Закон о жилищно-коммунальных услугах
Раздел 7 – Основные принципы тарифообразования и оплаты жилищно-коммунальных услуг
Статья 30. Принципы государственного регулирования цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги
1. Государственное регулирование цен/тарифов базируется на таких основных принципах:
- доступности жилищно-коммунальных услуг для всех потребителей и равенства правовых гарантий;
- нормативного регулирования предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям по ценам/тарифам, утвержденным в установленном законом порядке;
- соответствия уровня цен/тарифов размера экономически обоснованных расходов на их производство;
- открытости, доступности и прозрачности структуры цен/тарифов для потребителей и общества;
- соответствия оплаты жилищно-коммунальных услуг их наличию, количеству и качеству;
- ответственности исполнителей/производителей за несоблюдение требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил;
- гарантии социальной защиты населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги и опережения роста доходов населения над ростом цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
- создание условий для привлечения, использования по назначению и возврата вложенных инвестиций, необходимых для осуществления мероприятий, направленных на сокращение себестоимости производства (предоставление) жилищно-коммунальных услуг, энергосбережения, модернизации производства и повышения качества услуг
Статья 31. Порядок формирования и утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги
1. Порядок формирования тарифов на каждый вид жилищно-коммунальных услуг второй группы (пункт 2 части первой статьи 14 настоящего Закона) определяет Кабинет Министров Украины.
2. Исполнители / производители осуществляют расчеты экономически обоснованных расходов на производство (предоставление) жилищно-коммунальных услуг и подают их органам, уполномоченным осуществлять установления тарифов.
Порядок доведения до потребителей информации о перечне жилищно-коммунальных услуг, структуре цен / тарифов, изменение цен / тарифов с обоснованием его необходимости и об учете соответствующей позиции территориальных общин разрабатывается и утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства..
В состав экономически обоснованных затрат на производство (предоставление) жилищно-коммунальных услуг включается инвестиционная составляющая - расходы на возмещение инвестиционных ресурсов, привлеченных по инвестиционным программам, и их стоимость.
Порядок разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ (комплекс мер для повышения уровня надежности и обеспечения эффективной работы / эксплуатации систем централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, конструктивных элементов жилых домов и общежитий, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, централизованного отопления и ливневой канализации и технических устройств домов, который содержит обязательства исполнителя / производителя по строительству или реконструкции или модернизации объектов в этой сфере, улучшение качества услуг), реализуемых с привлечением бюджетных средств, средств государственных предприятий, учреждений и организаций, а также за счет кредитов, предоставленных под государственные гарантии, порядок контроля за их реализацией, а также предельный уровень стоимости инвестиций, которые могут привлекаться по инвестиционным программам, которые включаются при расчете экономически обоснованных затрат, и предельный срок действия инвестиционных программ до момента полного погашения обязательств по ним утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Инвестиционная программа должна содержать перечень мероприятий, сроки и график их реализации с соответствующими расчетами и обоснованием, а также указанием источников финансирования.
Размер инвестиционной составляющей цены / тарифа утверждается органом, уполномоченным осуществлять установление цен / тарифов.
В случае уменьшения себестоимости производства (предоставление) жилищно-коммунальных услуг в результате реализации соответствующей инвестиционной программы полученные средства направляются на восстановление активов предприятия по перечню, определенным финансовым планом, по согласованию с органом, уполномоченным осуществлять установление цен / тарифов
3. Органы местного самоуправления устанавливают тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере не ниже экономически обоснованных затрат на их производство (предоставление).
При установлении цен / тарифов на услуги, которые производятся субъектами естественных монополий, деятельность которых регулируется национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, в соответствии с законодательством, полномочия органов местного самоуправления распространяются исключительно на тариф (составляющую тарифа), который (которая) не подлежит установлению этими национальными комиссиями.
4. В случае установления органом местного самоуправления тарифов на жилищно-коммунальные услуги на уровне, что делает невозможным получение прибыли, орган, который их утвердил, обязан возместить из соответствующего местного бюджета исполнителям / производителям разницу между установленным размером цен / тарифов и экономически обоснованными расходами на производство этих услуг.
5. Исключена
6. Исключена
7. Национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей сфере несут ответственность за последствия установления или регулирования цен/тарифов, которые изменяются ими согласно их полномочий.
Установления цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство не допускается
8. В случае изменения цен/тарифов на услуги/товары национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей сфере, которые ввели в непредвиденные расходы исполнителей/производителей, национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей сфере обязаны возместить в полном объеме ущерб, обусловленный такими изменениями, на протяжении текущего финансового года и до утверждения нового бюджета.
9. Споры относительно формирования и установления цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги решаются в судебном порядке.
10. В случае изменения в течение срока действия цен/тарифов объема отдельных составляющих экономически обоснованных затрат по причинам, не зависящим от исполнителя / производителя, в частности, увеличение или уменьшение налогов и сборов, минимальной заработной платы, арендной платы и амортизационных отчислений, повышение или снижение цен на топливно-энергетические и другие материальные ресурсы, исполнители/производители проводят корректировку установленных цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги и представляют на утверждение в орган, уполномоченный осуществлять установление таких цен/тарифов. При этом перерасчет цен/тарифов может производиться путем корректировки только тех составляющих структуры цен/тарифов, по которым произошли ценовые изменения в сторону увеличения или уменьшения. При корректировке дополнительно учитывается компенсация потерь (или изъятие необоснованно полученных доходов) от применения не скорректированной на изменение стоимости отдельных расходов цены/тарифа в период до установления скорректированных цен/тарифов.
Порядок возмещения потерь предприятий, возникающих в период рассмотрения расчетов тарифов, установление и их обнародования органом, уполномоченным устанавливать тарифы, определяется порядком формирования тарифов
Орган, уполномоченный осуществлять установление цен/тарифов, обязан принять решение о корректировке тарифа не позднее чем через 10 дней со дня получения соответствующего представления
Статья 32. Плата за жилищно-коммунальные услуги
1. Плата за жилищно-коммунальные услуги начисляется ежемесячно согласно условиям договора.
2. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов и показаний средств учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке. При наличии средств учета оплата коммунальных услуг осуществляется исключительно на основании их показателей на конец расчетного периода в соответствии с условиями договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
3. Размер платы за содержание домов и сооружений и придомовых территорий устанавливается в зависимости от капитальности, уровня обустройства и благоустройства.
4. В платежном документе должны быть предусмотрены графы для указания текущих и предыдущих показаний средств учета потребления коммунальных услуг, разности этих показаний или утвержденных норм, цены/тарифа на данный вид коммунальных услуг и суммы, которая подлежит к уплате за предоставленную услугу.
5. В случае изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг исполнитель/производитель не позднее чем за 30 дней сообщает об этом потребителям с определением причин изменения стоимости и предоставлением соответствующих обоснований со ссылкой на согласование соответствующих органов.