Раздел V. Международное сотрудничество в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
Статья 21. Общие принципы международного сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
1. Международное сотрудничество в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма осуществляется субъектами государственного финансового мониторинга по принципу взаимности согласно настоящего Закона, международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, других нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций и стандартов Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), Специального экспертного комитета Совета Европы по вопросам оценки мероприятий противодействия отмыванию средств и финансированием терроризма (MONEYVAL), Европейского Союза, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Эгмонтской группы подразделений финансовых разведок, Организации Объединенных Наций.
Статья 22. Полномочия государственных органов по обеспечению международного сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
1. Специально уполномоченный орган в соответствии с международными договорами Украины по принципу взаимности или по собственной инициативе осуществляет международное сотрудничество с соответствующими органами иностранных государств в части обмена опытом и информацией, связанной с предотвращением и противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
2. Предоставление Специально уполномоченным органом соответствующему органу иностранного государства информации с ограниченным доступом осуществляется при условии обеспечения органом иностранного государства тождественного действующем в Украине национального режима ее защиты и использование исключительно для целей уголовного судопроизводства в уголовных процессах по легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
3. Выполнение Специально уполномоченным органом запроса соответствующего органа иностранного государства является основанием для истребования им необходимой для выполнения запроса информации (в том числе такой, которая составляет банковскую или коммерческую тайну), копий документов в органы государственной власти, предприятий, учреждений, организаций и субъектов первичного финансового мониторинга. Требование Специально уполномоченного органа о представлении информации, необходимой для выполнения запроса соответствующего органа иностранного государства, может содержать ссылку на номер и день регистрации этого запроса в соответствующем реестре Специально уполномоченного органа.
4. Отказ или отсрочка удовлетворения запроса о международном сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма осуществляется только на основании международных договоров, стороной которых является Украина.
5. На выполнение соответствующего запроса уполномоченного органа иностранного государства о приостановлении соответствующей финансовой операции как такой, которая может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, Специально уполномоченный орган вправе поручить субъекту первичного финансового мониторинга остановить или возобновить проведение или обеспечить мониторинг финансовой операции соответствующего лица в течение срока, установленного этим запросом. Порядок приостановления и обновления такой финансового операции определяется субъектом государственного финансового мониторинга, который осуществляет регулирование и надзор за субъектами первичного финансового мониторинга, в пределах его полномочий.
6. Обеспечение международного сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма по исполнения судебных решений, касающихся конфискации доходов, полученных преступным путем, возлагается на Министерство юстиции Украины, а в части совершения процессуальных действий в рамках уголовного производства по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма - на Генеральную прокуратуру Украины.
7. Доходы, полученные преступным путем, которые были конфискованы в связи с уголовных процессах по легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и подлежат возврату в Украину или в иностранное государство, направляются соответствии с международным договором Украины с этим государством относительно распределения конфискованных активов или доходов от размещение этих активов. Средства, полученные Украиной по таким международным договорам, зачисляются в специальный фонд Государственный бюджет Украины, если иное не установлено законом.
8. Субъекты государственного финансового мониторинга осуществляют международное сотрудничество с соответствующими государственными органами иностранных государств для обмена опытом и информацией по вопросам регулирования и надзора за деятельностью финансовых учреждений в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма в соответствии с международными договорами Украины или по собственной инициативе.
9. Специально уполномоченный орган и другие субъекты государственного финансового мониторинга в пределах своих полномочий обеспечивают сотрудничество с Группой по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и другими международными организациями, деятельность которых направлена на обеспечение международного сотрудничества в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
10. В Украине согласно международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и законов Украины признаются приговоры (решения) судов, решения других компетентных органов иностранных государств, вступивших в законную силу, относительно лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем.
В Украине согласно международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и законов Украины признаются приговоры (решения) судов, решения других компетентных органов иностранных государств, вступивших в законную силу, о конфискации доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества, находящихся на территории Украины.
Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество на основании соответствующего международного договора Украины могут быть полностью или частично переданы иностранному государству, судом или другим компетентным органом которой вынес приговор (решение) о конфискации.
11. Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и решение о транзитной перевозки указанных лиц по территории Украины принимается на основании обязательств Украины в соответствии с международными договорами Украины.
В случае если Украина не имеет соответствующего международного договора с иностранным государством, запрашивающего выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, исключительно при условии соблюдения принципа взаимности.