Многие киевляне идею о строительстве подземных автомобильных тоннелей восприняли как очередную несбыточную мечту мэрии. Однако, столичная гордаминистрация уже ведет переговоры с международным банком о финансировании строительства. Первые переговоры длились около часу. В закрытом режиме...
Своими планами насчет строительства тоннелей (в том числе и под Днепром) власть «напугала» горожан еще в прошлом году. И даже озвучила свои предпроектные амбиции.
По предварительным подсчетам, длина тоннеля от площади Победы до Броварского проспекта должна составить 7,1 км, с сечением в диаметре в 14,2 м. Глубина залегания тоннеля на суше не превысит 20 м, под руслом Днепра – от 20 до 105 м.
Предполагается, что это будет двухъярусный тоннель с тремя полосами движения в обоих направлениях, с высотой в 3,5 метра каждый. Будущий тоннель рассчитан только для проезда легкового автотранспорта. Ориентировочная стоимость строительства - 2,5 млрд. гривен. Ориентировочный срок строительства - 45 месяцев.
Второй тоннель - от ул.Фрунзе до ул. Чорновила – значительно короче. Его протяженность составит 1,6 км. Глубина залегания составит от 7 до 50 м. Он будет состоять из двух ниток с сечением в диаметре 14,2 м. Каждая из подземных магистралей будет иметь по три полосы движения автотранспорта. Ориентировочный срок строительства - 30 месяцев.
Стоимость - 2,29 млрд. гривен. Напомним, что о планах спрятать автомобильный поток под землю в Киеве начали говорить еще в 2003 году. В рамках Генерального плана развития столицы на период до 2020 года разработана комплексная программа, предусматривающая строительство семи (!) автодорожных тоннелей общей протяженностью около 23 км.
В ноябре прошлого года Киевский городской совет утвердил программу строительства и реконструкции дорожно-транспортных объектов на 2007-2011 годы. Данной программой столичная власть задекларировала свое желание начать строительство двух тоннелей. Причем, строительство одного (от ул.Фрунзе до ул.Чорновила) решено было начать в мае 2009-го, а тоннель под Днепром (от ст.м. «Левобережная» до площади Победы) запланировано было начать в январе 2010 года. Обе «стройки века» должны были быть завершены к декабрю 2011 года. То есть, к Евро-2012 успели бы как раз.
Но, похоже, уже первые переговоры с финансовыми акулами, претендующими на инвестирование проекта, заставят город корректировать свои планы.
Итак, как нам удалось выяснить, на переговорах по вопросу строительства первых двух автомобильных тоннелей Киевскую горадминистрацию представлял первый вице-мэр столицы Денис Басс. Со стороны международного капитала - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), в лице руководителя бизнес-группы инфраструктуры ЕБРР Томаса Майера. Говорили – о реализации проекта по строительству двух тоннелей: от площади Победы до Броварского проспекта и от улицы Фрунзе до улицы Чорновила (правобережного подхода к Подольскому мостовому переходу).
- Сегодня мы только приступаем к реализации проекта, поэтому хотим заранее заручиться поддержкой такой уважаемой организации, как ЕБРР, - пояснил нам Денис Басс. - На встрече с представителем ЕБРР мы обсудили предварительный план действий. Прежде всего, речь шла о совместной экспертизе этого проекта. Вначале мы хотим выяснить, насколько автотоннели важны для города. Лишь после этого мы сможем говорить о конкретных сроках реализации планов, схеме и источниках финансирования строительства этих объектов.
У Киевской горадминистрации, как известно, есть уже четкая стратегия развития транспортной инфраструктуры города. Пришло время оценить размах планов мэрии и экспертам ЕБРР. Только после всестороннего изучения вопроса будет определен вектор дальнейшего сотрудничества с Киевом.
- Если с экономической точки зрения проект окажется привлекательным, то ЕБРР будет заинтересован в кредитовании, - пояснил нам Томас Майер. - Вы знаете, что Киев является давним партнером ЕБРР. У нас на сегодняшний день сложилась долгосрочная и доверительная атмосфера сотрудничества. Но, в продвижении вопроса по строительству тоннелей вначале нужно изучить ситуацию до мельчайших тонкостей. Поэтому ЕБРР намерен прислать в Киев технических экспертов, которые совместно с киевскими коллегами изучат данный проект и предоставят соответствующие рекомендации. Только после этого мы определимся с контекстом дальнейшего сотрудничества.
Пока модель финансирования еще не определена. Возможно, что строительство тоннелей в Киеве будет производиться по схеме, реализуемой в Санкт-Петербурге - ЕБРР сегодня участвует в сооружении Орловского тоннеля. В северной столице России при строительстве тоннеля используется схема концессии, где частный партнер предоставляет кредит. Хотя, отметил господин Майер, есть примеры, когда аналогичные проекты реализовывались государством.
Эта практика применима в случаях, когда частные структуры отказываются от участия в проекте либо из-за большого объема финансирования, либо из-за слишком высоких рисков. Напомним, ранее киевская власть планировала тоннель от площади Победы до Броварского проспекта строить на условиях концессии, что гарантировало бы платный проезд по «подземке». О стоимости проезда пока никто не может говорить, сумма не обсуждается даже приблизительно.
- Вначале нам нужно будет договориться, прийти к общему видению вопроса. Все станет ясно, я думаю, в ближайшие недели, - отметил представитель ЕБРР.
О конкретных сроках строительства обоих тоннелей ни одна из сторон переговорного процесса говорить не пожелала. Прояснить ситуацию помогут выводы экспертов ЕБРР, которые прибудут в Киев уже на следующей неделе, пообещал Томас Майер. А Денис Басс дал понять, что к проведению финала чемпионата Европы по футболу в 2012 году строительство тоннелей завершено не будет.
- К Евро-2012 мы планируем закончить строительство двух мостов и съездов. Тоннели - это более долгосрочная перспектива, - подытожил итоги первого раута переговоров с ЕБРР чиновник Киевской мэрии. Пока же, в рамках совместной экспертизы, ЕБРР организует поездку для киевских специалистов в Санкт-Петербург. Для изучения опыта.
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2