Раздел 2 Водного кодекса Украины: государственное управление и контроль в области использования и охрани вод и воссоздания водных ресурсов
Глава 2. Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Статья 12. Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Государственные целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов разрабатываются с целью осуществления целенаправленной и эффективной деятельности по удовлетворению потребностей населения и отраслей экономики в воде, сохранения, рационального использования и охраны вод, предотвращения их вредного воздействия.
Государственные целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов разрабатываются на основе данных государственного учета вод, водного кадастра, схем использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов и с учетом планов управления речными бассейнами.
Разработка и реализация этих программ осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, внебюджетных фондов, добровольных взносов организаций и граждан, других средств.
Глава 3. Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Статья 13. Органы, которые осуществляют государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляется по бассейновому принципу на основе государственных, целевых, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, а также планов управления речными бассейнами.
Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляют Кабинет Министров Украины, Совет Министров Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, местные советы и их исполнительные органы, районные, областные советы, органы исполнительной власти и другие государственные органы согласно законодательства Украины.
Органами исполнительной власти в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов является центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны и рационального использования вод и воссоздания водных ресурсов и другие органы в соответствии с законодательством.
Статья 13-1. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Украины
Гидрографической единицей является район речного бассейна.
В Украине устанавливаются 9 районов речных бассейнов:
- район бассейна реки Днепр;
- район бассейна реки Днестр;
- район бассейна реки Дунай;
- район бассейна реки Южный Буг;
- район бассейна реки Дон;
- район бассейна реки Висла;
- район бассейна рек Крыма;
- район бассейна рек Причерноморья;
- район бассейна рек Приазовья.
В пределах установленных районов речных бассейнов центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, может выделять суббасейны.
Границы районов речных бассейнов, суббасейнов и водохозяйственных участков утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Водохозяйственные участки выделяет в пределах районов речных бассейнов с учетом бассейнового принципа управления, административно-территориального устройства, физико-географических условий и хозяйственной деятельности центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 13-2. Планы управления речными бассейнами
Планы управления речными бассейнами разрабатываются и выполняются с целью достижения экологических целей, определенных для каждого района речного бассейна, в установленные сроки.
Основными элементами планов управления речными бассейнами являются:
- общая характеристика поверхностных и подземных вод района речного бассейна;
- определение основных антропогенных воздействий на количественное и качественное состояние поверхностных и подземных вод, в том числе от точечных и диффузных источников;
- определение зон (территорий), подлежащих охране, и их картирование;
- картирование сетей мониторинга, результатов программ мониторинга, выполняемых для поверхностных вод (экологический и химический), подземных вод (химический и количественный), зон (территорий), подлежащих охране;
- перечень целей для поверхностных вод, подземных вод и зон (территорий), подлежащих охране, и сроки их достижения;
- экономический анализ водопользования;
- обзор выполнения программ или мероприятий, включая пути достижения поставленных целей;
- полный перечень программ (планов) для района речного бассейна или суббасейну, их содержание и проблемы, которые предусмотрено решить;
- отчет об информировании общественности и общественное обсуждение проекта плана управления речным бассейном;
- перечень компетентных органов власти;
- порядок получения информации (в том числе первичной) о состоянии поверхностных и подземных вод.
Планы управления речными бассейнами утверждаются Кабинетом Министров Украины каждые шесть лет.
Порядок разработки плана управления речным бассейном утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 13-3. Бассейновые советы
Бассейновый совет - это консультативно-совещательный орган в пределах территории речного бассейна, образующийся при центральном органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, с целью обеспечения рационального использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, интегрированного управления ими.
Бассейновый совет образуется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, для выработки предложений и обеспечение согласования интересов предприятий, учреждений и организаций в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов в пределах бассейна.
Решение бассейновых советов учитываются при разработке планов управления бассейном и реализации мероприятий по рациональному использованию и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.
В состав бассейновых советов входят представители центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций, учреждений, предприятий и представители общественности.
Типовое положение о бассейновых советах утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 13-4. Водохозяйственные балансы
Водохозяйственные балансы разрабатываются для оценки наличия и возможности использования водных ресурсов.
Водохозяйственные балансы утверждаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства.
Порядок разработки водохозяйственных балансов утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Глава 4. Компетенция государственных органов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
Статья 14. Компетенция Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К ведению Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов относятся:
- реализация государственной политики в области использования и охраны вод и воспроизведения водных ресурсов;
- распоряжение внутренними морскими водами, территориальным морем, а также акваторией морских портов;
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
- определение приоритетов водопользования;
- обеспечение разработки государственных, целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
- определение порядка деятельности органов исполнительной власти в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, координация их деятельности;
- установление порядка выдачи разрешений на специальное водопользование, дноуглубительные работы, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда, а также порядка разработки нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты и перечня загрязняющих веществ, сброс которых в водные объекты нормируется, разработки и утверждения критериев оценки загрязнения подземных горизонтов водных объектов;
- исключен;
- исключен;
- принятие в случае возникновения аварийных ситуаций решений о сбросах сточных вод из накопителей в водные объекты, если они приводят к превышению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в этих объектах;
- организация и координация работ, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий аварий, стихийного бедствия, вредного действия вод или ухудшением качества водных ресурсов;
- принятие решений об ограничении, временном запрете (остановке) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства;
- утверждение проектов зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водозаборов, которые обеспечивают водоснабжение территории более чем одной области;
- 13-1. утверждение планов управления речными бассейнами и порядка их разработки;
- 13-2. утверждение планов управления рисками затопления и порядке их разработки;
- управление внешними связями Украины в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
- 14-1. отведение акваторий морских портов;
- решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.
Статья 15. Компетенция центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
К ведению центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов относятся:
- обеспечение формирования государственной политики в сфере охраны и воссоздания вод (поверхностных, подземных, морских), рационального использования водных ресурсов;
- исключен;
- разработка государственных, целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
- исключен;
- разработка и утверждения нормативов и правил, участие в разработке стандартов относительно регулирования использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов в пределах своей компетенции;
- исключен;
- исключен;
- исключен;
- исключен;
- осуществление международного сотрудничества по вопросам использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
- 10-1. утверждение границ районов речных бассейнов, суббасейнов и водохозяйственных участков;
- 10-2. утверждение порядка разработки водохозяйственных балансов;
- 10-3. выделение суббасейнов и водохозяйственных участков в пределах районов речных бассейнов;1
- 10-4. утверждение типового положения о бассейновые советы;
- 10-5. утверждение методики отнесения массива поверхностных вод к одному из классов экологического и химического состояний массива поверхностных вод, а также отнесения искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод к одному из классов экологического потенциала искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод;
- 10-6. утверждение методики отнесения массива подземных вод к одному из классов количественного и химического состояний массива подземных вод;
- 10-7. утверждение перечня загрязняющих веществ для определения химического состояния массивов поверхностных и подземных вод и экологического потенциала искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод;
- 10-8. утверждение методики определения массивов поверхностных и подземных вод
- решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.
Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои территориальные органы (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды.
Статья 15-1. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
К компетенции центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в области охраны окружающей среды, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов относятся:
- реализация государственной политики в области охраны и воссоздания вод (поверхностных, подземных, морских), рационального использования водных ресурсов;
- участие в реализации государственных целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
- организация и осуществление государственного мониторинга вод;
- реализация полномочий в сфере оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством об оценке воздействия на окружающую среду;
- выдача, аннулирование, осуществление переоформления и выдача дубликатов разрешений на проведение работ на землях водного фонда в пределах прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов, во внутренних морских водах, лиманах и территориальном море;
- разработка и утверждение в установленном порядке организационно-экономических мероприятий по обеспечению охраны и использования вод и воссоздания водных ресурсов;
- решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои территориальные органы (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей среды.
Статья 15-2. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществления государственного надзора (контроля) в области охраны и рационального использования вод и воссоздания водных ресурсов, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К компетенции центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны и рационального использования вод и воссоздания водных ресурсов, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов относятся:
- осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением требований законодательства об охране и рациональном использовании вод и воссоздания водных ресурсов;
- принятие в установленном порядке решения об ограничении, временном запрете (остановке) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства;
- решение других вопросов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.
Статья 16. Компетенция центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
К ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов относятся:
- реализация государственной политики в сфере развития водного хозяйства и мелиорации земель, управления, использования и воссоздания поверхностных водных ресурсов;
- разработка и установление режимов работы водохранилищ комплексного назначения, водохозяйственных систем и каналов, утверждение правил их эксплуатации;
- разработка и участие в реализации государственных, целевых, межгосударственных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
- обеспечение потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах и осуществление их межбассейнового перераспределения;
- обеспечение функционирования системы государственного мониторинга окружающей среды в части проведения радиологических и гидрохимических наблюдений на водных объектах комплексного назначения, трансграничных водотоках, водохозяйственных системах межотраслевого и сельскохозяйственного водоснабжения, в зонах влияния атомных электростанций;
- проектирование, строительство и эксплуатация водохозяйственных систем и объектов комплексного назначения;
- осуществление мероприятий по экологическому оздоровлению поверхностных вод и ухода за ними;
- ведение государственного учета водопользования и государственного водного кадастра;
- выдача разрешений на специальное водопользование;
- 9-1. выдача, аннулирование, осуществления переоформления и выдача дубликатов разрешений на проведение работ на землях водного фонда (кроме проведения работ на землях водного фонда в пределах прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов и лиманов, во внутренних морских водах, лиманах и территориальном море);
- 9-2. выдача разрешений на специальное водопользование водных объектов в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;
- осуществление международного сотрудничества в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов пограничных вод;
- осуществление мероприятий, связанных с предотвращением вредного действия вод и ликвидацией их последствий, включая противопаводковую защиту сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий;
- осуществление контроля за соблюдением режимов работы водохранилищ и водохозяйственных систем;
- 12-1.обобщение и анализ отчетов водопользователей по использованию водных ресурсов;
- 12-2. согласование нормативов водоснабжения;
- 12-3. осуществление мониторинга качества вод в контрольных створах в районах основных водозаборов комплексного назначения, водохозяйственных систем межотраслевого и сельскохозяйственного водоснабжения;
- 12-4. осуществление мониторинга водных объектов по радиологическим показателям на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- 12-5. исключен;
- 12-6. разработка совместно с другими органами исполнительной власти комплекса мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению разрушительных последствий наводнений, обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод и ледохода;
- 12-7. организация выполнения работ, связанных с минимизацией последствий вредного воздействия вод, в том числе защитой от подтопления, паводков и наводнений сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных земель;
- 12-8. разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, формирование долгосрочных прогнозов водохозяйственных балансов, утверждение водохозяйственных балансов, участие в решении вопросов, связанных с межгосударственным распределением стока рек и использованием пограничных вод;
- 12-9. осуществление паспортизации рек и источников питьевого водоснабжения;
- 12-10. разработка мероприятий по обеспечению централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов, которые пользуются привозной водой;
- 12-11. согласование документации по землеустройству в случаях и порядке, определенных Земельным кодексом Украины и Законом Украины "О землеустройстве" о соответствии с указанной документацией в водном законодательстве;
- решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере развития водного хозяйства, осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои территориальные органы (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам водного хозяйства.
Статья 17. Компетенция центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
К ведению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов относится:
- выдача специальных разрешений на пользование недрами для разработки месторождений подземных вод по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда;
- ведение государственного учета подземных вод и водного кадастра;
- ведение государственного мониторинга подземных вод;
- исключен;
- исключен;
- выявление бездействующих буровых скважин и проведение мер по их ликвидации или ремонту и дальнейшему использованию;
- осуществление государственного геологического контроля за ведением поисково-разведывательных и других работ относительно геологического изучения подземных вод;
- решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов.
Статья 17-1. Компетенция Совета министров Автономной Республики Крым в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
К компетенции Совета министров Автономной Республики Крым в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов на территории Автономной Республики Крым относится:
- обеспечение реализации государственной политики в области водного хозяйства, использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
- участие в разработке и выполнении государственных программ, разработка и обеспечение выполнения республиканских (Автономной Республики Крым) программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов;
- исключен;
- исключен 07.02.17 г (выдача разрешений на специальное водопользование с водных объектов местного значения);
- удовлетворение потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах и осуществления их межбассейнового перераспределения;
- проектирование, строительство и эксплуатация водохозяйственных систем и объектов комплексного назначения;
- осуществление мероприятий по экологическому оздоровлению поверхностных вод и ухода за ними;
- согласование разрешений на специальное водопользование;
- осуществление мер, связанных с предупреждением вредного действия вод и ликвидацией ее последствий, включая противопаводковую защиту населенных пунктов и земель;
- осуществление контроля за соблюдением режима работы водохранилищ и водохозяйственных систем;
- согласование размещения предприятий и других объектов, деятельность которых связана с использованием водных ресурсов и может негативно влиять на их состояние;
- организация работы, связанной с ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий, ухудшением качества вод или их вредным воздействием, с привлечением предприятий, учреждений и организаций в порядке, предусмотренном законодательством;
- организация информирования населения о состоянии водных объектов, его изменение и осуществление водоохранных мероприятий;
- осуществление контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов;
- решение других вопросов в области регулирования водных отношений, определенных законом
Статья 17-2. Компетенция областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
К компетенции областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов относится:
- исключен 07.02.17 г (выдача разрешений на специальное водопользование);
- согласование проектов водоохранных зон;
- исключен
- решение других вопросов в области регулирования водных отношений, определенных законом.
Глава 5. Контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
Статья 18. Задача контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
Контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов заключается в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований водного законодательства.
Статья 19. Государственный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
Государственный контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов осуществляется Кабинетом Министров Украины, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воссоздания и охраны природных ресурсов, другими государственными органами в соответствии с законодательством Украины.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов определяется этим Кодексом и другими актами законодательства.
Статья 20. Общественный контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
Общественный контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей среды, полномочия которых определяются положением, которое утверждается центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 21. Государственный мониторинг вод
С целью обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии вод, прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляется государственный мониторинг вод. Составляющими государственного мониторинга вод является мониторинг биологических, гидроморфологических, химических и физико-химических показателей.
Государственный мониторинг вод является составной частью государственной системы мониторинга окружающей природной среды Украины и осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Статья 21-1. Экологический и химический состояния массива поверхностных вод, экологический потенциал искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод
Экологическое состояние массива поверхностных вод определяется по биологическим показателям с использованием гидроморфологических, химических и физико-химических показателей и на основе экологического норматива качества воды классифицируется как "отличный", "добрый", "удовлетворительное", "плохой" или "очень плохой".
Химическое состояние массива поверхностных вод определяется по отдельным группам загрязняющих веществ и на основе экологического норматива качества воды классифицируется как "хорошее" или "недостижения хорошего".
Экологический потенциал искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод определяется по биологическим показателям с использованием гидроморфологических, химических и физико-химических показателей и на основе экологического норматива качества воды классифицируется как "хорошее", "удовлетворительное", "плохой" или "очень плохой".
Методика отнесения массива поверхностных вод к одному из классов экологического и химического состояний массива поверхностных вод, а также отнесения искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод к одному из классов экологического потенциала искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Перечень загрязняющих веществ для определения химического состояния массива поверхностных вод и экологического потенциала искусственного или существенно измененного массива поверхностных вод утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 21-2. Количественный и химический состояния массива подземных вод
Количественный состояние массива подземных вод определяется по соотношению забора подземных вод в ее общего объема и классифицируется как "хорошее" или "плохой".
Химическое состояние массива подземных вод определяется по отдельным группам загрязняющих веществ и классифицируется как "хорошее" или "плохой".
Методика отнесения массива подземных вод к одному из классов количественного и химического состояний массива подземных вод утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Перечень загрязняющих веществ для определения химического состояния массива подземных вод утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 22. Оценка воздействия на окружающую среду
Для обеспечения экологической безопасности при размещении, проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод, осуществляется оценка воздействия на окружающую среду в порядке, определяемом законодательством.
Статья 23. Правовая защита и стимулирование работников, которые осуществляют охрану и контроль в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Работникам специально уполномоченных государственных органов и общественным инспекторам, которые осуществляют охрану и контроль в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов, гарантируется правовая защита их чести, достоинства, здоровья и жизни согласно законодательству Украины.
Стимулирование работников специально уполномоченных государственных органов и общественных инспекторов в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Глава 6. Государственный учет вод. Государственный водный кадастр
Статья 24. Задача государственного учета вод
Задачей государственного учета вод является установление ведомостей о количестве и качестве вод, а также данных о водопользовании, на основе которых осуществляется распределение воды между водопользователями и разрабатываются мероприятия по рациональному использованию и охране вод и воссозданию водных ресурсов.
Статья 25. Государственный учет водопользования
Государственный учет водопользования ведется с целью систематизации данных о заборе и использовании вод, сброса обратных вод и загрязняющих веществ, наличии систем оборотного водоснабжения и их мощность, а также о действующих системах очищения сточных вод и их эффективности.
Государственный учет и анализ состояния водопользования осуществляется путем предоставления водопользователями отчетов о водопользовании.
Организация ведения государственного учета водопользования осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства.
Порядок ведения государственного учета водопользования утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
Статья 26. Государственный учет поверхностных вод
Государственный учет поверхностных вод осуществляется:
- центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности, путем проведения постоянных гидрометрических, гидрохимических наблюдений за количественными и качественными характеристиками поверхностных вод согласно программе, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гидрометеорологической деятельности, за согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства;
- центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, в части учета поверхностных водных объектов.
Статья 27. Государственный учет подземных вод
Государственный учет подземных вод осуществляется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, путем наблюдений за количественными и качественными характеристиками подземных вод по программе, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 28. Государственный водный кадастр
Государственный водный кадастр составляется с целью систематизации данных государственного учета вод и определение имеющихся для использования водных ресурсов.
Государственный водный кадастр ведется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гидрометеорологической деятельности в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Государственный водный кадастр включает пространственные данные, метаданные и сервисы, обнародование, другая деятельность с которыми и доступ к которым осуществляется в сети Интернет в соответствии с Законом Украины "О национальной инфраструктуре геопространственных данных".
(Статья 28 дополнена частью третьей согласно Закона № 554-IX от 13.04.2020 - вводится в действие с 1 января 2021)
Глава 7. Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Статья 29. Организационно-экономические меры по обеспечению рационального использования и охраны вод и воссоздание водных ресурсов
Организационно-экономические мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны вод и воссозданию водных ресурсов предусматривают:
- выдачу разрешений на специальное водопользование;
- установление ставок сборов за специальное водопользование;
- исключен;
- предоставление водопользователям налоговых, кредитных и других льгот в случае внедрения ими малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, осуществление согласно законодательству других мер, которые уменьшают отрицательное влияние на воды;
- возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного водным объектам в случае нарушения требований законодательства.
Статья 30. Сборы за специальное водопользование
Рентную плату за специальное водопользование взимаются с целью стимулирования рационального использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов и включают рентную плату за специальное использование воды и экологический налог за рентную плату загрязняющих веществ в водные объекты, которые устанавливаются Налоговым кодексом Украины
Статья 31. исключена 21.09.2000
Статья 32. исключена 02.12.2010
Глава 8. Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Статья 33. Задача стандартизации и нормирования в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляются с целью обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности вод путем установления комплекса взаимосвязанных нормативных документов, которые определяют взаимосогласованные требования к объектам, которые подлежат стандартизации и нормированию.
Статья 34. Стандартизация в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
К комплексу нормативных документов по стандартизации в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов входят документы, которые содержат:
- основные положения;
- сроки и понятия, классификации;
- методы, методики и средства определения состава и свойств вод;
- требования к сбору, учету, обработке, хранению, анализу информации и прогнозирование количественных и качественных показателей состояния вод;
- требования относительно рационального использования и охраны вод в отраслевых стандартах и технических условиях на процессы, продукцию и услуги;
- метрологические нормы, правила, требования к организации работ;
- другие нормативы по стандартизации в этой области.
Нормативные документы по стандартизации в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов разрабатываются и утверждаются в порядке, который устанавливается законодательством.
Статья 35. Нормативы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
В области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов устанавливаются такие нормативы:
- нормативы экологической безопасности водопользования;
- экологический норматив качества воды массивов поверхностных и подземных вод;
- нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ;
- отраслевые технологические нормативы образования веществ, сбрасываемых в водные объекты;
- технологические нормативы использования воды.
Законодательством Украины могут быть установлены и другие нормативы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.
Статья 36. Нормативы экологической безопасности водопользования
Для оценки возможностей использования воды из водных объектов для нужд населения и областей экономики устанавливаются нормативы, которые обеспечивают безопасные условия водопользования, а именно:
- предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения;
- предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства;
- допустимые концентрации радиоактивных веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения.
В случае необходимости для вод водных объектов, которые используются для лечебных, курортных, оздоровительных, рекреационных и других целей, могут устанавливаться более строгие нормативы экологической безопасности водопользования.
Нормативы экологической безопасности водопользования разрабатываются и утверждаются:
- центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения - для водных объектов, вода которых используется для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых и других потребностей населения;
- центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в области рыбного хозяйства, - для водных объектов, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства.
Нормативы экологической безопасности водопользования вводятся в действие по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 37. Экологический норматив качества воды водных объектов
Для оценки экологического и химического состояний массива поверхностных вод и химического состояния массива подземных вод и определение комплекса водоохранных мероприятий устанавливается экологический норматив качества воды массивов поверхностных и подземных вод, содержащий научно обоснованные значения концентраций загрязняющих веществ и показатели качества воды (общефизических, биологические, химические, радиационные).
Экологический норматив качества воды массивов поверхностных и подземных вод разрабатывается и утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 38. Нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ
Нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ устанавливаются с целью поэтапного достижения экологического норматива качества воды.
Порядок разработки нормативов предельно допустимого сброса и перечень загрязняющих веществ, которые нормируются, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 39. Отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые сбрасываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения
Для оценки экологической безопасности производства устанавливаются отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые сбрасываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения, т.е. нормативы предельно допустимых концентраций веществ в сточных водах, которые образовываются в процессе производства одного вида продукции при использовании одного и того же сырья.
Отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые сбрасываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения, разрабатываются и утверждаются соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающей формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды
Статья 40. Технологические нормативы использования воды
Для оценки и обеспечения рационального использования воды в областях экономики устанавливаются технологические нормативы использования воды, а именно:
- текущие технологические нормативы использования воды - для существующего уровня технологий;
- перспективные технологические нормативы использования воды - с учетом достижений на уровне передовых мировых технологий.
Технологические нормативы использования воды разрабатываются и утверждаются соответствующими центральными органами исполнительной власти по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Статья 41. Регулирование сброса в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Сброс в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы экологической безопасности водопользования и нормативы предельно допустимого сбрасывания, запрещается.
Сброс таких веществ в исключительных случаях может быть разрешен центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в области рыбного хозяйства и рыбной промышленности, при условии, что в течение установленного ими периода эти нормативы будут разработаны и утверждены.
Заказчиками на разработку нормативов экологической безопасности водопользования и нормативов предельно допустимого сброса этих веществ являются водопользователи, которые осуществляют сброс.