Лучшие адвокаты найти или добавить
Лучшие нотариусы найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Бесплатно после регистрации

Права на землю

Раздел 3 - Земельного кодекса

Глава 14 - Право собственности на землю

Статья 78. Содержание права собственности на землю

1. Право собственности на землю - это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками.

2. Право собственности на землю приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, этого Кодекса, а также других законов, издаваемых в соответствии с ними.

3. Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.

4. Лицам (их наследникам), имевшим в собственности земельные участки до 15 мая 1992 (до дня вступления в силу Земельного кодекса Украины), земельные участки не возвращаются.

Статья 79. Земельный участок как объект права собственности

1. Земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с определенными относительно него правами.

2. Право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем, если иное не установлено законом и не нарушает прав других лиц.

3. Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и в глубину, необходимые для возведения жилищных, производственных и других зданий и сооружений.

Статья 79-1. Земельный участок как объект гражданских прав

1. Формирование земельного участка заключается в определении земельного участка как объекта гражданских прав. Формирование земельного участка предусматривает определение ее площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр.

2. Формирование земельных участков осуществляется:

  • в порядке отвода земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности;
  • путем разделения или объединения ранее сформированных земельных участков;
  • путем определения границ земельных участков государственной или коммунальной собственности по проектам землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, проектами землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд, проектами землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
  • путем инвентаризации земель государственной или коммунальной собственности в случаях, предусмотренных законом;
  • по проектам землеустройства по организации территории земельных долей (паев)

3. Сформированные земельные участки подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре.

4. Земельный участок считается сформированной с момента присвоение ему кадастрового номера.

5. Формирование земельных участков (кроме случаев, определенных в частях шестой - седьмой настоящей статьи) осуществляется по проектам землеустройства по отводу земельных участков.

6. Формирование земельных участков путем раздела и объединения ранее сформированных земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, без изменения их целевого назначения осуществляются по технической документации по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков.

Разделение, объединение земельного участка, находящегося в залоге, осуществляется по соглашению землепользователя, залогодержателя. Разделение, объединение земельного участка, находящегося в пользовании, осуществляется по соглашению землепользователя, залогодержателя. Подлинность подписи на таком согласии удостоверяется нотариально.

Земельные участки могут быть объединены, если они имеют одинаковое целевое назначение. В случае раздела земельного участка, объединение земельных участков сформированы земельные участки сохраняют свое целевое назначение.

7. Вынос в натуру (на местность) границ сформированного земельного участка до его государственной регистрации осуществляется по документацией по землеустройству, которая стала основанием для ее формирования.

8. В случае установления (восстановления) границ земельных участков по их фактическим использованием в связи с невозможностью обнаружения действительных границ, формирование новых земельных участков не осуществляется, а изменения в сведения о границах земельных участков вносятся в Государственного земельного кадастра.

9. Земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента ее формирования (кроме случаев субаренды, сервитута относительно частей земельных участков) и государственной регистрации права собственности на нее.

10. Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре.

11. Государственная регистрация прав субаренды, сервитута, которые распространяются на часть земельного участка, осуществляется после внесение сведений о такой части в Государственный земельный кадастра.

12. Границы смежных земельных участков частной собственности могут быть изменены их владельцами без формирования новых земельных участков по проектам землеустройства по упорядочению существующих землевладений.

13. Земельный участок прекращает существование как объект гражданских прав, а ее государственная регистрация отменяется в случае:

  • разделения или объединения земельных участков;
  • отмены государственной регистрации земельного участка на основании судебного решения вследствие признания незаконным такой государственной регистрации;
  • если вещное право на земельный участок, зарегистрированную в Государственном земельном кадастре в соответствии с Законом Украины "О Государственном земельном кадастре", не было зарегистрировано в течение года по вине заявителя.

Принятие судом решения об отмене государственной регистрации земельного участка допускается исключительно с одновременным прекращением таким решением всех прав, их обременений, зарегистрированных по такого земельного участка (при наличии таких прав, обременений).

14. Наличие ограничений в использовании земель, в том числе красных линий, в пределах земельного участка, формируется для обслуживания существующего объекта недвижимости (здания, сооружения), не препятствует его формированию и определению ее целевого назначения для нужд, связанных с функционированием указанного объекта с соблюдением установленных ограничений по использованию земельного участка.

Статья 80. Субъекты права собственности на землю

Субъектами права собственности на землю являются:

  • а) граждане и юридические лица - на земли частной собственности;
  • б) территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, - на земли коммунальной собственности;
  • в) государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, - на земли государственной собственности.

Статья 81. Право собственности на землю граждан

1. Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;
  • в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
  • г) принятия наследства;
  • ґ) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

2. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.

3. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки в соответствии с частью второй настоящей статьи в случае:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности;
  • в) принятия наследства.

4. Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранцам, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению.

Статья 82. Право собственности на землю юридических лиц

1. Юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) внесения земельных участков его учредителями в уставный капитал;
  • в) принятия наследства;
  • г) возникновения иных оснований, предусмотренных законом.

2. Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения:

  • а) в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине;
  • б) за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества.

3. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство юридическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом не могут приобретать их в собственность, подлежат отчуждению в течение одного года.

Статья 83. Право собственности на землю территориальных общин

1. Земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам являются коммунальной собственностью.

2. В коммунальной собственности находятся:

  • а) все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности;
  • б) земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.
  • в) земли и земельные участки за пределами населенных пунктов, переданы или перешли в коммунальную собственность из земель государственной собственности в соответствии с законом.

3. Земельные участки государственной собственности, которые предполагается использовать для размещения объектов, предназначенных для обслуживания потребностей территориальной общины (коммунальных предприятий, учреждений, организаций, общественных пастбищ, кладбищ, мест обезвреживания и утилизации отходов, рекреационных объектов и т.д.), а также земельные участки, которые в соответствии с утвержденной градостроительной документацией предполагается включить в границы населенных пунктов, по решениям органов исполнительной власти передаются в коммунальную собственность.

4. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:

  • а) земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.);
  • б) земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
  • в) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
  • г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • ґ) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • д) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • е) земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесохозяйственного назначения и природно-заповедного фонда, находящиеся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов;
  • ж) земли под объектами инженерной инфраструктуры межхозяйственных мелиоративных систем, находящихся в коммунальной собственности.

5. Территориальные общины приобретают землю в коммунальную собственность в случае:

  • а) передачи им земель государственной собственности;
  • б) отчуждение земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости в соответствии с законом;
  • в) принятия наследства или перехода в их собственность земельных участков, признаваемых судом выморочным наследством;
  • г) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым договорам;
  • ґ) возникновения других оснований, предусмотренных законом.

6. Территориальные общины сел, поселков, городов могут объединять на договорных началах принадлежащие им земельные участки коммунальной собственности. Управление указанными земельными участками осуществляется в соответствии с законом.

Статья 84. Право собственности на землю государства

1. В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

2. Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, государственных органов приватизации в соответствии с законом

Право собственности на земельные участки, признано за государством решением суда, реализуется органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, независимо от органа, в лице которого судом признано такое право за государством.

3. Часть третья статьи 84 исключена на основании Закона № 5245-VI от 06.09.2012

4. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:

  • а) земли атомной энергетики и космической системы;
  • б) земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта;
  • в) земли обороны;
  • г) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
  • ґ) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • д) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • е) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
  • є) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • ж) земельные участки, закрепленные за государственными учреждениями профессионального (профессионально-технического) образования;
  • ж-1) земельные участки, закрепленные за государственными учреждениями профессионального передвысшего образования;
  • з) земельные участки, закрепленные за государственными вузами;
  • і) земельные участки, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
  • ї) земли под объектами инженерной инфраструктуры общегосударственных и межхозяйственных мелиоративных систем, находящихся в государственной собственности.

5. Государство приобретает право собственности на землю в случае:

  • а) отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
  • б) приобретение по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • в) принятия наследства;
  • г) передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными общинами;
  • ґ) конфискации земельного участка;

Статья 85. Право собственности на землю иностранных государств

Иностранные государства могут приобретать в собственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций в соответствии с международными договорами.

Статья 86. Общая собственность на землю

1. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников общей собственности (общая долевая собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность).

2. Субъектами права совместной собственности на землю могут быть граждане и юридические лица.

3. Субъектами права общей собственности на земельные участки территориальных громад могут быть районные и областные советы.

4. исключен

Статья 87. Возникновение права общей долевой собственности на земельный участок

1. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает:

  • а) при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
  • б) при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
  • в) при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
  • г) по решению суда.

Статья 88. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности

1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляются с согласия всех совладельцев согласно договору, а при недостижении согласия - в судебном порядке.

2. Договор о совместной долевой собственности на земельный участок заключается в письменной форме и удостоверяется нотариально.

3. Участник общей долевой собственности имеет право требовать выделения принадлежащей ему доли из состава земельного участка как отдельно, так и совместно с другими участниками, требующими выделения, а в случае невозможности выделения доли - требовать соответствующей компенсации.

4. Участник общей долевой собственности на земельный участок имеет право на получение в его владение, пользование части общего земельного участка, соответствующей размеру принадлежащей ему доли.

5. Участник общей долевой собственности в соответствии с размером своей доли имеет право на доходы от использования общего земельного участка, отвечает перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим земельным участком, и должен участвовать в уплате налогов, сборов и платежей, а также в расходах по содержанию и сохранению общего земельного участка.

6. При продаже участником принадлежащей ему доли в общей долевой собственности на земельный участок другие участники имеют преимущественное право покупки доли в соответствии с законом.

Статья 89. Общая совместная собственность на земельный участок

1. Земельный участок может принадлежать на праве общей совместной собственности только гражданам.

2. В общей совместной собственности находятся земельные участки:

  • а) супругов;
  • б) членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено соглашением между ними;
  • в) совладельцев жилого дома.

3. Владение, пользование и распоряжение земельным участком общей совместной собственности осуществляются по договору или закону.

4. Совладельцы земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, имеют право на его раздел или на выделение из него отдельной доли.

5. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, с выделением доли совладельца, может быть осуществлен при условии предварительного определения размера земельных долей, которые являются равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом.

Статья 89-1. Особенности приобретения и реализация права доверительной собственности на земельные участки

1. Доверительный собственник земельного участка имеет права и исполняет обязанности собственника земельного участка с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и Гражданским кодексом Украины.

2. Со дня вступления лицом права доверительной собственности на земельный участок к доверительному собственнику переходят все права и обязанности собственника земельного участка по действующим договорам аренды, эмфитевзиса, суперфиция, договорам об установлении земельного сервитута.

Доверительный собственник земельного участка, если это предусмотрено договором, по которому устанавливается доверительная собственность, может передавать земельный участок в пользование третьим лицам только на праве аренды со следующими особенностями:

  • срок аренды земли прекращается с момента обращения взыскания на земельный участок;
  • арендатор не может осуществлять на земельном участке строительство, добыча полезных ископаемых или осуществлять улучшения, которые невозможно отделить от земельного участка без ущерба.

Если это предусмотрено договором, по которому устанавливается доверительная собственность, доверительный собственник вправе заключать договоры об установлении земельных сервитутов. Срок таких сервитутов прекращается с момента обращения взыскания на земельный участок.

3. Доверительный собственник не имеет права без согласования с учредителем доверительной собственности:

  • осуществлять разделение, объединение земельных участков;

Статья 90. Права собственников земельных участков

1. Собственники земельных участков имеют право:

  • а) продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство, доверительную собственность;
  • б) самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • в) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию;
  • г) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
  • ґ)  на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
  • д) сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения.

2. Нарушенные права собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Статья 91. Обязанности собственников земельных участков

1. Собственники земельных участков обязаны:

  • а) обеспечивать использование их по целевому назначению;
  • б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
  • в) своевременно уплачивать земельный налог;
  • г) не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей;
  • г) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
  • д) своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
  • е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
  • є) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем;
  • ж) за свой счет привести земельный участок в прежнее состояние в случае незаконного изменения его рельефа, за исключением осуществления такого изменения не собственником земельного участка, когда приведение в прежнее состояние осуществляется за счет лица, незаконно изменившего рельеф.

2. Законом могут быть установлены другие обязанности собственников земельных участков.

Глава 15 - Право пользования землей

Статья 92. Право постоянного пользования земельным участком

1. Право постоянного пользования земельным участком - это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

2. Права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности приобретают:

  • а) предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности;
  • б) общественные организации лиц с инвалидностью Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;
  • в) религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности. (
  • г) публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, образованное в соответствии с Законом Украины "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования
  • ґ) учреждения образования независимо от формы собственности;
  • д) высшие учебные заведения независимо от формы собственности
  • е) оператор газотранспортной системы и оператор системы передачи.

3. Право постоянного пользования земельными участками может вноситься государством в уставный капитал публичного акционерного общества железнодорожного транспорта, образованного в соответствии с Законом Украины "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования"

Статья 93. Право аренды земельного участка

1. Право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

2. Земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам, иностранцам и лицам без гражданства, международным объединениям и организациям, а также иностранным государствам.

3. Не подлежат передаче в аренду земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесного фонда и природно-заповедного фонда, которые находятся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов.

4. Срок аренды земельного участка не может превышать 50 лет.

5. Право пользования (аренда, эмфитевзис) земельным участком сельскохозяйственного назначения может отчуждаться, передаваться в залог ее пользователем без согласования с владельцем такого земельного участка, кроме случаев, определенных законом. Отчуждение, залог права пользования земельным участком осуществляется по письменному договору между ее пользователем и лицом, в пользу которого осуществляются отчуждения или в пользу которого передается в залог право пользования. Такой договор является основанием для государственной регистрации перехода права пользования в порядке, предусмотренном законодательством.

6. Арендованный земельный участок или его часть может с согласия арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование другому лицу (субаренда).

7. Если арендатором земельного участка является инициатор создания индустриального парка, такой земельный участок или его части передаются им в субаренду участникам индустриального парка в соответствии с земельным законодательством Украины без предварительного согласования с арендодателем, если это не противоречит договору аренды такого земельного участка

8. Арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица или лица, использующие земельные участки на праве эмфитевзиса.

9. Отношения, связанные с арендой земли, регулируются законом.

10. В случае создания индустриального парка на землях государственной или коммунальной собственности земельный участок предоставляется в аренду на срок не менее 30 лет.

11. Срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства не может быть меньше 7 лет.

12. Для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые являются земельными участками мелиорируемых земель и на которых проводится гидротехническое мелиорация, не может быть меньше 10 лет.

Статья 94. Право частного партнера, в частности концессионера на земельный участок

1. Для осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессии, частному партнеру (концессионеру) предоставляются в аренду земельные участки (кроме концессии на строительство и дальнейшую эксплуатацию автомобильных дорог) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, необходимые для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии) и указанные в решении о целесообразности осуществления государственно-частного партнерства (концессии) и / или договоре, заключенном в рамках государственно-частного партнерства (концессионном договоре), передаются в аренду исключительно частному партнеру, концессионеру, определенном в порядке, установленном Законом Украины "О концессии" или Законом Украины "О государственно-частном партнерстве".

Указанные земельные участки могут быть переданы другим лицам только в случае принятия государственным партнером или концессиедателем решение об отмене конкурса или признания конкурса таким, что не состоялся.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Кодексом наделены полномочиями по передаче земельных участков в пользование, обязаны в трехмесячный срок со дня обращения передать частному партнеру (концессионеру) земельный участок (участки), определенную (определенные) договором, заключенным в рамках государственно-частного партнерства (концессионным договором), в аренду на срок действия такого договора (кроме концессии на строительство и дальнейшую эксплуатацию автомобильных дорог).

3. Земельные участки, необходимые для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии) и указанные в решении о целесообразности осуществления государственно-частного партнерства (концессии), не могут быть разделены, объединены с другими земельными участками, переданы в залог, частную собственность и пользование до момента передачи такого земельного участка частному партнеру (концессионеру) или принятия государственным партнером (концессиедателем) решение об отмене конкурса или признания концессионного конк РСУ таким, который не состоялся (если земельный участок был сформирован до момента объявления конкурса).

4. Передача концессионеру или частному партнеру зданий, сооружений, другого недвижимого имущества государственных и / или коммунальных предприятий, учреждений, организаций является основанием для прекращения права постоянного пользования на земельные участки, на которых они размещены и которые необходимы для осуществления государственно-частного партнерства ( концессии), кроме случая концессии на строительство (новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт) и дальнейшую эксплуатацию автомобильных дорог.

Прекращение права постоянного пользования земельным участком осуществляется на основании решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, к полномочиям которого относится предоставление соответствующего земельного участка в аренду по ходатайству частного партнера, концессионера.

5. Прекращение права постоянного пользования земельным участком (участками), определенной (определенными) частью четвертой настоящей статьи, происходит без согласия землепользователя. Одновременно с прекращением права постоянного пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности происходит передача соответствующего земельного участка в аренду частному партнеру, концессионеру.

Статья 95. Права землепользователей

1. Землепользователи, если иное не предусмотрено законом или договором, имеют право:

  • а) самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • б) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию;
  • в) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, леса, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
  • г) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
  • ґ) сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения.

2. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Статья 96. Обязанности землепользователей

1. Землепользователи обязаны:

  • а) обеспечивать использование земли по целевому назначению и за свой счет приводить ее в предыдущее состояние в случае незаконного изменения ее рельефа, за исключением случаев незаконного изменения рельефа не собственником такого земельного участка;
  • б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
  • в) своевременно уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • г) не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей;
  • ґ) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
  • д) своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
  • е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
  • є) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.
  • ж) не допускать выжигание сухой растительности или ее остатков с нарушением порядка, установленного центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды;
  • з) обкашивать (с уборкой скошенного) и вспахивать земельные участки, прилегающие к торфяникам, полезащитным лесным полосам, лугам, пастбищам, участкам со степной, водно-болотной и другой естественной растительностью, в полосах отвода автомобильных и железных дорог.

2. Законом могут быть установлены другие обязанности землепользователей.

Статья 97. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, проводящих изыскательские работы

1. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить такие работы на основании соглашения с собственником земли или по согласованию с землепользователем.

2. Сроки и место проведения разведывательных работ определяются соглашением сторон.

3. Проведение разведывательных работ на землях заповедников, национальных дендрологических, ботанических, мемориальных парков, захоронений и археологических памятников разрешается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Украины.

4. Предприятия, учреждения и организации, которые проводят разведывательные работы, обязаны возмещать собственникам земли или землепользователям все убытки, в том числе неполученные доходы, а также за свой счет приводить занимаемые земельные участки в предыдущее состояние.

5. Споры, возникающие при проведении разведывательных работ, разрешаются в судебном порядке.

6. При переходе из состояния опытно-промышленной разработки в промышленную разработку предприятиям, учреждениям и организациям, которые проводят разведывательные работы, разрешается использовать земельный участок на основании договора на проведение разведочных работ с владельцем земли или по согласованию с землепользователем на период оформления документов, удостоверяющих право пользования соответствующим земельным участком.

Статья 97-1. Обязанности пользователей янтароносном недрами, которые проводят разведывательные работы и / или добычи янтаря

1. Владельцу специального разрешения на пользование янтароносном недрами разрешается использовать земельный участок на основании соглашения о проведении разведывательных и добывающих работ, заключается с владельцем земли и / или по согласованию с землепользователем, с обязательным утверждением оценки запасов в установленном законодательством порядке после проведения геологического изучения на соответствующем участке янтароносном недр. Типовая форма указанного соглашения утверждается Кабинетом Министров Украины.

Глава 16 - Право земельного сервитута

Статья 98. Содержание права земельного сервитута

1. Право земельного сервитута - это право собственника или землепользователя земельного участка или другого заинтересованного лица на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).

2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.

Срок действия земельного сервитута, который устанавливается договором между лицом, требующим его установления, и землепользователем, не может быть больше срок, на который такой земельный участок передан в пользование землепользователю.

3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.

4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

5. Положения части четвертой настоящей статьи не применяются в случае установления земельных сервитутов на земельном участке государственной, коммунальной собственности, сформированная в соответствии с частью третьей статьи 100 настоящего Кодекса с целью установления земельного сервитута.

Статья 99. Виды права земельного сервитута

Владельцы или землепользователи земельных участков или другие заинтересованные лица могут требовать установления таких земельных сервитутов:

  • а) право прохода и проезда на велосипеде;
  • б) право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге;
  • в) право на размещение временных сооружений (малых архитектурных форм);
  • в-1) право на строительство и размещение объектов нефтегазодобычи;
  • в-2) право на размещение объектов трубопроводного транспорта;
  • в-3) право на пользование земельным участком для нужд опытно-промышленной разработки месторождений янтаря, других полезных ископаемых общегосударственного значения и / или добычи янтаря, других полезных ископаемых общегосударственного значения, если только при этом не нарушаются права землевладельца, предусмотренные статьей 98 настоящего Кодекса ;
  • в-4) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций;
  • г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок;
  • г-1) право размещения (перемещения, передвижения) объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем;
  • ґ) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок;
  • д) право забора воды из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему;
  • е) право поить свой скот из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему;
  • є) право прогона скота по имеющейся дороге;
  • ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта зданий и сооружений;
  • ж-1) право на строительство и прохождение инженерных, кабельных, трубопроводных сетей, необходимых для полноценного функционирования индустриальных парков;
  • з) иные земельные сервитуты.

Статья 100. Порядок установления земельных сервитутов

1. Сервитут может быть установлен договором, законом, завещанием или решением суда. Сервитут может принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также другому конкретно определенному лицу (личный сервитут).

2. Земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, которое требует его установления, и собственником (владельцем) земельного участка.

Земельный сервитут подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Владелец земельного участка также может установить требование нотариального удостоверения договора об установлении земельного сервитута и отменить такое требование. Установка (отмены) требования является односторонней сделкой, подлежащей нотариальному удостоверению. Такое требование является отягощением прав на земельный участок и подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом.

Земельный сервитут подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

3. В случае необходимости установления земельного сервитута на землях государственной, коммунальной собственности, не сформированных в земельный участок, допускается формирование земельного участка в пределах территории, на которую будет распространяться право земельного сервитута.

Статья 101. Действие земельного сервитута

1. Действие земельного сервитута сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, относительно которого установлен земельный сервитут, к другому лицу.

В случае перехода права собственности на объект нефтегазодобычи, объект трубопроводного транспорта, объект энергетики, передачи электрической энергии, для размещения которого установлен земельный сервитут, право земельного сервитута (права и обязанности лица, в пользу которого установлен земельный сервитут ) переходит к новому владельцу такого объекта на тех же условиях. В таком случае волеизъявления землевладельца (землепользователя) и внесения изменений в договор об установлении земельного сервитута не требуется. Документы, подтверждающие приобретение права собственности на объект для размещения которого установлен земельный сервитут, является основанием для государственной регистрации перехода права земельного сервитута.

2. Земельный сервитут может переходить к другим лицам вместе с объектом, для размещения которого он установлен, или в случаях, определенных пунктами "а", "б", "г", "д", "д", "е" статьи 99 настоящего Кодекса, - в случае перехода права собственности, пользования земельным участком, для доступа, обслуживания и производства другой деятельности, в отношении которого он был установлен.

3. Земельный сервитут не может быть предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицом, в интересах которого этот сервитут установлен, другим физическим и юридическим лицам.

4. Собственник, землепользователь земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, имеет право требовать от лиц, в интересах которых установлен земельный сервитут, плату за его установление, если иное не предусмотрено законом.

5. Владелец земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, имеет право на возмещение убытков, причиненных установлением земельного сервитута.

Статья 102. Прекращение действия земельного сервитута

1. Действие земельного сервитута подлежит прекращению в случаях:

  • а) сочетания в одном лице субъекта права земельного сервитута, в интересах которого он установлен, и собственника земельного участка;
  • б) отказа лица, в интересах которого установлен земельный сервитут;
  • в) решение суда об отмене земельного сервитута;
  • г) истечения срока, на который был установлен земельный сервитут;
  • ґ) неиспользования земельного сервитута в течение трех лет;
  • д) нарушения владельцем сервитута условий пользования сервитутом.

2. По требованию собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, действие этого сервитута может быть прекращено в судебном порядке в случаях:

  • а) прекращения оснований его установления;
  • б) когда установление земельного сервитута делает невозможным использование земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, по его целевому назначению.

Глава 16-1 - Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки

Статья 102-1. Основания приобретения и содержание права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки

1. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) возникают на основании договора между собственником земельного участка и лицом, изъявившим желание пользоваться этим земельным участком для таких потребностей, согласно Гражданскому кодексу Украина.

Право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) может возникать также на основании завещания.

2. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) могут отчуждаться или передаваться в порядке наследования, кроме случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Земельный участок, находящийся в аренде, не может быть передана ее владельцем другому лицу на праве эмфитевзиса, суперфиция.

4. Лицо, которое использует земельный участок на праве эмфитевзиса, имеет право владеть и пользоваться земельным участком в полном объеме в соответствии с договором.

Лицо, использующее земельный участок на праве эмфитевзиса, может передавать его в аренду на срок, не превышающий срок договора эмфитевзиса.

Договором эмфитевзиса может быть установлен запрет о передаче эмфитевта такого земельного участка в аренду. Такой запрет является отягощением прав на земельный участок и подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом.

5. Право пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) или для застройки (суперфиций) не может быть отчуждено ее землепользователем другим лицам, внесено в уставный капитал, передано в залог, кроме случаев перехода права собственности на объект недвижимого имущества (жилой дом, другие здания и сооружения) или в случае, когда право эмфитевзиса, суперфиция было приобретено землепользователем на земельных торгах.

6. Срок пользования земельным участком государственной, коммунальной и частной собственности для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), а также срок пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для застройки (суперфиций) не может превышать 50 лет.

7. Плата за пользование земельным участком государственной или коммунальной собственности, определенная в договорах о предоставлении права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) или права пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций), заключенных на земельных торгах не может быть уменьшена за согласию сторон в течение срока действия договора, а также в случае его возобновления.

8. Заключение договоров о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Украины с учетом требований настоящего Кодекса.

По договоренности сторон договора о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки могут быть заверены нотариально.

Владелец земельного участка также может установить требование нотариального удостоверения договоров о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) или для застройки (суперфиций) и отменить такое требование. Установка (отмены) требования является односторонней сделкой, подлежащей нотариальному удостоверению. Такое требование является отягощением прав на земельный участок и подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом.

9. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) прекращаются в случае:

  • 1) сочетание в одном лице собственника земельного участка и землепользователя;
  • 2) истечения срока, на который было предоставлено право пользования;
  • 3) отчуждение земельного участка частной собственности для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости;
  • 3-1) принятие уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления решения об использовании земельного участка государственной или коммунальной собственности для общественных нужд;
  • 4) неиспользования земельного участка для застройки в случае пользования чужим земельным участком для застройки в течение трех лет
  • 5) прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (по договорам эмфитевзис и суперфиций, заключенных в рамках такого партнерства)
  • 6) по соглашению сторон договора эмфитевзиса, суперфиция.

 Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций), находящегося в залоге (ипотеке), может быть прекращено на основании, определенном пунктом 6 настоящей части, только с согласия залогодержателя (ипотекодержателя) .

10. Прекращение действия договора эмфитевзиса, суперфиция земельного участка государственной или коммунальной собственности по основаниям, определенным в пункте 3-1 части шестой настоящей статьи, осуществляется по правилам, установленным статьей 32-1 Закона Украины "Об аренде земли".

Глава 17 - Добрососедство

Статья 103. Содержание добрососедства

1. Собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи, шумовое загрязнение и т.п.).

2. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны не использовать земельные участки способами, которые не позволяют собственникам, землепользователям соседних земельных участков использовать их по целевому назначению (недопустимое воздействие).

3. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны сотрудничать при совершении действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них и использование этих участков с внедрением и соблюдением прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и охраны земель (обмен земельных участков, рациональная организация территорий, соблюдение севооборотов, установление, сохранение межевых знаков и т.п.).

Статья 104. Предупреждение вредного воздействия на соседний земельный участок

Собственники и землепользователи земельных участков могут требовать прекращения деятельности на соседнем земельном участке, осуществление которой может повлечь вредное воздействие на здоровье людей, животных, на воздух, земельные участки и другое.

Статья 105. Последствия проникновения на земельный участок ветвей и корней деревьев

В случае проникновения корней и ветвей деревьев с одного земельного участка на другой собственники и землепользователи земельных участков имеют право отрезать корни деревьев и кустов, которые проникают с соседнего земельного участка, если такое проникновение является препятствием в использовании земельного участка по целевому назначению.

Статья 106. Обязанности по определению общих границ

1. Способ закрепления общих границ между земельными участками определяется с согласия владельцев таких земельных участков. Расходы на установку общих границ несут владельцы земельных участков в равных частях, если иное не установлено соглашением между ними.

2. межевые знаки могут быть природные или искусственные сооружения и рубежи (реки, ручьи, каналы, лесополосы, растительные полосы, деревья, тропинки, рвы, стены, заборы, ограждение, дорожные сооружения, бетонные или металлические столбы, плиты, монолиты, камни, другие сооружения и рубежи), совпадающие с пределом земельного участка или специально устанавливаются на ней. Межевые знаки на водных объектах не устанавливаются.

3. Собственник земельного участка, землепользователь вправе требовать от собственника смежного земельного участка содействия в установлении общих границ, а также установления или восстановления межевых знаков, в случае если они отсутствуют, исчезли, переместились или стали невыразительными. В случае отсутствия согласия владельца смежного земельного участка установления общих границ осуществляется по решению суда.

4. В случае если границы земельных участков в натуре (на местности) совпадают с естественными или искусственными линейными сооружениями, рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, растительными полосами, дорогами, тропами, оврагам, стенами, дорожными сооружениями, заборами, ограждениями, фасадами зданий, то линейными сооружениями, рубежами и т.п.) и ранее установленными пределами сложившихся земельных участков, межевые знаки могут не устанавливаться.

5. Местонахождение межевых знаков в случае их определения или установления отображается в материалах землеустроительного проектирования и геодезических изысканий, а также на кадастровых планах земельных участков.

6. Владельцы земельных участков и землепользователи обязаны придерживаться границ земельных участков.

Статья 107. Восстановление границ

1. Основанием для восстановления границ являются данные земельно-кадастровой документации.

2. При невозможности выявления действительных границ их установление осуществляется по фактическому использованию земельного участка. Если фактическое использование участка невозможно установить, то каждому выделяется одинаковая по размеру часть спорного участка.

3. В случаях, когда таким образом определение границ не согласовывается с выявленными обстоятельствами, в частности с установленными размерами земельных участков, то границы определяются с учетом этих обстоятельств.

Статья 108. Совместное использование межевых сооружений

1. В случаях, когда соседние земельные участки отделены растительной полосой, тропой, бороздой, каналом, стеной, забором или иным сооружением, то собственники этих участков имеют право на их совместное использование, если внешние признаки не указывают на то, что сооружение принадлежит лишь одному из соседей .

2. Собственники соседних земельных участков могут пользоваться межевыми сооружениями совместно по договоренности между ними. Расходы на содержание сооружения в надлежащем состоянии соседи несут в равных частях. К тому времени, пока один из соседей заинтересован в дальнейшем существовании общего межевого сооружения, оно не может быть ликвидировано или изменено без его согласия.

Статья 109. Использование деревьев, стоящих на границах земельных участков

1. Деревья, стоящие на меже смежных земельных участков, а также плоды этих деревьев принадлежат собственникам этих участков в равных частях.

2. Каждый из соседей вправе требовать ликвидировать деревья, стоящие на общей меже. Расходы на ликвидацию этих деревьев возлагаются на соседей в равных частях.

3. Сосед, требующий ликвидации деревьев, которые стоят на общей меже, должен один нести расходы по ликвидации деревьев, если другой сосед отказывается от своих прав на деревья.

4. Требование о ликвидации деревьев (кустов) исключается, если они служат межевыми знаками и в зависимости от обстоятельств не могут быть заменены другими межевыми знаками.

Глава 18 - Ограничение прав на землю

Статья 110. Понятие ограничения в использовании земельных участков, обременение прав на земельный участок

1. На использование собственником земельного участка или его части может быть установлено ограничение.

Право собственности на земельный участок может быть обременено правами других лиц.

2. Переход права собственности на земельный участок не прекращает установленных ограничений, обременений

3. Разделение или объединение земельных участков не прекращает действия ограничений, обременений, установленных на земельные участки, кроме случаев, когда ограничения (обременения) распространялись лишь на часть земельного участка, которая в результате раздела земельного участка не вошла в сформированный новый земельный участок.

Статья 111. Обременения прав на земельный участок, ограничения в использовании земель

1. Обременение прав на земельный участок устанавливается законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица, или договором путем установления запрета на пользование и / или распоряжения, в том числе путем его отчуждения.

2. Законом, принятым в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, договором, решением суда могут быть установлены такие ограничения в использовании земель:

  • а) условие начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;
  • б) запрет на осуществление отдельных видов деятельности;
  • в) запрет на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта;
  • г) условие осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;
  • ґ) условие соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;
  • д) условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.

3. Обременения прав на земельные участки (кроме обременений, непосредственно установленных законом) подлежат государственной регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном законом.

4. Ограничения в использовании земель (кроме ограничений, непосредственно установленных законом и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами) подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном законом, и действуют с момента государственной регистрации.

Ограничения в использовании земель, непосредственно установлены законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, действуют с момента вступления в силу нормативно-правовыми актами, которыми они были установлены.

5. Сведения об ограничениях в использовании земель указываются в схемах землеустройства и технико-экономических обоснованиях использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектах землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного , лесного фонда, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов, проектах землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, проектах землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления ( восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности). Сведения о таких ограничениях вносятся в Государственный земельный кадастр.

Статья 112. Охранные зоны

1. Охранные зоны создаются:

  • а) вокруг особо ценных природных объектов, объектов культурного наследия, гидрометеорологических станций и т.п. с целью охраны и защиты их от неблагоприятных антропогенных воздействий;
  • б) вдоль линий связи, электропередачи, земель транспорта, вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предупреждения повреждения, а также уменьшения их негативного влияния на людей и окружающую среду, смежные земли и другие природные объекты.

2. Правовой режим земель охранных зон определяется законодательством Украины.

Статья 113. Зоны санитарной охраны

1. Зоны санитарной охраны создаются вокруг объектов, где имеются подземные и открытые источники водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водоводы, объекты оздоровительного назначения и другие, для их санитарно-эпидемиологической защищенности.

2. В пределах зон санитарной охраны запрещается деятельность, которая может привести к нанесению вреда подземным и открытым источникам водоснабжения, водозаборным и водоочистительным сооружениям, водоводам, объектам оздоровительного назначения, вокруг которых они созданы.

3. Правовой режим земель зон санитарной охраны определяется законодательством Украины.

Статья 114. Санитарно-защитные зоны

1. Санитарно-защитные зоны создаются вокруг объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений и т.п., с целью отделения таких объектов от территорий жилищной застройки.

2. В пределах санитарно-защитных зон запрещается строительство жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры и других объектов, связанных с постоянным пребыванием людей.

3. Правовой режим земель санитарно-защитных зон определяется законодательством Украины.

Статья 115. Зоны особого режима использования земель

1. Зоны особого режима использования земель создаются вокруг военных объектов Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины, для обеспечения функционирования этих объектов, сохранности вооружения, военной техники и другого военного имущества, охраны государственной границы Украины, а также защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей среды от воздействия аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах.

2. Вдоль государственной границы Украины устанавливается пограничная полоса, в пределах которой действует особый режим использования земель.

3. Размер и правовой режим пограничной полосы устанавливаются в соответствии с законом.