50 % жилфонда в Украине нуждается в реконструкции, а 7,5% (75 млн кв. м) и вовсе непригодны для жизни. Но, несмотря на это в правительстве все еще не разработали четкой программы реновации.
Украина активно застраивалась многоэтажками в 50-70-х годах прошлого века, поэтому сейчас в стране массово заканчивается срок эксплуатации у хрущевок того времени. У каждого здания, в зависимости от типа постройки, есть срок эксплуатации. Например, капитальные дома с каменными и кирпичными стенами могут прослужить больше 150 лет, дома из шлакоблока всего около 70 лет, а вот деревянные и брусчатые живут и вовсе не больше 50 лет.
Только в Киеве насчитывается около 3,2 тысячи таких объектов, которые необходимо реконструировать, это, преимущественно, хрущевки и сталинки. Несмотря на то, что сроки эксплуатации наших домов подходят к концу, власти решать эту проблему не торопятся. И суть даже не в отсутствии желания или финансирования, а в том, что в действующем законодательстве просто нет норм проведения реконструкции. Точнее, они есть, но воплотить их в реальность практически невозможно.
Согласно закону, который был принят еще в 2006 г., чтобы начать реконструкцию жилого дома нужно получить согласие 100% жителей. Уже не раз появлялись списки домов Киева, которые подлежат немедленной реконструкции, но дальше бумаги эта затея не пошла, т.к. сложно представить, где можно найти такой дом, в котором все жильцы единогласно проголосуют за реновацию
Добиться согласия от всех жильцов многоквартирного дома абсолютно не представляется возможным. Но, помимо необходимости 100% согласия, в действующем законодательстве есть немало других нюансов. Главными вопросами остается отсутствие четкой процедуры реновации и гарантий для всех сторон.
"Действующий закон нуждается в изменениях, поскольку на практике реализация его затруднена в связи с целым рядом проблем, связанных с: нечеткой процедурой принятия решений по реконструкции; финансированием мероприятий реновации жилищного фонда; участием владельцев устаревшего жилого фонда в принятии решений относительно дальнейшей судьбы принадлежащей им недвижимости и предоставлении гарантий защиты их прав", - отмечает исполнительный директор Конфедерация строителей Украины Виталий Грусевич.
Он также добавляет, что сейчас владельцы квартир не могут выбрать, в каком виде они получат компенсацию в случае невозможности дальнейшего проживания в своем доме. Т.е. это может быть временное жилье, другая квартира, либо же просто денежная компенсация. К тому же, остаются под вопросом гарантии для всех участников проекта реновации: инвестора, жильца и т.д. С отселением жильцов в другие дома также есть немало проблем. Например, им нужно предоставить условия не хуже тех, которые были, а также поселить недалеко от первоначального места жительства.
Сейчас у Кабмина есть два варианта, как исправить проблему с устаревшим жилфондом: начать массово сносить дома, либо же заняться реконструкцией. Второй вариант обойдется властям куда дешевле, да и, к тому же, в таком случае можно будет привлечь инвесторов и дополнительное финансирование.
Чтобы решить такие спорные моменты в Минрегионе начали разрабатывать новый законопроект, который должен исправить сложившуюся ситуацию. В новой редакции вносят норму, по которой для реконструкции нужно будет получить согласие только от 75% жильцов. Подготовка законопроекта затянулась из-за множества спорных моментов, которые надо исправить в новой редакции.
Поэтому, пока не будет представлен новый законопроект говорить о начале реконструкции не приходится. Да и в самом Минрегионе отмечают, то даже после того, как документ подготовят, реновация устаревшего жилфонда начнется только спустя 2-3 года после этого
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2