Лучшие адвокаты найти или добавить
Аккумулятор YelonESS LR5000
Бесплатно после регистрации
Риелторы Киева выбрать компанию
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Лучшие нотариусы найти или добавить
Инвертор YelonESS HV6K-1L

Система финансового мониторинга

Раздел II Система финансового мониторинга

Статья 5. Система и субъекты финансового мониторинга

1. Система финансового мониторинга состоит из двух уровней - первичного и государственного.

2. Субъектами первичного финансового мониторинга являются:

  1. банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и прочие финансовые учреждения;
  2. платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;
  3. товарные, фондовые и другие биржи;
  4. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  5. компании по управлению активами;
  6. операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств;
  7. филиала или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  8. специально определены субъекты первичного финансового мониторинга:
    а) субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций с купли-продажи недвижимого имущества;
    б) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона;
    в) субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, включая казино, электронное (виртуальное) казино;
    г) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги (за исключением лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений) в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Закона;
    г) физические лица - предприниматели и юридические лица, проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, оказывают услуги) за наличные, при условии, что сумма такой финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона, в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Закона;
  9. другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

3. Субъектами государственного финансового мониторинга есть:

Национальный банк Украины, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, Министерство юстиции Украины, центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сфере предоставления услуг почтовой связи и экономического развития, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг

Специально уполномоченный орган 

Статья 6. Задачи, обязанности и права субъекта первичного финансового мониторинга

1. Субъект первичного финансового мониторинга с учетом требований законодательства, нормативно-правовых актов Центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и других субъектов государственного финансового мониторинга устанавливает правила, разрабатывает программы проведения финансового мониторинга и назначает работника, ответственного за его проведение, кроме специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, которые осуществляют свою деятельность единолично, без образования юридического лица, и лиц, указанных в подпункте "г" пункта 8 части второй статьи 5 этого Закона.

2. Субъект первичного финансового мониторинга обязан:

а) финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу, - в течение трех рабочих дней со дня их регистрации или попытки их проведения;

б) финансовые операции, которые подлежат внутреннему финансовому мониторингу, если есть достаточные основания подозревать, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, - в день возникновения подозрений, но не позднее чем через десять рабочих дней со дня регистрации таких операций или попытки их проведения;

в) выявленые финансовые операции, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначенные для финансирования терроризма, - в день их обнаружения или попытки их проведения, а также информировать об этом определенные законом правоохранительные органы;

  1. встать на учет в Специально уполномоченном органе как субъект первичного финансового мониторинга и в случае прекращения своей деятельности сообщить об этом Специально уполномоченный орган в определенном Национальным банком Украины для банков и Кабинетом Министров Украины для других субъектов первичного финансового мониторинга порядке;
  2. осуществлять идентификацию и изучение клиентов в случаях, установленных законом;
  3. обеспечивать выявление финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, до начала, в процессе, в день возникновения подозрений, после их проведения или при попытке их проведения или после отказа клиента от их проведения;
  4. обеспечивать в своей деятельности управления рисками по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и разрабатывать критерии рисков;
  5. обеспечивать регистрацию финансовых операций, подлежат финансовому мониторингу, не позднее следующего рабочего дня с даты их выявления;
  6. сообщать Специально уполномоченному орган о:
  7. в случае получения от Специально уполномоченного органа сообщения о некорректном (неправильное) заполнение полей в сообщении о финансовой операции, подлежащей финансовом мониторинга, подать в течение трех рабочих дней в Специально уполномоченный орган надлежащим образом оформленное уведомление и финансовой операции;
  8. способствовать в рамках действующего законодательства работникам Специально уполномоченного органа в проведении анализа финансовых операций;
  9. предоставлять по запросу Специально уполномоченного органа дополнительную информацию по поводу финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, копии первичных документов, на основании которых были проведены такие операции и связанные с ними финансовые операции, сведения об их участников, а также другую информацию, в частности ту, составляющей банковскую или коммерческую тайну, тайну страхования, копии документов, необходимые для выполнение возложенных на Специально уполномоченный орган задач, в течение пяти рабочих дней с даты поступления запроса;
  10. предоставлять по запросу Специально уполномоченного органа информацию (в том числе копии документов), необходимую для выполнения им запроса, поступившего от уполномоченного органа иностранного государства, в частности ту, что составляет банковскую или коммерческую тайну, в течение пяти рабочих дней с даты поступления запроса;
  11. предоставлять по запросу Специально уполномоченного органа информацию по отслеживанию (мониторингу) финансовых операций клиента, операции которого стали объектом финансового мониторинга. Порядок предоставления такой информации устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга;
  12. в случае невозможности обеспечить соблюдение сроков, установленных пунктами 9, 10 части второй настоящей статьи, с объективных причин, с учетом объема информации, запрашивается (формы ее подачи - электронной или письменной, копирование или сканирование, получение данных из архивов и т.д.), согласовать со Специально уполномоченным органом в течение рабочего дня в день получения запроса, но не позднее следующего рабочего дня от срока подачи запрашиваемой информации. Порядок согласования устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга;
  13. предоставлять по требованию заинтересованного субъекта государственного финансового мониторинга информацию, необходимую для проверки фактов нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  14. принимать меры по предотвращению разглашения (в частности лицам, относительно финансовых операций которых проводится проверка) информации, представляемой Специально уполномоченному органу, и другой информации по вопросам финансового мониторинга (в том числе о факте представления такой информации или получения запроса от Специально уполномоченного органа);
  15. сохранять документы по идентификации лиц, которые провели финансовую операцию, которые согласно этому Закону подлежат финансовому мониторингу, а также все документы, касающиеся деловых отношений с клиентом, не менее пяти лет после завершения деловых отношений, а все необходимые данные об операциях - не менее пяти лет после завершения сделки (при этом сроки хранения документов могут быть продлены соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга в порядке, установленном законодательством);
  16. обеспечивать на документальный запрос беспрепятственный доступ субъектов государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов к документам или информации, содержащейся в них, согласно требованиям закона;
  17. по поручению Специально уполномоченного органа, предоставленным с целью выполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства о остановки соответствующей финансовой операции как таковой, которая может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, останавливать проведение или обеспечить мониторинг финансовой операции соответствующего лица в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, по согласованию с соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга;
  18. обеспечивать разработку и постоянное обновление правил, программ проведения финансового мониторинга с учетом требований законодательства;
  19. ежегодно проводить внутренние проверки своей деятельности на предмет соблюдения законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  20. обеспечивать повышение квалификации работников, ответственных за проведение финансового мониторинга, путем прохождении обучения не реже одного раза в три года;
  21. принимать на постоянной основе мероприятий по подготовке персонала к выявлению финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу в соответствии с настоящим Законом, путем проведение образовательной и практической работы;
  22. выявлять финансовые операции, подлежащие обязательному финансовому мониторингу в соответствии со статьей 15 настоящего Закона;
  23. проводить анализ финансовых операций, направленный на выявления подлежащих внутреннему финансовому мониторингу согласно статье 16 настоящего Закона;
  24. выяснять цель и характер будущих деловых отношений с клиентами;
  25. постоянно обновлять соответствии с законодательством и внутренних процедур информацию о содержании деятельности клиента и его финансовое состояние;
  26. проводить анализ соответствия финансовых операций, которые проводятся клиентом, имеющейся информации о содержании его деятельности и финансовое состояние;
  27. принимать надлежащие меры для ограничения риска злоупотреблений, связанных с услугами, которые предоставляются с использованием новейших технологий, в частности обеспечивают проведение операций без непосредственного контакта с клиентом.

3. Субъект первичного финансового мониторинга обязан самостоятельно осуществлять классификацию своих клиентов с учетом критериев рисков, определенных Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и органами, осуществляющими регулирование и надзор за их деятельностью, во время проведения ими финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и принимать предупредительных мероприятий по клиентам, деятельность которых свидетельствует о повышенном риске проведения ими таких операций.

4. Субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять следующие мероприятия:

1) в отношении иностранных финансовых учреждений, с которыми установлен корреспондентские отношения в порядке, определенном соответствующим субъектом государственного финансового мониторинга, указанным в абзаце втором части третьей статьи 5 настоящего Закона:

а) обеспечивать сбор информации о содержании деятельности финансового учреждения и его финансовое состояние, репутацию, а также о том, было ли это учреждение объектом применения мер воздействия со стороны органа, осуществляющего регулирование и надзор за ее деятельностью в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

б) установить, какие меры принимаются учреждением для предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

в) выяснять на основании полученной информации достаточность и эффективность мер, предпринимаемых иностранным учреждением по борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

г) открывать корреспондентские счета иностранным финансовым учреждениям и в иностранных финансовых учреждениях с разрешения руководителя;

2) относительно публичных деятелей, факт принадлежности к которым клиента или лица, которое действует от его имени, субъект обнаруживает в соответствии с внутренними процедурами во время установления деловых отношений с клиентом и в процессе его обслуживания:

а) устанавливать с разрешения руководителя субъекта первичного финансового мониторинга отношения с публичными деятелями;

б) принимать меры для выяснения источников происхождения средств таких лиц;

в) проводить с учетом рекомендаций соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга мониторинг операций, участниками или выгоду которых публичные деятели, в порядке, определенном для клиентов высокого риска;

3) относительно благотворительных и неприбыльных организаций принимать мер по ограничению риска их использования с целью легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма на основании рекомендаций соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга.

5. Осуществление мероприятий, предусмотренных законодательством по вопросам предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, обеспечивается непосредственно субъектом первичного финансового мониторинга, его филиалами, другими обособленными подразделениями и дочерними предприятиями, в том числе расположенными в государствах, рекомендации Группы по разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) не применяются или применяются недостаточно, в пределах, определенных законодательством этого государства. В случае если применение указанных мероприятий не разрешается законодательством этого государства, субъекты первичного финансового мониторинга обязаны сообщить в Специально уполномоченный орган и соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга о невозможности принятия указанных мероприятий.

Одновременно субъект первичного финансового мониторинга принимает соответствующие меры, направленные на: усиление идентификации клиентов к установлению деловых отношений с лицами или компаниями этих стран; систематическое сообщения о финансовых операции с клиентами соответствующих стран; предупреждение представителей нефинансового сектора о том, что операции с физическими или юридическими лицами в соответствующих странах могут содержать риск отмывания средств, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

6. Положения пунктов 4, 11, 12 части второй настоящей статьи не распространяются на специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга.

Подпункт "а" пункта 6 и пункта 22 части второй настоящей статьи не распространяются на специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, кроме субъектов, указанных в подпункте "в" пункта 8 части второй статьи 5 этого Закона.

Положения пунктов 18, 19, 20, 21, 24, 25, 26, 27 части второй и частей третьей - пятой настоящей статьи не распространяются на специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга, указанных в подпункте "г" пункта 8 части второй статьи 5 этого Закона.

7. Субъект первичного финансового мониторинга с целью выполнения возложенных на него настоящим Законом задач имеет право обращаться с запросами в органы исполнительной власти, правоохранительные органы, Национальный банк Украины, юридических лиц, в установленном законодательством порядке информируют о результатах рассмотрения такой просьбы.

8. Руководители и работники субъектов первичного финансового мониторинга, ответственные за проведение финансового мониторинга, в случае нарушения требований настоящего Закона несут ответственность согласно закону.

Требования по проверке финансовыми учреждениями безупречной деловой репутации и соответствия профессиональным критериям кандидатов на указанные в настоящей части статьи должности устанавливаются соответствующими субъектами государственного финансового мониторинга.

9. Ответственность за организацию соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма несет руководитель субъекта первичного финансового мониторинга.

В случае осуществления процедуры ликвидации субъекта первичного финансового мониторинга, в том числе признание его банкротом, или назначение временной администрации ответственность за выполнение пунктов 9, 10 части второй статьи 6 настоящего Закона несут соответственно члены ликвидационной комиссии, ликвидатор или временный администратор.

Статья 7. Правовой статус работника субъекта первичного финансового мониторинга, ответственного за проведение финансового мониторинга

1. Работник, ответственный за проведение финансового мониторинга (далее - ответственный работник), назначается на должность на уровне руководства субъекта первичного финансового мониторинга.

Назначение и увольнение ответственного работника банка (Филиала иностранного банка) осуществляются по согласованию с Национальным банком Украины.

2. К полномочиям ответственного работника субъекта первичного финансового мониторинга относится:

  1. принятие решения об уведомлении Специально уполномоченного органа о финансовых операциях, относительно которых есть мотивированные подозрения, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или если они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма;
  2. принятие решения об информировании правоохранительных органов, определенных законодательством, о финансовых операциях, относительно которых есть подозрения, что они связаны, касаются ли предназначены для финансирования терроризма;
  3. осуществление проверок деятельности любого подразделения субъекта первичного финансового мониторинга и его работников по соблюдению ими правил внутреннего финансового мониторинга и выполнение программ проведения финансового мониторинга;
  4. право доступа ко всем помещениям, документам, средствам телекоммуникации субъекта первичного финансового мониторинга;
  5. привлечение любых работников субъекта первичного финансового мониторинга к осуществлению мер по предотвращению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и проверок по этим вопросам;
  6. организация разработки и представление на утверждение, а также внедрение, выполнение правил внутреннего финансового мониторинга и программ осуществления финансового мониторинга;
  7. получение объяснений от работников субъекта первичного финансового мониторинга независимо от занимаемых должностей по вопросам проведение финансового мониторинга;
  8. содействие проведению уполномоченными представителями соответствующих органов государственного финансового мониторинга проверок деятельности субъекта первичного финансового мониторинга относительно соблюдение законодательства в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  9. принятие решения о предоставлении информации по вопросам финансового мониторинга на запросы Специально уполномоченного органа и соответствующих правоохранительных органов;
  10. выполнение других задач в соответствии с законом.

3. Ответственный работник субъекта первичного финансового мониторинга выполняет и другие функции в соответствии с законодательством, правил внутреннего финансового мониторинга, программ проведения финансового мониторинга и других внутренних документов по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

4. Руководитель субъекта первичного финансового мониторинга обязан способствовать выполнению ответственным работником своих функций.

5. Ответственный сотрудник независим в своей деятельности, подотчетен только руководителю субъекта первичного финансового мониторинга и обязан не реже одного раза в месяц информировать в письменной форме руководителя о выявленных финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и меры, принятые, частности, для:

  • обеспечение осуществления мероприятий финансового мониторинга;
  • разработки и постоянное обновления правил и программ проведения финансового мониторинга с учетом требований законодательства;
  • подготовки персонала по выполнению требований этого Закона путем проведение образовательной и практической работы.

Статья 8. Мероприятия, осуществляемые специально определенными субъектами первичного финансового мониторинга

1. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается адвокатами, нотариусами, лицами, предоставляющими юридические услуги, аудиторами, аудиторскими фирмами, физическими лицами - предпринимателями, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, если они участвуют в подготовке и осуществлении сделки относительно:

  • купли-продажи недвижимости;
  • управление активами клиента;
  • управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
  • привлечения средств для образования юридических лиц, обеспечения их деятельности и управления ими;
  • образования юридических лиц, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купли-продажи юридических лиц.

2. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами предпринимательской деятельности, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций с купли-продажи недвижимого имущества, при подготовке и осуществлении сделок по покупке-продажи недвижимости, при условии, что сумма такой операции равна или превышает 400000 гривен, или равно или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентной 400000 гривен.

3. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона, при проведении операций с предметами высокой стоимости (в частности с драгоценными металлами, драгоценными камнями, антикварными вещами, предметами искусства и т.д.) или при торговле такими предметами, включая аукционной.

4. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается субъектами хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, включая казино, электронные (виртуальные) казино, при совершении финансовых операций, связанных с принятием или возвратом ставок или выплатой выигрышей.

5. Исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается физическими лицами - предпринимателями и юридическими лицами, которые проводят финансовые операции с товарами за наличные (выполняют работы, оказывают услуги), при условии, что сумма такой финансовой операции равна или превышает сумму, определенную частью первой статьи 15 этого Закона, в случаях, предусмотренных статей 6 и 8 настоящего Закона.

6. Нотариусы как субъекты первичного финансового мониторинга не сообщают Специально уполномоченному органу о своих подозрениях по финансовым операциям в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом тайны совершаемых нотариальных действий, кроме случаев удостоверение договоров купли-продажи недвижимого имущества, при условии, что сумма такой операции равна или превышает 400000 гривен или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентной 400000 гривен.

7. Адвокаты, лица, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, не сообщают Специально уполномоченный орган о своих подозрениях относительно финансовых операций в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом их адвокатской тайны и профессиональной тайны, когда они выполняют свои обязанности по защите клиента, представительства его в судебных органах и в делах досудебного урегулирования споров.

8. Руководители и работники, ответственные за проведение финансового мониторинга, специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга в случае нарушения требований настоящего Закона несут ответственность согласно закону.

Статья 9. Идентификация клиентов, которые проводят финансовые операции, и изучение их финансовой деятельности

1. Субъект первичного финансового мониторинга в соответствии с законодательством обязан на основании представленных официальных документов или заверенных в установленном порядке их копий осуществлять идентификацию клиентов, которые проводят финансовые операции. Дополнительные данные для изучения клиента могут быть полученные от клиента, а также из других источников, если такая информация является публичной (открытой).

2. Указанные в части первой настоящей статьи документы должны быть действующими на момент их представления и включать все необходимые данные для идентификации.

3. Идентификация и изучение финансовой деятельности осуществляются в случае:

  • установление деловых отношений с клиентами;
  • возникновения подозрения в том, что финансовая операция может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  • проведение финансовой операции, которая подлежит финансовому мониторингу;
  • проведение разовой финансовой операции без установки деловых отношений с клиентами на сумму, равную или превышающую сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона.

4. В зависимости от риска проведения операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма идентификация клиента осуществляется также в случае проведение им финансовой операции на сумму, определенную частью первой статьи 15 настоящего Закона, независимо от того, проводится такая операция единоразово или как несколько операций, которые могут быть связаны между собой.

5. В случае возникновения сомнений в достоверности или полноте предоставленной информации о клиенте субъект первичного финансового мониторинга обязан принять меры для проверки и уточнения информации относительно идентификации такого клиента (лица).

6. Особенности осуществления идентификации (упрощенной идентификации) и изучения финансовой деятельности субъектами первичного финансового мониторинга в зависимости от специфики их деятельности устанавливаются органами, которые соответственно этому Закону выполняют функции регулирования и надзора за этими субъектами первичного финансового мониторинга.

7. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право истребовать, а государственные органы обязаны в течение десяти рабочих дней предоставить в соответствии с законодательством информацию о идентификации клиента. Указанная информация предоставляется бесплатно. Перечень таких органов и порядок предоставления информации определяются Кабинетом Министров Украины.

8. Субъект первичного финансового мониторинга имеет право истребовать, а клиент обязан предоставить информацию о идентификации его личности, содержания деятельности и финансового состояния, необходимую для выполнения таким субъектом требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

9. В случае непредоставления клиентом, с которым установлены деловые отношения, необходимой информации для идентификации и изучения финансовой деятельности субъект первичного финансового мониторинга вправе отказать ему в проведении дальнейших финансовых операций.

10. Идентификация клиента осуществляется в/или при установление деловых отношений, заключения сделок, но до проведение финансовой операции, открытие счета.

11. С целью идентификации резидентов субъекты первичного финансового мониторинга устанавливают:

  1. для физического лица - фамилия, имя и отчество, дату рождения, номер паспорта гражданина Украины (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, который его выдал. При идентификации выясняют место жительства или место пребывания физического лица, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или номер паспорта гражданина Украины, в котором проставлена ​​отметка органов доходов и сборов об отказе от получения регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;
  2. для физического лица - предпринимателя - фамилия, имя и отчество, дату рождения, номер паспорта гражданина Украины (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, его выдал. Во время идентификации выясняют место жительства или место пребывания физического лица - предпринимателя, реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета (при наличии);
  3. для юридического лица - полное наименование, местонахождение; выясняют сведения об органах управления и их состав; данные, идентифицирующие лиц, имеющих право распоряжаться счетами и имуществом; сведения о владельцах существенного участия в юридическом лице; сведения о конечных выгодополучателей юридического лица; идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины; реквизиты банка, в котором открыт счет, и номер банковского счета.

12. С целью идентификации нерезидентов субъекты первичного финансового мониторинга устанавливают:

  1. для физического лица - фамилия, имя и отчество (при наличии), дату рождения, номер паспорта гражданина Украины (или другого документа, удостоверяющего личность), дату выдачи и орган, его выдал, гражданство. Во время идентификации выясняют сведения о месте жительства или место временного пребывания физического лица в Украине;
  2. для юридического лица - полное наименование, местонахождение и реквизиты банка, в котором открыт счет, номер банковского счета, выясняют сведения об органах управления и их состав; данные, идентифицирующие лиц, имеющих право распоряжаться счетами и имуществом; сведения о владельцах существенного участия в юридическому лицу; сведения о конечных выгодополучателях юридического лица. Субъекту первичного финансового мониторинга предоставляется также копия легализованного извлечения из торгового, банковского или судебного реестра или нотариально заверенное регистрационное удостоверение уполномоченного органа иностранного государства о регистрации соответствующего юридического лица.

13. Идентификация клиента не является обязательной в случае:

  • проведение финансовой операции лицами, которые ранее были идентифицированы;
  • заключение сделок между банками, зарегистрированными в Украине.

14. Субъект первичного финансового мониторинга может осуществить упрощенную идентификацию клиента в случае:

  • установление деловых отношений или проведения финансовой операции, если клиентом выступает орган государственной власти, предприятие, полностью находится в государственной собственности, международное учреждение или организация, в которых принимает участие Украина согласно международным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
  • проведение финансовой операции на организованном рынке ценных бумаг.

15. В случае если клиент (лицо) действует как представитель другого лица или в интересах другого лица, или если у субъекта первичного финансового мониторинга возникает сомнение относительно того, что лицо выступает от собственного имени или выгодополучателем является другое лицо, субъект первичного финансового мониторинга обязан согласно требованиями настоящей статьи и положениями других законов, регулирующих процедуру идентификации, идентифицировать также лицо, от имени или по поручению или в интересах которого проводится финансовая операция или является выгодополучателем.

16. В случае если лицо действует как представитель другого лица, субъект первичного финансового мониторинга должен проверить также наличие у данного лица соответствующих полномочий.

Статья 10. Отказ субъекта первичного финансового мониторинга от проведения финансовой операции

1. Субъект первичного финансового мониторинга обязан отказаться от установления деловых отношений или проведения финансовой операции в случае, если осуществление идентификации клиента в соответствии с требованиями законодательства невозможно, за исключением операций по зачислению средств, поступающих на счет такого клиента. В таком случае субъект первичного финансового мониторинга обязан в течение одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа сообщить Специально уполномоченному органу о проведении таких операций и лиц, которые имеют или имели намерение их провести.

Субъект первичного финансового мониторинга имеет право отказаться от проведения финансовой операции в случае, если финансовая операция содержит признаки такой, которая согласно этому Закону подлежит финансовому мониторингу, и сообщить об этом Специально уполномоченному органу в течение одного рабочего дня, но не позднее следующего рабочего дня со дня отказа.

Статья 11. Управление рисками

1. Субъект первичного финансового мониторинга обязан осуществлять управление рисками легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма с учетом результатов идентификации и изучения финансовой деятельности клиента, предоставляемых клиенту, анализу операций, проведенных им, и их соответствие финансовому состоянию и содержания деятельности клиента.

2. Оценка рисков субъектом первичного финансового мониторинга осуществляется по соответствующим критериям, в частности за типом клиента, географическим расположением страны регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, и видом товаров и услуг.

3. Для уменьшения выявленных рисков субъект первичного финансового мониторинга должен принимать меры, в частности включают: осуществление углубленной идентификации клиента и проверку личности клиента в течение определенного периода, включая его владельцев; дополнительные требования к клиенту при открытии счета или установлении отношений с ним; увеличение частоты проведения проверок личности клиента, включая его владельцев; сбор информации с целью формирования представления о деятельности клиента, природу и уровень проводимых операций ним; усиленный мониторинг операций, проводимых клиентом.

Статья 12. Предоставление информации о финансовой операции

1. Предоставления субъектом первичного финансового мониторинга информации о финансовой операции, которая согласно статье 15 этого Закона подлежит обязательному финансовому мониторингу, осуществляется в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации.

2. Решение о представлении или непредставлении Специально уполномоченному органу информации о финансовой операции, которая подлежит внутреннему финансовому мониторингу, принимает ответственный работник субъекта первичного финансового мониторинга (филиала, другого отдельного подразделения субъекта первичного финансового мониторинга) в соответствии с внутренними процедурами, предусмотренных правилами внутреннего финансового мониторинга в соответствии со статьей 16 этого Закона. В случае принятия решение о представлении Специально уполномоченному органу информации о финансовой операции такая информация представляется не позднее 10 рабочих дней со дня ее регистрации.

3. Порядок регистрации финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, а также представление Специально уполномоченному органа информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, другие финансовые операции, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (747-2010-п), устанавливается:

  • Национальным банком Украины - для банков;
  • Кабинетом Министров Украины - для других субъектов первичного финансового мониторинга.

4. Представление информации субъектом первичного финансового мониторинга Специально уполномоченному органу в установленном порядке не является нарушением профессиональной тайны, тайны страхования, банковской или коммерческой тайны.

5. Субъект первичного финансового мониторинга, его должностные лица и другие работники не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за представление Специально уполномоченному органу информации о финансовой операции, если они действовали в рамках этого Закона, даже если такими действиями причинен ущерб юридическим или физическим лицам, и за другие действия, связанные с выполнением этого Закона.

6. Работникам субъекта первичного финансового мониторинга, подавших Специально уполномоченному органу информацию о финансовой операции, запрещается сообщать об этом лиц, которые принимали (принимают) участие в ее проведении, и любых третьих лиц.

7. Работникам субъекта первичного финансового мониторинга, получившие запрос Специально уполномоченного органа и / или предоставили ответ на такой запрос этому органу, запрещается информировать об этом лиц, принимавших (принимают) участие в финансовых операциях, определенных в запросе или ответы, а также любых третьих лиц.

8. В случае если субъект первичного финансового мониторинга, который проводит финансовые операции, имеет достаточные основания подозревать, что такие финансовые операции связаны, касаются или предназначены для финансирования террористической деятельности, террористических актов или террористических организаций и организаций или лиц, к которым применены международные санкции, он обязан безотлагательно сообщить в день возникновения подозрений о таких финансовых операциях в Специально уполномоченный орган и правоохранительные органы, определенные законом.

9. Органы государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, в случае выявление при выполнении своих функций финансовых операций, в отношении которых есть подозрение, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма или связаны с лицами, в отношении которых применены международные санкции, обязаны сообщить в Специально уполномоченный орган о таких операциях. Порядок и требования по предоставление информации в таких случаях устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

10. Органы государственной власти обязаны предоставлять Специально уполномоченному органу информацию (копии документов), необходимую для выполнения возложенных на него задач, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Неправомерная отказ в предоставлении такой информации (копий документов), несвоевременное или неполное ее предоставление влекут ответственность должностных лиц органов государственной власти в соответствии закону.

11. Центральный орган исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной таможенного дела дает информацию о выявленных фактах незаконного перемещения через таможенную границу Украины наличности, оборотных денежно-кредитных документов, драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также культурных ценностей на сумму, равную или превышающую сумму, указанную частью первой статьи 15 настоящего Закона.

12. Информация, предоставляемая в соответствии с требованиями настоящего Закона, такова, что имеет ограниченный доступ. Обмен указанной информацией, ее раскрытие и защита субъектами первичного финансового мониторинга, органами исполнительной власти и Национальным банком Украины, соответственно закону осуществляют регулирование и надзор за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга, осуществляются в соответствии с законом.

13. Специально уполномоченный орган обеспечивает защиту и хранения информации, полученной согласно требованиям настоящего Закона. Специально уполномоченному органу запрещено раскрывать и / или передавать кому-либо полученную от субъектов первичного финансового мониторинга информацию, кроме случаев, предусмотренных статьями 18, 20 и 22 настоящего Закона. Информация, хранящаяся в Специально уполномоченном органе и полученная от субъектов первичного финансового мониторинга, имеет ограниченный доступ. В случае поступления запроса о такой информации Специально уполномоченный орган возвращает соответствующей заинтересованному лицу такой запрос без рассмотрения, за исключением случая, если запрос поступил в рамках проверки ранее полученных им обобщенных материалов. В случае наличия у Специально уполномоченного органа дополнительной информации, касающейся ранее направленных правоохранительным органам обобщенных материалов, Специально уполномоченный орган может формировать и подавать соответствующие правоохранительные органы дополнительные обобщенные материалы.

Раскрытие в любой способ работниками Специально уполномоченного органа информации, полученной от субъектов первичного финансового мониторинга согласно требованиям настоящего Закона, влечет ответственность согласно закону.

14. Предоставление органами государственной власти Специально уполномоченному органу информации о финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, не является нарушением банковской или коммерческой тайны.

Должностные лица и другие работники органов государственной власти не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за представление Специально уполномоченному органа информации о финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

15. Субъекты хозяйствования, предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, которые не являются субъектами первичного финансового мониторинга, в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 20 настоящего Закона обязаны предоставлять по запросу Специально уполномоченного органа информацию, связанную с анализом финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга, справки и копии документов (в том числе тех, которые составляют банковскую или коммерческую тайну), необходимые для выполнения этим органом возложенных на него задач в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Информация, предоставляемая согласно требованиям части пятнадцатой настоящей статьи, является имеющей ограниченный доступ. Обмен указанной информацией, ее раскрытие и защита осуществляются соответствии с законом.

Объем и порядок представления такой информации (кроме информации относительно конкретных физических лиц) определяются Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица и другие работники субъектов хозяйствования, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти не несут дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за предоставление Специально уполномоченному органу информации согласно требованиям настоящего Закона.

Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут ответственность по закону.

16. Разведывательным органам Украины запрещено передавать кому-либо информацию, полученную от Специально уполномоченного органа в виде обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов, за исключением случаев передачи ее в правоохранительные органы для принятия решения в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Разведывательные органы Украины обязаны сообщать в Специально уполномоченный орган о ходе разработки и принятия соответствующие меры по результатам рассмотрения полученных обобщенных материалов и дополнительных обобщенных материалов.

Статья 13. Взятие на учет информации о финансовой операции, которая подлежит финансовому мониторингу

1. Информация о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, полученная Специально уполномоченным органом, учитывается этим органом. Порядок взятия на учет информации о финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 14. Полномочия субъектов государственного финансового мониторинга

1. Государственное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма осуществляются относительно:

  1. банков, платежных организаций и членов платежных систем, которые являются банковскими учреждениями, - Национальным банком Украины;
  2. фондовых бирж, компаний по управлению активами и других профессиональных участников рынка ценных бумаг (кроме банков) - Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку;
  3. страховщиков (перестраховщиков), ломбардов и других финансовых учреждений, а также юридических лиц, которые согласно законодательству предоставляют финансовые услуги (кроме финансовых учреждений и других юридических лиц, в отношении которых государственное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма осуществляются другими субъектами государственного финансового мониторинга), платежных организаций и членов платежных систем, является небанковскими учреждениями, - Национальной комиссией, осуществляющим государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг;
  4. субъектов хозяйствования, которые проводят лотереи или любые другие азартные игры, субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, аудиторов, аудиторских фирм, физических лиц - предпринимателей, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах казначейского обслуживания бюджетных средств, государственного финансового контроля, - центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
  5. нотариусов, адвокатов и других лиц, предоставляющих юридические услуги, - Министерством юстиции Украины;
  6. операторов почтовой связи (в части осуществления ими перевода денег) - центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере предоставления услуг почтовой связи;
  7. товарных и других бирж, которые проводят финансовые операции с товарами, - центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері економічного розвитку;
  8. других субъектов первичного финансового мониторинга, для которых этим Законом не определены органы государственной власти, осуществляют регулирование и надзор за их деятельностью, - Специально уполномоченным органом.

2. Указанные в части первой настоящей статьи субъекты государственного финансового мониторинга обязаны:

  1. осуществлять надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма за деятельностью соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга, в частности путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе выездных.
  2. обеспечивать предоставление методологической, методической и другой помощи субъектам первичного финансового мониторинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  3. осуществлять регулирование и надзор с учетом политики, процедур и систем контроля, оценки рисков в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма с целью определения соответствия мероприятий, осуществляемых субъектами первичного финансового мониторинга, и уменьшение рисков при деятельности таких субъектов в этой сфере;
  4. требовать от субъектов первичного финансового мониторинга выполнение требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а в случае выявления нарушений требований законодательства принимать меры, предусмотренных законом;
  5. проводить проверку организации профессиональной подготовки работников и руководителей, ответственных за проведение финансового мониторинга;
  6. информировать Специально уполномоченный орган для выполнения возложенных на него задач о выявленных нарушениях законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма субъектами первичного финансового мониторинга и мероприятия, принятых для их устранения;
  7. ежегодно, но не позднее января следующего года, предоставлять Специально уполномоченному органу обобщенную информацию о соблюдения субъектами первичного финансового мониторинга, по которым они осуществляют функции регулирования и надзора, требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, в том числе о выявленных нарушениях и мерах, принятых для их устранения;
  8. обеспечивать хранение информации, поступившей от субъектов первичного и государственного финансового мониторинга и правоохранительных органов;
  9. согласовывать с Специально уполномоченным органом проекты любых нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с выполнением требований настоящего Закона;
  10. подавать Специально уполномоченному органу информацию, включая документы, необходимые для выполнения возложенных на него задач (за исключением информации о личной жизни граждан), в порядке, определенном законодательством;
  11. принимать в соответствии с законодательством меры по проверки безупречной деловой репутации лиц, осуществляющих управление или являются конечными выгодополучателями субъектов первичного финансового мониторинга;
  12. принимать в соответствии с законодательством меры для недопущения к управлению субъектами первичного финансового мониторинга, прямой или опосредованной существенного участия в таких субъектах лиц, имеющих не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за корыстные преступления или терроризм;
  13. в случаях, установленных законодательством, принимать меры для недопущения формирования уставных фондов соответствующих субъектов первичного финансового мониторинга за счет средств, источники происхождение которых невозможно подтвердить.
  14. использовать информацию Специально уполномоченного органа по признакам нарушения субъектами первичного финансового мониторинга требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма для установления наличия соответствующих нарушений.

Положения пунктов 6, 7, 9, 10 и 14 части второй этой статьи распространяются на субъектов государственного финансового мониторинга, за исключением Специально уполномоченного органа.

3. Субъекты государственного финансового мониторинга имеют право получать от субъектов первичного финансового мониторинга информацию, необходимую для выполнения ими функций по регулированию и надзора за такими субъектами в рамках этого Закона.

4. Субъекты государственного финансового мониторинга (за исключением Специально уполномоченного органа) и другие государственные органы обеспечивают в соответствии с законодательством доступ Специально уполномоченного органа в своих информационных ресурсов для создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации (Отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

5. Субъекты государственного финансового мониторинга определяют и разрабатывают процедуру применения соответствующих мер стран, которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма: усиленное внимание во время согласования создания в таких странах филиалов, представительств или дочерних предприятий субъектов первичного финансового мониторинга; предупреждение субъектов первичного финансового мониторинга не финансового сектора о том, что операции с физическими или юридическими лицами в соответствующей стране могут иметь риск отмывания средств, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; ограничения деловых отношений или финансовых операций с соответствующей страной или лицами в такой стране.