Аккумулятор YelonESS LR5000
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Риелторы Киева выбрать компанию
Инвертор YelonESS HV6K-1L
Бесплатно после регистрации
Лучшие адвокаты найти или добавить
Лучшие нотариусы найти или добавить

Закон Украины об объектах повышенной опасности

с изменениями от 13.12.2022, актуальность проверена 06.12.24

Данный Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, и направлен на защиту жизни и здоровья людей и окружающей среды от вредного влияния аварий на этих объектах путем предотвращения их возникновения, ограничения (локализации) развития и ликвидации последствий.

Статья 1. Определение терминов

В данном Законе термины употребляются в таком значении:

  • авария на объекте повышенной опасности - опасное событие техногенного характера, возникшее во время эксплуатации источника опасности и по своим последствиям приведшее (может привести) к гибели, угрозе жизни или здоровью работников объекта повышенной опасности и населения или к загрязнению окружающего природной среды;
  • восстановление показателей безопасности источника опасности - приведение источника опасности, во время эксплуатации которого возникла авария на объекте повышенной опасности в рабочее состояние;
  • источник опасности – установки, хранилища (резервуары, сосуды), трубопроводы, машины, агрегаты, технологическое оборудование (оборудование), сооружения или комплекс сооружений, расположенные в пределах объекта повышенной опасности на поверхности земли или под ней, в которых временно или постоянно используется , перерабатывается, производится, транспортируется, хранится одно или несколько опасных веществ или категорий веществ или их смесь;
  • эффект "домино" – вероятность возникновения или последовательное возникновение аварий на объектах, расположенных возле объекта повышенной опасности, на котором возникла авария, связанная с использованием опасных веществ;
  • идентификация объекта повышенной опасности – процедура, по результатам выполнения которой объект повышенной опасности считается объектом повышенной опасности соответствующего класса;
  • опасное вещество - вещество или смесь веществ, обладающая химическими, токсичными, взрывчатыми, окислительными, горючими свойствами, непосредственное или опосредованное действие которой может привести к гибели, острым или хроническим заболеваниям или отравлению людей или к загрязнению окружающей природной среды;
  • объект повышенной опасности – единственный имущественный комплекс предприятия, включающий любые здания, производства (цеха, отделения, производственные участки), отдельное оборудование и источники опасности, расположенные в пределах территории такого объекта, который по результатам идентификации объектов повышенной опасности считается объектом повышенной опасности соответствующего класса;
  • оператор - юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель, эксплуатирующий (планирующий эксплуатировать) хотя бы один объект повышенной опасности;
  • политика предотвращения аварий на объекте повышенной опасности – внутренний документ, в котором оператор с учетом требований законов излагает порядок действий, направленный на обеспечение безопасности в сфере деятельности, связанной с объектом повышенной опасности;
  • пороговая масса опасных веществ – нормативно установленная или рассчитанная масса отдельного опасного вещества или категории опасных веществ или суммарная масса опасных веществ разных категорий, в зависимости от количества которой определяется соответствующий класс объекта повышенной опасности;
  • приемлемый уровень риска – уровень риска возникновения аварии, который в пределах объекта или санитарно-защитной зоны вокруг него меньше или равен предельно допустимому уровню;
  • риск – вероятность возникновения любого опасного события в течение определенного периода или при определенных обстоятельствах;
  • смесь – механическое соединение или раствор двух или более веществ;
  • трансграничное влияние аварии - влияние на территорию и окружающую среду одного или нескольких государств вследствие аварии, произошедшей на территории другого государства

Статья 2. Законодательство в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

Отношения, связанные с деятельностью объектов повышенной опасности, регулируются Конституцией Украины, этим Законом, законами Украины и другими нормативно-правовыми актами.

Отношения, связанные с деятельностью объектов повышенной опасности в пределах территории исключительной (морской) экономической зоны Украины и на континентальном шельфе, которые осуществляются на условиях соглашений о распределении продукции, регулируются данным Законом с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О соглашениях о распределении продукции".

Статья 2-1. Сфера действия настоящего Закона

Действие этого закона распространяется на отношения в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности.

Действие настоящего Закона не распространяется на:

  • оборудование, установки, производства с наличием на них только источников ионизирующего излучения;
  • авиационные, автомобильные, водные, железнодорожные транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных веществ вне объекта повышенной опасности;
  • объекты разведки, добычи и разработки полезных ископаемых, не поднятые на поверхность

Статья 3. Государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

Государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, осуществляют уполномоченные законами органы власти, в том числе центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (в случае образования), к ведению которых в соответствии с законом отнесены вопросы:

  • охраны труда;
  • обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей естественной среды;
  • государственного надзора (контроля) в сферах пожарной и техногенной безопасности;
  • санитарно-эпидемической безопасности;
  • градостроения.

Государственный надзор и контроль за деятельностью, связанной с объектами повышенной опасности, осуществляемой в соответствии с условиями соглашения о распределении продукции в пределах территории исключительной (морской) экономической зоны Украины и на континентальном шельфе осуществляются с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины "О соглашениях о распределении продукции" (1039-14) и условиями соответствующего соглашения о распределении продукции.

Органы государственного надзора (контроля) осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности путем проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности 1 класса, осуществляются органами государственного надзора (контроля) не менее одного раза в год.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности 2 и 3 классов, осуществляются не менее одного раза в два года

Статья 4. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере деятельности связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

  • обеспечение реализации государственной политики в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • обеспечение государственного регулирования и контроля в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами;
  • организация международного сотрудничества в сфере деятельности связанной с объектами повышенной опасности;
  • координация работы центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • предоставление разрешений на сооружение и/или реконструкцию консервирование (ликвидацию) объектов повышенной опасности в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины, если другое не предусмотрено соглашением о распределении продукции;
  • осуществление других функций, предусмотренных законами Украины и актами Президента Украины.

Статья 5. Полномочия центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности (с изменениями от 15.07.21)

К полномочиям центральных органов исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

  • осуществление государственного контроля в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • осуществление нормативно-правового регулирования в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • решение других вопросов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в соответствии с законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты, является компетентным органом в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, относятся:

  • обеспечение взаимодействия между центральными органами исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • обеспечение сотрудничества с органами Европейского Союза и другими международными организациями по обмену данными об объектах повышенной опасности;
  • обеспечение оповещения и информирования соответствующих органов других государств, территории которых могут испытать влияние аварии и ее последствий в случае трансграничного воздействия аварии;
  • получение оповещения и информирования при угрозе возникновения или возникновения аварии на объектах повышенной опасности от других государств;
  • определение по информации, предоставленной операторами, перечня объектов, на которых может возникнуть эффект "домино", организация обмена информацией между общественностью и субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах, находящихся в зоне возникновения эффекта "домино" , об опасности, угрозе возникновения или возникновения аварии на объекте повышенной опасности;
  • обеспечение постоянного доступа общественности и субъектов хозяйствования, осуществляющих хозяйственную деятельность на объектах, находящихся в зоне возникновения эффекта "домино", к информационным ресурсам (в частности в электронной форме) о состоянии безопасности объектов повышенной опасности

Статья 6. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым областных, районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в пределах их компетенции относятся:

  • осуществление необходимых мер, направленных на предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, ограничение и ликвидацию их последствий;
  • организация совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти принятия в эксплуатацию объектов повышенной опасности, сфера экологического влияния деятельности которых согласно действующим нормам включает соответствующую территорию;
  • информирование населения об экологически опасных авариях и чрезвычайных ситуациях техногенного и естественного характера, действиях которые могут совершаться гражданами для уменьшения их влияния на здоровье людей и окружающей среды, а также о мероприятиях, которые применяются для преодоления и ликвидации последствий таких аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • организация работ по ликвидации последствий аварии на объектах повышенной опасности, привлечение к этим работам предприятий, учреждений организаций независимо от форм собственности и граждан;
  • принятие мер для возмещения вреда, причиненного в результате аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление других полномочий в соответствии с законами Украины, а также функций, определенных законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Статья 7. Полномочия Верховного совета Автономной Республики Крым, областных, районных, Киевской и Севастопольской городских советов и других советов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности

К полномочиям Верховного совета Автономной Республики Крым областных, районных, Киевской и Севастопольской городских советов и других советов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, относятся:

  • решения в соответствии с законодательством вопросов регулирования земельных отношений и пользования природными ресурсами в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности;
  • осуществление в пределах своих полномочий необходимых мер, направленных на предотвращение возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, ограничения и ликвидацию их последствий, информирования населения об их возникновении и организацию его защиты;
  • осуществление других полномочий, предусмотренных законами.

Статья 8. Обязанности операторов (с изменениями от 18.11.21)

Оператор обязан:

  • принимать меры, направленные на предотвращение аварий, ограничение и ликвидацию их последствий и защиту людей и окружающей среды от их влияния;
  • сообщать об аварии, которая случилась на объекте повышенной опасности, и о мероприятиях, осуществляемых для ликвидации ее последствий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления и население;
  • обеспечивать эксплуатацию объектов повышенной опасности придерживаясь приемлемого уровня риска;
  • выполнять требования данного Закона и других нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность объектов повышенной опасности.
  • заключать договоры страхования ответственности за вред, который может быть причинен в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие пожара, экологически опасной аварии, чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, аварии, представляющей угрозу санитарному и эпидемическому здоровью населения, по классу страхования 13, определенной статьей 4 Закона Украины "О страховании". Порядок и условия такого страхования утверждаются центральным органом исполнительной власти в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности по согласованию с Национальным банком Украины;
  • предоставлять центральному органу исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере гражданской защиты, или его территориальному органу (в случае его образования) по его требованию информацию и документы относительно:
    • принятия на объекте повышенной опасности мер, предусмотренных настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами;
    • увеличения количества или изменения свойств опасных веществ на объекте повышенной опасности, что приводит к увеличению риска возникновения аварий;
    • модернизации производства, оборудования, изменения технологии, что приводит к увеличению риска возникновения аварий;
    • прекращения своей деятельности или вывод из эксплуатации объекта повышенной опасности.

Обязанности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, при заключении соглашения о разделе продукции в соответствии с требованиями Закона Украины "О соглашениях о разделе продукции" подлежат выполнению с учетом следующих особенностей:

  • деятельность с использованием объекта (объектов) повышенной опасности на основании соглашения о разделе продукции производится исключительно в пределах условий, предусмотренных таким соглашением;
  • все разрешения и разрешительные документы, предусмотренные настоящим Законом, при выполнении соглашения о распределении продукции в пределах территории исключительной (морской) экономической зоны Украины и на континентальном шельфе предоставляются инвестору в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 9. Идентификация объектов повышенной опасности

Субъект хозяйствования идентифицирует объекты повышенной опасности в соответствии с количеством пороговой массы опасных веществ.

Объекты повышенной опасности, принадлежащие одному субъекту хозяйствования, но по территориальному признаку имеют разные адреса местонахождения, считаются разными объектами повышенной опасности.

По результатам идентификации объекта повышенной опасности ему устанавливается 1, 2 или 3 класс.

Нормативы пороговых масс опасных веществ или их смесей, которые используются для целей идентификации объекта повышенной опасности, порядок идентификации объектов повышенной опасности и их учета утверждаются Кабинетом Министров Украины

Статья 9-1. Политика предотвращения аварий на объекте повышенной опасности

Операторы с целью определения перечня требований, рекомендаций, ограничений и мер, направленных на обеспечение выполнения требований законодательства в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, предотвращением возникновения аварий, определяют и утверждают политику предотвращения аварий на объекте повышенной опасности. или 2 класса.

Политика предотвращения аварий на объекте повышенной опасности, утвержденная оператором, предоставляется центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере гражданской защиты, или его территориальному органу (в случае его образования) вместе с результатами идентификации объекта повышенной опасности, какой он эксплуатирует, а также перед принятием в эксплуатацию законченных строительством объектов не позднее 30 календарных дней до дня представления в соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля заявления о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта и выдачу сертификата.

Содержание, порядок разработки политики предотвращения аварий на объекте повышенной опасности, ее пересмотра, а также оценки эффективности определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты

Статья 10. Отчет о мерах безопасности на объекте повышенной опасности

Для объектов повышенной опасности 1 и 2 классов оператор готовит и представляет в установленном законодательством порядке центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере гражданской защиты, или его территориальному органу (в случае его образования) по местонахождению объекта повышенной опасности отчет о мерах безопасности на объекте повышенной опасности, который он эксплуатирует, а также перед принятием в эксплуатацию законченного строительством объекта не позднее 30 календарных дней до дня представления в соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля заявления о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта и выдачу сертификата.

Оператор обязан в течение 30 календарных дней после возникновения аварии на объекте повышенной опасности и в срок не более 80 календарных дней после начала модернизации производства или изменения технологии пересмотреть отчет о мерах безопасности на объекте повышенной опасности и при необходимости внести в него изменения.

После получения отчета о мерах безопасности на объекте повышенной опасности центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты, или его территориальный орган (в случае его образования) совместно с другим уполномоченным законом органом исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, в течение 15 рабочих дней проводит проверку предоставленных сведений, результаты которой в течение пяти рабочих дней информирует оператора.

В случае обнаружения во время проверки недостоверных или неполных сведений в отчете о мерах безопасности на объекте повышенной опасности оператор в срок не позднее 10 рабочих дней после получения результатов такой проверки вносит изменения в отчет о мерах безопасности на объекте повышенной опасности и повторно представляет его в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты, или его территориального органа (в случае его образования) по местонахождению объекта повышенной опасности.

В случае неустранения оператором выявленных при проверке недостатков в представленном отчете о мерах безопасности на объекте повышенной опасности или непредставления оператором отчета о мерах безопасности на объекте повышенной опасности в сроки, определенные частями первой, второй и четвертой настоящей статьи, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты, или его территориальный орган (в случае его образования) информирует соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля для принятия мер по отказу в выдаче сертификата о принятии в эксплуатацию объекта повышенной опасности или совместно с другими уполномоченными законом исполнительными органами власти, осуществляющими государственный надзор и контроль в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности, принимает в соответствии с законом меры по прекращению эксплуатации объекта повышенной опасности или источника опасности.

Порядок разработки и пересмотра отчета о мерах безопасности на объекте повышенной опасности, требования к его содержанию устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты.

Статья 11. Планирование при возникновении аварий на объектах повышенной опасности

Для организации реагирования на аварии на объектах повышенной опасности операторы разрабатывают и утверждают планы локализации и ликвидации аварий и их последствий для каждого объекта повышенной опасности, который они эксплуатируют.

Планы локализации и ликвидации аварий законченных строительством объектов повышенной опасности разрабатываются и утверждаются операторами не позднее 30 календарных дней до дня представления в соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля заявления о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта и выдачу сертификата.

План локализации и ликвидации аварий и их последствий - внутренний план объекта повышенной опасности, который оператор после разработки утверждает своим распорядительным документом.

В течение пяти рабочих дней после утверждения, пересмотра, пролонгации действия плана локализации и ликвидации аварий и их последствий оператор представляет центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере гражданской защиты, или его территориальному органу (в случае его образования) копию этого плана.

План локализации и ликвидации аварий и их последствий пересматривается не менее каждые три года.

По результатам пересмотра в план локализации и ликвидации аварий и их последствий вносятся изменения. В случае отсутствия оснований для внесения изменений в план локализации и ликвидации аварий и их последствий, его действие может быть пролонгировано на три года.

Результаты пересмотра, внесения изменений, пролонгации действия плана локализации и ликвидации аварий и их последствий утверждаются распорядительным документом оператора.

Оператор в течение двух месяцев разрабатывает новый план локализации и ликвидации аварий и их последствий, утверждаемый распорядительным документом, в случае:

  • изменения формы собственности или организационно правовой формы оператора;
  • проведения модернизации производства на объекте повышенной опасности;
  • внесения изменений в действующие или принятие новых нормативно правовых актов в сфере деятельности, связанной с объектами повышенной опасности.

Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления с целью обеспечения своевременного реагирования на аварии, последствия которых могут выйти за пределы объекта повышенной опасности 1 класса, разрабатывают и утверждают планы реагирования на чрезвычайные ситуации, являющиеся внешними планами по объектам повышенной опасности 1 класса.

Для разработки плана реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на объектах повышенной опасности 1 класса, оператор в течение 10 рабочих дней после принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта повышенной опасности самостоятельно информирует в произвольной форме местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления принятие в эксплуатацию оконченного строительством объекта повышенной опасности 1 класса.

По требованию местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней после получения запроса оператор представляет им информацию, необходимую для разработки плана реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на объектах повышенной опасности 1 класса, по форме и содержанием, определенным такими органами в запросе.

План реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на объектах повышенной опасности 1 класса, согласовывается с оператором и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской защиты или его территориальным органом (при его образовании).

При разработке или пересмотре плана реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на объектах повышенной опасности 1 класса, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обеспечивают проведение общественных слушаний в соответствии со статьей 13 Закона "О местном самоуправлении в Украине"

В случае угрозы трансграничного влияния аварии план локализации и ликвидации аварий и их последствий и план реагирования на чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на объектах повышенной опасности 1 класса, должны предусматривать меры, позволяющие обеспечить немедленное информирование соответствующих органов государств, территории которых могут испытать влияние последствий такой аварии.

Методическое обеспечение порядка разработки требований к структуре, внедрению и пересмотру плана локализации и ликвидации аварий и их последствий устанавливается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской защиты

Статья 12. Строительство (реконструкция) объектов повышенной опасности осуществляется субъектами ведения хозяйства в соответствии с Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности".

Статья 13 исключена на основании Закона N 1193-VII (1193-18) от 09.04.2014

Статья 14. Порядок действий в случае аварии на объекте повышенной опасности

Оператор в соответствии с порядком, установленным центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, информирует центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской защиты, или его территориальный орган (в случае его образования) о нарушении рабочего состояния источники опасности, что привело или могло привести к возникновению аварии.

Оператор должен самостоятельно прекратить эксплуатацию источника опасности, если это привело к возникновению аварии на объекте повышенной опасности, и принять меры по недопущению повторного возникновения такой аварии.

Для установления обстоятельств, причин и последствий возникновения аварии, а также лиц, действиями или бездействием которых вызвано возникновение аварии или созданы предпосылки для ее аварии, оператором назначается и проводится расследование.

До завершения расследования аварии запрещено обновление показателей безопасности источника опасности.

Возобновление эксплуатации источника опасности возможно после восстановления оператором всех показателей безопасности источника опасности и сообщения об этом компетентному органу.

Компетентный орган после возникновения аварии на объекте повышенной опасности в установленном законодательством порядке:

  • принимает меры по немедленному информированию соответствующих органов государств, территории которых могут испытать влияние последствий аварии в случае угрозы возникновения ее трансграничного влияния;
  • принимает на следующий день после возникновения аварии безотлагательных мер по организации внеплановой проверки в сфере деятельности, связанной с объектом повышенной опасности, на котором возникла авария;
  • в течение 30 календарных дней после окончания срока, установленного предписанием, выданным по результатам проведения внеплановой проверки, проверяет устранение нарушений требований законодательства.

Если в результате проверки устранения нарушений требований законодательства выявлены дополнительные факты, изменяющие ранее представленную компетентному органу информацию об объекте повышенной опасности, или сделаны выводы по результатам расследования, оператор должен в течение 30 календарных дней предоставить компетентному органу обновленную информацию об объекте повышенной опасности, находящийся в его собственности или пользовании.

Порядок расследования аварий на объектах повышенной опасности определяется Кабинетом министров Украины.

Статья 15. Представление информации и право на получение информации об объектах повышенной опасности

Оператор ежегодно до 30 декабря представляет компетентному органу, местным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления информацию об объектах повышенной опасности, которые находятся в его собственности или пользовании.

Объем, содержание, форма и порядок предоставления оператором информации об объектах повышенной опасности устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты.

По запросу юридического или физического лица или их представителей о необходимости получения информации об опасности, возникшей на объектах повышенной опасности и представляющей угрозу для людей и окружающей среды, оператор в течение не позднее 48 часов со дня получения запроса должен подать такую ​​информацию.

Юридические и физические лица имеют право с учетом ограничений, установленных Законом Украины "Об информации", собирать информацию о состоянии безопасности объектов повышенной опасности и представлять ее органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, медиа и другим заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в случае, если им известна информация или есть основания полагать, что такая информация содержит сведения о правонарушениях, которые имеют место на объектах повышенной опасности и представляют угрозу для людей и окружающей среды

Статья 16. Возмещение вреда, причиненного аварией на объекте повышенной опасности

Ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам в результате аварии, произошедшей на объекте повышенной опасности, возмещается оператором, который на соответствующем правовом основании владеет объектом повышенной опасности, если он не докажет, что ущерб был причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Статья 17. Ответственность за нарушение требований данного Закона

Нарушение требований данного Закона влечет за собой ответственность согласно законам Украины.

Статья 18. Международное сотрудничество

Украина участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения аварий, ограничения (локализации) развития и ликвидации их последствий, обеспечения безопасной для людей и окружающей среды деятельности объектов повышенной опасности.

Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предусмотрено Верховной радой Украины, установлены другие нормы, нежели те, которые предусмотрены данным Законом, то применяются нормы международного договора.

Статья 19. Заключительные положения

  1. Данный Закон вступает в силу со дня его публикации.
  2. Законы, принятые к вступлению в силу данным Законом, действуют в части, которая не противоречит данному Закону.
  3. Пункт 3 статьи 19 исключен на основании Закона N 1193 - VII (1193-18) от 09.04.2014
  4. Кабинету Министров Украины в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Закона:
  • подать на рассмотрение Верховного Совета Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с данным Законом;
  • привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом;
  • обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, которые противоречат данному Закону.
Президент Украины Л.КУЧМА

г. Киев, 18 января 2001 года N 2245 - III