художественная задача любого деконструктивиста — разрушение сложившихся традиций и понятий, будь то представления о красоте, пользе, порядке или комфорте.
Этот клан архитекторов исповедует полную свободу самовыражения, разрешает себе самые рискованные эксперименты и берется спорить даже с законами гравитации! В результате такого подхода получается либо пародия на все, что было создано ранее, либо создается некий «космический» эффект, наводящий на мысль о том, как это могло бы выглядеть на других планетах.
Современные деконструктивисты черпают вдохновение в неразвившихся идеях авангарда столетней давности, с успехом применяя к ним новые технологии и материалы. К примеру, когда-то бесславно почившая в письменном столе «антигравитационная» архитектура И. Леонидова сегодня находит жизнь в современных строениях таких модных архитекторов, как 3аха Хадид (построившая еще в восьмидесятые годы местами подвешенный в воздухе «Пик-клаб» в Гонконге) или Рем Кулхаас (расположивший ресторан в конусе, поставленном на острие, в помещении Гаагского театра танца).
Многие постройки в этом стиле и вовсе вызывают ассоциации с творчеством сюрреалистов — местами разрушенные, либо слегка «поехавшие» стены, весьма распространенный деконструктивистский прием частичной подрезки угла здания, при котором два верхних этажа опираются на консоль (например, многоэтажный жилой дом в Берлине, построенный неподалеку от разрушенной Берлинской стены по проекту архитектора П. Эйзенмана).
Кто сказал, что окна должны располагаться ровными линиями, быть одинаковыми и прямоугольными? Кто распорядился облицовывать и красить дома только в один «спокойный для глаз» цвет? В деконструктивистских постройках окна могут уменьшаться до размеров бойниц, заменяться фрагментами витражей или вовсе превращаться в сплошные стены. Здания имеют право быть разноцветными — хоть в клеточку, хоть в полосочку, хоть в горошек.
В современной архитектуре существует множество примеров деконструктивного подхода к творчеству. Например, полную свободу в планировке и оформлении домов давал себе знаменитый венский художник Хундертвассер. В привычную среду жилого дома он смело и органично «вплетал» живую растительность (первым посадил на крышу ставшую сегодня уже обычным делом траву, заставил деревья и кустарники расти прямо из окон и т. д.).
Его визитной карточкой стали разнокалиберные, хаотично расположенные и облицованные яркой плиткой окна, неровный (как живая земля) пол, не подчиненные никакой симметрии (и вообще никаким правилам) разноцветные наборные колонны. При этом постройки Хундертвассера, хотя и причисляются многими к деконструктивизму, «разрушительного» впечатления никак не производят.
Увлекаются этим направлением и многие наши знаменитые современники — Норманн Фостер, Ричард Роджерс, Сантьяго Калатрава, Фрэнк О. Гери. Наличие же в этом направлении признанных «классиков» (таких как европейские любители «пошалить» с конструкциями Бернард Чуми, Вольф Прикс и Гюнтер Доминиг или гораздо менее экстремальные американцы лос-анжелесской школы Тома Мейна) говорит о том, что не за горами времена, когда разрушители традиций и мастера кривых стен будут благополучно сданы в утиль, а на их место придет кто-то еще.
Удивительно, что у нас, на родине пионеров авангарда, деконструктивизм только-только начинает появляться и пока что приводит в недоумение почтенных горожан. С некоторых пор здания в этом стиле полюбили строить под магазины и торговые центры (например, ТЦ у метро «Варшавская» в Москве, ТЦ «Елизаровский» в Питере и др.). Но, увы, пока все это детские игрушки по сравнению с размахом, в котором живет и существует истинный деконструктивизм мирового уровня. Вероятно, время настоящих «разрушителей» в России еще не пришло…
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2