Закон о жилищно-коммунальных услугах
Раздел 4 – Жилищно-коммунальные услуги и их предоставление
Статья 12. Классификация жилищно-коммунальных услуг
1. Жилищно-коммунальные услуги делятся по:
- функциональному назначению;
- порядку утверждения цен/тарифов.
Статья 13. Распределение жилищно-коммунальных услуг в зависимости от функционального назначения
1. В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги делятся на:
- коммунальные услуги централизованное снабжение холодной воды, централизованное снабжение горячей воды, водоотвод (с использованием внутридомовых систем), газоснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т.п.);
- услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и т.п.);
- услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (балансосодержание, заключение договоров на выполнение услуг, контроль выполнения условий договора и т.п.);
- услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей способности несущих элементов конструкций и т.п.).
2. Примерные перечни жилищно-коммунальных услуг и их состав в зависимости от функционального назначения определяются центральными органами исполнительной власти, национальными комиссиями, осуществляющими государственное регулирование в соответствующих сферах власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Статья 14. Распределение жилищно-коммунальных услуг по порядку утверждения цен/тарифов
1. В зависимости от порядка утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги они делятся на три группы:
- первая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые утверждают уполномоченные центральные органы исполнительной власти, а в случаях, предусмотренных законом, - национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг;
- вторая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории;
- третья группа - жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).
2. Цены / тарифы на коммунальные услуги и услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий формируются и утверждаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления согласно их полномочиям, определенным законом.
Статья 15. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг
1. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг устанавливаются с целью обеспечения санитарно-гигиенических требований проживания людей и их пребывания в помещениях, обеспечение технических требований к эксплуатации дома (сооружения), поддержание несущей способности конструкций и эксплуатационных характеристик внутридомовых сетей и систем.
2. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг, которые определяют минимальный перечень, минимальные требования к количеству и качеству жилищно-коммунальных услуг, утверждаются Кабинетом Министров Украины.
3. В перечень минимально необходимых жилищно-коммунальных услуг не могут включаться услуги, цены/тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).
Статья 16. Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг
1. Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства.
2. Перечень жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются потребителю, зависит от уровня благоустройства соответствующего дома (сооружения).
3. Коммунальные услуги предоставляются потребителю бесперебойно, за исключением времени перерывов на:
1) проведение ремонтных и профилактических работ исполнителем/производителем по графику, согласованному с исполнительными органами местных советов или местными государственными администрациями согласно действующим строительным нормам и правилам, правилам технической эксплуатации и пользования, положениями о проведении текущего и капитального ремонтов и другими нормативными документами;
2) межотопительный период для систем отопления, решение о начале и истечении которого принимается исполнительными органами соответствующих местных советов или местными государственными администрациями исходя из климатических условий, согласно действующим строительным нормам и правилам, правилам технической эксплуатации и другими нормативными документами;
3) ликвидацию последствий, связанных с действием непреодолимой силы.
4. В случае применения перерыва в предоставлении услуг исполнитель/производитель обязан сообщить через средства массовой информации о таком перерыве потребителям не позднее чем за 10 дней (за исключением перерыва, который возник вследствие аварии или действия непреодолимой силы). В сообщении необходимо указать причину и срок перерыва в предоставлении соответствующих услуг.
5. В случае превышения нормативно установленных сроков, за исключением наступления форс-мажорных обстоятельств, исполнитель/производитель несет ответственность согласно закона.
6. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, имеют право временно определять другие нормы потребления, качества и режимы предоставления жилищно-коммунальных услуг с учетом технических возможностей предприятий, климатических и других местных условий.
7. Срок действия решения относительно ограничения других параметров и нормативов потребительских свойств, режимов предоставления жилищно-коммунальных услуг не может превышать один год.
Статья 17. Порядок доступа в жилье и другие владения для ликвидации аварии, проведения осмотра технического состояния, проверки показаний средств учета
1. Потребитель обязан обеспечить доступ к сети, арматурам, средствам учета, распределительных систем представителей исполнителя/производителя при наличии у них соответствующего удостоверения:
- для ликвидации аварий - круглые сутки;
- для установления и замены санитарно-технического и инженерного оборудования, проведения технических и профилактических обзоров, снятия контрольных показателей средств учета и т.п. - согласно важным условиям договора.
2. Работники исполнителя/производителя должны уважать права потребителей, находиться (посещать) только в тех помещениях, где расположено оборудование, проверка, ремонт, обзор которого происходит.
3. В неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества, может быть осуществлено проникновение в жилье и другие владения лиц для проведения у них осмотра и ликвидации аварии без получения согласия потребителя (несанкционированный доступ) в порядке, установленном этой статьей.
4. Если потребитель отсутствует и при этом нет возможности установить связь с ним с целью его информирования о необходимости немедленного прибытия к помещению или он отказывается допустить в указанные ему помещения представителей исполнителя/производителя и при этом есть объективные основания считать, что авария, неполадки, которые делают невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям, состоялись именно в этих помещениях, - доступ в помещения происходит без получения согласия потребителя (несанкционированный доступ).
5. Представители исполнителя/производителя предупреждают потребителя, который присутствует, но отказывается допустить в жилье и другое владение, об осуществлении несанкционированного доступа.
6. Во время осуществления несанкционированного доступа и до полного завершения работ, определенных частью седьмой этой статьи, должны присутствовать:
- представитель исполнителя/производителя, представитель балансодержателя/управляющего, Национальной полиции,
- аварийно-ремонтной бригады и потребитель любого из сопредельных помещений.
7. Во время несанкционированного доступа на аварийно-ремонтную бригаду возлагаются такие обязанности:
1) обеспечение доступа в помещение путем нарушения конструктивной целостности входной двери или окон в помещении после согласования своих действий с другими участниками несанкционированного доступа;
2) осуществление обзора места аварии, неполадок, которые делают невозможным предоставление жилищно-коммунальных услуг другим потребителям;
3) проведение ремонтных и восстановительных работ;
4) срочное восстановление конструктивной целостности входной двери, окон помещения, которые были повреждены во время несанкционированного доступа, и проведение ремонтных и восстановительных работ, но не более чем на протяжении срока со времени проведения несанкционированного доступа;
5) соблюдение прав граждан, которые проживают в этих помещениях, минимизация отрицательных последствий несанкционированного доступа, в частности относительно их имущества и ограничение доступа лишь помещениями, необходимыми для проведения работ.
8. Представитель исполнителя/производителя составляет акты о проведении несанкционированного доступа и о проведении ремонтных и восстановительных работ, которые подписываются всеми участниками несанкционированного доступа. В актах обязательно отмечаются:
- основания для несанкционированного доступа,
- отметка о предупреждении потребителя с указанием времени и лиц, которые вели переговоры с потребителем, в случае, если они были проведены, причина и место возникновения аварии,
- неполадки,
- перечень выполненных работ,
- фамилия, имя, отчество и должности участников несанкционированного доступа.
Оригиналы составленных актов сохраняются у исполнителя/производителя, другим участникам несанкционированного доступа выдаются копии, заверенные печатью исполнителя.
9. Представитель исполнителя/производителя опечатывает восстановленную дверь, окна собственной печатью и ставит подпись, время и дату опечатывания.
Статья 18. Оформление претензий потребителей к исполнителям
1. В случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и т.п..
2. Представитель исполнителя должен явиться на вызов потребителя не позднее срока, определенного договором.
3. Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии он считается действительным, если его подписали не менее чем два потребителя.
4. Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который на протяжении трех рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает письменно потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.
5. Споры относительно удовлетворения претензий потребителей решаются в суде. Потребитель имеет право на досудебное решение спора путем удовлетворения предъявленной претензии.
6. В случае установления по результатам анализа факта ухудшения нормированных показателей качества воды, расходы потребителя, которые он осуществил при оплате стоимости проведения анализа воды, подлежат компенсации за счет исполнителя/производителя.