Лучшие нотариусы найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Бесплатно после регистрации
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Лучшие адвокаты найти или добавить
Инвертор YelonESS HV6K-1L
Аккумулятор YelonESS LR5000

Права и обязанности потребителей, исполнителей, производителей

Закон Украины о жилищно-коммунальных услугах

Раздел 5 – Права и обязанности потребителей, исполнителей, производителей

Статья 19. Участники договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг

1. Отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах.

2. Участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг являются: владелец, потребитель, исполнитель, производитель.

3. Производитель услуг может быть их исполнителем.

4. Исполнителем услуг по централизованному отоплению и услуг по централизованному снабжению горячей воды для объектов всех форм собственности является субъект хозяйствования по поставке тепловой энергии (теплоснабжающая организация).

5. Исполнителем услуг по централизованному снабжению холодной воды и услуг по водоотведению (с использованием внутридомовых систем) для объектов всех форм собственности является предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу.

6. Особыми участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг является балансодержатель и управляющий, которые в зависимости от гражданско-правовых соглашений могут быть потребителем, исполнителем или производителем.

Статья 20. Права и обязанности потребителя

1. Потребитель имеет право:

  1. получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги согласно законодательству и условиям договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  2. получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общую стоимость месячного платежа, структуру цены/тарифа, нормы потребления, порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п.;
  3. на возмещение ущерба, причиненного его имуществу и/или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг;
  4. на устранение на протяжении срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
  5. на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставление не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством;
  6. на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и/или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
  7. получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ;
  8. на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

2. Потребитель имеет право на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, проверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудование и средств учета, которые вышли из строя.

3. Потребитель обязан:

  1. заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора;
  2. своевременно принимать меры относительно устранения выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по собственной вине;
  3. обеспечивать целостность средств учета коммунальных услуг и не вмешиваться в их работу;
  4. за свой счет ремонтировать и менять санитарно-технические приборы и устройства, оборудование, которые вышли из строя по его вине;
  5. оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом;
  6. придерживаться правил пожарной и газовой безопасности, санитарных норм;
  7. допускать у помещение, дома и сооружения представителей исполнителя / производителя в порядке, определенном законом и договором, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установления и замены, проведения технических и профилактических обзоров и проверки показателей средств учета;
  8. придерживаться требований жилого и градостроительного законодательства относительно осуществления ремонта или реконструкции помещений или их частей, не допускать нарушения законных прав и интересов других участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;
  9. своевременно проводить подготовку жилого дома, помещения (в котором он проживает или которое принадлежит ему на правах собственности) и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
  10. в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах.

Статья 21. Права и обязанности исполнителя

1. Исполнитель имеет право:

  1. разрабатывать и представлять на утверждение расчеты относительно уровня цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги первой и второй группы (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 этого Закона) в порядке, установленном законодательством;
  2. предлагать при заключении договора цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги третьей группы (пункт 3 части первой статьи 14 этого Закона);
  3. принимать участие в конкурсах на приобретение права выполнять жилищно-коммунальные услуги на определенной территории согласно этого Закона;
  4. требовать от потребителя соблюдения требований правил эксплуатации жилых помещений и придомовой территории, санитарно-гигиенических и противопожарных правил и других нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальных услуг;
  5. требовать от потребителя своевременного проведения работ относительно устранения выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по вине потребителя, или возмещения стоимости этих работ;
  6. получать компенсацию за предоставленные согласно закона отдельным категориям граждан льготы и начисленные субсидии из оплаты жилищно-коммунальных услуг и возвращать их в случае непредоставления таких услуг или льгот;
  7. на возмещение потерь в случае утверждения соответствующим органом местного самоуправления цен/тарифов ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство;
  8. доступа в помещение, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранение неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установление и замены, проведение технических и профилактических осмотров и проверки показаний средств учета в порядке, определенном законом и договором.

2. Исполнитель обязан:

  1. обеспечивать своевременность и соответствующее качество жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству и условиям договора, в том числе путем создания систем управления качеством соответствии с национальными или международными стандартами;
  2. осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир, помещений;
  3. подготовить и заключить с потребителем договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг по определению ответственности за соблюдение условий его выполнения согласно типовому договору;
  4. предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общую стоимость месячного платежа, структуру цен/тарифов, нормы потребления, режим предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п.;
  5. своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;
  6. рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующие перерасчеты размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижении их качества;
  7. содержать в надлежащем техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей, принимать меры относительно ликвидации аварийных ситуаций, устранения нарушений качества услуг в сроки, установленные договором и/или законодательством;
  8. платить потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в размере, определеном договором или законодательством;
  9. вести учет требований (претензий) потребителей в связи с нарушением порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, изменением их потребительских свойств и превышением сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
  10. своевременно за свой счет проводить работы по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его вине.

Статья 22. Права и обязанности производителя

1. Производитель имеет право:

  1. разрабатывать и представлять на утверждение уполномоченным органам цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги первой и второй групп (пункты 1 и 2 части первой статьи 14 этого Закона);
  2. предлагать при заключении договора цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги третьей группы (пункт 3 части первой статьи 14 этого Закона);
  3. заключать договора с органами местного самоуправления на производство и создание жилищно-коммунальных услуг;
  4. требовать своевременной и в полном объеме оплаты предоставленных услуг от исполнителей;
  5. принимать участие в конкурсах на приобретение права производства жилищно-коммунальных услуг на определенной территории;
  6. выдавать разрешения и технические условия на подключение потребителей к соответствующим централизованным инженерным сетям в установленном законодательством порядке;
  7. получать информацию о местных программах развития жилищно-коммунального хозяйства и другие отраслевые программы для соответствующих территорий;
  8. на возмещение потерь в случае утверждения соответствующим органом местного самоуправления цен/тарифов ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство.

2. Производитель обязан:

  1. заключить договор с исполнителем (потребителем) об условиях предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  2. выработать жилищно-коммунальные услуги согласно условиям договора, стандартов, нормативов, норм и правил;
  3. проводить в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, соответствующие перерасчеты размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижении их качества;
  4. внедрять ресурсосберегающие и новейшие технологии производства жилищно-коммунальных услуг;
  5. осуществлять технологический учет материальных и энергетических ресурсов;
  6. предоставлять в установленном порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общую стоимость месячного платежа, структуру тарифов, нормы потребления, режим предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительские свойства и т.п..

Статья 23. Права владельца

1. Владелец имеет право держать на балансе и управлять принадлежащим ему имуществом.

2. Владелец имеет право поручать полностью или частично распоряжаться и управлять принадлежащим ему имуществом соответственно закону и договору балансодержателю или управляющему.

3. В случае общей собственности нескольких совладельцев решение относительно содержания на балансе и/или управления имуществом принимается согласно закона.

Статья 24. Права и обязанности балансодержателя

1. Балансодержатель имеет право:

  1. осуществлять функции содержания на балансе переданного ему по договору с владельцем имущества и управлять им или передавать по договору полностью или частично функции управления управляющему;
  2. определять порядок содержания, эксплуатации и ремонта имущества;
  3. заключать договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  4. принимать решение относительно использования средств на выполнение капитального и текущего ремонтов;
  5. осуществлять хозяйственную деятельность в порядке, определенном законом;
  6. обращаться в суд с обращением взыскания на имущество лиц, которые отказываются оплачивать счета за потребление жилищно-коммунальных услуг или возмещать причиненные убытки имуществу, которое находится у него на балансе.

2. Балансодержатель обязан:

  1. заключать договор с владельцем (совладельцами) на содержание на балансе соответствующего имущества;
  2. содерживать на балансе имущество, определенное договором с владельцем (совладельцами);
  3. вести бухгалтерскую, статистическую и другую, предусмотренную законодательством, отчетность согласно законодательству;
  4. обеспечивать управление имуществом собственными силами или заключать договор с юридическим лицом на управление имуществом;
  5. обеспечить условия для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов согласно установленным стандартам, нормативам, нормам и правилам;
  6. обеспечить надлежащие эксплуатацию и содержание имущества, которое находится на его балансе.

Статья 25. Права и обязанности управляющего

1. Управляющий имеет право:

  1. осуществлять управление домом, сооружением, жилым комплексом или комплексом домов и сооружений и обеспечивать их надлежащую эксплуатацию;
  2. заключать договора с производителями, исполнителями, потребителями в порядке, установленном законом;
  3. контролировать выполнение условий договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  4. получать плату за выполнение собственных функций;
  5. доступа в помещение, дома и сооружения для ликвидации аварий, устранение неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установление и замены, проведение технических и профилактических обзоров и т.п. в порядке, определенном законом и договором;
  6. обращаться в органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и в суд в пределах полномочий, определенных законом и договором, для обеспечения надлежащего выполнения условий договора производителями, исполнителями и потребителями.

2. Управляющий обязан:

  1. обеспечивать эксплуатацию дома, сооружения, жилого комплекса или комплекса домов и сооружений и объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях, согласно условиям заключенных договоров, стандартов, нормативов, норм и правил;
  2. придерживаться условий договоров с участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;
  3. требовать безоговорочного выполнения условий договора, стандартов, нормативов, норм и правил от исполнителей услуг;
  4. требовать своевременной и в полном объеме оплаты предоставленных жилищно-коммунальных услуг от потребителей;
  5. предоставлять необходимую информацию потребителям и регистрировать обращение потребителей в установленном законодательством порядке в случае возникновения аварий или временного прекращения выполнения любой услуги, предусмотренной договором;
  6. контролировать состояние обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами, проведение перерасчетов размера оплаты за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества;
  7. осуществлять осмотр основных конструктивных элементов, ограждающих конструкций домов и сооружений, инженерных сетей, объектов благоустройства, расположенных на придомовых территориях (внешних и внутридомовых систем, подъездных путей и тротуаров), и составлять соответствующие акты;
  8. обеспечивать осуществление профилактических, текущих, капитальных и аварийных ремонтов согласно установленных стандартов, нормативов, норм и правил требований относительно сроков и регламентов;
  9. предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цен/тарифов, нормах потребления, режиме предоставления услуг, их потребительских свойства и т.п.