Анализ регуляторного влияния к проекту Закона Украины «Об особенностях осуществления риэлторской деятельности»
1. Проблема, которую предусматривается решить путем государственного регулирования
Проект Закона разработан во исполнение пункта 7 поручения Кабинета Министров Украины от 03.12.11 № 57523/1/1-11 к поручению Президента Украины В. Януковича от 29.11.11 № 1-1/2813.
Разработка проекта Закона обусловлена необходимостью урегулирования проблемных вопросов осуществления хозяйственной деятельности. В частности, это касается внесения изменений в учетных данных налогоплательщика и изменения налогового адреса налогоплательщика.
Отсутствие должного законодательного регулирования риэлторской деятельности, как отдельного вида хозяйственной деятельности, относительно предоставления сторонам сделок с недвижимостью услуг, связанных с заключением и исполнением таких сделок, приводит к тому, что довольно часто риэлторской деятельностью занимаются, так называемые "серые" риэлторы, действуют полулегально.
Кроме того, нередки случаи присутствия на рынке "черных" маклеров, главной задачей которых является не предоставление клиентам риэлторских услуг, а прямое мошенничество.
Все это негативно отражается как на уровне защиты прав и законных интересов потребителей риэлторских услуг, так и в целом на инвестиционном климате в Украине на рынке недвижимости.
2. Цели государственного регулирования
Целью проекта Закона является определение правовых основ осуществления риэлторской деятельности в Украине, ее государственного и общественного регулирования, обеспечение создания системы защиты прав потребителей риэлторских услуг, обеспечения надлежащего уровня профессиональной деятельности участников рынка риэлторских услуг.
3. Определение альтернативных способов достижения указанных целей и аргументы относительно преимущества избранного способа
Достичь цели регуляторного акта возможно путем разработки отдельного закона, который определит:
- понятие "риэлторская деятельность", "риэлтор", "субъект риэлторской деятельности", "потребитель риэлторских услуг";
- профессиональные требования к риэлторам;
- общие основы государственного регулирования в сфере риэлторской деятельности и саморегулирования риэлторской деятельности;
- права и обязанности субъектов риэлторской деятельности и потребителей риэлторских услуг;
- виды риэлторской деятельности;
- существенные положения договора о предоставлении риэлторских услуг;
- максимальный размер и порядок оплаты риелторских услуг;
- ответственность за нарушение законодательства о риэлторской деятельности.
Других альтернативных способов достижения цели проекта Закона нет.
4. Механизм, который применяется для решения проблемы, и соответствующие мероприятия
Решение проблемных вопросов происходит способом разработки проекта Закона Украины «Об особенностях осуществления риэлторской деятельности».
5. Обоснование возможности достижения поставленных целей в случае принятия регуляторного акта
Принятие проекта Закона позволит обеспечить:
- Эффективное функционирование рынка недвижимости путем четкого определения прав и обязанностей риэлторов и субъектов риэлторской деятельности, порядка допуска к занятию этой деятельностью, создание системы профессиональных стандартов в этой сфере;
- Надлежащее регулирование риэлторской деятельности путем объединения ее государственного регулирования и профессионального самоуправления риэлторов;
- Повышение уровня защиты прав и законных интересов потребителей риэлторских услуг, которыми являются как владельцы недвижимости, так и ее покупатели и уменьшения количества злоупотреблений в данной сфере;
- Улучшение инвестиционной привлекательности Украины за счет обеспечения прозрачности рынка недвижимости и повышения качества риэлторских услуг.
6. Ожидаемые результаты принятия акта
- Удобства
- Расходы
- Сфера интересов государства
- Систематизация и законодательное закрепление риэлторской деятельности
- Дополнительные расходы государственного и местных бюджетов отсутствуют
- Сфера интересов субъектов хозяйствования
- Устранение недобросовестной конкуренции и установление общих правил риэлторской деятельности.
- Расходы, связанные с организацией риэлторской деятельности
- Сфера интересов граждан
- Защита интересов как потребителей риэлторских услуг при купле-продаже недвижимости
- Расходы отсутствуют
Принятие Закона Украины «Об особенностях осуществления риэлторской деятельности» позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов потребителей риэлторских услуг, которыми являются как владельцы недвижимости, так и ее покупатели и уменьшения количества злоупотреблений в этой сфере.
7. Срок действия акта
Указанный регуляторный акт вступает в силу с даты его опубликования и срок действия акта не ограничивается во времени.
8. Показатели результативности акта
- Проект разработан с целью совершенствования механизма предоставления риэлторских услуг.
- Круг субъектов хозяйствования на которых распространяется действие акта, являются субъекты хозяйствования, которые предоставляют риэлтерские услуги.
- Увеличение размера средств и времени, тратиться субъектами хозяйствования, связанными с выполнением требований акта, не предвидится.
- Уровень осведомленности субъектов хозяйствования из основных положений акта - средний, поскольку для информирования субъектов хозяйствования из основных положений акта указанный акт размещен на официальном сайте Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.
- Дополнительных поступлений в бюджет от реализации проекта нормативного акта не предусматривается.
9. Меры, с помощью которых будет осуществляться отслеживание результатов
Базовое и повторное отслеживание результативности указанного акта в соответствии с требованиями статьи 10 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».
Базовое отслеживание результативности проекта регуляторного акта осуществляется до дня вступления в силу.
Метод проведения отслеживания результативности - социологический. Для участия в социологическом опросе будут привлечены субъекты хозяйствования - плательщики налога, на которых распространяется действие этого регуляторного акта.
В дальнейшем, оценка результативности регуляторного акта будет осуществляться путем проведения повторного и периодических отслеживания.
Повторное отслеживание результативности нормативно-правового акта осуществляется через год со дня вступления в силу, но не позднее двух лет.
Директор департамента
государственной регуляторной
политики Минэкономразвития Г.М. Яцишина