ЖК Идея от 18'500 грн/м2
ЖК Крона парк 2 от 20'200 грн/м2
СК City of Dreams квартиры г.Черновцы
ЖК Новая Конча Заспа от 22'500 грн/м2
ЖК Чайка от 16'500 грн/м2
ЖК Chalet от 30'400 грн/м2
ЖК Everton от 21'800 грн/м2
Кришталеві джерела Рассрочка на 24 мес!
Современный квартал от 34'000 грн/м2
ЖК Vlasna от 21'500 грн/м2
ЖК Ливерпуль Хаус от 21'950 грн/м2
Щасливий у Львові від 19'000 грн/м2

Регулирование банковской деятельности. Банковский надзор

Закон о банках и банковской деятельности

Раздел IV - Регулирование банковской деятельности. Банковский надзор

Глава 12 - Полномочия национального банка Украины по регулированию банковской деятельности и банковскому надзору

Статья 66. Формы регулирования банковской деятельности

Государственное регулирование деятельности банков осуществляется Национальным банком Украины в следующих формах:

I. Административное регулирование:

  • 1) регистрация банков и лицензирование их деятельности;
  • 2) установление требований и ограничений относительно деятельности банка (банков);
  • 3) применение санкций административного или финансового характера;
  • 4) надзор за деятельностью банков;
  • 5) предоставление рекомендаций относительно деятельности банков.

II. Индикативное регулирование:

  • 1) установление обязательных экономических нормативов;
  • 2) определение норм обязательных резервов для банков;
  • 3) установление требований к определению (расчета) банками размера рисков, присущих их деятельности;
  • 4) определение процентной политики;
  • 5) рефинансирование банков;
  • 6) корреспондентских отношений;
  • 7) управление золотовалютными резервами, включая валютные интервенции;
  • 8) операций с ценными бумагами на открытом рынке;
  • 9) импорта и экспорта капитала.

Статья 67. Цель, организация, основания и объем надзора

Целью банковского надзора является стабильность банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов банка относительно безопасности хранения средств клиентов на банковских счетах.

Надзорная деятельность Национального банка Украины охватывает все банки, их обособленные подразделения, аффилированных и родственных лиц банков, ключевых участников в структуре собственности банков, банковские группы, участников банковских групп на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения требований настоящего Закона.

При осуществлении банковского надзора и надзора в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Национальный банк Украины имеет право применять профессиональное суждение.

Профессиональное суждение формируется Национальным банком Украины с учетом следующих принципов:

  • равноценности сущности и формы (оценка сделок, операций, событий и событий с точки зрения их сути и формы)
  • соразмерности (пропорциональности) (учета обстоятельств и условий конкретной ситуации, в отношении которого формируется профессиональное суждение и принимается соответствующее решение (в частности, размер банка, сложность, объем, виды, характер осуществляемых им операций, организационная структура банка, профиль риска банка, особенности деятельности банка как системно важного (при наличии такого статуса), деятельность банковской группы, в состав которой входит банк, финансовое состояние банка и владельцев существенного участия в нем);
  • обоснованного сомнения (осуществление дополнительной / углубленной проверки / анализа сделок, операций, событий и / или событий, по которым формируется профессиональное суждение и принимается соответствующее решение, при наличии обоснованного сомнения относительно них)
  • комплексного анализа (исследования всех обстоятельств и условий конкретной ситуации при формировании профессионального суждения и принятии соответствующего решения).

Профессиональное суждение может применяться Национальным банком Украины во время любой оценки лиц, сделок, операций, обстоятельств, событий (как по качественным, так и по количественным показателям), что осуществляется Национальным банком Украины в рамках выполнения возложенных на него надзорных функций (в частности, оценки финансового состояния банка, рисков, присущих его деятельности, жизнеспособности бизнес-модели банка, адекватности капитала и ликвидности банка рискам, которым подвергается или может подвергаться банк, качества корпоративного управления в банке, эффективности систем управления рисками и внутреннего контроля, в том числе в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, влияния рисков и стресс-факторов на эффективное, надежное и благоразумное управление банком, финансовую стабильность и защиту интересов вкладчиков и других кредиторов банка).

Документы, в которых изложено профессиональное суждение, должны быть подписаны / утверждены / согласованные / одобрены Председателем Национального банка Украины или уполномоченным (и) на такие действия служащим (ямы) Национального банка Украины.

Решение Правления Национального банка Украины и Комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем, принятые с применением профессионального суждения, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Документ, в котором изложено профессиональное суждение, кроме решений Правления Национального банка Украины и Комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем, может быть пересмотрен в установленном Национальным банком Украины порядке Комитетом по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем по обращению лица, которой он касается. Лицо имеет право ходатайствовать о пересмотре соответствующего документа в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

Национальный банк Украины в определенном им порядке вправе определять величину рисков в деятельности банка.

Национальный банк Украины по результатам оценки банка, проводимой им во время банковского надзора в порядке и способом, определенные Национальным банком Украины, с учетом оценки финансового состояния и бизнес-модели банка, рисков, присущих его деятельности, качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля, в том числе системы управления рисками, имеет право:

  • 1) устанавливать для банка повышенные значения экономических нормативов;
  • 2) требовать от банка, его руководителей, владельцев существенного участия принятие мер, направленных на улучшение финансового состояния банка, поддержание на достаточном уровне капитала и ликвидности для покрытия всех существенных рисков его деятельности, повышение качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля, в том числе системы управление рисками;
  • 3) требовать пересмотра политики вознаграждений в банке.

Банк обязан представить план мероприятий по выполнению требований Национального банка Украины, который должен соответствовать требованиям Национального банка Украины и обеспечить его выполнение в установленные сроки.

В случае ухудшения финансового состояния банка, представляет угрозу для его вкладчиков и других кредиторов, Национальный банк Украины имеет право установить ограничения по деятельности такого банка.

Национальный банк Украины для целей банковского надзора имеет право получать от государственных органов, в том числе от государственных органов иностранных государств и других лиц информацию, в том числе конфиденциальную, относительно финансового / имущественного положения учредителя (учредителей) банка, ключевых участников в структуре собственности банка и лиц, приобретают или увеличивают существенное участие в банке, их деловой репутации, источников происхождения средств, используемых для формирования уставного капитала банка и / или для приобретения или увеличение существенного участия в банке, а также другую информацию, необходимую для выполнения Национальным банком Украины функций государственного регулирования и надзора.

Государственные органы и другие лица обязаны в течение 20 дней со дня получения запроса Национального банка Украины предоставить ему соответствующую информацию.

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей, ответственных лиц банковских групп, участников банковских групп устранения нарушений банковского законодательства, выполнение нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или нанести вред надлежащему ведению банковской деятельности.

(Часть шестнадцатая статьи 67 исключена на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021)

(Часть семнадцатая статьи 67 исключена на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021)

(Часть восемнадцатая статьи 67 исключена на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021)

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право пользоваться услугами других, в том числе иностранных юридических и физических лиц, учреждений, по отдельным соглашениям.

В случае отзыва у банка банковской лицензии Национальный банк Украины сообщает об этом соответствующие органы банковского надзора других государств, в которых банк имел филиалы или корреспондентские и иные счета.

Национальный банк Украины осуществляет банковский надзор в форме инспекционных проверок и дистанционного надзора.

Национальный банк Украины в пределах дистанционного надзора имеет право:

  • 1) письменно потребовать от банка копии документов, а также письменные объяснения по вопросам его деятельности;
  • 2) уполномочивать служащего (служащих) Национального банка Украины на осуществление надзора за деятельностью банка, о чем сообщает банк в течение двух рабочих дней со дня определения такого уполномоченного служащего (служащих).

Банк обязан предоставлять по письменному требованию Национального банка Украины соответствующую информацию и копии документов.

Уполномоченный служащий Национального банка Украины имеет право:

  • 1) свободного доступа в рабочее время во все помещения банка;
  • 2) свободного доступа к информации банка о его деятельности и о проведении им каких-либо операций, а также ко всем документам банка, в том числе содержащих информацию с ограниченным доступом, в бумажной и в электронной форме;
  • 3) свободного доступа к системам автоматизации банковских операций;
  • 4) производить и изымать (выносить за пределы банка) копии документов, в том числе копии документов, свидетельствующих о нарушении законодательства Украины, нормативно-правовых актов Национального банка Украины;
  • 5) присутствовать на общем собрании участников банка, заседаниях совета банка, правления банка и комитетов банка.

Руководители банка обязаны обеспечить уполномоченному служащему Национального банка Украины свободный доступ в рабочее время во все помещения банка, доступ в режиме просмотра ко всем информационным системам банка и консультационную поддержку по вопросам функционирования таких систем, а также обеспечить предоставление информации, документов и письменных объяснений по вопросам деятельности банка, в том числе о проведении банком каких-либо операций. Банк обязан заблаговременно (не позднее чем за один рабочий день) информировать уполномоченного служащего Национального банка Украины о проведении общего собрания участников банка, заседаний совета банка, правления банка и комитетов банка, обязательное образование которых предусмотрено настоящим Законом, с предоставлением информации о вопросы, планируются к рассмотрению, и создать условия для его участия в таких собраниях / заседаниях.

(Часть статьи 67 исключен на основании Закона № 590-IX от 13.05.2020)

При осуществлении надзора за учреждениями, которые ведут банковскую деятельность в других государствах, Национальный банк Украины сотрудничает с соответствующими органами этих государств.

(Абзац второй части двадцать седьмой статьи 67 исключен на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021)

(Абзац третий части двадцать седьмой статьи 67 исключен на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021)

Национальный банк Украины при осуществлении надзора сотрудничает с другими государственными органами, осуществляющими регулирование рынков финансовых услуг в Украине, и с соответствующими органами надзора за финансовыми учреждениями иностранных государств. Сотрудничество происходит на основании заключенных договоров, меморандумов или в других формах.

Статья 67-1. Кредитный реестр

(Статья 67-1 вводится в действие с 04.05.2018, кроме части второй, которая вводится в действие с 01.04.2018, и тринадцатой, которая вводится в действие с 04.09.2018 - см. пункт 1 раздела II Закона № 2277-VIII от 06.02.2018)

Национальный банк Украины в определенном настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины порядке создает и ведет Кредитный реестр с целью содействия финансовой стабильности, осуществления банковского надзора и управления банками кредитным риском в рамках реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности Украины в экономической сфере.

Банк подает в Кредитного реестра информацию о совершенных им в отношении должника кредитные операции, указанные в части первой статьи 49 настоящего Закона, если сумма задолженности (по основной сумме и процентам) по таким кредитным операциям равна или превышает 100 размеров минимальных заработных плат (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка Украины, установленному на первый рабочий день месяца, следующего за отчетным). Информация о кредитных операциях банков, по которым Национальным банком Украины принято решение об отнесении их к категории неплатежеспособных или об отзыве банковской лицензии и ликвидации, подается к Кредитному реестра Фондом гарантирования вкладов физических лиц непосредственно или уполномоченным лицом Фонда в случае делегирования ему полномочий.

Банк подает в Кредитного реестра информацию, состоит из:

1) сведений, идентифицирующих должника, а именно:

  • для физических лиц - фамилия, имя и отчество, дата рождения, идентификационный номер налогоплательщика или серия и номер паспорта / номер паспорта в форме карточки (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия идентификационного номера налогоплательщика и имеют отметку в паспорте);
  • для юридических лиц - полное наименование, идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований;

2) информации об условиях кредитной операции и выполнения обязательств по кредитной операции:

  • вид кредита / предоставленного финансового обязательства;
  • номер кредитного договора;
  • дата заключения кредитного договора;
  • общая сумма кредита / сумма предоставленного финансового обязательства в соответствии с договором;
  • задолженность по кредитной операции;
  • вид валюты обязательства;
  • конечная дата погашения кредита / действия предоставленного финансового обязательства в соответствии с договором;
  • размер просроченной задолженности;
  • количество дней просрочки;
  • класс заемщика;

3) информации о принадлежности должника к связанным с банком лиц;

4) информации об обеспечении выполнения обязательств по кредитной операции, в том числе порукой (дата заключения договора об обеспечении исполнения обязательства, вид обеспечения);

5) иной информации о должнике - юридическое лицо, а именно:

  • вид экономической деятельности должника, период, за который определен вид экономической деятельности;
  • принадлежность должника к группе юридических лиц, находящихся под общим контролем (определенная в соответствии с законодательством); перечень юридических лиц, входящих в группу юридических лиц, находящихся под общим контролем, которую банк анализирует для определения размера кредитного риска; идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований каждого юридического лица, входящего в группу юридических лиц, находящихся под общим контролем; статус участия должника в группе (материнская компания или участник); класс группы, определенный на основании консолидированной / комбинированной финансовой отчетности;
  • принадлежность должника к группе связанных контрагентов, несут общий экономический риск (определенная в соответствии с законодательством); перечень юридических лиц, входящих в группу связанных контрагентов, несут общий экономический риск; идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований каждого юридического лица, входящего в группу связанных контрагентов, несут общий экономический риск;
  • сведения, идентифицирующие собственников, владеющих 10 и более процентами уставного капитала юридического лица (для физических лиц - собственников: фамилия, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика или серия и номер паспорта / номер паспорта в форме карточки (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия идентификационного номера налогоплательщика и имеют отметку в паспорте), место регистрации, для юридических лиц - владельцев: полное наименование, идентификационный код в Едином государственном г. еестри юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований)
  • факт прохождения аудита финансовой отчетности должника или консолидированной / комбинированной финансовой отчетности группы, в состав которой входит должник.

Перечень информации, которая подается к Кредитному реестра Фондом гарантирования вкладов физических лиц непосредственно или уполномоченным лицом Фонда в случае делегирования ему полномочий, может быть ограничен отдельными нормативно-правовыми актами Фонда гарантирования вкладов физических лиц по согласованию с Национальным банком Украины.

Порядок представления информации в Кредитного реестра и удаления информации с кредитного реестра определяется Национальным банком Украины.

Банки и Фонд гарантирования вкладов физических лиц непосредственно или уполномоченное лицо Фонда в случае делегирования ему полномочий обязаны передавать в Кредитного реестра и обновлять информацию, предусмотренную настоящим Законом, по состоянию на первый день месяца, следующего за отчетным. Информация передается в Кредитного реестр не позднее одиннадцатого рабочего дня месяца, следующего за отчетным. Информация, которая передается к Кредитному реестра банками и Фондом гарантирования вкладов физических лиц или уполномоченным лицом Фонда в случае делегирования ему полномочий, в том числе и, что идентифицирует должника, обрабатывается с целью содействия финансовой стабильности, осуществления банковского надзора и обеспечения банками оценки кредитного риска для защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков в рамках реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности Украины в экономической сфере.

При осуществлении кредитной операции и заключении соответствующего договора банк обязан получить согласие должника - физического лица о передаче информации к Кредитному реестра. Отсутствие такого согласия должника - физического лица влечет отказ банка в заключении договора и осуществлении кредитной операции. Банки передают информацию к Кредитному реестра без необходимости получения на это согласия должника - юридического лица, при этом письменно уведомив об этом должника - юридическое лицо. Информация о других связанных с должником лиц, сведения о которых банк передает в Кредитного соответствии с пунктом 5 части третьей настоящей статьи, передается без необходимости получения на это согласия таких лиц, при этом должник сообщает этих лиц о передаче данных отношении к кредитного реестра. Должник имеет право получить на безвозмездной основе в банке информацию о том, какая информация о других связанных с этим должником лиц была передана банком к Кредитному реестра согласно части третьей настоящей статьи.

Должник и другие лица, информация о которых содержится в Кредитном регистре (далее в настоящей статье - заявитель), имеют право доступа к данным о себе и к сведениям о запросов на получение таких данных о них в порядке, определенном законодательством о защите персональных данных и нормативно правовыми актами Национального банка Украины. Национальный банк Украины обязан в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления заявителя безвозмездно предоставить ему информацию по кредитного реестра или сообщить об отсутствии в Кредитном регистре информации о нем в определенном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины порядке.

В случае несогласия с информацией, содержащейся в отношении него в Кредитном регистре, заявитель вправе обратиться в Национальный банк Украины с заявлением об исправлении или удаления такой информации с кредитного реестра. В случае получения заявления заявителя об исправлении или удаления информации о нем с кредитного реестра Национальный банк Украины на время проверки информации обозначает информацию о кредитной операции должника соответствующей отметкой и в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления обращается в банк, который предоставил информацию к Кредитному реестра, для ее уточнения или в Фонд гарантирования вкладов физических лиц или уполномоченного лица Фонда в случае делегирования ему полномочий, если информация была предоставлена ​​банком, по которому Национальным банком Украины принято решение об отнесении его к категории неплатежеспособных или об отзыве банковской лицензии и ликвидации.

Банк или Фонд гарантирования вкладов физических лиц или уполномоченное лицо Фонда в случае делегирования ему полномочий в течение 15 рабочих дней со дня обращения Национального банка Украины обязаны передать уточненную информацию к Кредитному реестра или предоставить мотивированный отказ во внесении изменений в Кредитного реестра. Национальный банк Украины оставляет информацию без изменений и снимает с нее отметку в случае подтверждения банком или Фондом гарантирования вкладов физических лиц или уполномоченным лицом Фонда в случае делегирования ему полномочий информации, отрицается. В таком случае заявитель в порядке, определенном Национальным банком Украины, имеет право на включение в информации о себе в Кредитном регистре комментария объемом не более 100 слов относительно оспариваемого а Национальный банк Украины обязан приобщить этот комментарий к информации о заявителя.

Национальный банк Украины не позднее двадцать первого рабочего дня со дня получения заявления обязан уведомить заявителя об изменении информации о нем в Кредитном регистре и предоставить выписку из кредитного реестра, подтверждающую внесении изменений в такой информации. Сообщение предоставляется заявителю в письменной форме, если в заявлении заявителя не предусмотрено другой формы сообщения.

Национальный банк Украины в случае мотивированного отказа во внесении изменений в Кредитного реестра в отношении заявителя банка, который предоставил информацию к Кредитному реестра, или Фонда гарантирования вкладов физических лиц или уполномоченного лица Фонда в случае делегирования ему полномочий направляет заявителю копию такой мотивированного отказа. В случае непредоставления банком, который передал информацию к Кредитному реестра, или Фондом гарантирования вкладов физических лиц или уполномоченным лицом Фонда в случае делегирования ему полномочий ответа в установленный настоящей статьей срок Национальный банк Украины изымает или изменяет информацию, отрицается заявителем, и информирует заявителя о непредоставлении ответы. Заявитель вправе обжаловать действие или бездействие банка, Фонда гарантирования вкладов физических лиц или уполномоченного лица Фонда в случае делегирования ему полномочий или Национального банка Украины в суд.

Национальный банк Украины в установленном им порядке предоставляет банкам доступ к информации по кредитному реестра о кредитных операциях должника, общая задолженность которого перед одним банком (по основной сумме и процентам), согласно данным кредитного реестра, равна или превышает 100 размеров минимальной месячной заработной платы ( или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка Украины, установленному на первый рабочий день месяца, следующего за отчетным). Такая информация предоставляется банку только к должникам (и / или их связанных лиц), если они являются должниками (и / или их связанными лицами) этого банка, или при наличии документально подтвержденного обращения лица о намерении осуществить активную операцию с этим банком и состоит из:

1) сведений, идентифицирующих должника, а именно:

  • для физических лиц - фамилия, имя и отчество, дата рождения, идентификационный номер налогоплательщика или серия и номер паспорта / номер паспорта в форме карточки (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия идентификационного номера налогоплательщика и имеют отметку в паспорте);
  • для юридических лиц - полное наименование, идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований;

2) информации об условиях кредитной операции и выполнения обязательств по кредитной операции:

  • вид кредита / предоставленного финансового обязательства;
  • номер кредитного договора;
  • дата заключения кредитного договора;
  • общая сумма кредита / сумма предоставленного финансового обязательства в соответствии с договором;
  • задолженность по кредитной операции;
  • вид валюты обязательства;
  • конечная дата погашения кредита / действия предоставленного финансового обязательства в соответствии с договором;
  • размер просроченной задолженности;
  • количество дней просрочки;
  • класс заемщика;
  • комментарий должника по информации, размещенной в отношении него в Кредитном регистре, с которой он не согласен (при наличии);

3) информации о принадлежности должника к связанным с банком лиц;

4) информации об обеспечении выполнения обязательств по кредитной операции, в том числе порукой (дата заключения договора об обеспечении исполнения обязательства, вид обеспечения);

5) иной информации о должнике - юридическое лицо, а именно:

  • вид экономической деятельности должника, период, за который определен вид экономической деятельности;
  • принадлежность должника к группе юридических лиц, находящихся под общим контролем (определенная в соответствии с законодательством); перечень юридических лиц, входящих в группу юридических лиц, находящихся под общим контролем, которую банк анализирует для определения размера кредитного риска; идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований каждого юридического лица, входящего в группу юридических лиц, находящихся под общим контролем; статус участия должника в группе (материнская компания или участник); класс группы, определенный на основании консолидированной / комбинированной финансовой отчетности;
  • принадлежность должника к группе связанных контрагентов, несут общий экономический риск (определенная в соответствии с законодательством); перечень юридических лиц, входящих в группу связанных контрагентов, несут общий экономический риск; идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований каждого юридического лица, входящего в группу связанных контрагентов, несут общий экономический риск;
  • сведения, идентифицирующие собственников, владеющих 10 и более процентами уставного капитала юридического лица (для физических лиц - собственников: фамилия, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика или серия и номер паспорта / номер паспорта в форме карточки (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия идентификационного номера налогоплательщика и имеют отметку в паспорте), место регистрации, для юридических лиц - владельцев: полное наименование, идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований)
  • факт прохождения аудита финансовой отчетности должника или консолидированной / комбинированной финансовой отчетности группы, в состав которой входит должник.

Национальный банк Украины использует информацию из кредитного реестра для анализа состояния финансовой системы с целью содействия финансовой стабильности в определенном его нормативно-правовыми документами порядка, в частности с соблюдением требования по ограничению использования информации, содержащей данные, которые идентифицируют должника или другое лицо.

Банк получает информацию из кредитного реестра без права передачи ее третьим лицам. Национальный банк Украины не имеет права передавать информацию с кредитного реестра третьим лицам, кроме случаев, определенных настоящим Законом.

Использование банками и Национальным банком Украины информации с кредитного реестра для других целей, чем предусмотренные законом, запрещается.

Информация в Кредитном регистре хранится бессрочно, кроме информации о кредитных операциях, обязательства по которым выполнены должниками в полном объеме или обязательства по которым прекращены. Информация о кредитных операциях, обязательства по которым выполнены должниками в полном объеме или обязательства по которым приостановлены, удаляется Национальным банком Украины в определенном им порядке с кредитного реестра в течение 30 календарных дней после получения информации от банка о погашении кредита или прекращения обязательства " Обязательства.

Национальный банк Украины предоставляет банкам доступ к кредитного реестра в режиме реального времени на безвозмездной основе.

Глава 13 - Бухгалтерский учет, отчетность и аудит

Статья 68. Общие основы ведения бухгалтерского учета и отчетности в банках

Банки обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность в соответствии с Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и международных стандартов финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет должен обеспечивать своевременное и полное отражение всех банковских операций и предоставление пользователям достоверной информации о состоянии активов и обязательств, результаты финансовой деятельности и их изменения.

(Часть третья статьи 68 исключена на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021)

Статья 69. Отчетность банков, банковских групп

(Отдельные положения статьи 69 вступают в силу с 04.08.2022)

Банк обязан предоставлять Национальному банку Украины финансовую и статистическую отчетность о работе банка, его операций, ликвидности, платежеспособности, прибыльности, а также информацию аффилированных лиц банка с целью оценки финансового состояния банка.

Ответственное лицо банковской группы обязана подавать в Национальный банк Украины консолидированную и субконсолидированной отчетность, а также статистическую отчетность.

Национальный банк Украины устанавливает для банков, банковских групп: перечень, формы отчетности или требования к формам, периодичность и сроки представления отчетности, порядок представления и обнародования финансовой отчетности (годовой финансовой отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности, промежуточной финансовой отчетности, консолидированной промежуточной финансовой отчетности) , консолидированной и субконсолидированной отчетности.

Национальный банк Украины имеет право в отдельных случаях требовать представления разовой и временной отчетности от банков и банковских групп.

Каждый владелец существенного участия в банке, который является юридическим лицом, обязан представить Национальному банку Украины в установленный им срок годовой отчет о своей деятельности. Отчет должен содержать:

  • 1) виды деятельности, которые осуществляет юридическое лицо;
  • 2) информацию о субъектах хозяйствования, в которых лицо имеет участие, что превышает 10 процентов, в частности: наименование и местонахождение юридического лица, размер доли, находящейся в собственности этого лица, виды деятельности;
  • 3) баланс и отчет о финансовых результатах этого лица на конец последнего финансового года, проверенные аудитором (аудиторской фирмой).

Национальный банк Украины имеет право требовать от владельцев существенного участия в банке и ключевых участников в структуре собственности банка представления других периодических отчетов, других документов или информации с целью осуществления надзора за безопасностью и надежностью финансового состояния банка и обеспечение соблюдения положений настоящего Закона.

(Часть седьмая статьи 69 исключена на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021) 

(Часть восьмая статьи 69 исключена на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021) 

(Часть девятая статьи 69 исключена на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021)

 Банк обязан не позднее 30 апреля следующего за отчетным года обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом, а также другую информацию в объеме, определенном Национальным банком Украины, путем размещения на своем сайте и иным способом в случаях, определенных законодательством Украины.

Национальный банк Украины имеет право определять перечень других показателей и другой информации о деятельности банка, подлежащих обнародованию.

Банк самостоятельно или по требованию Национального банка Украины в течение одного месяца со дня опубликования и / или выявления факта недостоверности финансовой отчетности обязан опровергнуть опубликованную недостоверную финансовую отчетность, годовую консолидированную финансовую отчетность, промежуточную финансовую отчетность, консолидированную промежуточную финансовую отчетность таким же образом, в каким она была распространена.

Председатель правления и главный бухгалтер банка несут ответственность, установленную законодательством Украины, в случае обнародования недостоверной (неполной) финансовой отчетности, а также несоблюдение порядка опровержения такой отчетности.

Ответственное лицо банковской группы обязана не позднее 1 июня следующего за отчетным года обнародовать аудиторский отчет и проверенную аудиторской фирмой годовую консолидированную отчетность банковской группы в составе и порядке, определенных Национальным банком Украины, путем размещения на своем сайте и иным способом в случаях , определенных законодательством Украины.

Статья 70. Внешний аудит банка

Банк обязан обеспечить проведение ежегодной проверки финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности аудиторской фирмой в соответствии с законодательством Украины, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

Право на проведение аудиторской проверки банка имеет аудиторская фирма, внесенная в Реестр аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, ведется в соответствии с законом, к разделу субъектов аудиторской деятельности, имеющих право проводить обязательный аудит финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес.

(Часть третья статьи 70 исключена на основании Закона № 2258-VIII от 21.12.2017)

(Часть четвертая статьи 70 исключена на основании Закона № 2258-VIII от 21.12.2017)

Банк и аудиторская фирма обязаны предоставлять Национальному банку Украины по его требованию объяснения, в том числе письменные, по вопросам внешнего аудита банка.

Национальный банк Украины имеет право требовать от банка расширение предмета аудиторской проверки в порядке и объемах, определенных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины

Банк имеет право заключать договоры о проведении ежегодной проверки годовой финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и другой информации о его финансово-хозяйственной деятельности с одной аудиторской фирмой не более семи лет подряд.

Банк обязан в порядке и по требованиям, определенным нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, предоставить Национальному банку Украины аудиторское заключение и другие документы по результатам аудита.

Аудиторская фирма обязана не позднее следующего рабочего дня после обнаружения письменно сообщить Национальный банк Украины о выявленных во время проведения аудиторской проверки и / или предоставления других аудиторских услуг нарушения банком банковского законодательства, существенную угрозу или сомнения относительно возможности банка продолжать свою деятельность основе.

Руководители банка обязаны обеспечить условия для осуществления внешнего аудита банка в соответствии с требованиями законодательства Украины и по требованию аудиторской фирмы предоставить отчеты о проведенных Национальным банком Украины проверки банка и отчеты внешнего и внутреннего аудита банка.

Аудиторская фирма по требованию Национального банка Украины обязана предоставить Национальному банку Украины и уполномоченным им лицам рабочие документы аудиторской фирмы по вопросам аудита банка в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Аудиторская фирма не несет ответственности за раскрытие Национальном банке Украины информации в случаях, определенных в этой статье.

Глава 14 - Инспекционные проверки банков

Статья 71. Инспекционные проверки банков

Каждый банк является объектом инспекционной проверки уполномоченными Национальным банком Украины лицами.

Проверки осуществляются с целью определения уровня безопасности и стабильности операций банка, достоверности отчетности банка и соблюдения банком законодательства Украины о банках и банковской деятельности, законодательства, регулирующего деятельность на платежном рынке, а также нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

Проверка банков осуществляется в соответствии с планом, утвержденным Национальным банком Украины. Плановая проверка осуществляется не чаще одного раза в год. О проведении плановой проверки Национальный банк Украины обязан уведомить банк не позднее, чем за 10 дней до его начала.

Банки обязаны обеспечить уполномоченным Национальным банком Украины лицам условия для проведения инспекционной проверки и свободный доступ в рабочее время во все помещения банка.

Руководители и работники банка обязаны обеспечить бесплатное предоставление уполномоченным Национальным банком Украины лицам доступа в режиме просмотра ко всем информационным системам банка, необходимых для проведения проверок, выборки и выгрузки необходимой информации для дальнейшего анализа, консультационной поддержки по вопросам функционирования таких систем, а также информации, документов и письменных объяснений по вопросам деятельности банка. Руководители банка обязаны обеспечить бесплатное предоставление уполномоченным Национальным банком Украины лицам информации, копий документов, в том числе хранящихся в информационных системах банка, в порядке, установленном Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины может принять решение о проведении внеплановой проверки банка при наличии обоснованных оснований. Такое решение должно быть подписано Председателем Национального банка Украины или уполномоченным им лицом.

Уполномоченные Национальным банком Украины лица имеют право получать от банка информацию, документы и их копии, письменные объяснения по вопросам деятельности банка, а также изымать копии документов, свидетельствующих о нарушении законодательства Украины, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

Не допускается предоставление материалов проверки третьим лицам в случае, если в материалах проверки отсутствуют данные о фактах нарушений законодательства, кроме предоставления материалов проверки Фонда гарантирования вкладов физических лиц.

В ходе проверки банка уполномоченные Национальным банком Украины лица имеют право проверять любую отчетность аффилированной и родственной лица банка относительно взаимоотношений с банком с целью определения влияния отношений с этим лицом на состояние банка. Для целей проверки аффилированные и родственные лица способствуют Национальном банке Украины в соответствии с положениями этой статьи в том же порядке, который применяется к банкам.

Национальный банк Украины имеет право привлекать работников Фонда гарантирования вкладов физических лиц к участию в инспекционных проверках проблемного банка.

Статья 72. Проверка лиц, охватываемых надзорной деятельностью Национального банка Украины

Национальный банк Украины имеет право осуществлять проверку лиц, охватываемых надзорной деятельностью Национального банка Украины, с целью соблюдения законодательства о банковской деятельности. При осуществлении проверки Национальный банк Украины имеет право требовать от этих лиц представления любой информации, необходимой для осуществления проверки. Инспектируемые лица обязаны предоставлять Национальному банку Украины востребованную информацию в определенный им срок.

К лицам, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины, относятся владельцы существенного участия в банке, ключевые участники в структуре собственности банка и участники банковских групп, небанковских финансовых групп, участниками которых являются банки, материнские компании банков, юридические лица, имеющие общего с банками контроллера.

Объектом проверки Национального банка Украины может быть также лицо, в отношении которого есть достоверная информация об осуществлении этим лицом банковской деятельности без банковской лицензии.

Глава 14-1 Меры воздействия

Статья 73. Меры воздействия

В случае нарушения банками или другими лицами, которые могут быть объектом проверки Национального банка Украины в соответствии с настоящим Законом, банковского, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, нормативно-правовых актов Национального банка Украины, требований Национального банка Украины, установленных в соответствии со статьями 66 и 67 настоящего Закона, осуществления рисковой деятельности, представляет угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка, применение иностранными государствами или межгосударственными объединениями, или международными организациями санкций к банкам или владельцев существенного участия в банках, представляющих угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка и / или стабильности банковской системы, нарушение установленных законодательством требований по взаимодействию с потребителями при урегулировании просроченной задолженности (вы мог по этического поведения) Национальный банк Украины имеет право применить меры воздействия адекватно совершенному нарушению или уровню такой угрозы, к которым относятся:

  • 1) письменное предупреждение;
  • 2) созыв общего собрания участников, совета банка, правления банка;
  • 3) заключение письменного соглашения с банком, по которому банк или определенное соглашением лицо обязуется уплатить определенное денежное обязательство и / или принять меры для устранения и / или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений, улучшения финансового состояния банка, повышение эффективности функционирования системы управления рисками и тому подобное. За неисполнение или ненадлежащее исполнение банком условий письменного соглашения Национальный банк Украины имеет право применить другие меры воздействия, предусмотренные этой частью;
  • 4) приостановление выплаты дивидендов или распределения капитала в любой другой форме;
  • 5) ограничения, приостановления или прекращения осуществления отдельных видов осуществляемых банком операций, в том числе операций со связанными с банком лицами;
  • 6) запрет предоставления бланковых кредитов;
  • 7) наложение штрафов на:
    • банк в соответствии с положениями, утвержденными Правлением Национального банка Украины, но в размере не более 1 процента суммы зарегистрированного уставного капитала. Указанное ограничение максимальной суммы штрафа не применяется в случае наложения на банк штрафа за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Максимальный размер штрафа за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения не может превышать и 7950 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;
    • владельцев существенного участия в банке за невыполнение принятых на себя обязательств о предоставлении необходимой финансовой помощи банка в рамках принятия мер с целью приведения деятельности проблемного банка в соответствие с требованиями законодательства в размере от пяти тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;
    • лицо, которое приобрело или увеличила существенное участие в банке с нарушением требований статей 34, 34-1 настоящего Закона относительно порядка приобретения или увеличение существенного участия в банке, в размере до 10 процентов:
    • номинальной стоимости приобретенных акций (паев) банка, если лицо приобрело или увеличила прямую существенное участие в банке;
    • номинальной стоимости акций (паев), принадлежащих акционеру (участнику) банка, через которого лицо приобрело или увеличила существенное участие в банке, если лицо приобрело или увеличила опосредованную существенное участие в банке.
      Штраф за нарушение порядка приобретения или увеличение существенного участия в банке накладывается на лицо, которое приобрело или увеличила существенное участие в банке, или на любую из лиц в структуре собственности банка, через которую такое лицо приобрело или увеличила существенное участие в банке;
  • 8) временная, до устранения нарушения, запрет использования владельцем существенного участия в банке права голоса (временный запрет права голоса)
  • 9) требование к собственнику существенного участия в банке об отчуждении акций (паев) банка в случаях, предусмотренных статьями 34-1 и 34-2 настоящего Закона и частью восьмой настоящей статьи;
  • 10) отстранение должностного лица банка от должности;
  • 11) отнесения банка к категории проблемных или неплатежеспособных;
  • 12) отзыве банковской лицензии и ликвидация банка.

Принятие решения о применении конкретной меры воздействия из перечня мер воздействия, определенных частью первой этой статьи, является исключительной компетенцией Национального банка Украины, определенной законом.

Решение Национального банка Украины о применении меры воздействия обязательно должен содержать:

  • сведения об установленных обстоятельствах (фактах);
  • количественные, качественные оценки и выводы Национального банка Украины, включая выводы о наличии признаков производства банком рисковой деятельности, представляет угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка, и обоснование адекватности применения соответствующего меры воздействия, основанные на установленных обстоятельствах (фактах);
  • сведения о результатах рассмотрения объяснений / возражений банка или другого лица, стала объектом проверки Национального банка Украины и в отношении которого принято такое решение (при наличии).

Национальный банк Украины в случае рассмотрения вопросов относительно применения мер воздействия приглашает в определенном им порядке для дачи объяснений / возражений уполномоченное лицо (уполномоченных лиц) банка или другое лицо, стала объектом проверки Национального банка Украины и в отношении которого должно быть принято такое решение.

Временный запрет права голоса применяется путем запрета использования права голоса:

  • владельцу прямой существенного участия в банке - по принадлежащих ему акций (паев) банка;
  • владельцу опосредованной существенного участия в банке - по акциям (паев), принадлежащих акционеру (участнику) банка, через которого такое лицо обладает опосредованным существенным участием в банке.

Временный запрет права голоса предусматривает запрет акционеру (участнику) банка голосовать на общем собрании участников банка и каким-либо образом участвовать в управлении банком. В случае применения временного запрета права голоса Национальный банк Украины определяет количество акций (паев), права по которым ограничиваются.

Временный запрет права голоса может быть применена дополнительно к другим мерам воздействия, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

В случае применения временного запрета права голоса Национальный банк Украины определяет способ и срок устранения нарушения. В случае неустранения нарушения в определенный срок Национальный банк Украины имеет право требовать отчуждения соответствующих акций (паев) банка.

Национальный банк Украины в случае применения временного запрета права голоса и / или требования об отчуждении акций (паев) банка может запретить лицу увеличивать участие в этом банке.

В случае применения временного запрета права голоса такое право голоса по соответствующим акций (паев) банка, а также право участвовать в управлении банком переходят к доверенного лица, назначенного Национальным банком Украины.

Национальный банк Украины не имеет права назначать доверенным лицом служащего Национального банка Украины, лицо, которое является связанным лицом с банком, для которого Национальный банк Украины назначает доверенное лицо, лицо, имеющее или может иметь реальный или потенциальный конфликт интересов, или если не прошло три года со дня увольнения лица от должности, в том числе с должности в Национальном банке Украины и / или потери им соответствующего статуса.

Доверенное лицо обязано в течение всего времени, в течение которого она сохраняет свой статус, соответствовать требованиям, установленным настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины по безупречной деловой репутации.

Доверенное лицо обязано во время голосования на общем собрании участников банка или в пределах другого участия в управлении банком действовать в интересах квалифицированного и взвешенного управления банком, руководствуясь принципом обеспечения и защиты интересов банка, его вкладчиков и других кредиторов, и сообщать Национальный банк Украины о принятые ею решения / совершенные действия в день их принятия / совершения.

Национальный банк Украины имеет право предоставлять доверенному лицу задачи по голосованию на общем собрании участников банка, а именно перечень вопросов повестки дня общего собрания с указанием того, как и за которое (против которого) решения нужно проголосовать, и указания на участие в управлении банком. Доверенное лицо при голосовании на общем собрании участников банка и участия в управлении банком должна действовать именно так, как предусмотрено соответствующими задачами и указаниями (в случае их получения от Национального банка Украины). Действия доверенного лица, совершенные вопреки предоставленным Национальным банком Украины задачей по голосованию на общем собрании участников банка и указаниям на участие в управлении банком, не имеют юридической силы.

Национальный банк Украины направляет копию принятого решения о временном запрете / восстановления права голоса депозитарной учреждении, обслуживающем счет в ценных бумагах соответствующего акционера, не позднее следующего рабочего дня со дня принятия такого решения.

Требование к владельцу существенного участия в банке по отчуждению акций (паев) банка реализуется путем:

  • по владельца прямой существенного участия в банке - отчуждения принадлежащих владельцу существенного участия акций (паев) банка;
  • по владельца опосредованной существенного участия в банке - отчуждение акций (паев), принадлежащих акционеру (участнику) банка, через которого лицо приобрело или увеличила существенное участие в банке, или доли в уставном капитале (пакета акций) юридического лица, через которую такое лицо приобрело или увеличила существенное участие в банке.

Продажа акций (паев) банка по требованию Национального банка Украины требует получения лицом, которое намерено приобрести существенное участие в банке или увеличить ее до уровней, определенных в части первой статьи 34 настоящего Закона, согласование Национального банка Украины на приобретение или увеличение существенного участия в банке , а в определенных законом случаях - разрешения Антимонопольного комитета Украины на концентрацию.

В случае невыполнения владельцем существенного участия в банке в определенный Национальным банком Украины срок требования об отчуждении акций (паев) банка Национальный банк Украины обращается в суд с иском о принудительном отчуждении акций (паев) банка.

Лицо, которое решением Национального банка Украины был отстранен от должности или которой временно запрещено право голоса, может быть восстановлен в должности или восстановлено право голоса после устранения выявленных нарушений на основании решения Национального банка Украины или по решению суда.

Национальный банк Украины в случае нарушения ответственным лицом банковской группы, другими участниками банковской группы требований настоящего Закона, нормативно-правовых актов Национального банка Украины, осуществления рисковой деятельности, представляет угрозу интересам вкладчиков и других кредиторов банка, наличия структуры банковской группы, что делает невозможным осуществление надзора на консолидированной основе, вправе применить меры воздействия адекватно совершенному нарушению, предусмотренные частью первой настоящей статьи, и / или любые из указанных ниже:

  • 1) установление для банковской группы лимитов и ограничений по осуществлению отдельных видов операций и / или деятельности;
  •  2) запрет проведения операций между банком и другими участниками банковской группы;
  • 3) требование к банку об отчуждении долей участия в уставном капитале дочерних компаний, ассоциированных компаний, являющихся членами банковской группы, расторжения соглашений, на основании которых, при отсутствии формального владения, осуществляется решающее влияние на управление и / или деятельность этих лиц.

Национальный банк Украины в случае нарушения небанковскими финансовыми учреждениями, входящими в состав банковской группы, требований настоящего Закона, нормативно-правовых актов Национального банка Украины имеет право обратиться в государственные органы, осуществляющие надзор за такими лицами, по применению к лицам адекватных мер воздействия.

Статья 74. Порядок применения мер воздействия

Порядок применения мер воздействия, установленных статьей 73 настоящего Закона, определяется нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, действующим на момент принятия решения Национального банка Украины о применении мер воздействия.

Размер финансовых санкций, применяемых к банкам и другим юридическим лицам, надзор за деятельностью которых осуществляет Национальный банк Украины, устанавливается законами Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Меры воздействия, установленные статьей 73 настоящего Закона, могут быть применены Национальным банком Украины в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения.

Меры воздействия к банкам, филиалов иностранных банков за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения могут быть применены Национальным банком Украины в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения.

Решение Национального банка Украины о применении меры воздействия в виде наложения штрафа за нарушение законодательства, указанного в части первой статьи 73 настоящего Закона, является исполнительным документом и вступает в законную силу со дня его принятия. В случае невыполнения такого решения в определенный Национальным банком Украины срок оно передается Национальным банком Украины в органы государственной исполнительной службы для принудительного исполнения.

Информация о примененных Национальным банком Украины к банкам, филиалов иностранных банков меры воздействия за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обнародуется путем размещения на странице официального интернет представительства Национального банка Украины в установленном законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины порядке.