Инвертор YelonESS HV6K-1L
Аккумулятор YelonESS LR5000
Риелторы Киева выбрать компанию
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Лучшие нотариусы найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Лучшие адвокаты найти или добавить

Нормативная оценка земли

Нормативная оценка землиДенежная оценка земли в зависимости от назначения и порядка проведения может быть нормативной и экспертной. Нормативная денежная оценка земельных участков согласно ст. 201 Земельного кодекса Украины используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель и т. п.

А в соответствии со ст. 5 Закона об оценке земель нормативная денежная оценка земли используется для определения размера земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Статья 18 Закона Украины об оценке земли. Порядок проведения нормативной денежной оценки земельных участков

Нормативная денежная оценка земельных участков проводится соответственно государственным стандартам, нормам, правилам, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности. Нормативная денежная оценка земельных участков проводится:

  • расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения - не реже чем один раз в 5-7 лет;
  • расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 5-7 лет, а несельскохозяйственного назначения - не реже чем один раз в 7-10 лет.

Нормативная денежная оценка земельных участков проводится юридическими лицами, которые получили лицензии на проведение работ по землеустройству.

При этом нормативная денежная оценка земли сельскохозяйственного назначения проводится не реже одного раза в 5 - 7 лет, а несельскохозяйственного назначения - не реже одного раза в 7 - 10 лет. Нормативная денежная оценка земли проводится на основании и в порядке, определенном следующими нормативными документами:

  • методикой нормативной денежной оценки земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (Методика № 213);
  • методикой нормативной денежной оценки земли несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов) (Методика № 525);
  • порядок нормативной денежной оценки земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов (Порядок № 18);
  • порядком нормативной денежной оценки земли несельскохозяйственного назначения (кроме земель в черте населенных пунктов) (Порядок № 19).

Следует обратить внимание на то, что нормативная оценка земель сельскохозяйственного назначения и земель несельскохозяйственного назначения производится по различным методикам. Так, земельные участки сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов оцениваются по Методике № 213, а земельные участки несельскохозяйственного назначения, кроме населенных пунктов, - по Методике № 525.

Денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов
В соответствии с п. 1 Методики № 213 нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов осуществляется с целью регулирования отношений при:

  • передаче земли в собственность, в наследство, под залог;
  • дарении, купле-продаже земельного участка и аренде;
  • определении ставок земельного налога;
  • ценообразовании, учете совокупной стоимости основных средств производства, определении размера взноса в уставные фонды акционерных обществ, объединений, кооперативов.

Нормативная оценка земельных участков проводится только субъектами оценочной деятельности, получившими лицензию на проведение работ по землеустройству.

Согласно п. 1.3 Порядка № 18 нормативная оценка земли используется для определения размера земельного налога, госпошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также при разработке показателей и механизма экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

Информационной базой для нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения являются материалы государственного земельного кадастра (количественная и качественная характеристика земель, бонитировка грунтов, экономическая оценка земель), материалы внутрихозяйственного землеустройства.

А для земель населенных пунктов - их генеральные планы и проекты планирования и застройки населенных пунктов, материалы экономической оценки территории, материалы инвентаризации земель населенных пунктов, проекты застройки и распределения территории населенных пунктов, местные правила застройки.

Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, на которые отсутствуют материалы экономической оценки земли, определяется по аналогичным агропроизводственным группам прилегающих к ним грунтов.

Оценка несельскохозяйственных угодий, размещенных под дорогами, сооружениями, лесополосами, водоемами, болотами и другими непригодными для сельскохозяйственного производства земельными участками, определяется по их фактическому использованию согласно Порядку № 19.

Земли под кустарниковыми зарослями оцениваются в размере 25 % от средней оценки земель под лесными насаждениями соответствующего административного района.
Нормативная денежная оценка земельных участков под производственными строениями и сооружениями сельскохозяйственных предприятий, расположенных за пределами населенных пунктов и используемых для осуществления экономической деятельности согласно КВЭД, также определяется согласно Порядку № 19.

Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения согласно п. 3 Методики № 213 осуществляется отдельно по пахотным землям, землям под многолетними насаждениями, естественными сенокосами и пастбищами, по рентному доходу, который формируется в зависимости от качества, местоположения и экономической оценки земель. При этом денежная оценка земель осуществляется последовательно по: Украине, АР Крым и областям, кадастровым и административным районам, сельскохозяйственным предприятиям, отдельным земельным участкам.

Следует также обратить внимание, что нормативная денежная оценка пахотных земель, земель под многолетними насаждениями, естественных сенокосов и пастбищ в сельскохозяйственных предприятиях, созданных на базе реформированных коллективных сельскохозяйственных предприятий и иных предприятий, исчисляется после уточнения межи и площади земель.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 Порядка № 18 в основу определения нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения заложен рентный доход, образующийся при производстве зерновых культур и определяющийся по данным экономической оценки земель, проведенной в 1988 году.

В условиях инфляции рентный доход исчисляется в натуральных единицах (в центнерах зерна), который при определении денежной оценки переводится в стоимостное выражение по текущим ценам на дату оценки. Величина нормативной денежной оценки является произведением годового рентного дохода и срока его капитализации, который устанавливается в 33 года.

Порядком № 18 определены также особенности нормативной оценки земли:

  • земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель в Украине, земель в АР Крым, областях и районах, земель сельскохозяйственных предприятий;
  • отдельного земельного участка;
  • земель населенных пунктов.

По результатам нормативной денежной оценки земель составляется техническая документация. Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации.

Оценка земельных участков несельскохозяйственного назначения

Денежная оценка земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов) в соответствии с п. 1.1 Методики № 525 осуществляется с целью экономического регулирования земельных отношений при заключении гражданско-правовых соглашений и определения размеров налога на землю и проводится для земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения; земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного и водного фондов; земель запаса.

В соответствии с п. 1.3 Порядка № 19 денежная оценка указанных земель используется для определения размера:

  • земельного налога;
  • госпошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков;
  • арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;
  • потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Объектами нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения являются земельные участки, используемые по функциональному назначению независимо от того, к какой категории земель они отнесены.

В основу нормативной денежной оценки несельскохозяйственных земель за пределами населенных пунктов, в зависимости от их функционального использования, согласно п. 1.6 Порядка № 19 положена капитализация нормативного среднегодового экономического эффекта или рентного дохода от использования соответствующих земельных участков.

Информационной базой для нормативной денежной оценки являются сведения государственных кадастров (земельного, лесного, водного); землеустроительной, лесоустроительной, градостроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель.

Организация работ по нормативной оценке земель несельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 1.9 Порядка № 19 осуществляется Госкомземом, Республиканским комитетом АР Крым по земельным ресурсам, областными и Севастопольским городским главными управлениями, районными отделами земельных ресурсов.

Процедуру проведения нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения регламентирует Порядок № 19, в котором подробно изложен механизм расчетов нормативной денежной оценки для каждой из категорий земель:

  • промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны;
  • природно-заповедного и иного природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • водного фонда;
  • лесного фонда.

По результатам нормативной оценки земель составляется техническая документация. Данные о нормативной оценке отдельного земельного участка оформляются как извлечение из технической документации.

Источник: Meget
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции