Раздел IV. Задачи, функции и права специально уполномоченного органа
Статья 18. Задачи и функции Специально уполномоченного органа
1. Задачами Специально уполномоченного органа являются:
- сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, другие финансовые операции или информация, которая может быть связана с подозрением в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Принципы обработки полученной от субъектов первичного финансового мониторинга информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и критерии анализа таких операций устанавливает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; - обеспечение реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- налаживание сотрудничества, взаимодействия и информационного обмена с государственными органами, компетентными органами иностранных государств и международными организациями в указанной сфере;
- обеспечение представительства Украины в установленном порядке в международных организациях по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
2. Специально уполномоченный орган в соответствии с возложенными на него задачами:
Проекты нормативно-правовых актов центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма по исполнению субъектами первичного финансового мониторинга законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма соглашаются с другими субъектами первичного финансового мониторинга
- вносит предложения по разработке законодательных актов, участвует в установленном порядке в подготовке других нормативно-правовых актов по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- представляет запросы в органы исполнительной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования относительно получения информации (в том числе копий документов), необходимой для выполнения возложенных на него задач;
- сотрудничает с органами исполнительной власти, другими государственными органами, задействованными в системе предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- в случае наличия достаточных оснований полагать, что финансовая операция или совокупность связанных между собой финансовых операций могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, подает в правоохранительные органы, уполномоченных принимать решения согласно уголовному процессуальному законодательству, а также разведывательных органов Украины для осуществления оперативно-розыскной деятельности соответствующие обобщенные материалы, дополнительные обобщенные материалы и получает от них информацию о ходе их рассмотрения;
- в случае наличия достаточных оснований подозревать, что финансовая операция или клиент связанные с совершением деяния, определенного Уголовным кодексом Украины, не касается легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, дает информацию к соответствующему правоохранительному или разведывательному органу Украины в виде обобщенных материалов;
- участвует в международном сотрудничестве по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- проводит анализ методов и финансовых схем легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- проводит обобщение состояния осуществления государственными органами мероприятий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма в государстве;
- согласовывает проекты нормативно-правовых актов субъектов государственного финансового мониторинга по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
- проводит анализ эффективности мероприятий, функционирования системы финансового мониторинга в государстве на основании информации, предоставленной органами государственной власти;
- получает от субъектов первичного финансового мониторинга (кроме специально определенных) информацию по отслеживанию (мониторингу) финансовых операций клиентов, операции которых стали объектом финансового мониторинга;
- обеспечивает выполнение задач, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона (за исключением пунктов 6, 7, 9, 10 и 14 части второй статьи 14 настоящего Закона);
- способствует выявлению в финансовых операциях признаков использование доходов, полученных преступным путем;
- требует от субъектов первичного финансового мониторинга соблюдения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и в случае выявления нарушений законодательства принимает меры, предусмотренные законами, а также сообщает об этом в орган, осуществляющий надзор за таким субъектом первичного финансового мониторинга;
- обеспечивает осуществление государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и обеспечивает координацию деятельности государственных органов в этой сфере;
- обеспечивает в соответствии с законом организацию и координацию работы по переподготовке и повышению квалификации специалистов органов государственной власти по вопросам финансового мониторинга и работников субъектов первичного финансового мониторинга, ответственных за проведение финансового мониторинга, по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма на базе соответствующего учебного заведения, который относится к сфере управления Специально уполномоченного органа;
- предоставляет в соответствии с законодательством субъектам государственного финансового мониторинга информацию для повышения эффективности осуществления надзора за соблюдением субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (объем и порядок предоставления такой информации определяются общими правовыми актами субъектов государственного финансового мониторинга, перечисленных в абзаце втором части третьей статьи 5 настоящего Закона;
- сообщает субъекту первичного финансового мониторинга после поступления соответствующей информации от правоохранительных органов, уполномоченных принимать решения в соответствии с уголовным процессуальным законодательством, о факте начала досудебного расследования (или о факте закрытия уголовного производства в ходе досудебного расследования) по сообщениям такого субъекта, поступило в специально уполномоченный орган в соответствии с требованиями статей 15, 16 настоящего Закона, а также предоставляет ему информацию о принятых судами решениях по таким уголовным производствами с одновременным уведомлением соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга. Порядок уведомления и информирования субъекта первичного финансового мониторинга и субъекта государственного финансового мониторинга устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- (Пункт 19 части второй статьи 18 исключен на основании Закона N 5463-VI (5463-17) от 16.10.2012)
- принимает участие по поручению Кабинета Министров Украины в подготовке соответствующих международных договоров Украины;
- (Пункт 21 части второй статьи 18 исключен на основании Закона N 5463-VI (5463-17) от 16.10.2012)
- выполняет другие функции, вытекающие из возложенных на него задач, и осуществляет другие полномочия в соответствии с законом.
(Часть третья статьи 18 исключена на основании Закона N 5463-VI (5463-17) от 16.10.2012)
4. Специально уполномоченный орган в рамках этого Закона обеспечивает ведение учета:
- информации о финансовых операциях, которые стали объектом финансового мониторинга;
- обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов, предоставленных правоохранительным органам, а также принятых по результатам их рассмотрения правоохранительными органами процессуальных решений;
- информации о результатах уголовных производств, в которых использовались (используются) предоставленные обобщенные материалы, и о принятых судами решениях по таким уголовным производствам;
- информации о конфискованых активах и активы, на которые наложен арест, во время криминальных производств, в которых использовались (используются) предоставленые обобщенные материалы;
- переданных и выполненных международных запросов о сотрудничество в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Статья 19. Политическая независимость Специально уполномоченного органа
1. Руководитель Специально уполномоченного органа назначается и освобождается от должности в установленном законодательством порядке.
2. Использование Специально уполномоченного органа в партийных, групповых или личных интересах не допускается.
3. Деятельность партий, движений и других общественных объединений, имеющих политические цели, в специально уполномоченном органе запрещается.
4. На период службы или работы по трудовому договору членство должностных и служебных лиц Специально уполномоченного органа в партиях, движениях и других общественных объединениях останавливается.
Руководитель Специально уполномоченного органа не может быть членом политической партии.
5. Как исключение разрешается членство работников, заключивших трудовой договор с Специально уполномоченным органом, в профессиональных союзах.
Статья 20. Права Специально уполномоченного органа
1. Специально уполномоченный орган вправе:
- привлекать к рассмотрению вопросов, относящихся к его компетенции, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями);
- получать безвозмездно в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти, правоохранительных органов, Национального банка Украины, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, предприятий, учреждений и организаций информацию (справки, копии документов), в том числе такую информацию, составляющую банковскую или коммерческую тайну, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
- получать от субъекта первичного финансового мониторинга (кроме специально определенного) в случае необходимости, основанная на результатах проведенного анализа, сведения по отслеживанию (мониторинга) обращения активов, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма;
- осуществлять в установленном законодательством порядке доступ, в том числе автоматизированный, к базам данных субъектов государственного финансового мониторинга и других органов государственной власти;
- получать от субъектов первичного финансового мониторинга по запросу информацию (справки, копии документов), включая такую информацию, которая содержит банковскую или коммерческую тайну, о финансовых операциях, которые стали объектом финансового мониторинга, и связанные с ними операции. В случае если участником таких финансовых операций является нерезидент, Специально уполномоченный орган вправе истребовать у субъекта первичного финансового мониторинга всю имеющуюся информацию об этом лице. Относительно участника такой финансовой операции - резидента Специально уполномоченный орган вправе истребовать у субъекта первичного финансового мониторинга копии паспорта этого лица, карточки с образцами подписей и доверенности, на основании которой этот участник участвовал в проведении финансовой операции, ставшей объектом финансового мониторинга, а также другую имеющуюся информацию (копии документов), необходимую для выполнения возложенных на Специально уполномоченный орган задач;
- разрабатывать и вносить на рассмотрение центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, проекты нормативно-правовых актов, необходимых для выполнения задач и функций, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона;
- получать от правоохранительных и разведывательных органов Украины, которые согласно этому Закону предоставлены обобщенные материалы от Специально уполномоченного органа, информацию о ходе проработки и принятия соответствующих мер на основании полученных материалов в установленном законодательством порядке;
- осуществлять организацию и координацию работы по переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти по вопросам финансового мониторинга и по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга - работников субъектов первичного финансового мониторинга, ответственных за проведение финансового мониторинга, в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- заключать международные договора межведомственного характера с соответствующими органами других государств по вопросам сотрудничества в установленном законом порядке;
- принимать решение об остановке расходных операций по счетам лиц на срок, установленный этим Законом;
- продлевать срок приостановления финансовых операций в случаях, установленных настоящим Законом;
- участвовать по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга в подготовке и / или проведении проверок субъектов первичного финансового мониторинга (кроме банков) в сфере соблюдения законодательства по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- информировать субъектов государственного финансового мониторинга о нарушении субъектами первичного финансового мониторинга требований настоящего Закона;
- предоставлять субъектам государственного финансового мониторинга статистическую информацию в соответствии с законодательством в пределах, определенных частью четвертой статьи 18 настоящего Закона.