Раздел 2 Закона Украины о защите прав потребителей
Статья 15. Право потребителя на информацию о продукции
1. Потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, которая обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы (услуги). Информация о продукции не считается рекламой.
Информация о продукции должна содержать:
- 1) название товара, наименование или воспроизведение знака для товаров и услуг, по которым они реализуются;
- 2) (Абзац четвертый части первой статьи 15 исключен на основании Закона № 1315-VII от 05.06.2014);
- 3) данные об основных свойствах продукции, номинальное количество (массу, объем и т.п.), условия использования;
- 4) сведения о содержании вредных для здоровья веществ, установленные нормативно-правовыми актами, и предостережения относительно применения отдельной продукции, если такие предостережения установлены нормативно-правовыми актами;
- 5) отметку о наличии в составе продукции генетически модифицированных организмов;
- 6) данные о цене (тариф), условия и правила приобретения продукции;
- 6-1) производитель (продавец) в случае выявления недостоверной информации о продукции (если она не вредит жизни, здоровью или имуществу потребителя) в течение недели изымает эту продукцию из продажи и приводит информацию о ней в соответствие, если законом или соответствующим техническим регламентом не установлен иной порядок действий изготовителя (продавца) в таких случаях;
- 7) дату изготовления;
- 8) сведения об условиях хранения;
- 9) гарантийные обязательства производителя (исполнителя);
- 10) правила и условия эффективного и безопасного использования продукции;
- 11) срок годности (срок службы) товара (результатов работы), сведения о необходимых действиях потребителя после их окончания, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий;
- 12) наименование и местонахождение производителя (исполнителя, продавца) и предприятия, которое осуществляет его функции по принятию претензий от потребителя, а также производит ремонт и техническое обслуживания.
Информация об услугах, связанных с концертной, гастрольно-концертной, конкурсной, фестивальной деятельностью, должна содержать данные об использовании или неиспользовании исполнителями музыкальных произведений фонограмм собственного вокального, инструментального, вокально-инструментального исполнения музыкального произведения с музыкальным сопровождением или без него или фонограмм музыкального сопровождения к собственному вокальному, инструментальному, вокально-инструментального исполнения музыкального произведения.
Относительно продукции, которая при определенных условиях может быть опасной для жизни, здоровья потребителя и его имущества, окружающей среды, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя информацию о такой продукции и возможных последствиях ее потребления (использования) .
Нормативно-правовыми актами, в том числе техническими регламентами, могут быть установлены дополнительные требования к содержанию информации о продукции. В случае если нормативно-правовыми актами, в том числе техническими регламентами, установлены специальные требования к содержанию информации об определенных видах продукции, положения этой части применяются в части, не охватывается такими специальными требованиями.
Информация потребителю должна предоставляться согласно законодательству о языках.
2. Информация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, доводится до сведения потребителей изготовителем (исполнителем, продавцом) в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), принятым для отдельных видов продукции или в отдельных сферах обслуживания.
Информация о продукции может быть размещена в местах, где она реализуется, а также с согласия потребителя доводиться до него с помощью средств дистанционной связи.
(Абзац третий части второй статьи 15 исключен на основании Закона № 1602-VII от 22.07.2014)
3. Продавец (исполнитель), который реализует продукцию, должен обязательно указывать цену каждой единицы такой продукции или одной категории продукции и цену одной стандартной единицы этой продукции.
Надписи относительно цены реализации продукции должны быть четкими и простыми для понимания.
Цена продукции должна включать в себя все налоги и неналоговые платежи, которые согласно законодательству уплачиваются потребителем во время приобретения соответствующей продукции.
На аукционных торгах потребителям должна сообщаться стартовая цена продажи данного товара.
Цена товара указывается за одну упаковку такого товара, а если товар поставляется без упаковки - за единицу измерения, которая обычно применяется к такому товару.
В случае если за одну цену предлагается несколько товаров, работ или услуг или их сочетания или если продавец (исполнитель) предоставляет потребителю при реализации одной продукции право получить другую продукцию по сниженной цене, до потребителя доводится информация по:
- содержания и стоимости предложения и в случае предложения товаров, работ или услуг за одну цену - цену таких товаров, работ или услуг, взятых отдельно;
- условия принятия предложения, в частности срока ее действия и каких-либо ограничений, включая ограничения по количеству.
Действие положений этой части распространяется на продукцию, которая является пищевым продуктом.
4. Употребление понятий "скидка" или "уменьшенная цена" или любых других, аналогичных по значению, разрешается только с соблюдением следующих условий:
- если они применяются к продукции, которую непосредственно реализует предприятие;
- если такого рода скидка или уменьшения цены применяется течение определенного и ограниченного периода времени;
- если цена продукции ниже от ее обычной цены.
Действие положений этой части распространяется на продукцию, которая является пищевым продуктом.
5. Употребление понятия "распродажа" или любых других, аналогичных ему, разрешается только с соблюдением следующих условий:
- если осуществляется распродажа всех товаров в рамках определенного места или четко определенной группы товаров;
- если продолжительность распродажи ограничено во времени;
- если цены товаров, подлежащих распродаже, являются меньше их обычной цены.
Действие положений этой части распространяется на продукцию, которая является пищевым продуктом.
6. После публичного уведомления о начале проведения распродажи, применение скидок или уменьшения цены до потребителей должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена до начала проведения соответствующего распродажи, применения скидок или уменьшение цены, а также цену этой же продукции, установленное после их начала.
Действие положений этой части распространяется на продукцию, которая является пищевым продуктом.
7. В случае если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и о производителе (исполнителя, продавца) повлекло:
- приобретение продукции, не обладающего необходимыми потребителю свойств, - потребитель вправе расторгнуть договор и требовать возмещения причиненных ему убытков;
- невозможность использования приобретенной продукции по назначению - потребитель вправе потребовать предоставления в приемлемо короткий, но не более месяца, срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков;
- причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя - потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования, предусмотренные в статьей 16 настоящего Закона, а также требовать возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в его владении на праве собственности или на иных основаниях, предусмотренных законом или договором.
8. Убытки, причиненные потребителю недобросовестной рекламой, подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме.
Продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от производителя (импортера) соответствующей информации о товаре.
9. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о продукцию или недобросовестной рекламой, необходимо исходить из предположение, что у потребителя нет специальных знаний о свойствах и характеристиках продукции, которую он приобретает.