ЖК Chalet от 30'400 грн/м2
ЖК Чайка от 16'500 грн/м2
ЖК Новая Конча Заспа от 22'500 грн/м2
Современный квартал от 34'000 грн/м2
ЖК Everton от 21'800 грн/м2
ЖК Крона парк 2 от 20'200 грн/м2
ЖК Идея от 18'500 грн/м2
ЖК Vlasna от 21'500 грн/м2
ЖК Ливерпуль Хаус от 21'950 грн/м2
СК City of Dreams квартиры г.Черновцы
Кришталеві джерела Рассрочка на 24 мес!
Щасливий у Львові від 19'000 грн/м2

Общие положения

Закон Украины о банках и банковской деятельности

Раздел I - Общие положения

Глава 1 - Общие положения

Статья 1. Предмет и цель Закона

Настоящий Закон определяет структуру банковской системы, экономические, организационные и правовые основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

Целью настоящего Закона является правовое обеспечение защиты законных интересов вкладчиков и других клиентов банков, устойчивого развития и стабильности банковской системы, а также создание благоприятных условий для развития экономики Украины и надлежащей конкурентной среды на финансовом рынке.

Статья 2. Определение терминов

В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:

  • андеррайтинг - покупка на первичном рынке ценных бумаг с последующей их перепродажей инвесторам; заключение договора о гарантировании полной или частичной продажи ценных бумаг эмитента инвесторам, о полном или частичном их выкупе по фиксированной цене с последующей перепродажей или о наложении на покупателя обязанности делать все возможное, чтобы продать как можно больше ценных бумаг, не принимая обязательства приобрести какие-либо ценные бумаги, которые не были проданы; (Визначення терміна "андеррайтинг" виключено на підставі Закону № 5042-VI від 04.07.2012)
  • ассоциированная лицо - супруг, прямые родственники этого лица (отец, мать, дети, родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки), прямые родственники супруга этого лица, мужчина или жена прямого родственника;
  • аффилиированное лицо банка - любое юридическое лицо, в котором банк имеет существенное участие или которое имеет существенное участие в банке;
  • банк - юридическое лицо, которое на основании банковской лицензии имеет исключительное право предоставлять банковские услуги;
  • банк-оболочка - банк, иная кредитная организация - нерезидент, не имеющий постоянного местонахождения и не ведет деятельность по месту своей регистрации и / или не подлежит соответствующему надзору в государстве (на территории) по месту расположения; (Определение термина "банк-оболочка" статьи 2 исключено на основании Закона № 361-IX от 06.12.2019)
  • банк с иностранным капиталом - банк, в котором доля капитала, принадлежащего хотя бы одному иностранному инвестору, составляет не менее 10 процентов;
  • банківська група - группа юридических лиц:
    • которые имеют общего контроллера, состоящий из материнского банка, его одной или нескольких украинских и / или иностранных дочерних и / или ассоциированных компаний, являющихся финансовыми учреждениями или для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, или
    • состоящий из материнского банка, который является контроллером, его одной или нескольких украинских и / или иностранных дочерних и / или ассоциированных компаний, являющихся финансовыми учреждениями или для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, или
    • которые имеют общего контроллера, состоящий из двух или более украинских финансовых учреждений и / или компаний, для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, их украинских и / или иностранных дочерних и / или ассоциированных компаний, являющихся финансовыми учреждениями или для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, в которой банковская деятельность является преобладающей, или
    • состоящий из небанковского финансового учреждения или компании, для которой предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, является контроллером, ее одной или нескольких украинских и / или иностранных дочерних и / или ассоциированных компаний, являющихся финансовыми учреждениями или для которых предоставление финансовых услуг является преимущественным видом деятельности, в которой банковская деятельность является преобладающей.
      Банковская холдинговая компания и компания по предоставлению вспомогательных услуг, которая имеет общего контроллера с участниками банковской группы, входит в состав этой банковской группы.
      (Абзац седьмой определения термина "банковская группа" исключено на основании Закона № 1587-IX от 30.06.2021)
      Подавляющее деятельность в группе является банковской, если совокупное среднеарифметическое значение активов банков (банка) - участников (участника) банковской группы за последние четыре отчетных квартала составляет 50 и более процентов совокупного размера среднеарифметических значений активов всех финансовых учреждений, относящихся к этой группе, за указанный период. Расчет подавляющего деятельности банковской группы осуществляется ежегодно по состоянию на 1 января.
      После того, как группа была определена банковской на основании преобладающей деятельности и доля совокупных активов банков (банка) в совокупном размере активов учреждений, относящихся к этой группе, уменьшилась и составляет от 40 до 50 процентов, группа продолжает считаться банковской течение трех лет с момента такого уменьшения.
  • банковская деятельность - привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • банковский кредит - любое обязательство банка предоставить определенную сумму денег, любая гарантия, любое обязательство приобрести право требования долга, любое продление срока погашения долга, которое предоставлено в обмен на обязательство должника по возвращению суммы долга, а также на обязательство по уплате процентов и других сборов с такой суммы;
  • банковская лицензия - запись в Государственном реестре банков о праве юридического лица или филиала иностранного банка на осуществление банковской деятельности;
  • банковский платежный инструмент - средство, содержащее реквизиты, идентифицирующие его эмитента, платежную систему, в которой он используется, и, как правило, держателя этого банковского платежного инструмента. При помощи банковских платежных инструментов формируются соответствующие документы по операциям, осуществленным с использованием банковских платежных инструментов, на основании которых проводится перевод денег или оказываются другие услуги держателям банковских платежных инструментов;
  • банковские счета - счета, на которых учитываются собственные средства, требования, обязательства банка в отношении его клиентов и контрагентов и которые дают возможность осуществлять перевод средств при помощи банковских платежных инструментов;
  • банковская холдинговая компания - финансовая холдинговая компания, в которой преобладающей деятельностью финансовых учреждений, являющихся ее дочерними и  ассоциированными компаниями, является банковская деятельность;
  • выдача банковской лицензии - внесение Национальным банком Украины в Государственный реестр банков записи о праве юридического лица или филиала иностранного банка на осуществление банковской деятельности;
  • отзыва банковской лицензии - исключение Национальным банком Украины из Государственного реестра банков записи о праве юридического лица или филиала иностранного банка на осуществление банковской деятельности;
  • Государственный реестр банков - реестр, который ведется Национальным банком Украины и содержит определенные Национальным банком Украины сведения о банках и их обособленные подразделения, а также филиалы и представительства иностранных банков в Украине;
  • дочерняя компания - юридическое лицо, которое контролируется другим юридическим лицом (материнской компанией);
  • вклад (депозит) - это средства в наличной или в безналичной форме, в валюте Украины или в иностранной валюте, размещенные клиентами на их именных счетах в банке на договорных началах на определенный срок хранения или без указания такого срока и подлежащие выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины и условиями договора;
  • деловая репутация - сведения, собранные Национальным банком Украины, о соответствии деятельности юридического или физического лица, в том числе руководителей юридического лица и владельцев существенного участия в такой юридическому лицу, требованиям закона, деловой практике и профессиональной этике, а также сведения о порядочности, профессиональные и управленческие способности физического лица;
  • экономические нормативы - показатели, устанавливаемые Национальным банком Украины и соблюдение которых является обязательным для банков
  • иностранный - связанный с гражданином или юридическим лицом любой страны, кроме Украины;
  • инспекционная проверка банка - форма осуществления банковского надзора уполномоченными Национальным банком Украины лицами непосредственно в банке;
  • существенное участие - прямое и / или косвенное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами 10 и более процентами уставного капитала и / или права голоса акций, паев юридического лица или независимая от формального владения возможность значительного влияния на управление или деятельность юридического лица. Лицо признается владельцем опосредованной существенного участия независимо от того, осуществляет такое лицо контроль прямого владельца участия в юридическом лице или контроль любой другого лица в цепи владения корпоративными правами такого юридического лица;
  • собственный капитал - собственные средства, остаточная стоимость активов банка после вычета всех его обязательств;
  • капитал подписной - Определение термина "капитал подписной" исключено на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011
  • капитал приписной - сумма денежных средств в свободно конвертируемой валюте, предоставленная иностранным банком филиала для ее аккредитации;
  • капитал уставной - уплаченная денежными взносами участников банка стоимость акций, паев банка в размере, определенном уставом;
  • капитал регулятивный - совокупность основного и дополнительного капиталов, составляющие которых определяются этим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины;
  • руководители юридического лица (кроме банка) - руководитель предприятия, учреждения, единоличный исполнительный орган или члены коллегиального исполнительного органа юридического лица и члены совета (наблюдательного совета, наблюдательного совета) юридического лица;
  • клиент банка - любое физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами банка;
  • ключевой участник юридического лица, в том числе ключевой участник в структуре собственности банка (далее - ключевой участник юридического лица / ключевой участник в структуре собственности банка) - любое физическое лицо, которое владеет долей в уставном капитале (акциями) такого юридического лица, юридическое лицо, которое владеет долей (пакетом акций) в размере 2 и более процентов в уставном капитале такого юридического лица, и при этом:
    • 1) если юридическое лицо имеет более 20 участников - физических лиц, ключевыми участниками считаются 20 участников - физических лиц, доли которых являются крупнейшими;
    • 2) если одинаковые по размеру доли (пакеты акций) в уставном капитале юридического лица принадлежат более 20 участникам - физическим лицам, ключевыми участниками считаются все физические лица, которые владеют долей (пакетом акций) в размере 2 и более процентов в уставном капитале такого юридического лица;
    • 3) считается, что публичная компания не ключевых участников;
  • коэффициент левериджа - соотношение капитала 1 уровня к совокупным активам и внебалансовых обязательств;
  • коллективная пригодность - наличие у членов совета банка, членов правления банка совместных / совокупных знаний, навыков, профессионального и управленческого опыта в объеме, необходимом (достаточном) для понимания всех аспектов деятельности банка, адекватной оценки рисков, которые банк может подвергаться, принятия взвешенных решений , а также для обеспечения эффективного управления и контроля за деятельностью банка в целом с учетом функций, возложенных на этот орган законом, уставом банка и его внутренними документами;
  • комбинированный буфер капитала - совокупный размер буферов капитала: буфера консервации, контрциклическую буфера, буфера системной важности, буфера системного риска;
  • компания, для которой предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, - юридическое лицо, доля дохода которого от реализации финансовых услуг по результатам предыдущего отчетного года составляет 50 и более процентов общего объема чистого дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) ;
  • контролер - физическое или юридическое лицо, в отношении которого не существует контроллеров - физических лиц и имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или деятельность юридического лица путем прямого и/или опосредованного владения самостоятельно или совместно с другими лицами долей в юридическом лице, что соответствует эквивалента 50 или более процентов уставного капитала и/или голосов юридического лица, или независимо от формального владения осуществлять такое воздействие на основе соглашения или каким-либо иным образом;
  • контроль - возможность осуществлять решающее влияние на управления и/или деятельность юридического лица путем прямого и/или опосредованного владения одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами долей в юридическом лице, что соответствует
    эквиваленту 50 или более процентов уставного капитала и/или голосов юридического лица, или независимо от формального владения осуществлять такое воздействие на основе соглашения или любым иным образом;
  • конфликт интересов - имеющиеся и потенциальные противоречия между личными интересами и должностными или профессиональными обязанностями лица, которые могут повлиять на добросовестное выполнение им своих полномочий, объективность и беспристрастность принятия решений;
  • средства - деньги в национальной или иностранной валюте или их эквивалент;
  • кредитный реестр Национального банка Украины (далее - Кредитный реестр) - информационная система, обеспечивающая сбор, накопление, хранение, изменение, использование и распространение (предоставление) информации о кредитных операциях банков и о состоянии выполнения обязательств по таким операциям, анализ и классификацию кредитов;
  • кредитор банка - юридическое или физическое лицо, имеющее документально подтвержденные требования к банку по его имущественных обязательств;
  • цепь владения корпоративными правами юридического лица - информация о составе ключовиx участников юридического лица, включая информацию о ключовиx участников первого и каждого последующего уровня владения корпоративными правами юридического лица;
  • ликвидация банка - процедура прекращения функционирования банка как юридического лица в соответствии с положениями настоящего Закона и Закона Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц";
  • ликвидатор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее функции по прекращению деятельности банка и удовлетворению требований кредиторов; (Определение термина "ликвидатор" исключено из Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • ликвидационная масса - все виды имущественных активов (имущество и имущественные права) банка, принадлежащие ему на праве собственности на день открытия ликвидационной процедуры и выявленные в ходе ликвидации; (Определение термина "ликвидационная масса" исключено
    основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • материнский банк - украинский банк, который не является дочерней компанией другого украинского банка или банковской холдинговой компании и среди дочерних и / или ассоциированных компаний которого является банк и / или другое финансовое учреждение, и / или компания, для которой предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности ;
  • мораторий - приостановление исполнения банком обязательств перед кредиторами и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) и приостановление мероприятий, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств; (Определение термина "мораторий" исключено на основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • неплатежеспособность банка - неспособность банка своевременно и в полном объеме выполнить законные требования кредиторов из-за отсутствия средств или уменьшения размера капитала банка до суммы, составляющей менее одной трети минимального размера регулятивного капитала банка; (Определение термина "неплатежеспособность банка" исключено основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала банка - соотношение между размером регулятивного капитала и суммой активов и внебалансовых обязательств, взвешенных на соответствующие коэффициенты кредитного риска и суммой требований для покрытия других рисков банка;
  • нормативно-правовые акты Национального банка Украины - нормативно-правовые акты, издаваемые Национальным банком Украины в пределах его полномочий во исполнение настоящего и других законов Украины;
  • подразделение банка - структурная единица банка, не имеющая статуса юридического лица и выполняющая функции, определенные банком; (Определение термина "подразделение банка" исключено на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011)
  • представительство банка - территориально обособленное структурное подразделение банка, выполняет функции представительства и защиты интересов банка и не осуществляющее банковскую деятельность; (Определение термина "представительство банка" исключено на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011);
  • профессиональное суждение - мотивированный, объективный, беспристрастный и обоснованный вывод и / или оценка Национального банка Украины относительно фактов, событий, обстоятельств, лиц, основанный на знаниях и опыте сотрудников Национального банка Украины, на комплексном и всестороннем анализе информации и документов, поданных в Национальный банк Украины в пределах предусмотренных законодательством процедур и полученных Национальным банком Украины, в том числе в результате совершения им банковского регулирования и надзора, а также на информации из официальных источников;
  • профиль риска банка - результат оценки уровня рисков банка на определенную дату к учету мер по минимизации рисков, а также с учетом таких мероприятий, в разрезе каждого из видов риска и в агрегированном виде;
  • публичная компания - юридическое лицо, созданное в форме публичного акционерного общества, которое отвечает требованиям, определенным Национальным банком Украины;
  • реорганизация банка - слияния, присоединения, выделение, разделение банка, изменение его организационно-правовой формы (преобразования), следствием которых является передача его имущества, средств, прав и обязанностей правопреемникам, принятие его имущества правопреемником;
  • уровень владения корпоративными правами юридического лица - отношения по владению корпоративными правами юридического лица между таким юридическим лицом и его участниками. Если все участники юридического лица являются физическими лицами, такое юридическое лицо имеет только один уровень владения корпоративными правами;
  • раскрытые резервы - резервы и фонды, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли и обнародованы в финансовой отчетности банка;
  • расчетные банковские операции - движение денег на банковских счетах, осуществляемое согласно распоряжениям клиентов или в результате действий, которые в рамках закона повлекли изменение права собственности на активы;
  • родственное лицо - юридическое лицо, имеющее общих с банком владельцев существенного участия;
  • системно важный банк - банк, отвечает критериям, установленным Национальным банком Украины, деятельность которого влияет на стабильность банковской системы;
  • структура собственности юридического лица - система взаимоотношений юридических и физических лиц, что позволяет определить:
    • 1) всех ключевых участников (включая публичные компании) и контроллеров такого юридического лица;
    • 2) всех ключевых участников каждого юридического лица, существует в цепи владения корпоративными правами такого юридического лица;
    • 3) всех лиц, имеющих прямое и / или косвенное существенное участие в такой юридическому лицу;
    • 4) отношения контроля в отношении этого юридического лица между всеми лицами, указанными в пунктах 1-3 настоящего определения;
  • временная администрация - процедура, применяемая Национальным банком Украины при осуществлении банковского надзора при обстоятельствах, предусмотренных настоящим Законом; (Определение термина "временная администрация" исключено на основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • временный администратор - физическое или юридическое лицо, назначаемое Национальным банком Украины для осуществления временной администрации; (Определение термина "временный администратор" исключено на основании Закона N 4452-VI от 23.02.2012)
  • уполномоченное лицо банка - лицо, которое на основании устава или соглашения имеет полномочия представлять банк и совершать от его имени определенные действия, имеющие юридическое значение;
  • участники банка - учредители банка, акционеры банка и пайщики кооперативного банка;
  • участники банковской группы - банки, другие финансовые учреждения, компании, для которых предоставление финансовых услуг является преобладающим видом деятельности, банковские холдинговые компании, компании по предоставлению вспомогательных услуг, имеют общего контроллера;
  • филиал банка - обособленное структурное подразделение банка, не имеющее статуса юридического лица и осуществляющее банковскую деятельность от имени банка; (Определение термина "филиал банка" исключено на основании Закона N 3024-VI от 15.02.2011)
  • финансовая холдинговая группа - финансовое учреждение, отвечающее требованиям статьи 12 настоящего Закона. (Определение термина "финансовая холдинговая группа" исключено на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)
  • участник юридического лица - лицо, которое владеет корпоративными правами этого юридического лица;
  • финансовое оздоровление банка - восстановление платежеспособности банка и приведения финансовых показателей его деятельности в соответствие с требованиями Национального банка Украины.

Термины "ассоциированная компания", "материнская компания", "финансовая холдинговая компания", "компания по предоставлению вспомогательных услуг", "потребитель финансовых услуг", "финансовые услуги", "финансовое учреждение" употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в Законе Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг".

Термин "андеррайтинг" в этом Законе употребляется в значении, определенном в Законе Украины "О рынках капитала и организованные товарные рынки".

Статья 3. Сфера применения

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при создании, регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.

Положения настоящего Закона и нормативно-правовые акты Национального банка Украины применяются как к банкам, так и к филиалов иностранных банков.

Положения настоящего Закона применяются к представительствам иностранных банков, действующих на территории Украины, если иное не установлено международными договорами (соглашениями), согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также к филиалов украинских банков за рубежом и к связанным с банком лиц, определенных статьей 52 этого Закона.

Соответствующие положения настоящего Закона распространяются также на отдельные обязательства и ответственность других лиц, деятельность которых связана с функционированием банков.

Отношения, возникающие при применении процедуры временной администрации и ликвидации эмитента ипотечных облигаций, этот Закон регулирует в части, не противоречащей Закону Украины "Об ипотечных облигациях". 

(Часть шестая статьи 3 исключена на основании Закона N 1507-VII (1507-18) от 17.06.2014)

Статья 4. Банковская система Украины

Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, а также филиалов иностранных банков, которые созданы и действуют на территории Украины в соответствии с положениями настоящего Закона и другими законами Украины.

Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам услуг.

Национальный банк Украины определяет виды специализированных банков и порядок приобретения банком статуса специализированного.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование деятельности специализированных банков посредством экономических нормативов и нормативно-правового обеспечения осуществляемых этими банками операций.

Национальный банк Украины определяет системно важные банки в соответствии со следующими критериями: размера банка, степени финансовых взаимосвязей, направлений деятельности

Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор в соответствии с положениями Конституции Украины, настоящего Закона, Закона Украины "О Национальном банке Украины", других законодательных актов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Национальный банк Украины определяет особенности регулирования и надзора за системно важными банками с учетом специфики их деятельности.

Статья 5. Экономическая независимость банков

Банки имеют право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое находится в их собственности.

Государство не отвечает по обязательствам банков, а банки не отвечают по обязательствам государства, если иное не предусмотрено законом или договором. Национальный банк Украины не отвечает по обязательствами банков, а банки не отвечают по обязательствам Национального банка Украины, если иное не предусмотрено законом или договором.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается каким-либо образом влиять на руководство либо работников банков в ходе выполнения ими служебных обязанностей или вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Ущерб, причиненный банку в результате такого вмешательства, подлежит возмещению в порядке, определенном законом.

Статья 6. Организационно-правовая форма банка

Банки в Украине создаются в форме акционерного общества или кооперативного банка.

Особенности правового статуса, порядка создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков определяются этим Законом и Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц".

Законодательство об акционерных обществах применяется к банкам с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В случае противоречия норм этого Закона нормам других законодательных актов (включая кодексы) нормы этого Закона имеют преимущество.

Статья 7. Государственные банки

(Статья 7 в части, касающейся банков, 100 процентов акций которых приобретены государством в соответствии со статьей 41-1 Закона Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц" до вступления в силу Закона № 2491-VIII от 05.07.2018, вступает в силу с 30 апреля 2019 - см. пункт 3 раздела II Закона № 2491-VIII от 05.07.2018)

Государственный банк - это банк, 100 процентов уставного капитала которого принадлежит государству. Государственный банк может существовать только в форме акционерного общества.

Положения настоящего Закона распространяются на государственные банки с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Положение других законов Украины применяются к государственным банкам в части, не противоречащей этой статье.

Единственным акционером государственного банка является государство. Функции по управлению корпоративными правами государства в государственном банке осуществляет Кабинет Министров Украины. Орган, осуществляющий управление корпоративными правами государства в государственном банке, также выполняет функции высшего органа управления государственного банка (далее - высший орган).

Другими органами управления государственного банка являются наблюдательный совет государственного банка и правления государственного банка.

Решение высшего органа оформляются актами Кабинета Министров Украины, проекты которых готовятся и вносятся на рассмотрение Кабинета Министров Украины центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, и не подлежат согласованию с другими заинтересованными органами.

Устав государственного банка утверждается высшим органом и должен соответствовать требованиям законов Украины с учетом особенностей, установленных настоящим Законом, и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

К исключительной компетенции высшего органа относится принятие решений по:

  • 1) определение основных (стратегических) направлений деятельности государственного банка и утверждения отчетов об их выполнении;
  • 2) утверждение стратегии развития государственного банка, утвержденной наблюдательным советом государственного банка;
  • 3) внесение изменений в устав государственного банка;
  • 4) увеличение или уменьшение уставного капитала государственного банка;
  • 5) назначение и прекращение полномочий членов наблюдательного совета государственного банка в порядке и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей;
  • 6) утверждение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых с членами наблюдательного совета государственного банка, избрание лица, уполномоченного на подписание гражданско-правовых договоров с членами наблюдательного совета государственного банка;
  • 7) установление размера вознаграждения членов наблюдательного совета государственного банка, в том числе поощрительных и компенсационных выплат;
  • 8) утверждение положения о вознаграждении членов наблюдательного совета государственного банка, требования к которому устанавливаются Национальным банком Украины;
  • 9) утверждение отчета о вознаграждении членов наблюдательного совета государственного банка, требования к которому устанавливаются Национальным банком Украины;
  • 10) утверждение годового отчета государственного банка;
  • 11) утверждение мер по результатам рассмотрения отчета наблюдательного совета государственного банка, в том числе о выполнении стратегии развития государственного банка;
  • 12) покрытие убытков и распределения прибыли;
  • 13) утверждение размера годовых дивидендов;
  • 14) утверждение положения о наблюдательном совете государственного банка;
  • 15) изменения типа акционерного общества в форме которого существует государственный банк;
  • 16) эмиссии акций, их дробление или консолидации;
  • 17) выкупа государственным банком акций собственной эмиссии;
  • 18) аннулирование или продажи выкупленных акций государственного банка;
  • 19) реорганизации государственного банка, избрание комиссии по реорганизации государственного банка;
  • 20) ликвидации государственного банка, избрание комиссии по прекращению (ликвидационной комиссии, ликвидатора) государственного банка, утверждение ликвидационного баланса;
  • 21) установление критериев отбора внешнего аудитора государственного банка;
  • 22) дача согласия на совершение крупной сделки по представлению наблюдательного совета государственного банка;
  • 23) дача согласия на совершение сделки, совершения которой имеется заинтересованность, в случаях и порядке, установленных Законом Украины "Об акционерных обществах", с учетом положений статьи 52 настоящего Закона.
  • 24) утверждение порядка ежегодного оценивания эффективности деятельности наблюдательного совета, включая критерии оценки выполнения стратегии и / или бизнес-плана развития государственного банка и результатов такой оценки.

Полномочия по решению вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа, не могут быть переданы другим органам управления государственным банком. Высший орган не имеет права принимать решения по вопросам деятельности государственного банка, не относящиеся к его исключительной компетенции. Высший орган не участвует в текущем управлении государственным банком.

Высший орган вправе получать любую информацию о финансово-хозяйственной деятельности государственного банка, необходимую для осуществления его полномочий, с учетом положений настоящего Закона о банковской тайне.

Наблюдательный совет является коллегиальным органом управления государственного банка, в пределах своей компетенции осуществляет управление государственным банком, а также контролирует и регулирует деятельность исполнительного органа государственного банка с целью выполнения стратегии развития государственного банка. Наблюдательный совет государственного банка, действуя в интересах государственного банка в соответствии с настоящим Законом, осуществляет защиту прав вкладчиков, кредиторов и государства как акционера. На наблюдательный совет и правление государственного банка распространяются положения статьи 37 настоящего Закона относительно коллективной годности и по эффективному управлению и контролю за деятельностью банка.

Наблюдательный совет государственного банка состоит из девяти членов, из которых шесть членов являются независимыми, а три члена являются представителями государства.

Члены наблюдательного совета государственного банка должны соответствовать требованиям настоящей статьи, а также требованиям к руководителю банка, установленным статьей 42 настоящего Закона. Не допускается назначение лица на должность члена наблюдательного совета государственного банка, если такое назначение может привести к конфликту интересов. Не может быть членом наблюдательного совета государственного банка лицо, имеющее непогашенную или неснятую в установленном законодательством порядке судимость и / или которая подвергалось административному взысканию за совершение правонарушения, связанного с коррупцией.

Независимым членом наблюдательного совета государственного банка не может быть лицо, которое:

  • 1) является или в течение последних пяти лет была руководителем (кроме независимого члена наблюдательного совета) этого государственного банка и / или его филиала, представительства и / или другого обособленного подразделения или юридического лица, в которой этот государственный банк имеет существенное участие;
  • 2) является или в течение последних трех лет была сотрудником этого государственного банка и / или его филиала, представительства и / или другого обособленного подразделения или юридического лица, в которой этот государственный банк имеет существенное участие;
  • 3) является связанным лицом (кроме независимого члена наблюдательного совета) этого государственного банка;
  • 4) получает или в течение последних трех лет получала от этого государственного банка или юридических лиц, в которых этот государственный банк имеет существенное участие, существенные доходы, кроме доходов в виде вознаграждения за выполнение функций члена наблюдательного совета (при этом существенными являются доходы, превышающие 5 процентов совокупного годового дохода такого лица за соответствующий год);
  • 5) является владельцем существенного участия, руководителем, должностным лицом и / или членом совета или иного органа управления, работником другого банка, зарегистрированного в Украине, или лицом, имеющим возможность влиять на принятие решений по основным направлениям деятельности и / или оказывает значительное влияние на управление и деятельность другого банка, зарегистрированного в Украине;
  • 6) является лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления (согласно перечню, указанному в пункте 1 части первой статьи 3 Закона Украины "О предотвращении коррупции")
  • 7) является или в течение последних двух лет была должностным лицом, занимающим ответственное и особо ответственное положение (под должностными лицами, которые занимают ответственное и особо ответственное положение, понимаются лица, указанные в примечании к статье 50 Закона Украины "О предотвращении коррупции")
  • 8) является внешним аудитором этого государственного банка и / или его филиала, представительства и / или другого обособленного подразделения или юридического лица, в которой этот государственный банк имеет существенное участие, или была им в течение любого периода за последние три года, предшествующие ее назначению в наблюдательный совет этого государственного банка;
  • 9) принимает участие во внешнем аудите этого государственного банка и / или его филиала, представительства и / или другого обособленного подразделения или юридического лица, в которой этот государственный банк имеет существенное участие, как аудитор, работающий в составе аудиторской организации или участвовала в таком аудите в течение любого периода за последние три года, предшествующие его назначению в наблюдательный совет этого государственного банка;
  • 10) имеет или имела в течение последнего года существенные хозяйственные и / или гражданско-правовые отношения с этим государственным банком или юридическим лицом, в которой этот государственный банк имеет существенное участие, или является конечным (бенефициарным) владельцем или должностным лицом юридического лица, имеет или были такие отношения (при этом существенными являются хозяйственные и / или гражданско-правовые отношения, в результате которых человек получил или имеет право получить доходы, кредит или заем в сумме, превышающей 5 процентов доходов такого лица за предыдущий отчетный год);
  • 11) является членом исполнительного органа юридического лица, членом наблюдательного совета которой является любой руководитель этого государственного банка;
  • 12) близка лицом с лицами, указанными в пунктах 1-11 этой части, если назначение и пребывания этого лица в должности члена наблюдательного совета государственного банка приведет к конфликту интересов (термин "близкое лицо" употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращения коррупции »).

Представителем государства в наблюдательном совете государственного банка не может быть лицо, которое:

  • 1) является или в течение последнего года была руководителем (кроме члена наблюдательного совета) этого государственного банка или его дочернего предприятия, филиала, представительства и / или иного обособленного подразделения;
  • 2) указанная в пунктах 5, 6 и 8-11 части тринадцатой этой статьи
  • 3) близка лицом с лицами, указанными в пунктах 1-2 этой части, если назначение и пребывания этого лица в должности члена наблюдательного совета государственного банка приведет к конфликту интересов (термин "близкое лицо" употребляется в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращения коррупции »).
  • 4) является связанным лицом (кроме члена наблюдательного совета - представителя государства) этого государственного банка;
  • 5) является или в течение последнего года была работником этого государственного банка и / или его филиала, представительства и / или другого обособленного подразделения или юридического лица, в которой этот государственный банк имеет существенное участие;
  • 6) получает или в течение последнего года получала от этого государственного банка или юридических лиц, в которых этот государственный банк имеет существенное участие, существенные доходы, кроме доходов в виде вознаграждения за выполнение функций члена наблюдательного совета (при этом существенными являются доходы, превышающие 5 процентов совокупного годового дохода такого лица за соответствующий год).

Один представитель государства в наблюдательном совете государственного банка назначается высшим органом по представлению Президента Украины, один - по представлению Кабинета Министров Украины и один - по представлению профильного Комитета Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности.

Для определения претендентов на должности независимых членов наблюдательного совета государственного банка Кабинет Министров Украины образует конкурсную комиссию, в состав которой входят один представитель от Президента Украины, три - от Кабинета Министров Украины и один - от профильного комитета Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности. Требования к членам конкурсной комиссии определяет Кабинет Министров Украины.

В работе конкурсной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса представители международных финансовых организаций.

Конкурсная комиссия проверяет претендентов на должности независимых членов наблюдательного совета государственного банка на соответствие требованиям, установленным настоящим Законом.

Претенденты на должности независимых членов наблюдательного совета государственного банка определяются путем конкурсного отбора в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

К конкурсному отбору допускаются исключительно кандидаты, отобранные на условиях открытого конкурса компанией по подбору персонала, определенной Кабинетом Министров Украины в установленном им порядке из числа имеющих международный опыт предоставления услуг по подбору руководящего состава банков не менее 10 лет. Компания по подбору персонала подает конкурсной комиссии список кандидатов для проведения отбора и подготовки представления высшему органу. Привлечение компании по подбору персонала осуществляется на платной основе за счет средств государственного банка и / или других источников, не запрещенных законодательством.

Независимые члены наблюдательного совета государственного банка назначаются высшим органом на основании представления конкурсной комиссии в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего представления. Члены наблюдательного совета государственного банка вступают в должность после их согласования Национальным банком Украины в соответствии со статьей 42 настоящего Закона.

К исключительной компетенции наблюдательного совета государственного банка относится принятие решений по вопросам, определенным частью седьмой статьи 39 настоящего Закона, а также:

  • 1) предоставление согласия на совершение крупной сделки или вынесения этого вопроса на рассмотрение высшего органа;
  • 2) предоставление согласия на совершение сделки, совершения которой имеется заинтересованность, в случаях и порядке, установленных Законом Украины "Об акционерных обществах", с учетом положений статьи 52 настоящего Закона;
  • 3) утверждение положения о правлении государственного банка;
  • 4) рассмотрение отчета правления государственного банка и утверждение мероприятий по результатам его рассмотрения;
  • 5) рассмотрение выводов внешнего и внутреннего аудита и утверждение мероприятий по результатам их рассмотрения;
  • 6) утверждение принципов (кодекса) корпоративного управления государственного банка;
  • 7) принятие решений об образовании комитетов наблюдательного совета государственного банка и утверждение положений о них;
  • 8) принятие решений по другим вопросам, отнесенным уставом государственного банка к исключительной компетенции наблюдательного совета государственного банка.

Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции наблюдательного совета государственного банка, не могут решаться другими органами управления государственного банка, кроме вынесения на рассмотрение высшего органа вопрос о предоставлении согласия на совершение крупной сделки в соответствии с пунктом 1 части двадцать второй настоящей статьи.

После определения высшим органом основных (стратегических) направлений деятельности государственного банка наблюдательный совет государственного банка должна обеспечить разработку и утвердить стратегию развития государственного банка и передать ее на одобрение высшему органу в порядке, установленном уставом и положением о наблюдательном совете государственного банка. Стратегия развития государственного банка предполагает достижение определенных высшим органом основных (стратегических) направлений деятельности государственного банка и содержит ожидаемые показатели результатов деятельности государственного банка. Стратегия развития государственного банка должна быть направлена ​​на увеличение рыночной стоимости государственного банка в долгосрочной перспективе с учетом рыночных условий. Высший орган отказывает в принятии стратегии развития государственного банка в случае несоответствия стратегии определенным высшим органом основным (стратегическим) направлениям деятельности государственного банка или наличии существенных недостатков, которые могут помешать эффективному выполнению стратегии. В случае неодобрения стратегии развития государственного банка высший орган возвращает ее наблюдательном совете государственного банка на доработку с указанием конкретных замечаний и возражений. В случае повторного неодобрения стратегии развития государственного банка высший орган вправе прекратить полномочия всего состава наблюдательного совета государственного банка, при этом основания неодобрение стратегии развития государственного банка должны быть опубликованы вышестоящим органом.

Срок полномочий наблюдательного совета государственного банка составляет три года.

Высший орган обязан начать конкурсный отбор претендентов на должности независимых членов наблюдательного совета государственного банка не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий наблюдательного совета государственного банка. В случае если по окончании срока полномочий наблюдательного совета государственного банка высшим органом не принято решение о назначении нового состава наблюдательного совета государственного банка, наблюдательный совет государственного банка продолжает выполнять свои полномочия до назначения ее нового состава. Повторное назначение лица на должность независимого члена наблюдательного совета государственного банка не требует прохождения таким лицом конкурсного отбора. Лицо не может занимать должность члена наблюдательного совета государственного банка более двух сроков подряд.

С членами наблюдательного совета государственного банка заключаются гражданско-правовые договоры, которыми предусматриваются права, обязанности и условия работы членов наблюдательного совета государственного банка, в том числе размер их вознаграждения. Размер вознаграждения независимых членов наблюдательного совета государственного банка, в том числе поощрительных и компенсационных выплат, устанавливается высшим органом с учетом предложений конкурсной комиссии, предоставленных во время конкурсного отбора претендентов на должности независимых членов наблюдательного совета государственного банка. Расходы на оплату работы членов наблюдательного совета государственного банка несет государственный банк.

Наблюдательный совет государственного банка возглавляет председатель, который избирается наблюдательным советом государственного банка из числа ее независимых членов.

Заседание наблюдательного совета государственного банка является правомочным при присутствии не менее шести ее членов. Решение наблюдательного совета государственного банка принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании и имеющих право голоса, если для принятия решения уставом государственного банка не устанавливается большее количество голосов. Порядок созыва и проведения заседаний, голосования, принятия и оформления решений наблюдательного совета государственного банка определяется уставом государственного банка и положением о наблюдательном совете государственного банка.

Члены наблюдательного совета государственного банка самостоятельно и по своему усмотрению принимают решение о голосовании по всем вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета государственного банка. Члены наблюдательного совета государственного банка должны добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, действовать в интересах государственного банка и избегать конфликта интересов.

Независимые члены и представители государства в наблюдательном совете государственного банка имеют равные права и обязанности, кроме случаев, установленных настоящей статьей. Члены наблюдательного совета государственного банка имеют право получать любую информацию (в том числе информацию, составляющую банковскую тайну) о государственном банк с учетом положений настоящего Закона о банковской тайне.

Наблюдательный совет государственного банка в обязательном порядке образует комитет по аудиту, комитет по вопросам рисков и комитет по вопросам назначений и вознаграждений должностным лицам. Комитеты наблюдательного совета государственного банка по вопросам рисков и по назначениям и вознаграждениям должностным лицам возглавляют независимые члены наблюдательного совета государственного банка. Большинство членов указанных комитетов должны составлять независимые члены наблюдательного совета государственного банка. Комитет наблюдательного совета государственного банка по вопросам аудита состоит исключительно из независимых членов наблюдательного совета государственного банка. Наблюдательный совет государственного банка может образовывать и другие комитеты. Порядок образования и деятельности комитетов наблюдательного совета государственного банка определяется уставом государственного банка, положением о наблюдательном совете государственного банка и положениями о ее комитеты.

Полномочия члена наблюдательного совета государственного банка могут быть прекращены досрочно исключительно по следующим основаниям:

  • 1) невыполнение стратегии и / или бизнес-плана развития государственного банка, что подтверждается результатами ежегодного оценивания, которое проводится в порядке, определенном высшим органом;
  • 2) повторное неодобрение высшим органом стратегии развития государственного банка, утвержденной наблюдательным советом государственного банка;
  • 3) установление факта несоответствия члена наблюдательного совета государственного банка требованиям, установленным частью тринадцатой или четырнадцатой настоящей статьи;
  • 4) по требованию не менее пяти членов наблюдательного совета государственного банка или Национального банка Украины в случае, если член наблюдательного совета государственного банка ненадлежащим образом выполняет свои должностные обязанности или не соответствует квалификационным требованиям;
  • 5) представление членом наблюдательного совета государственного банка личного письменного заявления о прекращении полномочий по собственному желанию, при условии, что такое заявление подается не позднее чем за две недели до прекращения полномочий;
  • 6) представление членом наблюдательного совета государственного банка личного письменного заявления о прекращении полномочий в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
  • 7) вступления в законную силу приговором или решением суда, которым члена наблюдательного совета государственного банка осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей члена наблюдательного совета;
  • 8) вступления в отношении члена наблюдательного совета государственного банка законную силу судебного решения о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, связанного с коррупцией;
  • 9) смерть члена наблюдательного совета государственного банка, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • 10) введение Фондом гарантирования вкладов физических лиц временной администрации в государственном банке или начало процедуры ликвидации государственного банка;
  • 11) отзыва Президентом Украины представителя государства в наблюдательном совете государственного банка, предназначенного по представлению Президента Украины, отзыв Кабинетом Министров Украины представителя государства в наблюдательном совете государственного банка, предназначенного по представлению Кабинета Министров Украины, и отзыв профильным Комитетом Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности, представителя государства в наблюдательном совете государственного банка, предназначенного по представлению профильного Комитета Верховной Рады Ук ны, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности.

Решение о досрочном прекращении полномочий члена наблюдательного совета государственного банка по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4 части тридцать третьей настоящей статьи, принимается высшим органом, при этом решение о досрочном прекращении полномочий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части тридцать третьей настоящей статьи, принимается только в отношении всего состава наблюдательного совета государственного банка. Полномочия члена наблюдательного совета государственного банка досрочно прекращаются по основаниям, предусмотренным пунктами 5-11 части тридцать третьей настоящей статьи, с наступлением соответствующих обстоятельств, без решения вышестоящего органа.

В случае досрочного прекращения полномочий независимого члена или всего состава наблюдательного совета государственного банка конкурсная комиссия обязана в течение одного месяца определить претендентов на замещение вакантных должностей независимых членов наблюдательного совета государственного банка из числа кандидатов, отобранных компанией по подбору персонала во время проведения предыдущего конкурса в соответствии с частей шестнадцатой - двадцатой этой статьи. В случае невозможности определить претендентов на замещение вакантных должностей независимых членов наблюдательного совета государственного банка из числа кандидатов, предварительно отобранных компанией по подбору персонала в соответствии с частью двадцатой настоящей статьи, высший орган обязан начать новый конкурсный отбор претендентов на должности независимых членов наблюдательного совета государственного банка в соответствии с частями шестнадцатой - двадцатой этой статьи.

В случае досрочного прекращения полномочий представителя государства в наблюдательном совете государственного банка, предназначенного по представлению Президента Украины, Кабинета Министров Украины или профильного Комитета Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности, соответствующий субъект представления в течение одного месяца вносит представление на нового представителя государства в наблюдательном совете государственного банка.

Высший орган имеет право в любое время временно отстранить на срок не более шести месяцев члена наблюдательного совета государственного банка от исполнения его полномочий исключительно по следующим основаниям:

  • 1) по требованию не менее пяти членов наблюдательного совета государственного банка в случае, если член наблюдательного совета ненадлежащим образом выполняет свои должностные обязанности или в случае возникновения обоснованного подозрения о несоответствии требованиям, установленным частью тринадцатой или четырнадцатой настоящей статьи;
  • 2) вручения члену наблюдательного совета государственного банка уведомление о подозрении в совершении уголовного правонарушения;
  • 3) по требованию Президента Украины об отстранении от выполнения полномочий представителя государства в наблюдательном совете государственного банка, предназначенного по представлению Президента Украины, по требованию Кабинета Министров Украины об отстранении от выполнения полномочий представителя государства в наблюдательном совете государственного банка, предназначенного по представлению Кабинета Министров Украины, или по требованию профильного комитета Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности, об отстранении от выполнения повноваж нь представителя государства в наблюдательном совете государственного банка, предназначенного по представлению профильного Комитета Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относятся вопросы банковской деятельности.

Исполнительным органом государственного банка, который осуществляет текущее управление деятельностью государственного банка, является правление государственного банка. Председатель и члены правления государственного банка назначаются и освобождаются от должности наблюдательным советом государственного банка по предложению комитета наблюдательного совета государственного банка по вопросам назначений и вознаграждений должностным лицам. Комитет наблюдательного совета государственного банка по вопросам назначений и вознаграждений должностным лицам определяет кандидатов на замещение должностей председателя и членов правления государственного банка по результатам конкурсного отбора, который проводится в порядке, определенном наблюдательным советом государственного банка. Конкурс на должность председателя или члена правления государственного банка объявляется не менее чем за три месяца до истечения срока полномочий в соответствии председателя или члена правления государственного банка. Срок полномочий председателя и членов правления государственного банка определяется уставом государственного банка и не может превышать пять лет с правом назначения на новый срок по результатам конкурсного отбора. Полномочия правления государственного банка определяются уставом государственного банка. Порядок созыва и проведения заседаний, голосования, принятия и оформления решений правления государственного банка определяется уставом государственного банка и положением о правлении государственного банка. Председатель и члены правления государственного банка должны добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, действовать в интересах государственного банка и избегать конфликта интересов. Председатель и члены правления государственного банка должны соответствовать квалификационным требованиям.

Национальный банк Украины согласовывает на должности председателя и членов правления государственного банка в соответствии со статьей 42 настоящего Закона. Председатель правления государственного банка вступает в должность после его согласования Национальным банком Украины.

Финансовая отчетность государственного банка подлежит обязательной проверке аудиторской фирмой в соответствии с положениями статьи 70 настоящего Закона.

Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, имеет право получать любую информацию о финансово-хозяйственной деятельности государственного банка, в том числе информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для осуществления мониторинга деятельности государственного банка и состояния выполнения стратегии развития государственного банка.

Между государственным банком и Кабинетом Министров Украины может заключаться рамочное соглашение о взаимодействии, которой регулируются вопросы взаимодействия между государственным банком, Кабинетом Министров Украины и центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики. От имени государственного банка рамочное соглашение о взаимодействии подписывают председатель наблюдательного совета государственного банка и председатель правления государственного банка. Рамочное соглашение о взаимодействии подлежит опубликованию на официальных сайтах государственного банка и центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

Государственный банк не должен предоставлять необоснованные преимущества отдельным клиентам или совершать сделки с клиентами на условиях, не являются текущими рыночными условиями.

На государственный банк не распространяется обязанность составлять и выполнять годовой финансовый план в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины.

В случае приобретения государством права собственности на 100 процентов акций банка положения этой статьи начинают применяться в такой банк через один год после вступления государством права собственности на 100 процентов акций банка. Члены наблюдательного совета такого банка, избранные до начала применения к нему положений настоящей статьи, осуществляют свои полномочия в течение срока, на который они были избраны, если их полномочия не были прекращены в соответствии с законом, но не более трех лет с момента назначения.

В случае частичного или полного отчуждения государством принадлежащих ему акций государственного банка такой банк теряет статус государственного на следующий день после такого отчуждения. Со дня потери банком статуса государственного положения не применяются к такому банка, при этом устав и внутренние положения такого банка применяются в части, не противоречащей настоящему Закону, другим законам Украины и нормативно-правовым актам Национального банка Украины. Акционеры обязаны привести устав и деятельность банка, потерял статус государственного, в соответствие с требованиями настоящего Закона, других законов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Наблюдательный совет банка, потерявший статус государственного, обязана в течение одного месяца со дня утраты банком статуса государственного созвать общее собрание акционеров с целью приведения устава и деятельности банка в соответствие с требованиями настоящего Закона, других законов Украины и нормативно-правовых актов Национального банка Украины . Наблюдательный совет и правление банка, потерявший статус государственного, продолжают осуществлять свои полномочия до прекращения их полномочий в установленном законом порядке.

Статья 8. Кооперативные банки

Кооперативный банк создается в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Законодательство о кооперации распространяется на кооперативные банки в части, не противоречащей настоящему Закону.

Кооперативные банки создаются по принципу территориальности и делятся на местные и центральный кооперативные банки.

Минимальное число участников местного (в пределах области) кооперативного банка должно быть не менее 50 лиц. При уменьшении числа участников и неспособности кооперативного банка в течение одного года увеличить их число до минимально необходимого числа деятельность такого банка прекращается путем изменения организационно-правовой формы или ликвидации.

Участниками центрального кооперативного банка являются местные кооперативные банки. К функциям центрального кооперативного банка, кроме предусмотренных настоящим Законом, относятся централизация и перераспределение ресурсов, аккумулированных местными кооперативными банками, а также осуществление контроля за деятельностью кооперативных банков регионального уровня.

Органами управления кооперативных банков являются общее собрание участников (пайщиков), наблюдательный совет банка и правление банка. Органом контроля является ревизионная комиссия банка. Органы управления и контроля кооперативного банка создаются и осуществляют свои полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Уставный капитал кооперативного банка делится на паи. Уровень минимального размера уставного капитала кооперативного банка устанавливается Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом. Каждый участник кооперативного банка независимо от размера своего участия в капитале банка (пая) имеет право одного голоса.

Прибыли или убытки кооперативного банка по результатам финансового года распределяются между участниками пропорционально размеру их пая. Ограничения, установленные настоящим Законом для операций банка со связанными лицами, не распространяются на операции кооперативного банка.

Статья 9. Банковский надзор на консолидированной основе

Банковский надзор на консолидированной основе - это надзор, осуществляемый Национальным банком Украины за банковской группой с целью обеспечения стабильности банковской системы и ограничения рисков, которым подвергается банк в результате участия в банковской группе, путем регулирования, мониторинга и контроля рисков банковской группы в определенном Национальным банком Украина порядке.

Национальный банк Украины с целью осуществления надзора на консолидированной основе имеет право определять в пределах банковской группы подгруппы, состоящие минимум из двух участников банковской группы, и осуществлять за ними надзор на субконсолидированной основе.

Критерии определения таких подгрупп устанавливаются нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Банковская группа, подгруппы банковской группы, участники банковской группы обязаны соблюдать требования, установленные Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом.

Национальный банк Украины имеет право определять условия, при которых на участника банковской группы не распространяются требования, установленные Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом, в том числе по учету отчетности участников банковской группы при составлении / субконсолидированной отчетности, расчета нормативов банковской группы / подгруппы банковской группы, учитывая, в частности, размер активов участников банковской группы, соотношение их активов в консолидированных активов банковской группы, характер их деятельности и взаимоотношений с другими участниками банковской группы.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать требования к банковской группы и / или подгруппы банковской группы на консолидированной и субконсолидированной основе по:

  • 1) организации эффективной системы корпоративного управления;
  • 2) организации комплексной, адекватной и эффективной системы внутреннего контроля, включая систему управления рисками и внутренний аудит
  • 3) наличия учетных процедур, информационных систем, необходимых для обеспечения выполнения требований на консолидированной основе;
  • 4) составление и порядка представления консолидированной и субконсолидированной отчетности;
  • 5) достаточности регулятивного капитала;
  • 6) экономических нормативов;
  • 7) лимитов и ограничений в отношении определенных видов деятельности, в том числе о деятельности на территории других государств;
  • 8) порядок подачи необходимой отчетности и информации;
  • 9) разработка планов обеспечения непрерывной деятельности, финансирование в кризисных ситуациях, восстановление деятельности.

Национальный банк Украины имеет право устанавливать для банковской группы и / или подгруппы банковской группы коэффициент левериджа, определять его значение и порядок расчета.

Юридическое или физическое лицо, имеющее намерение стать контролером банковской группы, через определенную ней уполномоченное лицо обязано сообщить об этом Национальный банк Украины и предоставить Национальному банку Украины сведения о такой банковскую группу, в том числе структуру собственности банковской группы и виды деятельности ее участников в порядке, установленном Национальным банком Украины.

В случае выявления банковской группы, не идентифицирована контролером банковской группы или которое идентифицировано ним в полном составе, Национальный банк Украины в определенном им порядке идентифицирует такую ​​банковскую группу и принимает решение о признании банковской группы или о признании изменения структуры собственности банковской группы.

Национальный банк Украины имеет право требовать от контроллера банка, банковской группы, участников банковской группы, других юридических и физических лиц представления информации и копий документов, необходимых для идентификации банковской группы. Контроллер банка, банковской группы, участники банковской группы, другие юридические и физические лица обязаны предоставить Национальному банку Украины по его письменному требованию и в установленный им срок соответствующую информацию и копии документов.

Небанковские финансовые учреждения, которые являются участниками банковской группы, подлежат надзору со стороны Национального банка Украины в пределах надзора на консолидированной и субконсолидированной основе в соответствии с настоящим Законом.

Руководитель банковской холдинговой компании, его заместители, члены исполнительного органа, члены наблюдательного совета, главный бухгалтер должны соответствовать требованиям к руководителям банков, установленным настоящим Законом.

Юридическое или физическое лицо, имеющее намерение стать контролером банковской группы, через определенную ней уполномоченное лицо обязано сообщить об этом Национальный банк Украины и предоставить Национальному банку Украины сведения о такой банковскую группу, в том числе структуру собственности банковской группы и виды деятельности ее участников в порядке, установленном Национальным банком Украины.

В случае выявления банковской группы, не идентифицирована контролером банковской группы или которое идентифицировано ним в полном составе, Национальный банк Украины в определенном им порядке идентифицирует такую ​​банковскую группу и принимает решение о признании банковской группы или о признании изменения структуры собственности банковской группы.

Национальный банк Украины имеет право требовать от контроллера банка, банковской группы, участников банковской группы, других юридических и физических лиц представления информации и копий документов, необходимых для идентификации банковской группы. Контроллер банка, банковской группы, участники банковской группы, другие юридические и физические лица обязаны предоставить Национальному банку Украины по его письменному требованию и в установленный им срок соответствующую информацию и копии документов.

Банковская группа обязана определить среди участников банковской группы ответственное лицо банковской группы - банк, способный обеспечить выполнение требований, установленных Национальным банком Украины в банковскую группу, и согласовать ее с Национальным банком Украины. В банковской группе, в состав которой входит материнский банк, ответственным лицом является этот материнский банк.

Согласования Национальным банком Украины ответственного лица банковской группы осуществляется в порядке, определенном Национальным банком Украины.

До согласования Национальным банком Украины ответственного лица банковской группы или в случае, если по заключению Национального банка Украины ответственное лицо, определенное банковской группой, не способна обеспечить выполнение функций ответственного лица, ответственным лицом является банк - участник банковской группы с наибольшим значением активов за последний отчетный период (квартал).

Участник банковской группы не позднее 10 рабочих дней после изменения своей структуры собственности и / или видов деятельности обязан сообщить об этом ответственное лицо банковской группы.

Ответственное лицо банковской группы обязана уведомить Национальный банк Украины об изменении структуры собственности банковской группы и / или видов деятельности ее участников не позднее 30 календарных дней после наступления таких изменений.

Национальный банк Украины имеет право требовать от ответственного лица банковской группы информацию об участниках банковской группы, необходимую для осуществления банковского надзора на консолидированной основе. Ответственное лицо банковской группы обязана предоставлять Национальному банку Украины по его требованию и в установленный им срок соответствующую информацию.

Ответственное лицо банковской группы обязано обеспечить соблюдение банковской группой и подгруппами банковской группы требований, установленных Национальным банком Украины в соответствии с настоящим Законом.

Ответственное лицо банковской группы составляет консолидированную / субконсолидированной отчетность на основе отчетности участников банковской группы / подгрупп банковской группы в порядке, определенном Национальным банком Украины.

Участники банковской группы обязаны подавать ответственному лицу банковской группы отчеты, информацию и документы, необходимые для подготовки консолидированных отчетов, и обеспечивать выполнение требований относительно надзора на консолидированной основе.

Общая сумма прямой и / или косвенного участия участников банковской группы в уставном капитале юридического лица, не являющегося финансовым учреждением, не должна превышать 15 процентов регулятивного капитала банковской группы.

Общая сумма прямой и / или косвенного участия участников банковской группы в уставном капитале всех юридических лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, не должна превышать 60 процентов регулятивного капитала банковской группы.

Национальный банк Украины по результатам оценки банковской группы, проведенной им во время надзора на консолидированной основе в порядке и способом, определенные Национальным банком Украины, имеет право:

  • 1) устанавливать повышенные требования по достаточности капитала и повышенные значения экономических нормативов;
  • 2) требовать от ответственного лица банковской группы, ее руководителей, контроллера банковской группы принятия мер, направленных на устранение нарушений банковского законодательства, выполнение нормативно-правовых актов Национального банка Украины, поддержания на достаточном уровне капитала и ликвидности для покрытия всех существенных рисков банковской группы и / или подгрупп банковской группы, улучшение качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля, в том числе системы управления рисками.

Национальный банк Украины осуществляет контроль за операциями между участниками банковской группы, а также по операциям между участниками банковской группы и связанными с ними лицами.

Ответственное лицо банковской группы обязано обеспечить проведение ежегодной аудиторской проверки годовой консолидированной финансовой отчетности банковской группы аудиторской фирмой и представить результаты такой проверки в Национальный банк Украины в установленном им порядке. Требования о проведении ежегодной аудиторской проверки участниками банковской группы определяются нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Национальный банк Украины имеет право требовать от ответственного лица банковской группы расширение предмета аудиторской проверки в порядке и объемах, определенных нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Ответственное лицо банковской группы имеет право заключать договоры на проведение ежегодной аудиторской проверки годовой консолидированной финансовой отчетности банковской группы с одной аудиторской фирмой не более семи лет подряд.

Аудиторская фирма (аудитор), осуществляющая аудиторскую проверку годовой финансовой отчетности участника банковской группы, годовой консолидированной финансовой отчетности банковской группы и / или предоставляет другие аудиторские услуги, обязана (обязан) письменно сообщить Национальный банк Украины о выявленных во время проведения аудиторской проверки и / или предоставления других аудиторских услуг нарушение банковского законодательства, а также о любых событиях или фактах, которые могут представлять существенную угрозу безопасности и надежности участника банковской группы или всей банковской группы, о сомнениях относительно их возможности продолжать свою деятельность основе не позднее на следующий день после их обнаружения.

Аудиторская фирма (аудитор) по требованию Национального банка Украины обязана (обязан) предоставить Национальному банку Украины рабочие документы по вопросам аудита годовой финансовой отчетности участника банковской группы, годовой консолидированной финансовой отчетности банковской группы.

Статья 10. Банковская корпорация (Статья 10 исключена на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)

Статья 11. Банковская холдинговая группа (Статья 11 исключена на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)

Статья 12. Финансовая холдинговая группа (Статья 12 исключена на основании Закона N 3394-VI от 19.05.2011)

Статья 13. Банковские союзы и ассоциации

В целях защиты и представления интересов своих членов, развития межрегиональных и международных связей, обеспечения научного и информационного обмена и профессиональных интересов, разработки рекомендаций по банковской деятельности банки имеют право создавать неприбыльные союзы или ассоциации.

Банковские союзы и ассоциации не имеют права заниматься банковской или предпринимательской деятельностью и не могут быть созданы с целью получения прибыли.

Ассоциация (союз) банков является договорным объединением банков и не имеет права вмешиваться в деятельность банков - членов ассоциации (союза).