Закон об ипотечном кредитовании
Раздел 8 – Государственный надзор и регулирование ипотечного кредитования и эмиссии ипотечных сертификатов
Статья 44. Органы государственного надзора и регулирование
Государственный надзор и регулирования ипотечного кредитования и эмиссии ипотечных сертификатов осуществляют Национальный банк Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондового рынка и фондовому рынку и национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирования в сфере рынков финансовых услуг
Статья 45. Надзор и регулирование
Целью надзора и регулирования ипотечного кредитования и эмиссии ипотечных сертификатов является соблюдение требований этого Закона и обеспечение прав владельцев сертификатов.
Надзор и регулирования деятельности банков и других финансовых учреждений, которые выполняют операции по ипотечному кредитованию, являются эмитентами ипотечных сертификатов и субъектами управления ипотечными активами, осуществляют Национальный банк Украины и национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирования в сфере рынков финансовых услуг, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондового рынка в пределах своих полномочий.
Надзор за выполнением деятельности по эмиссии сертификатов и их обращением и выполнением обязательств за ними осуществляет Национальная комиссия по ценным бумагам и фондового рынка.
Основными направлениями надзора и регулирование деятельности эмитента из выпуска сертификатов и выполнение обязательств по ним являются:
- определение соответствия размера и сроков выполнения обязательств, включенных к ипотечным активам, размеру и срокам выполнения обязательств за сертификатами;
- проверка выполнения обязательств перед владельцами сертификатов;
- проверка ведения реестра обеспечения сертификатов и обоснованности внесенных в него записей;
- соответствие порядка определения денежной оценки недвижимости, что является предметом ипотеки, порядка предоставления и/или обслуживание предоставленных ипотечных кредитов, а также ведение реестра обеспечения сертификатов внутренним документам эмитента в случае, если эмитентом является банк;
- проверка полноты и объективности ведения учета и представление отчетности относительно эмиссии сертификатов и выполнение обязательств за ними.
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондового рынка:
- осуществляет контроль за выпуском и обращением сертификатов, а также за соблюдением нормативно-правовых актов, которые регулируют изготовление бланков сертификатов;
- проводит проверки выполнения обязательств эмитентом, который является распорядителем платежей, или управляющим, который действует по доверенности эмитента перед владельцами сертификатов;
- проводит плановые и внеплановые проверки ведения реестра обеспечения сертификатов;
- принимает меры к приостановлению дальнейшего размещения сертификатов, выпущенных в результате недобросовестной эмиссии;
- публикует в средствах массовой информации ведомости о фактах нарушения эмитентами законодательства;
- письменно извещает о необходимости устранения нарушений, внесение изменений в информацию о выпуске сертификатов и решение об их выпуске, реестре обеспечения сертификатов, а также устанавливает сроки устранения нарушений;
- направляет материалы проверки по фактам нарушения законодательства Украины к суду для привлечения к административной ответственности должностных лиц эмитента соответственно законодательству;
- направляет материалы проверки по фактам нарушения законодательства в правоохранительные органы при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления;
- выдает письменное распоряжение о разрешении на дальнейшее размещение сертификатов в случае устранения эмитентом нарушений, связанных с недобросовестной эмиссией сертификатов;
- обращается с иском против суда относительно:
- устранения эмитентом и профессиональными участниками рынка сертификатов нарушений законодательства;
- защиты владельцев сертификатов, в том числе о возмещении причиненного ущерба.
В случае нарушения эмитентом в ходе эмиссии сертификатов законодательства Украины орган, который предоставило разрешение на право осуществления эмиссии сертификатов, или Национальная комиссия по ценным бумагам и фондового рынка в пределах своих полномочий упражнению приостановить эмиссию сертификатов на любому ее этапе к этапу раскрытия информации, которая содержится в отчете об итогах выпуска сертификатов, и действие этого разрешения. Возобновление эмиссии сертификатов осуществляется после восстановления действия разрешения на право осуществления эмиссии сертификатов и по специальному решению органа, который регистрирует эмиссию сертификатов, после устранения эмитентом выявленных нарушений.
Порядок и условия возобновления эмиссии сертификатов устанавливаются тем органом, который приостановил эмиссию сертификатов.
Статья 46. Порядок выдачи разрешений на осуществление эмиссии сертификатов
Разрешение на осуществление эмиссии сертификатов банками и другими финансовыми учреждениями выдается соответствующим государственным органом в установленному законодательством порядке.
В случае отказа в выдаче разрешения на осуществление эмиссии сертификатов орган, который предоставляет такое разрешение, обязан в письменной форме сообщить эмитенту об основаниях отказа.
Эмитент имеет право обжаловать в суде решения органа, который предоставляет разрешение, об отказе в выдаче разрешения на осуществление эмиссии сертификатов.
Разрешение выдается на весь срок осуществления эмитентом деятельности относительно эмиссии сертификатов.
В случае нарушения определенных этим Законом требований к эмитенту орган, который выдало разрешение, может приостановить его действие.
Статья 47. Документы, которые подаются для получения разрешения на осуществление эмиссии сертификатов
Для получения разрешения на осуществление эмиссии сертификатов эмитент предоставляет такие документы:
- заявление на получение разрешения на осуществление эмиссии сертификатов;
- учредительные документы со всеми дополнениями и изменениями в них;
- бухгалтерскую отчетность за последний отчетный год, подтвержденную аудиторским выводом;
- бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату перед подачей заявления на получение разрешения на осуществление эмиссии сертификатов;
- порядок ведения реестра обеспечения сертификатов;
- положение о внутреннем контроле за соблюдением требований законодательства относительно осуществления эмиссии ипотечных сертификатов и защиты прав их владельцев, утвержденное в установленном заявителем порядке.
В ходе рассмотрения документов орган, который предоставляет разрешение, может направить заявителю сообщения о необходимости внесения изменений и
дополнений в предоставленные документы. В этом случае датой предоставления документов для получения разрешения на осуществление эмиссии сертификатов считается дата предоставления оформленного надлежащим образом последнего документа.
Статья 48. Основания для отказа в государственной регистрации выпуска сертификатов
Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации выпуска сертификатов по таким причинам:
- нарушение эмитентом требований этого Закона, в том числе наличие в предоставленных документах ведомостей, которые разрешают сделать вывод о несоответствии условий выпуска и обращения сертификатов законодательству;
- несоответствие законодательству предоставленных на государственную регистрацию выпуска сертификатов документов и состава ведомостей, которые содержатся в них;
- внесение к информации о выпуске сертификатов или решение о выпуске сертификатов недостоверных ведомостей;
- отказ в выдаче разрешения на осуществление эмиссии сертификатов.
В случае отказа в государственной регистрации выпуска сертификатов орган, который осуществляет регистрацию, обязан в письменной форме сообщить эмитента об основаниях отказа.
Статья 49. Регистрация отчетов об итогах выпуска сертификатов
Эмитент не позднее 30 дней после завершения размещения сертификатов отдельного выпуска или отдельного транша выпуска, если это предусмотрено информацией о выпуске сертификатов, обязанный с учетом проведенной трансформации предоставить в регистрирующий орган отчет об итогах данного выпуска сертификатов.
Отчет об итогах выпуска сертификатов должны содержать такую информацию:
- указанный в денежном измерении в реестре обеспечения этой эмиссии сертификатов объем ипотечных активов;
- сроки выполнения обязательств по договорам об ипотечном
- кредите, реформированными в ипотечные активы, которые обеспечивают этот выпуск сертификатов.
Регистрирующий орган обязан рассмотреть отчет об итогах выпуска сертификатов и в 10-дневной срок зарегистрировать этот отчет или отказать в его регистрации.
Основанием для отказа в регистрации отчета об итогах выпуска сертификатов является:
- нарушение эмитентом в процессе эмиссии сертификатов требований законодательства;
- осуществление недобросовестной рекламы сертификатов;
- нарушение условий размещения сертификатов, установленных зарегистрированной информацией о выпуске сертификатов;
- признание судорог недействительным решение уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске сертификатов;
- выявление в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска сертификатов, или в отчете об итогах выпуска сертификатов недостоверной информации.
В случае отказа в регистрации отчета об итогах выпуска сертификатов регистрирующий орган обязан в письменной форме сообщить эмитенту основания отказа.
Эмитент упражнению обжаловать решение регистрирующего органа об отказе в регистрации отчета об итогах выпуска сертификатов в суде.
Статья 50. Заключительные положения
1. Этот Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
2. К приведению законодательства Украины в соответствие с этим Законом законы Украины и другие нормативно-правовые акты действуют в части, которая не противоречит этому Закона.
К внедрению Государственного реестра прав на недвижимое имущество и Государственного реестра отягощений имущества запрет на отчуждение предмета ипотеки накладывается в порядке, определенном действующим законодательством Украины.
К созданию единой системы органов регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений, а также к формированию Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их ограничений государственная регистрация ипотек проводится согласно Временному порядку государственной регистрации ипотек, которая утверждается Кабинетом Министров Украины.
Преобладающее право относительно прежде незарегистрированного предмета ипотеки или его отягощения определяется на основании даты возникновения обязательства по ипотечному договору, а преобладающее право в удовлетворении требований за счет обеспечения - на основании приоритета во времени регистрации в соответствующем Государственном реестре.
3. Кабинета Министров Украины на протяжении трех месяцев со дня вступления в силу этим Законом:
- подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с этим Законом;
- привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;
- обеспечить просмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, которые противоречат этому Закону.
4. Национальному банку Украины на протяжении трех месяцев со дня вступления в силу этим Законом разработать и утвердить соответствующие нормативно-правовые акты на выполнение этого Закона.
5. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондового рынка:
- на протяжении двух месяцев после вступления в силу этим Законом утвердить положение относительно ответственности депозитариев и их руководителей перед эмитентами и держателями ипотечных сертификатов за любой ущерб, который последние испытать в результате неоправданного невыполнения депозитариями и их руководителями своих обязанностей или их ненадлежащего выполнения при обслуживании обращения ипотечных сертификатов;
- организационно обеспечить свободное обращение ипотечных сертификатов в Национальной депозитарной системе и других элементах инфраструктуры фондового рынка Украины.
Придерживаясь положений, за которыми осуществляется обращение ценных бумаг, установить, что для минимизации соответствующих рисков на ипотечные сертификаты стандарты Национального депозитария не распространяются.
В продолжение месяца после вступления в силу этим Законом утвердить положение о порядке регистрации выпуска ипотечных сертификатов.
6. Специально уполномоченному органу исполнительной власти в сфере регулирования рынков финансовых услуг на протяжении двух месяцев после вступления в силу этим Законом утвердить нормативно-правовой акт о порядке выполнения этого Закона участниками рынков финансовых услуг (кроме профессиональных участников фондового рынка, институтов общего инвестирования в части их деятельности на фондовом рынке, финансовых учреждений, которые имеют статус межправительственных международных организаций, Государственного казначейства Украины и государственных целевых фондов).
7. Банки после вступления в силу этого Закона до 1 января 2006 года имеют право направлять привлеченные в фонды банковского управления средства на приобретение ценных бумаг, выпущенных эмитентом с целью приобретения права требования по кредитам, обеспеченными залогом недвижимости, построенной холдинговой компанией "Киевгорстрой", до конвертации таких ценных бумаг в ипотечные сертификаты.
Президент Украины Л. Кучма
г. Киев, 19 июня 2003 года
N 979-IV