Закон Украины о жилищно-коммунальных услугах
Раздел 5 – Права и обязанности потребителей, исполнителей, производителей
Статья 19. Участники договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг
1. Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах.
2. Участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг являются: владелец, потребитель, исполнитель, производитель.
3. Производитель услуг может быть их исполнителем.
4. Исполнителем услуг по централизованному отоплению и услуг по централизованному снабжению горячей воды для объектов всех форм собственности является субъект хозяйствования по поставке тепловой энергии (теплоснабжающая организация).
5. Исполнителем услуг по централизованному снабжению холодной воды и услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем) для объектов всех форм собственности является предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу.
6. Особыми участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг является балансодержатель и управляющий, которые в зависимости от гражданско-правовых соглашений могут быть потребителем, исполнителем или производителем.
Статья 20. Права и обязанности потребителя
1. Потребитель имеет право:
- получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги согласно законодательству и условиям договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общую стоимость месячного платежа, структуру цены/тарифа, нормы потребления, порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п.;
- на возмещение ущерба, причиненного его имуществу и/или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг;
- на устранение на протяжении срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
- на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставление не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством;
- на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
- получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ;
- на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
2. Потребитель имеет право на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, проверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудование и средств учета, которые вышли из строя.
3. Потребитель обязан:
- заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора;
- своевременно принимать меры относительно устранения выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по собственной вине;
- обеспечивать целостность средств учета коммунальных услуг и не вмешиваться в их работу;
- за свой счет ремонтировать и менять санитарно-технические приборы и устройства, оборудование, которые вышли из строя по его вине;
- оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом;
- придерживаться правил пожарной и газовой безопасности, санитарных норм;
- допускать у помещение, дома и сооружения представителей исполнителя / производителя в порядке, определенном законом и договором, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установления и замены, проведения технических и профилактических обзоров и проверки показателей средств учета;
- придерживаться требований жилого и градостроительного законодательства относительно осуществления ремонта или реконструкции помещений или их частей, не допускать нарушения законных прав и интересов других участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- своевременно проводить подготовку жилого дома, помещения (в котором он проживает или которое принадлежит ему на правах собственности) и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
- в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах.
Статья 21. Права и обязанности исполнителя
1. Исполнитель имеет право:
- разрабатывать и представлять на утверждение расчеты относительно уровня цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги первой и второй группы (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 этого Закона) в порядке, установленном законодательством;
- предлагать при заключении договора цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги третьей группы (пункт 3 части первой статьи 14 этого Закона);
- принимать участие в конкурсах на приобретение права выполнять жилищно-коммунальные услуги на определенной территории согласно этого Закона;
- требовать от потребителя соблюдения требований правил эксплуатации жилых помещений и придомовой территории, санитарно-гигиенических и противопожарных правил и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- требовать от потребителя своевременного проведения работ относительно устранения выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по вине потребителя, или возмещения стоимости этих работ;
- получать компенсацию за предоставленные согласно закона отдельным категориям граждан льготы и начисленные субсидии из оплаты жилищно-коммунальных услуг и возвращать их в случае непредоставления таких услуг или льгот;
- на возмещение потерь в случае утверждения соответствующим органом местного самоуправления цен/тарифов ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство;
- доступа в помещение, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранение неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установление и замены, проведение технических и профилактических осмотров и проверки показаний средств учета в порядке, определенном законом и договором.
2. Исполнитель обязан:
- обеспечивать своевременность и соответствующее качество жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству и условиям договора, в том числе путем создания систем управления качеством соответствии с национальными или международными стандартами;
- осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир, помещений;
- подготовить и заключить с потребителем договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг по определению ответственности за соблюдение условий его выполнения согласно типовому договору;
- предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общую стоимость месячного платежа, структуру цен/тарифов, нормы потребления, режим предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п.;
- своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
- рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующие перерасчеты размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижении их качества;
- содержать в надлежащем техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей, принимать меры относительно ликвидации аварийных ситуаций, устранения нарушений качества услуг в сроки, установленные договором и/или законодательством;
- платить потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в размере, определеном договором или законодательством;
- вести учет требований (претензий) потребителей в связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
- своевременно за свой счет проводить работы по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине.
Статья 22. Права и обязанности производителя
1. Производитель имеет право:
- разрабатывать и представлять на утверждение уполномоченным органам цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги первой и второй групп (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 этого Закона);
- предлагать при заключении договора цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги третьей группы (пункт 3 части первой статьи 14 этого Закона);
- заключать договора с органами местного самоуправления на производство и создание жилищно-коммунальных услуг;
- требовать своевременной и в полном объеме оплаты предоставленных услуг от исполнителей;
- принимать участие в конкурсах на приобретение права производства жилищно-коммунальных услуг на определенной территории;
- выдавать разрешения и технические условия на подключение потребителей к соответствующим централизованным инженерным сетям в установленном законодательством порядке;
- получать информацию о местных программах развития жилищно-коммунального хозяйства и другие отраслевые программы для соответствующих территорий;
- на возмещение потерь в случае утверждения соответствующим органом местного самоуправления цен/тарифов ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство.
2. Производитель обязан:
- заключить договор с исполнителем (потребителем) об условиях предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- выработать жилищно-коммунальные услуги согласно условиям договора, стандартов, нормативов, норм и правил;
- проводить в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, соответствующие перерасчеты размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижении их качества;
- внедрять ресурсосберегающие и новейшие технологии производства жилищно-коммунальных услуг;
- осуществлять технологический учет материальных и энергетических ресурсов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общую стоимость месячного платежа, структуру тарифов, нормы потребления, режим предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п..
Статья 23. Права владельца
1. Владелец имеет право держать на балансе и управлять принадлежащим ему имуществом.
2. Владелец имеет право поручать полностью или частично распоряжаться и управлять принадлежащим ему имуществом соответственно закону и договору балансодержателю или управляющему.
3. В случае общей собственности нескольких совладельцев решение относительно содержания на балансе и/или управления имуществом принимается согласно закона.
Статья 24. Права и обязанности балансодержателя
1. Балансодержатель имеет право:
- осуществлять функции содержания на балансе переданного ему по договору с владельцем имущества и управлять им или передавать по договору полностью или частично функции управления управляющему;
- определять порядок содержания, эксплуатации и ремонта имущества;
- заключать договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- принимать решение относительно использования средств на выполнение капитального и текущего ремонтов;
- осуществлять хозяйственную деятельность в порядке, определенном законом;
- обращаться в суд с обращением взыскания на имущество лиц, которые отказываются оплачивать счета за потребление жилищно-коммунальных услуг или возмещать причиненные убытки имуществу, которое находится у него на балансе.
2. Балансодержатель обязан:
- заключать договор с владельцем (совладельцами) на содержание на балансе соответствующего имущества;
- содерживать на балансе имущество, определенное договором с владельцем (совладельцами);
- вести бухгалтерскую, статистическую и другую, предусмотренную законодательством, отчетность согласно законодательству;
- обеспечивать управление имуществом собственными силами или заключать договор с юридическим лицом на управление имуществом;
- обеспечить условия для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов согласно установленным стандартам, нормативам, нормам и правилам;
- обеспечить надлежащие эксплуатацию и содержание имущества, которое находится на его балансе.
Статья 25. Права и обязанности управляющего
1. Управляющий имеет право:
- осуществлять управление домом, сооружением, жилым комплексом или комплексом домов и сооружений и обеспечивать их надлежащую эксплуатацию;
- заключать договора с производителями, исполнителями, потребителями в порядке, установленном законом;
- контролировать выполнение условий договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- получать плату за выполнение собственных функций;
- доступа в помещение, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранение неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установление и замены, проведение технических и профилактических обзоров и т.п. в порядке, определенном законом и договором;
- обращаться в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и в суд в пределах полномочий, определенных законом и договором, для обеспечения надлежащего выполнения условий договора производителями, исполнителями и потребителями.
2. Управляющий обязан:
- обеспечивать эксплуатацию дома, сооружения, жилого комплекса или комплекса домов и сооружений и объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях, согласно условиям заключенных договоров, стандартов, нормативов, норм и правил;
- придерживаться условий договоров с участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- требовать безоговорочного выполнения условий договора, стандартов, нормативов, норм и правил от исполнителей услуг;
- требовать своевременной и в полном объеме оплаты предоставленных жилищно-коммунальных услуг от потребителей;
- предоставлять необходимую информацию потребителям и регистрировать обращение потребителей в установленном законодательством порядке в случае возникновения аварий или временного прекращения выполнения любой услуги, предусмотренной договором;
- контролировать состояние обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами, проведение перерасчетов размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
- осуществлять осмотр основных конструктивных элементов, ограждающих конструкций домов и сооружений, инженерных сетей, объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях (внешних и внутридомовых систем, подъездных путей и тротуаров), и составлять соответствующие акты;
- обеспечивать осуществление профилактических, текущих, капитальных и аварийных ремонтов согласно установленных стандартов, нормативов, норм и правил требований относительно сроков и регламентов;
- предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цен/тарифов, нормах потребления, режиме предоставления услуг, их потребительских свойства и т.п.