Бесплатно после регистрации
Лучшие адвокаты найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие нотариусы найти или добавить

Водопользование

Глава 9. Водопользователи. Права и обязанности

Статья 42. Водопользователи

Водопользователями в Украине могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица.

Водопользователи могут быть первичными и вторичными.

Первичные водопользователи - это те, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды, а также получают воду из оросительных и осушительных систем, водохранилищ, прудов, водохозяйственных систем, каналов и водопроводов (водопроводов) межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения водных ресурсов.

Забор и использование воды первичными водопользователями из каналов оросительных и осушительных систем, водохранилищ, прудов, водохозяйственных систем, каналов и водопроводов (водопроводов) межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения водных ресурсов осуществляются на основе договора с предприятиями, учреждениями и организациями, обеспечивающими перераспределение (опрокидывание) водных ресурсов, в том числе в маловодные регионы, и при наличии разрешения на специальное водопользование. Заключение договора обязательно.

Перечень предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих перераспределение (опрокидывание) водных ресурсов, в том числе в маловодные регионы, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Вторичные водопользователи (абоненты) – это те, которые не имеют собственных водозаборных сооружений, получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в системы таких первичных водопользователей на основании договора о водоснабжении (поставке воды) и/или о водоотводе без получения разрешения на специальное водопользование.

Вторичные водопользователи осуществляют сброс сточных вод в водные объекты на основании разрешений на специальное водопользование

Статья 43. Основные права водопользователей

Водопользователи имеют право:

  1. осуществлять общее и специальное водопользование;
  2. использовать водные объекты на условиях аренды;
  3. исключен;
  4. требовать от владельца водного объекта или водопроводной системы поддержания надлежащего качества воды по условиям водопользования;
  5. сооружать гидротехнические и другие водохозяйственные объекты, осуществлять их реконструкцию и ремонт;
  6. передавать для использования воду другим водопользователям на определенных условиях;
  7. осуществлять и другие функции относительно водопользования в порядке, установленном законодательством.

Права водопользователей охраняются законом.

Нарушенные права водопользователей подлежат возобновлению в порядке, установленном законодательством.

Статья 44. Обязанности водопользователей

Водопользователи обязаны :

  1. экономно использовать водные ресурсы, заботиться об их воссоздании и улучшении качества вод;
  2. использовать воду (водные объекты) согласно целей и условий их предоставления;
  3. соблюдать установленные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов забора воды, лимитов использования воды и лимитов сброса загрязняющих веществ, а также санитарных и других требований по благоустройству своей территории;
  4. использовать эффективные современные технические средства и технологии для содержания своей территории в надлежащем состоянии, а также осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов сточными (дождевыми, снеговыми) водами, которые отводятся с нее;
  5. не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также причинения вреда хозяйственным объектам и объектам окружающей природной среды;
  6. содержать в надлежащем состоянии зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, прибрежные защитные полосы, полосы отвода, береговые полосы водных путей, очистительные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
  7. осуществлять средствами измерительной техники, в том числе автоматизированными, учет забора и использования вод, контроль за качеством и количеством сброшенных в водные объекты сточных вод и загрязняющих веществ и за качеством воды водных объектов в контрольных створах, а также подавать соответствующим органам отчеты в порядке, определенном этим Кодексом и другими законодательными актами;
  8. осуществлять согласованные в установленном порядке технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия по охране вод от исчерпания, улучшения их состояния, а также прекращение сброса загрязненных сточных вод;
  9. осуществлять специальное водопользование лишь при наличии разрешения;
  10. беспрепятственно допускать на свои объекты государственных инспекторов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воссоздания и охраны природных ресурсов, а также общественных инспекторов по охране окружающей среды, которые осуществляют проверку соблюдения требований водного законодательства, и предоставлять им безвозмездно необходимую информацию;
  11. своевременно платить сборы за специальное водопользование и другие сборы согласно законодательству;
  12. своевременно информировать центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воссоздания и охраны природных ресурсов, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления о возникновении аварийных загрязнений;
  13. осуществлять неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий аварий, которые могут вызвать ухудшение качества воды, и предоставлять необходимые технические средства для ликвидации аварий на объектах других водопользователей в порядке, установленном законодательством;
  14. выполнять другие обязанности относительно использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов согласно законодательству.

Статья 45. Ограничение прав водопользователей

В случае маловодья, угрозы возникновения эпидемий и эпизоотий, а также в других предусмотренных законодательством случаях права водопользователей могут быть ограничены или изменены условия водопользования с целью обеспечения здравоохранения и в других государственных интересах. При этом приоритетность предоставляется использованию вод для питьевых и бытовых нужд населения.

Права водопользователей ограничиваются также во время аварий или в условиях, которые могут привести или привели к загрязнению вод, и при осуществлении неотложных мер по предотвращению стихийного бедствия, вызванного вредным действием вод, и ликвидации его последствий.

Права водопользователей, которые осуществляют специальное водопользование, могут быть ограничены органом, который выдал разрешение на специальное водопользование или предоставил водный объект в пользование или в аренду.

Права вторичных водопользователей могут быть ограничены первичными водопользователями по согласованию с органом, который выдал разрешение на специальное водопользование или предоставил водный объект в пользования.

Право общего водопользования может быть ограничено в порядке, определенном статьей 47 настоящего Кодекса.

Глава 10. Виды и порядок водопользования

Статья 46. Виды водопользования

Водопользование может быть двух видов - общее и специальное.

Статья 47. Право общего водопользования

Общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их потребностей (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство, водопой животных, забор воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств и из колодцев) бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.

В целях охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды и по другим предусмотренным законодательством оснований районные и городские советы по представлению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, органа исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам ох ны окружающей среды и других государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для питьевых или бытовых нужд, водопой животных, а также при определенных оснований определяют другие условия, которые ограничивают общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории. Запрещается ограничение общего водопользования, в том числе ограничения купания и плавания на лодках, любительского и спортивного рыболовства, причаливания к берегу в светлое время суток в связи с пребыванием земельных участков прибрежных защитных полос (пляжной зоны) в пользовании юридических или физических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Местные советы обязаны сообщать населения об установленных ими правила, которые ограничивают общее водопользование.

На водных объектах, предоставленных в аренду, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем, по согласованию с органом, который предоставил водный объект в аренду.

Водопользователь, который взял водный объект в пользование на условиях аренды, обязан доводить до сведения населения условия водопользования, а также об установленных ограничениях общего водопользования на водном объекте, предоставленном в аренду.

Если водопользователем или соответствующим советом не установлены такие условия, общее водопользование признается разрешенным без ограничений.

Статья 48. Специальное водопользование

Специальное водопользование - это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сбрасывание загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.

Специальное водопользование осуществляется юридическими и физическими лицами прежде всего для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных (в том числе для целей аквакультуры) и других государственных и общественных нужд.

Не принадлежат к специальному водопользованию:

  • пропуск воды через гидроузлы (кроме гидроэнергетических);
  • сброс воды из водных объектов согласно установленных для них режимов работы для поддержания экологических расходов в реке и с целью предотвращения возникновения гидродинамических аварий;
  • подача (перекачивание) воды водопользователям в маловодные регионы;
  • устранения вредного действия вод (подтопления, засоления, заболачивания);
  • использование подземных вод для изъятия полезных компонентов;
  • изъятие воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых;
  • выполнение расчистки русел рек, каналов и дна водоемов строительных, дноуглубительных и взрывных работ;
  • добыча полезных ископаемых (кроме подземных вод) и водных растений;
  • прокладка трубопроводов и кабелей;
  • проведение буровых, геологоразведочных работ;
  • забор и/или использование воды в объеме до 5 кубических метров в сутки, кроме той, что используется для производства (входит в состав) напитков и фасованной питьевой воды;
  • другие работы, которые выполняются без забора воды и сброса обратных вод.

Статья 49. Право на осуществление специального водопользования

Специальное водопользование является платным и осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование.

Разрешение на специальное водопользование выдается территориальными органами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства.

Выдача (отказ в выдаче, переоформление, выдача дубликата, аннулирования) разрешения на специальное водопользование осуществляется в соответствии с Законом Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

Выдача (переоформление, выдача дубликата, аннулирование) разрешения на специальное водопользование осуществляется бесплатно.

Представление юридическим или физическим лицом, физическим лицом - предпринимателем заявления о получении (переоформлении, получении дубликата, аннулировании) разрешения на специальное водопользование и соответствующих документов, а также выдача (отказ в выдаче, переоформление, выдача дубликата, аннулирования) ему этого разрешения осуществляются в бумажной или электронной форме.

Для получения разрешения на специальное водопользование юридическое или физическое лицо, физическое лицо - предприниматель обращается в органы, указанные в части второй настоящей статьи, с заявлением, к которому прилагаются:

  • обоснование потребности в воде с помесячным нормативным расчетом водопользования и водоотведения;
  • описание и схема мест забора воды и сброса обратных вод;
  • нормативы предельно допустимого сброса (пдс) загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами (с расчетом на каждый выпуск (сброс) в отдельности);
  • утвержденные индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды (для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, жилищно-эксплуатационных предприятий и организаций);
  • копия правоустанавливающих документов на водные объекты (для арендаторов водных объектов).

Указанный перечень документов является исчерпывающим.

Выдача или предоставление отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование осуществляется в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, необходимых для выдачи разрешения.

Органы, указанные в части второй настоящей статьи, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления на получение разрешения на специальное водопользование направить копии соответствующих документов:

  • в случае использования подземных вод - в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр;
  • в случае использования водных объектов, отнесенных к категории лечебных, - в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, обязаны в течение 15 календарных дней со дня получения копий документов предоставить безвозмездно органу, принимающему решение о выдаче разрешения на специальное водопользование, заключения в электронной форме о возможности его выдачи.

Обмен документами между органами исполнительной власти, указанными в настоящей статье, осуществляется в электронной форме в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Органы, указанные в части второй настоящей статьи, во время принятия решения о выдаче разрешения на специальное водопользование или об отказе в его выдаче учитывают соответствующие заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

В случае непредоставления в течение установленного срока центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, заключения о возможности выдачи разрешения на специальное водопользование считается, что соответствующий центральный орган исполнительной власти не возражает против выдачи такого разрешения.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование являются:

  • представление неполного пакета документов, необходимых для получения разрешения, согласно определенным этой статьей перечнем;
  • выявление в документах, поданных субъектом хозяйствования или физическим лицом, недостоверных сведений, несоответствия требованиям законов и принятых согласно им нормативно-правовых актов, долгосрочным прогнозам водохозяйственных балансов;
  • отрицательное заключение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр, или центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, о возможности осуществления специального водопользования.

Основанием для переоформления разрешения на специальное водопользование является изменение наименования или местонахождение юридического лица либо изменение фамилии, имени, отчества или места жительства физического лица, физического лица-предпринимателя.

Переоформление разрешения на специальное водопользование осуществляется по заявлению, к которому прилагается разрешение, подлежит переоформлению.

Срок выдачи переоформленного разрешения на специальное водопользование составляет два рабочих дня со дня получения заявления о его переоформлении.

Основанием для выдачи дубликата разрешения на специальное водопользование является его потеря или повреждение.

Выдача дубликата разрешения на специальное водопользование осуществляется по заявлению в течение двух рабочих дней со дня получения заявления о его выдаче.

Разрешение на специальное водопользование аннулируется на основаниях, определенных статьей 55 настоящего Кодекса.

В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ. В случае наступления маловодья эти лимиты могут быть уменьшены органом, выдавшим разрешение, без корректировки разрешения на специальное водопользование.

Форма разрешения на специальное водопользование и заявления для его получения, а также форма нормативного расчета водопользования и водоотведения утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды

Статья 50. Сроки специального водопользования

Сроки специального водопользования устанавливаются органами, которые выдали разрешение на специальное водопользование.

Специальное водопользование может быть краткосрочным (до трех лет) или долгосрочным (от трех до двадцати пяти лет).

В случае необходимости срок специального водопользования может быть продлен на период, который не превышает соответственно краткосрочного или долгосрочного водопользования.

Продление сроков специального водопользования по ходатайству заинтересованных водопользователей осуществляется государственными органами, которые выдали разрешение на специальное водопользование.

Статья 51. Пользование водными объектами на условиях аренды

В пользование на условиях аренды для рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, лечебных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ могут предоставляться водохранилища (кроме водохранилищ комплексного назначения), пруды, озера и замкнутые естественные водоемы.

Не подлежат передаче в пользование на условиях аренды для рыбохозяйственных нужд водные объекты:

используются для питьевых нужд;

расположены в пределах территорий и объектов, находящихся под охраной в соответствии с Законом Украины "О природно-заповедном фонде Украины".

Водные объекты предоставляются в пользование по договору аренды земли в комплексе с расположенным на ней водным объектом в порядке, определенном земельным законодательством Украины. Право аренды земельного участка под водным объектом распространяется на такой водный объект.

Водные объекты предоставляются в пользование на условиях аренды органами, осуществляющими распоряжение земельными участками под водой (водным пространством) согласно полномочиям, определенным Земельным кодексом Украины, согласно договору аренды, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного хозяйства.

Предоставление водных объектов в пользование на условиях аренды осуществляется при наличии паспорта водного объекта. Порядок разработки и форма паспорта утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Водные объекты предоставляются в пользование на условиях аренды без ограничения права общего водопользования, кроме случаев, определенных законом.

Арендаторы водного объекта обязаны предусмотреть места для бесплатного обеспечения права граждан на общее водопользование (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство и т.д.).

При определении таких мест предпочтение отдается традиционно расположенным местам массового отдыха.

В пределах населенных пунктов запрещается ограничение любых видов общего водопользования, кроме случаев, определенных законом.

Запрет общего водопользования водными объектами, предоставленными в пользование на условиях аренды, и их нецелевое использование является основанием для расторжения договора аренды.

Типовой договор аренды земли в комплексе с расположенным на ней водным объектом утверждается Кабинетом Министров Украины.

Условия использования водных объектов, размер арендной платы и срок действия договора аренды определяются в договоре аренды земли в комплексе с расположенным на ней водным объектом.

Методика определения размера платы за предоставленные в аренду водные объекты утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

За пользование водным объектом арендатор обязан платить арендную плату за водный объект и арендную плату за земельный участок под таким водным объектом.

В договоре аренды водного объекта определяются обязательства по осуществлению мероприятий по охране и улучшению экологического состояния водного объекта, эксплуатации водохранилищ и прудов соответствии с установленными для них центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере водного хозяйства, режимов работы , а также необходимость оформления права пользования гидротехническими сооружениями.

Передача арендатором права на аренду водного объекта другим субъектам хозяйствования запрещается.

Арендаторы, которым водный объект предоставлен в пользование на условиях аренды, обязаны предоставлять другим водопользователям осуществлять специальное водопользование в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев, если такое специальное водопользование делает невозможным использование арендатором водного объекта для собственных нужд, определенных в договоре аренды. Водопользователи, которым выдано разрешение на специальное водопользование, имеют право сбрасывать сточные воды в арендованные водные объекты при условии, что при этом не превышаются нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ.

Пользование водными объектами, предоставленными в аренду, осуществляется в соответствии с требованиями закона, Земельного кодекса Украины и других законодательных актов Украины.

Предоставление частей рыбохозяйственных водных объектов, рыбохозяйственных технологических водоемов, акваторий (водного пространства) внутренних морских вод, территориального моря, исключительной (морской) экономической зоны Украины в пользование для целей аквакультуры регулируются Законом Украины "О аквакультуре".

Статья 52 - исключена на основании Закона № 1990-III от 21.09.2000

Статья 53. Пользование водными объектами для нужд воздушного транспорта

Пользование водными объектами для нужд воздушного транспорта осуществляется бесплатно и без предоставления соответствующего разрешения. В случае необходимости оно может быть частично или полностью запрещено Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по представлению соответствующих органов исполнительной власти Автономной Республики Крым, областных, Киевской, Севастопольской городских государственных администраций, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере развития водного хозяйства, согласно законодательству.

Статья 54. Частичный или полный запрет пользования водными объектами

Пользование водными объектами, которые имеют особое государственное значение, научную или культурную ценность, а также входящими в состав систем оборотного водоснабжения тепловых и атомных электростанций, может быть частично или полностью запрещено в порядке, установленном законодательством.

Лесосплав на водных объектах запрещается.

Пользование водными объектами в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, осуществляется с учетом ограничений, установленных Законом Украины "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы".

Статья 55. Основания для прекращения права специального водопользования

Прекращение права специального водопользования осуществляется путем аннулирования разрешения на специальное водопользование.

Орган, выдавший разрешение на специальное водопользование, аннулирует его в случае:

  • обращения водопользователя с заявлением об аннулировании разрешения на специальное водопользование;
  • признания водного объекта таким, что имеет особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность;
  • прекращения юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразование, ликвидация) или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, смерти физического лица, получившего разрешение.

Орган, выдавший разрешение на специальное водопользование, обращается в административный суд с иском о применении меры реагирования в виде аннулирования разрешения на основаниях:

  • установления факта предоставления в заявлении и документах, прилагаемых к нему, недостоверной информации;
  • передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;
  • возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения;
  • систематической, в течение двух и более налоговых (отчетных) периодов, неуплаты сбора за специальное водопользование в установленные законом сроки;
  • нарушения условий специального водопользования и охраны вод, в отношении которых центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны и рационального использования вод и воссоздания водных ресурсов, ранее было выдано предписание об их устранении с предоставлением достаточного времени для их устранения.

Решения органа, выдавшего разрешение, об аннулировании разрешения на специальное водопользование выдается юридическому или физическому лицу в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. В таком случае действие разрешения прекращается через 30 дней со дня принятия решения о его аннулировании

Статья 56 - исключена 07.02.17. Порядок прекращения права специального водопользования

Прекращение права специального водопользования осуществляется:

  1. по ходатайству водопользователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 55 настоящего Кодекса;
  2. по решению органа, выдавшего разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 55 настоящего Кодекса;
  3. по решению Кабинета Министров Украины или соответствующих советов в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 статьи 55 настоящего Кодекса;
  4. по требованию органа, выдавшего разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 8 статьи 55 этого Кодекса.

Прекращение права на специальное водопользование во всех случаях осуществляется органом, который выдал разрешение на специальное водопользование.

Статья 57. Возмещение ущерба, причиненного водопользователям прекращением права или изменением условий специального водопользования

Водопользователям возмещаются убытки, причиненные прекращением права или изменением условий специального водопользования, за исключением случаев, когда такое прекращение (изменение условий) было осуществлено по вине самого водопользователя или за его ходатайством.

Порядок возмещения таких убытков водопользователям устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Глава 11. Специальное водопользование для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения

Статья 58. Требования к качеству вод, используемых для удовлетворения питьевых и хозяйственно - бытовых нужд населения

Для удовлетворения питьевых и хозяйственно - бытовых нужд населения используются воды, качественные характеристики которых соответствуют установленным государственным стандартам, нормативам экологической безопасности водопользования и санитарным нормам.

Водопользователи имеют право требовать от владельца вод (водопоставщика) сведения о качестве питьевой воды.

В случае несоответствия качественных характеристик этих вод установленным стандартам, нормативам экологической безопасности водопользования и санитарным нормам их использование прекращается по решению центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Статья 59. Централизованное водоснабжение населения

При осуществлении специального водопользования для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения в порядке централизованного водоснабжения предприятия, учреждения и организации, в ведении которых находятся питьевые и хозяйственно-бытовые водопроводы, осуществляют забор воды непосредственно из водных объектов в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектов водозаборных сооружений, нормативов качества воды и разрешений на специальное водопользование.

Эти предприятия, учреждения и организации обязаны осуществлять постоянное наблюдение за качеством воды в водных объектах, поддерживать в надлежащем состоянии зону санитарной охраны водозабора и сообщать в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере развития водного хозяйства, и местные советы об отклонениях от установленных стандартов и нормативов качества воды.

На централизованных водозаборах подземных вод в пределах их месторождений и на близлежащих территориях водопользователи должны обустраивать локальную сеть наблюдательных скважин.

Статья 60. Нецентрализованное водоснабжение населения

При использовании воды для питьевых и хозяйственно - бытовых нужд населения в порядке нецентрализованного водоснабжения юридические и физические лица осуществляют ее забор непосредственно из поверхностных или подземных водных объектов в порядке общего и специального водопользования.

Периодический контроль за качеством воды, используемой для нецентрализованного водоснабжения населения, осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, за счет водопользователей.

Статья 61. Использование подземных вод питьевого качества

Подземные воды питьевого качества должны использоваться в первую очередь для удовлетворения потребностей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения населения, а также пищевой промышленности и животноводства.

Глава 12. Специальное водопользование и пользование водными объектами для лечебных, курортных и оздоровительных целей

Статья 62. Отнесение водных объектов к категории лечебных

Водные объекты, имеющие природные лечебные свойства, относятся к категории лечебных, если они включены в специальный перечень.

Перечень водных объектов, отнесенных к категории лечебных, с указанием запасов вод и их лечебных свойств, а также других благоприятных для лечения и профилактики условий, утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере здравоохранения, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере геологического изучения и рационального использования недр, центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере развития водного хозяйства.

Статья 63. Пользование водными объектами, которые отнесены к категории лечебных

Водные объекты, отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются исключительно в лечебных и оздоровительных целях.

Статья 64. Порядок пользования водами в оздоровительных, рекреационных и спортивных целях

Пользование водами в оздоровительных, рекреационных и спортивных целях осуществляется в порядке общего и специального водопользования.

Места пользования водами в оздоровительных, рекреационных и спортивных целях устанавливаются соответствующими советами в порядке, установленном законодательством.

Пользование водными объектами в оздоровительных, рекреационных и спортивных целях в порядке общего водопользования может быть запрещено или ограничено в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.

Глава 13. Особенности специального водопользования и пользование водными объектами для нужд отраслей экономики

Статья 65. Особенности специального водопользования и пользования водными объектами для нужд сельского и лесного хозяйства

Пользование водами для нужд сельского и лесного хозяйства осуществляется в порядке как общего, так и специального водопользования.

При орошении земель сельскохозяйственного назначения водопользователи обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению подтопления, заболачивания, засоления и загрязнения этих земель. Качество воды, используемой для орошения земель сельскохозяйственного назначения, должно отвечать установленным нормативам.

Орошение сельскохозяйственных угодий сточными водами может быть разрешено областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, и центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере ветеринарной медицины.

Орошение сельскохозяйственных угодий и сброс дренажных вод в водные объекты осуществляются на основании разрешения на специальное водопользование, который выдается владельцу орошаемых угодий в установленном настоящим Кодексом порядке.

Во время осушения земель сельскохозяйственного назначения должны осуществляться мероприятия по предотвращению деградации и ветровой эрозии этих земель, а также ухудшение состояния водных объектов.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на орошаемые и осушаемые земли лесного фонда.

Статья 66. Особенности специального водопользования и пользование водными объектами для промышленных и гидроэнергетических нужд

Во время пользования водными объектами для промышленных нужд водопользователи обязаны соблюдать установленные условия специального водопользования, экологических требований, а также принимать меры по уменьшению расхода воды (особенно питьевой) и прекращения сброса загрязненных сточных вод путем усовершенствования производственных технологий, схем водоснабжения и очистки сточных вод.

Лимиты потребления питьевой воды для промышленных нужд из коммунальных и ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов устанавливаются местными советами по согласованию с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды.

В случае стихийного бедствия, аварий, других экстремальных ситуаций, а также перерасхода водопользователем установленного лимита потребления воды местные советы имеют право уменьшать или запрещать потребление питьевой воды для промышленных нужд из коммунальных водопроводов и временно ограничивать потребление ее из ведомственных хозяйственно -питьевых водопроводов в интересах первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно - бытовых нужд населения.

Гидроэнергетические предприятия обязаны соблюдать установленные правила эксплуатации водохранилищ, режимов накопления и срабатывание запасов воды, режимов колебаний уровня в верхнем и нижнем бьефах и пропуск воды через гидроузлы, обеспечивать в установленном порядке бесперебойный пропуск судов, а также пропуск рыбы к местам нереста соответственно проектам рыбопропускных сооружений.

Статья 67. Особенности пользования водными объектами для нужд водного транспорта

Реки, озера, водохранилища, каналы, другие водоемы, а также внутренние морские воды и территориальное море являются внутренними водными путями общего пользования, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Украины их использование с этой целью полностью или частично запрещено.

Перечень внутренних водных путей, отнесенных к категории судоходных, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Все суда и другие плавучие средства должны быть оборудованы емкостями для сбора сливных и других загрязненных вод, должны систематически передаваться на специальные очистительные сооружения для очистки и обеззараживания.

Запрещается заход в территориальное море судов, которые не провели замену изолированного балласта и не оборудованы цистернами и закрытыми фановыми системами для сбора сточных вод любого происхождения или установками для очищения и обеззараживания этих вод, соответствующих международным стандартам.

Пользование водными объектами для плавания на маломерных судах (весельных, моторных лодках) разрешается с соблюдением правил, которые устанавливаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими советами по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте.

Статья 68. Особенности специального водопользования и пользования водными объектами для нужд рыбного и охотничьего хозяйства

На водных объектах (их частях), используемых для промышленной добычи рыбы и другого водного промысла или имеют значение для воспроизводства их запасов, права водопользователей могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства и водного промысла.

Перечень промышленных участков рыбохозяйственных водных объектов (их частей) определяется Кабинетом Министров Украины.

Водопользователи, которым предоставлены в пользование рыбохозяйственные водные объекты (их части), обязаны осуществлять мероприятия, обеспечивающие улучшение экологического состояния водных объектов и условий по воспроизводству рыбных запасов, а также содержать в надлежащем санитарном состоянии прибрежные защитные полосы в местах вылова рыбы.

Другие вопросы пользования водами для нужд рыбного и охотничьего хозяйства регулируются Законом Украины "О животном мире", другими актами законодательства.

Статья 69. Особенности пользования водными объектами для противопожарных нужд

Забор воды для противопожарных нужд осуществляется из любых водных объектов без разрешения на специальное водопользование в количестве, необходимом для ликвидации пожара.

Использовать воду в любых других целях из водных объектов, специально предназначенных для противопожарных нужд, запрещается.

Надзор за соблюдением порядка пользования водными объектами для противопожарных нужд осуществляют местные советы и органы противопожарной безопасности.

Глава 14. Условия сброса обратных вод в водные объекты

Статья 70. Условия сброса сточных вод в водные объекты

Сброс сточных вод в водные объекты допускается лишь при условии наличия нормативов предельно допустимых концентраций и установленных нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ.

Водопользователи обязаны осуществлять мероприятия по предотвращению сброса сточных вод или его прекращения, если они:

  1. могут быть использованы в системах оборотного, повторного и последовательного водоснабжения;
  2. содержат ценные отходы, которые могут быть изъяты;
  3. содержат промышленное сырье, реагенты, полупродукты и конечные продукты предприятий в количестве, превышающем установленные нормативы технологических отходов;
  4. содержат вещества, относительно которых не установлены предельно допустимые концентрации;
  5. превышают предельно допустимые сбросы токсичных веществ и содержат возбудителей инфекционных заболеваний;
  6. по объему сбрасывания загрязняющих веществ превышают предельно допустимые нормативы;
  7. приводят к повышению температуры воды водного объекта более чем на 3 градуса по Цельсию по сравнению с ее естественной температурой в летний период;
  8. являются кубовыми остатками, шламами, образующимися в результате их очистки и обеззараживания.

Сбрасывать сточные воды, используя рельеф местности (балки, низовья, карьеры и т.п.), запрещается.

Статья 71. Ограничение, временный запрет (остановка) прекращение сброса сточных вод в водные объекты

В случае превышения установленных нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ сбрасывания сточных вод в поверхностные водные объекты может быть ограничено, временно запрещено (остановлено) или прекращено в порядке, установленном законодательством.

Статья 72. Условия сбрасывания шахтных, карьерных и рудничных вод в водные объекты и возвращение сопутствующее- пластовых вод нефтегазовых месторождений в подземные слои

Предприятия, учреждения и организации, которые откачивают шахтные, карьерные и рудничные воды для предотвращения затопления шахт, карьеров и рудников во время добычи полезных ископаемых, обязаны внедрять эффективные технологии, обеспечивающие снижение уровня их минерализации перед сбросом в водные объекты, а предприятия, учреждения и организации, которые добывают нефть и газ, возвращают сопутствующе-пластовые воды нефтегазовых месторождений в подземные слои.

Условия сбрасывания этих вод в водные объекты и возвращение в подземные слои сопутствующе-пластовых вод нефтегазовых месторождений устанавливаются областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды.

Статья 73. Условия сброса дренажных вод в водные объекты

Предприятия, учреждения и организации, которые эксплуатируют дренажные системы для ликвидации подтопления, заболачивания или вторичного засоления орошаемых земель, обязаны внедрять эффективные технологии для снижения уровня естественного и техногенного загрязнения дренажных вод перед сбросом их в водные объекты.

Условия сбрасывания этих вод в водные объекты устанавливаются областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды.

Статья 74. Накопители промышленных загрязненных сточных вод и технологические водоемы

Предприятия, учреждения и организации, которые имеют накопители промышленных загрязненных сточных или шахтных, карьерных, рудничных вод, обязаны внедрять эффективные технологии для их обезвреживания и утилизации и осуществлять рекультивацию земель, занятых этими накопителями.

Сброс этих вод в поверхностные водные объекты осуществляется согласно индивидуальному регламенту, согласованному с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей природной среды.

Использование технологических водоемов (пруды- охладители тепловых и атомных станций, рыбоводческие пруды, пруды-отстойники и другие) должно производиться в соответствии с нормами и правилами эксплуатации, определенными в технических проектах, утвержденными в установленном законодательством порядке.

Статья 75. Порядок захоронения загрязняющих веществ, отходов производства, сточных вод в глубокие подземные водоносные слои и возвращения сопутствующе-пластовых вод нефтегазовых месторождений в подземные горизонты

Создание полигонов для захоронения в глубокие подземные водоносные слои, не содержащие пресных вод, загрязняющих жидкостных веществ, отходов производства и сточных вод, включая минерализованные шахтные и термальные воды, образующиеся на основе природных вод и не подвергающиеся очищению существующими методами, допускается в исключительных случаях после проведения специальных исследований с разрешения центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в области охраны окружающей среды, по проектам, согласованным с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда и соответствующим местным советом.

Возвращение сопутствующе-пластовых вод нефтегазовых месторождений в подземные слои осуществляется по технологическим проектам, согласованным с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Глава 15. Эксплуатация водохозяйственных систем

Статья 76. Порядок эксплуатации водохозяйственных систем

Работа водохозяйственных систем (водохранилищ, каналов и других связанных между собой водных объектов) регулируется путем установления соответствующих режимов для каждого водного объекта системы с учетом прогноза водности.

Режимы работы этих систем устанавливаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, на основании правил эксплуатации водных объектов с учетом экологических требований и интересов всех водопользователей.

Статья 77. Порядок эксплуатации водохранилищ

Порядок эксплуатации водохранилищ определяется правилами, которые утверждаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства, для каждого водохранилища отдельно, а для каскада или системы водохранилищ - по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны окружающей среды, и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Статья 78. Обязанности водопользователей, которые эксплуатируют сооружения водохозяйственных систем

Предприятия, учреждения и организации, которые эксплуатируют водоподпорные, водопропускные, водозащитные или водозаборные сооружения водохозяйственных систем, обязаны соблюдать установленные режимы их работы и правила эксплуатации.

Глава 16. Пользование речками

Статья 79. Классификация рек Украины

В зависимости от водосборной площади бассейна реки делятся на крупные, средние и малые.

К крупным относятся реки, которые расположены в нескольких географических зонах и имеют площадь водосбора более 50 тыс. Квадратных километров.

К средним относятся реки, которые имеют площадь водосбора от 2 до 50 тыс. Квадратных километров.

К малым относятся реки с площадью водосбора до 2 тыс. Квадратных километров.

Для определения массивов поверхностных и подземных вод реки Украины делятся по типам согласно методике определения массивов поверхностных и подземных вод.

Определенная в этой статье классификация рек Украины не применяется для определения массивов поверхностных и подземных вод.

Статья 80. Особенности пользования малыми реками

С целью охраны водности малых речек запрещается :

  1. изменять рельеф бассейна реки;
  2. разрушать русла пересыхающих рек, ручьи и водотоки;
  3. выпрямлять русла речек и углублять их дно ниже естественного уровня или перекрывать их без устроения водостоков, перепусков или акведуков;
  4. уменьшать естественный растительный покров и лесистость бассейна реки;
  5. распахивать пойменные земли и применять на них средства химизации;
  6. проводить осушительные мелиоративные работы на заболоченных участках и урочищах в верховьях рек;
  7. предоставлять земельные участки в поймах рек под любое строительство (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных сооружений), а также для садоводства и огородничества;
  8. осуществлять другие работы, которые могут отрицательно влиять или влияют на водность речки и качество воды в ней.

Водопользователи и землепользователи, земли которых находятся в бассейне рек, обеспечивают осуществление комплексных мероприятий по сохранению водности речек и охраны их от загрязнения и засорения.

Статья 81. Комплекс мероприятий по сохранению водности рек и охраны их от загрязнения

К комплексу мероприятий по сохранению водности речек и охраны их от загрязнения относится:

  1. создание прибрежных защитных полос;
  2. создание специализированных служб по уходу за речками, прибрежными защитными полосами, гидротехническими сооружениями и поддержанию их в надлежащем состоянии;
  3. внедрение почвозащитной системы земледелия с контурно - мелиоративной организацией территории водосбора;
  4. осуществление агротехнических, агролесомелиоративных и гидротехнических противоэрозионных мероприятий, а также создание для организованного отвода поверхностного стока соответствующих сооружений (водостоки, перепуски, акведуки и т.п.) во время строительства и эксплуатации путей, железных дорог и других инженерных коммуникаций;
    • 4-1. предотвращение эвтрофикации и загрязнения водных объектов нитратами;
  5. внедрение водосберегающих технологий, а также осуществление предусмотренных этим Кодексом водоохранных мероприятий на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в бассейне реки;
  6. создание гидрологических памятников природы.

С целью оценки экологического состояния бассейна речки и разработки мероприятий по рациональному использованию и охране вод и воссозданию водных ресурсов составляется ее паспорт в порядке, определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 82. Регулирование стока рек, создание искусственных водоемов

С целью сохранения экологического и химического состояния рек запрещается сооружать в их бассейне водохранилища и пруды общим объемом, превышающим объем стока данной реки в расчетный маловодный год, который наблюдается один раз в двадцать лет.

Создание на реках и в их бассейнах искусственных водоемов и водоподпорных сооружений, влияющих на естественный сток поверхностных и состояние подземных вод, допускается только с разрешения местных советов по согласованию с областными, Киевской, Севастопольской городскими государственными администрациями, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей среды, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере развития водного хозяйства и центральным органом исполнительной власти, реализ есть государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр.

Глава 17. Пограничные воды. Водные объекты, подвергшиеся радиоактивному загрязнению

Статья 83. Пользование пограничными водами

Пользование пограничными водами осуществляется в порядке, который определяется законодательством Украины и межгосударственными договорами.

Статья 84. Пользование водами, которые испытали радиоактивное загрязнение

Пользование водами, которые испытали радиоактивное загрязнение, осуществляется в соответствии с Законом Украины "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы" и других актов законодательства Украины.