Закон Украины о землеустройстве
Раздел 5 - Землеустройство на местном уровне
Статья 49. Проекты землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций
Проекты землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций разрабатываются на основании решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций.
Проекты землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций включают:
- а) задание на составление проекта землеустройства;
- б) пояснительную записку;
- в) Пункт "в" части второй статьи 49 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- г) список лиц, имеющих право на получение в собственность земельной доли (пая);
- ґ) расчет нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий предприятия;
- д) схему распределения земель предприятий, учреждений, организаций на земле, передаются в частную собственность и остаются в государственной или коммунальной собственности (лесохозяйственного назначения, водного фонда, резервного фонда);
- е) расчет нормативной денежной оценки и размера земельной доли (пая) в условных кадастровых гектарах;
- є) схему разделения сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, на земельные участки;
- ж) Пункт "ж" части второй статьи 49 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- з) сведения об исчислении площади земельного участка;
- и) кадастровый план земельного участка;
- і) перечень ограничений в использовании земельных участков;
- ї) материалы переноса границ земельных участков в натуру (на местность).
Часть третья статьи 49 исключена на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021.
Статья 49-1. Проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев)
Проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев) разрабатываются с целью формирования земельных участков сельскохозяйственных угодий, подлежащих распределению между собственниками земельных долей (паев), а также земельных участков, передаваемых с коллективной в коммунальную собственность.
В случае необходимости в проектах землеустройства по организации территории земельных долей (паев) осуществляется перерасчет размера в условных кадастровых гектарах и стоимости земельной доли (пая).
С площади земельных участков, подлежащих распределению, исключаются:
- а) деградированные, малопродуктивные, а также техногенно загрязненные сельскохозяйственные угодья, подлежащие консервации;
- б) заболоченные земли;
- в) земли, на которых размещены разведанные месторождения полезных ископаемых общегосударственного значения, запасы которых утверждены в установленном законодательством порядке;
- г) другие земли, которые нецелесообразно использовать для сельскохозяйственных нужд.(пункт "г" части третьей статьи 49-1 исключен на основании Закона № 2498-VIII от 10.07.2018)
- ґ)земли под полезащитные лесные полосы;
- д) земли под водными объектами;
- е) земли под хозяйственными путями, пролетами, полевыми дорогами;
- є) земли, которые согласно закону не могут находиться в частной собственности;
- ж) земли под зданиями, сооружениями, другими объектами недвижимого имущества;
- з) земли, передаются в запаса и резервного фонда;
- и) другие земли несельскохозяйственного назначения.
Проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев) разрабатываются на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета о выделении земельных участков в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев).
Проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев) включают:
- а) задание на составление проекта землеустройства;
- б) пояснительную записку;
- в) Пункт "в" части пятой статьи 49-1 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- г) список лиц, имеющих право на получение в собственность земельной доли (пая);
- ґ) расчет (при необходимости - перерасчет) нормативной денежной оценки и размера земельной доли (пая) в условных кадастровых гектарах;
- д) схему распределения земельных участков собственникам земельных долей (паев);
- е) сведения о площади земельных участков, кадастровые планы земельных участков, формируются или сведения о которых вносятся в Государственный земельный кадастр, и перечень ограничений в их использовании;
- є) Пункт "є" части пятой статьи 49-1 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- ж) материалы переноса границ земельных участков в натуру (на местность), сформированных по проекту.
(Часть шестая статьи 49-1 исключена на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021)
Статья 50. Проекты землеустройства по отводу земельных участков
Проекты землеустройства по отводу земельных участков разрабатываются в случае формирования новых земельных участков из земель государственной, коммунальной собственности (кроме случаев формирования земельных участков по другой документацией по землеустройству) и в случае изменения целевого назначения земельных участков в случаях, определенных законом. Проекты землеустройства по отводу земельного участка также могут предусматривать разделение, объединение земельных участков, находящихся в собственности одного лица.
Проект землеустройства по отводу земельных участков может предусматривать формирование и / или изменение целевого назначения нескольких земельных участков, при условии что распорядителем земельных участков будет один орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного кодекса Украины, или владельцем земельного участка частной собственности является одно лицо.
Проект землеустройства по отводу земельного участка включает:
- а) пояснительную записку;
- б) материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования (в случае формирования земельного участка);
- в) расчет размера потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (в случаях, предусмотренных законом);
- г) расчет размера убытков собственников земли и землепользователей (в случаях, предусмотренных законом);
- ґ) перечень ограничений в использовании земельного участка;
- д) кадастровый план земельного участка.
В случае формирования земельного участка или изменения целевого назначения земельного участка для нужд, связанных с застройкой, к проекту прилагается выписка из соответствующей градостроительной документации с указанием функциональной зоны территории, в пределах которой расположен земельный участок, и ограничений в использовании территории для градостроительных нужд. Эти требования не распространяются на случаи, если в соответствии с законом передача (предоставление) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд может осуществляться при отсутствии указанной градостроительной документации.
Статья 51. Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд
Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд разрабатываются в пределах квартала, микрорайона, другой части территории населенного пункта и за пределами населенного пункта с целью формирования земельных участков, на которых предполагается строительство или реконструкция объектов недвижимого имущества.
Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд разрабатываются на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета или районной государственной администрации.
Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд включают:
- а) задание на составление проекта землеустройства;
- б) пояснительную записку;
- в) Пункт "в" части третьей статьи 51 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- г) материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования;
- ґ) сведения об объектах недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, если права собственности на такие объекты зарегистрированы;
- д) Пункт "д" части третьей статьи 51 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- е) перечень ограничений в использовании земельных участков;
- є) план организации территории для градостроительных нужд;
- ж) план границ зон ограничений в использовании земель (земельных участков);
- з) Пункт "з" части третьей статьи 51 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- и) выкопировки из детального плана территории.
В случае формирования земельного участка проект землеустройства по упорядочению территорий для градостроительных нужд включает:
- а) сведения об исчислении площади земельного участка;
- б) кадастровый план земельного участка;
- в) перечень ограничений в использовании земельного участка;
- г) сведения об установлении межевых знаков;
- ґ) сведения о границах охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель, прибрежных защитных полос и пляжных зон (при наличии);
- д) материалы переноса границ земельного участка в натуру (на местность).
Статья 52. Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий
Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, разрабатываются по заявлению землевладельцев или землепользователей с целью организации сельскохозяйственного производства и упорядочения сельскохозяйственных угодий в пределах землевладений и землепользований для эффективного ведения сельскохозяйственного производства, рационального использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.
Проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, определяют:
- а) размещение производственных зданий и сооружений;
- б) организации землевладений и землепользований с выделением севооборота, исходя из экологических и экономических условий, формирования инженерной и социальной инфраструктуры;
- в) определение типов и видов севооборота с учетом специализации сельскохозяйственного производства;
- г) составление схем чередования сельскохозяйственных культур в севообороте;
- ґ) проектирование полей севооборота;
- д) разработку плана перехода к приемлемой севооборота;
- е) переноса в натуру (на местность) запроектированных полей севооборота.
(Часть третья статьи 52 исключена на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021)
(Часть четвертая статьи 52 исключена на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021)
Проект землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, включая:
- а) задание на составление проекта землеустройства;
- б) пояснительную записку;
- в) документы, подтверждающие площадь землевладения (землепользования);
- г) материалы геодезических и землеустроительных изысканий;
- ґ) материалы почвенных обследований (при наличии);
- д) копии агрохимических паспортов полей, земельных участков (при наличии таких паспортов) в случае осуществления по проекту мероприятий по организации севооборота;
- е) материалы книги истории полей за последние три года (при наличии);
- є) Пункт "є" части пятой статьи 52 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- ж) план существующего состояния использования земель в разрезе землевладений и землепользовании, угодий, ограничений и особых условий использования земель;
- з) схему размещения предшественников сельскохозяйственных культур (в случае осуществления по проекту мероприятий по организации севооборота);
- и) план агропромышленных групп почв и крутизны склонов;
- і) план организации землевладений (землепользовании), упорядочение угодий, размещение производственных зданий и сооружений, объектов инженерной и социальной инфраструктуры и мероприятий по охране земель;
- ї) план организации территории севооборота (проектирование полей севооборота с определением их типов и видов с учетом специализации сельскохозяйственного производства, чередование сельскохозяйственных культур в севообороте) (в случае осуществления по проекту мероприятий по организации севооборота);
- й) материалы переноса в натуру (на местность) запроектированных полей севооборота (в случае осуществления по проекту мероприятий по организации севооборота);
- к) материалы переноса в натуру (на местность) границ земельных угодий (в случае осуществления по проекту изменения земельных угодий)
Статья 53. Проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов
Проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов составляются на основе утвержденных в установленном законодательством порядке генеральных планов населенных пунктов.
Проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов составляются с целью обоснования, разработки и последующей реализации необходимого объема организационных и инженерно-технических мероприятий по освоению, улучшению качества земель, их рационального использования и охраны, защиты от разрушительных процессов.
Проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов разрабатываются на определенный период и поэтапно согласно генеральным планам населенных пунктов и определяют:
- а) целевое назначение земель
- б) земли, находящиеся в собственности, пользовании, в том числе арендованные;
- в) организационные, правовые, финансовые и другие меры по совершенствованию структуры территорий, освоение земель, улучшение их качества, рекультивации, консервации;
- г) необходимость и объемы экономического стимулирования рационального использования и охраны земель;
- ґ) меры по обеспечению режима использования земель охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования, а также возмещения убытков собственникам земли и землепользователям в результате установления этих зон;
- д) направления природоохранной деятельности.
Проекты землеустройства могут предусматривать также формирование земельных участков государственной и коммунальной собственности за счет земель, не предоставленных в пользование.
Проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов разрабатываются на основании решения соответствующего сельского, поселкового, городского совета.
Проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов включают:
- а) задание на составление проекта землеустройства;
- б) пояснительную записку;
- в) Пункт "в" части шестой статьи 53 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- г) выкопировки из градостроительной документации (при наличии);
- ґ) материалы геодезических и землеустроительных изысканий;
- д) перечни земельных участков (земель), предоставленных в собственность (пользование) с кадастровыми номерами, предоставленных в собственность (пользование) без кадастровых номеров, не предоставленных в собственность или пользование в разрезе угодий, используемых без документов, удостоверяющих право на них;
- е) перечни земельных участков, на которые установлены ограничения или обременения;
- є) экспликацию земельных угодий за владельцами и пользователями земельных участков;
- ж) сведения об исчислении площади земельных участков;
- з) план организации территории населенного пункта;
- и) Пункт "и" части шестой статьи 53 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- і) сборный план земельных участков, предоставленных в собственность или пользование, и земельных участков, не предоставленных в собственность или пользование;
- ї) планы современного и перспективного использования земель в пределах соответствующего населенного пункта;
- й) план распределения земель по категориям, владельцами и пользователями (форма собственности, вид вещного права), угодьями с отображением имеющихся ограничений (обременений);
- к) Пункт "к" части шестой статьи 53 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
В случае формирования земельного участка проект землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов включает:
- а) сведения об исчислении площади земельного участка;
- б) кадастровый план земельного участка;
- в) материалы переноса границ земельного участка в натуру (на местность);
- г) перечень ограничений в использовании земельных участков;
- ґ) сведения об установлении межевых знаков;
- д) сведения о переносе в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии.
Статья 54. Рабочие проекты землеустройства
Рабочие проекты землеустройства разрабатываются с целью осуществления мероприятий по рекультивации нарушенных земель, снятие и перенесение плодородного слоя почвы, консервации деградированных и малопродуктивных угодий, улучшение сельскохозяйственных и лесохозяйственных угодий, защиты земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, оползней, уплотнения, закисления, загрязнения промышленными и другими отходами, радиоактивными и химическими веществами.
Рабочие проекты землеустройства разрабатываются на основании решения собственника земельного участка (относительно земель государственной и коммунальной собственности - решение Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления) или землепользователя.
Рабочие проекты землеустройства по рекультивации земель, нарушенных в результате опытно-промышленной разработки месторождений янтаря, других полезных ископаемых общегосударственного значения, нефти и газа и / или добычи янтаря, других полезных ископаемых общегосударственного значения, нефти и газа, кроме оснований, определенных абзацем первым части второй этой статьи, могут разрабатываться на основании решения заказчика, которому предоставлено специальное разрешение на пользование недрами с целью опытно-промышленной разработки месторождений янтаря, других полезных ископаемых с общегосударственного значения, нефти и газа и / или добычи янтаря, других полезных ископаемых общегосударственного значения, нефти и газа.
Рабочий проект землеустройства включает:
- а) задания на составление рабочего проекта землеустройства;
- б) пояснительную записку;
- в) Пункт "в" части четвертой статьи 54 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- г) характеристику природных и агроклиматических условий соответствующей территории;
- ґ) материалы грунтовых и других обследований;
- д) материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования;
- е) технико-экономические показатели рабочего проекта землеустройства;
- є) проектные решения по определению комплекса мер и объема работ по охране земель;
- ж) расчеты сметной стоимости по внедрению запроектированных мероприятий по охране земель;
- з) Пункт "з" части четвертой статьи 54 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- и) планы агропромышленных групп почв и крутизны склонов (при необходимости);
- і) планы запроектированных мероприятий;
- ї) материалы переноса проекта в натуру (на местность).
Статья 55. Техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности)
Установление (восстановление) границ земельного участка в натуре (на местности) осуществляется согласно сведениям Государственного земельного кадастра, материалов Государственного фонда документации по землеустройству и оценке земель, материалов топографо-геодезических работ.
Техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) разрабатывается по решению собственника (распорядителя) земельного участка, землепользователя.
В случае передачи в собственность и пользование земельного участка на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления техническая документация разрабатывается на основании разрешения, выданного соответствующим органом.
Техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) включает:
- а) задание на составление технической документации по землеустройству;
- б) пояснительную записку;
- в) материалы топографо-геодезических работ;
- г) кадастровый план земельного участка;
- ґ) перечень ограничений в использовании земельного участка;
- д) сведения об установлении межевых знаков.
Статья 55-1. Техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяется право субаренды, сервитута
Установление границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, проводится согласно топографо-геодезических и картографических материалов.
Техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута, включает:
- а) пояснительную записку;
- б) техническое задание на составление документации, утвержденное заказчиком документации;
- в) кадастровый план земельного участка с указанием границ части земельного участка, на которую распространяются права субаренды, сервитута;
- г) материалы полевых геодезических работ;
- ґ) копии документов, являющихся основанием для возникновения прав субаренды, сервитута.
Статья 55-2. Техническая документация по землеустройству по резервированию ценных заповедных территорий и объектов
Техническая документация по землеустройству по резервированию ценных заповедных территорий и объектов включает:
- а) задание на составление технической документации по землеустройству;
- б) пояснительную записку с указанием характеристик территории, обусловливают необходимость ее завещания, особых требований охраны окружающей природной среды и ограничений, определяемых решением о резервировании;
- в) материалы землеустроительного проектирования и геодезических изысканий;
- г) перечень ограничений в использовании земель;
- ґ) сведения вычисления площади бронирования территории, зоны ограничения, в том числе каталог координат.
Статья 56. Техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков
Техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков разрабатывается по решению собственников земельных участков с согласия залогодержателей, пользователей земельных участков.
Техническая документация по землеустройству по раздела и объединения земельных участков включает:
- а) пояснительную записку;
- б) техническое задание на составление документации, утвержденное заказчиком документации;
- в) кадастровые планы земельных участков, которые объединяются в один земельный участок, или части земельного участка, который выделяется в отдельный земельный участок;
- г) материалы полевых геодезических работ;
- ґ )сведения об установленных пограничных знаков на границе раздела;
- д) перечень обременений прав на земельный участок, ограничений на ее использование и имеющиеся земельные сервитуты;
- е) Пункт "е" части второй статьи 56 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
- є) Пункт "є" части второй статьи 56 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
Статья 57. Техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель
Техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель разрабатывается по решению собственников (распорядителей) земельных участков или по решению сельских, поселковых, городских советов. Решение о разработке технической документации по землеустройству относительно инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения принимается в порядке, определенном статьей 35 настоящего Закона.
Техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель включает:
- а) пояснительную записку;
- б) материалы топографо-геодезических изысканий;
- в) предложения по согласованию данных, полученных в результате проведения инвентаризации земель, с информацией, содержащейся в документах, удостоверяющих право на земельный участок, и Государственном земельном кадастре;
- г) рабочий и сводный инвентаризационные планы;
- ґ) перечни земельных участков (земель) в разрезе по категориям земель и угодьями, предоставленных в собственность (пользование) с кадастровыми номерами, предоставленных в собственность (пользование) без кадастровых номеров, не предоставленных в собственность или пользование, используемых без документов, удостоверяющих право на них, используемых не по целевому назначению, невостребованных земельных долей (паев), выморочного наследства.
В случае формирования земельного участка техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель включает:
- а) сведения об исчислении площади земельного участка;
- б) кадастровый план земельного участка;
- в) перечень ограничений в использовании земельных участков;
- г) сведения об установлении межевых знаков.
В случае исправления ошибок, допущенных в сведениях Государственного земельного кадастра о границах земельных участков и / или других сведений о земельных участках, техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель также включает кадастровые планы соответствующих земельных участков с указанием исправленных сведений о них.
В случае формирования земельного участка при инвентаризации земель не допускается:
- а) расположение одного здания на нескольких земельных участках;
- б) расположение на земельном участке только отдельной части здания.
Кадастровые планы земельных участков, ошибки в сведениях Государственного земельного кадастра о которых исправляются, соглашаются с владельцами таких земельных участков (если земельный участок находится в пользовании - также с землепользователем).
Статья 58. Учет государственных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне
Учет государственных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне заключается в выполнении мероприятий, предусмотренных общегосударственными программами по использованию и охране земель, схемами землеустройства и технико-экономического обоснования использования и охраны земель, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
Статья 59. Учет общественных и частных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне
Учет общественных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне состоит в прогнозировании и обеспечении комплексного развития социальной и инженерной инфраструктуры территории.
Учет частных интересов при осуществлении землеустройства на местном уровне заключается в обеспечении физическим и юридическим лицам равных возможностей приобретения в собственность или пользование, в том числе на условиях аренды, земельных участков и защите их прав на землю.