Раздел 2 Закона Украины о защите прав потребителей
Статья 19. Запрет нечестной предпринимательской практики
1. Нечестная предпринимательская практика запрещается.
Нечестная предпринимательская практика включает:
- 1) совершение действий, которые квалифицируются законодательством как проявление недобросовестной конкуренции;
- 2) любую деятельность (действия или бездействие), вводящий потребителя в заблуждение или является агрессивной.
2. Предпринимательская практика считается вводит в заблуждение, если она побуждает или может побудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на который в противном случае он не согласился бы, путем предоставления ему ложной или неполной информации или непредоставление информации о:
- 1) основные характеристики продукции, такие как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;
- 2) гарантийный срок и гарантийное обслуживание продукции;
- 3) любые предостережения относительно прямой или косвенной поддержки производителем продавца или продукции;
- 4) способ продажи, цену или способ расчета цены, наличие скидок или других ценовых преимуществ;
- 5) условия оплаты, доставки, исполнения договора купли-продажи;
- 6) потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;
- 7) место расположения и полное название продавца, а в случае необходимости - местоположение и полное название лица, от имени которой выступает продавец;
- 8) характер, атрибуты и права продавца или его агента, в частности информации о его личности и активы, квалификацию, статус, наличие лицензии, аффилированность и права интеллектуальной или промышленной собственности, его отличия и награды;
- 9) грозящей потребителю в связи с покупкой и / или использованием продукции;
- 10) права потребителя, в том числе право отказаться от продукции (для соответствующих видов товаров, работ и услуг), право на замену продукции или возмещения убытков.
Предпринимательская практика такова, что вводит в заблуждение, если во время предложения продукции потребителю не предоставляется или предоставляется в нечеткий, непонятный или двусмысленный способ информация, необходимая для осуществления сознательного выбора.
Предпринимательская практика, которая существенно искажает или может существенно исказить экономическое поведение только четко определенной (отдельной) группы потребителей, особенно уязвимых к такой деятельности через их умственные или физические недостатки, возраст или доверчивость, в случае если продавец имел объективную возможность предусмотреть их поведение и особенности, должна оцениваться с точки зрения среднестатистического представителя такой группы, а также с учетом предположения, что, несмотря на изложенные обстоятельства, возможность осуществить осознанный и компетентный выбор отсутствует потребитель ошибается при совершении сделки по обстоятельствам, которые имеют существенное значение. Указанные условия не касаются законной рекламной деятельности, в том числе создание заявлений или выражений, которые не могут быть восприняты буквально.
3. Запрещаются как вводящие в заблуждение:
- 1) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;предложения для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания полагать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, можно предположить, учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
- 2) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;предложение с целью реализации одной продукции к реализации другой;
- 3) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;отказ от предъявления потребителю товара предлагается, и принятие заказа или непредоставление товара в течение разумного срока или демонстрации дефектного образца товара;
- 4) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;
- 5) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;предложение к свободной реализации продукции, которая изъята из оборота или относительно обращения которой существуют ограничения;
- 6) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;недостоверное утверждение, что существует угроза личной безопасности потребителя или его семьи, если он не приобретет или не закажет продукцию;
- 7) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;образования, эксплуатация или содействие развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, которая предоставляется за счет привлечения других потребителей к такой схеме, а не за счет продажи или потребления продукции;
- 8) недостоверное сообщение о наличии ограниченного количества продукции или о продаже продукции в течение ограниченного срока, побуждает потребителей к принятию быстрого решения и лишает их достаточного периода времени для принятия сознательного решения;использование сообщение о распродаже в связи с прекращением субъекта хозяйствования, его структурного подразделения или прекращения соответствующего вида хозяйственной деятельности, тогда как это не соответствует действительности.
- 9) маркировка продукции знаком доверия, знаком качества или знаком соответствия без получения на это соответствующего разрешения уполномоченного лица или владельца таких знаков;
- 10) предложения продажи продукции по специальной цене, если:
- а) в продаже такая продукция отсутствует;
- б) продавец отказывается принять заказ на такую продукцию или доставить ее в приемлемый срок;
- в) продавец предлагает некачественные экземпляры такой продукции с намерением продать другую продукцию;
- 11) представление установленного законодательством права потребителя как предоставленного продавцом продукции привилегии;
- 12) ложная заявление о прекращении продавцом торговой деятельности или его переезд;
- 13) заявление о том, что приобретение продукции может способствовать выигрыша в лотерее;
- 14) распространение недостоверной информации о состоянии рынка или возможность приобрести продукцию с целью побудить потребителя приобрести продукцию на менее выгодных для него условиях;
- 15) заявление о проведении конкурса или розыгрыша подарков без последующего вручения таких подарков или их эквивалента;
- 16) недостоверное утверждение о том, что продавец действует не в торговых, деловых или профессиональных интересах, или представления продавцом себя как потребителя.
Перечень форм предпринимательской практики, вводит в заблуждение, не является исчерпывающим.
4. Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит предпринимательская практика элементы принуждения, приставания или ненадлежащего влияния, во внимание берется:
- 1) время, характер и повторяемость предложений по приобретению продукции;
- 2) употребление оскорбительных или угрожающих выражений;
- 3) использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решения потребителя;
- 4) установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положение о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию или заключить договор с другим субъектом хозяйствования;
- 5) угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
5. Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики:
- 1) создание впечатления, что потребитель не может оставить помещения продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;
- 2) осуществление длительных и / или периодических визитов к жилью потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставление жилья;
- 3) осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя;
- 4) требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
Перечень форм агрессивного предпринимательской практики не является исчерпывающим.
6. Сделки, совершенные с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Субъекты хозяйствования, их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику по законодательством.