Закон Украины об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки
c изменениями от 16.12.2020 года
Этот Закон определяет правовые, организационные, социальные основы и гарантии государственной поддержки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, и является составной частью законодательства об охране детства.
Найти компанию:
Статья 1. Определение сроков
В этом Законе приведенные ниже сроки употребляются в таком значении:
- ребенок-сирота - ребенок, у которого умерли или погибли родители;
- дети, лишенные родительской опеки - дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав, отнятием у родителей без лишения родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием наказания в местах лишения свободы и пребыванием их под стражей на время следствия , розыском их органами Национальной полиции, связанным с отсутствием сведений об их местонахождении, длительной болезнью родителей, препятствующей им выполнять свои родительские обязанности, а также дети, разлученные с семьей, подброшенные дети, родители которых неизвестны, дети, от которых отказались родители, дети, родители которых не выполняют своих родительских обязанностей по причинам, невозможно выяснить в связи с пребыванием родителей на временно оккупированной территории Украины , в районах проведения антитеррористической операции, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, и беспризорные дети;
- статус ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы, - определенное согласно законодательству положение ребенка, которое предоставляет ему право на полное государственное обеспечение и получение предусмотренных законодательством льгот и которое подтверждается комплектом документов, которые удостоверяют обстоятельства, из-за которых ребенок не имеет родительской заботы;
- лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - лица возрастом от 18 до 23 лет, в которых в возрасте до 18 лет умерли или погибли родители, и лица, которые были отнесены к детям, лишенных родительской заботы;
- формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - усыновление; установление опеки, попечительства; передача в приемную семью, детским домам семейного типа, в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
- усыновление - принятие усыновителем в свою семью ребенка на правах дочери или сына, которое осуществлено на основании решения суда. Усыновление ребенка производится в его интересах для обеспечения стабильных и гармоничных условий его жизни;
- установление опеки и попечительства - устройство детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, в семье граждан Украины, которые находятся, преимущественно, в семейных, родственных отношениях с этими детьми -сиротами или детьми, лишенными родительской заботы, с целью обеспечения их воспитания, образования, развития и защиты их прав и интересов;
- передача в приемную семью - добровольное принятие за плату семьей или отдельным лицом, которое не находится в браке, из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, от одного до четырех детей на воспитание и для общего проживания;
- передача в детский дом семейного типа - принятие в отдельную семью, которая создается по желанию супругов или отдельного лица, которое не находится в браке, на воспитание и для общего проживания не менее чем пяти детей-сирот и/или детей, лишенных родительской заботы. Общее количество детей, включая родных, в такой семье не может превышать десяти человек;
- дети-воспитанники - дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, находящиеся в детском доме семейного типа;
- родители-воспитатели - супруги или отдельное лицо, которое не находится в браке, которые взяли на воспитание и для общего проживания не менее чем пять детей-сирот и/или детей, лишенных родительской заботы, и которым, по решению органов опеки и попечительства, предоставлен статус родителей-воспитателей;
- приемные дети - дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, устроенные в приемную семью;
- приемные родители - супруги или отдельное лицо, которое не находится в браке, которые взяли на воспитание и для общего проживания детей-сирот и/или детей, лишенных родительской заботы;
- учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - медицинские, учебные, воспитательные учреждения, и другие заведения и учреждения, в которых проживают дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы;
- выпускники учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - лица, которые находились на полном государственном обеспечении в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и закончили свое пребывание в указанном учреждении в связи с истечением обучения;
- место происхождения ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы, - местожительство или пребывание его биологических родителей на момент их смерти или возникновения обстоятельств, которые привели к лишению ребенка родительской заботы. В случае, если родители и место их постоянного проживания неизвестны, местом происхождения ребенка определяется место, где ребенка нашли, или местоположение медицинского учреждения, где ребенка оставили;
- местожительство детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - местонахождение учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, жилое помещение детского дома семейного типа, приемной семьи, опекунов или опекунов, жилье, в котором ребенок проживает, другое жилье;
- государственные социальные стандарты для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, - установленные законами, другими нормативно-правовыми актами минимальные нормы и нормативы обеспечения детей-сирот, детей, которые остались без родительской заботы, и лиц из их числа;
- государственное содержание детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа - полное обеспечение соответственно государственным социальным стандартам материальными и денежными ресурсами детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа для удовлетворения их жизненно необходимых нужд и создания условий для нормальной жизнедеятельности;
- социальное сопровождение - работа, направленная на осуществление социальных опеки, помощи и патронажа социально незащищенных категорий детей и молодежи с целью преодоления жизненных трудностей, сохранения, повышения их социального статуса;
- социальное жилье - жилая площадь, которая предоставляется по нормам государственных социальных стандартов согласно законодательству за счет государственного и/или коммунального жилищного фонда.
- наставник - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению ребенку, который проживает в заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другому учреждении для детей, индивидуальной поддержки и помощи, прежде всего в подготовке к самостоятельной жизни;
- наставничество - добровольная бесплатная деятельность наставника с предоставление ребенку, который проживает в заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другом учреждении для детей, индивидуальной поддержки и помощи, прежде всего в подготовке к самостоятельной жизни.
Статья 2. Законодательство Украины о социальной защите детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Законодательство Украины о социальной защите детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, состоит из Конституции Украины, этого Закона и других законодательных актов, которые регулируют правоотношения, связанные с предоставлением материальной, социальной и правовой помощи детям-сиротам, детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
Статья 3. Основы государственной политики относительно социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Гласными основами государственной политики относительно социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа являются:
- создание условий для реализации права каждого ребенка на воспитание в семье;
- воспитание и содержание детей по принципу родственности;
- содействие усыновлению детей, создание системы поощрения и поддержки усыновителей;
- обеспечение приоритета форм устройства;
- защита имущественных, жилых и других прав и интересов таких детей;
- создание надлежащих условий для их физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки детей к самостоятельной жизни;
- обеспечение права на здоровое развитие;
- обеспечение социально-правовых гарантий;
- создание условий для предоставления психологической, медицинской и педагогической помощи;
- формирование системы социальной адаптации;
- обеспечение свободным выбором сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала нуждам и желаниям личности ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, а также лица из их числа и запросам рынка работы;
- надлежащее материально-техническое обеспечение независимо от формы устройства и содержание детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, содействие в предоставлении реальной помощи и поддержки предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, банковскими учреждениями, культурно-образовательными, общественными, спортивными и другими организациями;
- принятия исчерпывающих мер по обеспечению доступа к бесплатной правовой помощи на основаниях и в порядке, установленных законом, регулирующим предоставление бесплатной правовой помощи.
Статья 4. Мероприятия социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Мероприятия социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа гарантируются, обеспечиваются и охраняются государством.
Государственные социальные стандарты для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа устанавливаются независимо от того, где такой ребенок или лицо находится на содержании и воспитании, на равные, не меньшему чем установленный прожиточный минимум для лиц соответствующего возраста.
Государственные социальные стандарты и нормативы устанавливаются относительно:
- минимального материального обеспечения, расходов на питание, одежду и обувь;
- обеспечения жильем равному, не менее чем установленные в Жилищном кодексе Украины нормативами;
- обеспечения жильем таких детей после завершения их воспитания в разных формах устройства после достижения 18-него возраста, если они не имеют своего жилья соответственно жилым нормативам или имеют жилье с характеристиками, низшими чем установленные жилые нормативы;
- минимального стандарта относительно обеспечения гарантированного первого рабочего места, которое не может быть изменено по желанию работодателя на протяжении трех лет с момента начала такой работы, а в случае невозможности предоставления такого рабочего места - установление денежной компенсации на этот период, которая выплачивается лицу из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, за счет средств государственного или местных бюджетов;
- минимального стандарта разовой государственной финансовой помощи по окончании такими детьми воспитательного, учебного заведения или при истечении пребывания таких детей в разных формах устройства после достижения 18-летнего возраста;
- минимального стандарта ежемесячного содержания таких детей и лиц из их числа при условии обучения им в высших учебных заведениях к достижению 23-летнего возраста или по окончании соответствующих учебных заведений;
- минимального стандарта медицинского обслуживания;
- минимального стандарта обеспечения таких детей игрушками, которые оказывают содействие развитию, спортивным инвентарем, газетами и журналами соответственно детского, юношеского, общепознавательного и воспитательного направления;
- минимального стандарта обеспечения ребенка до предоставления ему статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской заботы;
- минимального стандарта денежного обеспечения родителей-воспитателей, приемных родителей.
Кабинет Министров Украины может устанавливать другие дополнительные минимальные социальные стандарты, нормативы потребления и нормативы обеспечения для детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа.
Статья 5. Статус ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы
При условии потери ребенком родительской заботы соответствующая служба по делам детей обязана на протяжении двух месяцев подготовить комплект документов, который подтверждает обретение ребенком статуса ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы.
Статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской заботы, предоставляется согласно законодательству.
Статья 6. Приоритеты форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
При условии потери ребенком родительской заботы соответствующий орган опеки и попечительства принимает исчерпывающие меры относительно устройства ребенка в семью граждан Украины - на усыновление, под опеку или попечительство, в приемные семьи, детские дома семейного типа.
В учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, независимо от формы собственности и подчинения, ребенок может быть устроен в случае, если по определенным причинам нет возможности устроить его на воспитание в семью
Устройство ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, не лишает органы опеки и попечительства по месту происхождения и по месту пребывания ребенка от обязанности продолжать деятельность относительно реализации права этого ребенка на семейное воспитание
Порядок передачи детей на усыновление, воспитание и общее проживание в приемные семьи или детские дома семейного типа утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 7. Разработка и выполнения целевых программ по охране и социальной защите детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Органы государственной власти и органы местного самоуправления согласно их компетенции, определенной законом, обеспечивают решение вопросов относительно установления опеки и попечительства, создание других предусмотренных законодательством условий для воспитания детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительской заботы, а также для защиты личных, жилых и имущественных прав и интересов детей и лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Кабинет Министров Украины, уполномоченные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют в пределах бюджетных ассигнований разработку и выполнение целевых программ относительно улучшения социальной защиты детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа.
Статья 8. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Государство осуществляет полное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа.
Помощь и содержание таких детей не могут быть меньшими чем установленные минимальные стандарты, которые обеспечивают каждому ребенку уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, морального и социального развития равные, не низшему чем установленный прожиточный минимум для таких лиц
Право на полное государственное обеспечение в учебных заведениях имеют дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, возрастом до восемнадцати лет и лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, при продолжении обучения до 23 лет или до окончания соответствующих учебных заведений.
Детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, лицам из их числа, которые учатся, кроме полного государственного обеспечения выплачивается социальная стипендия, а курсантам военных учебных заведений, учебных заведений Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере транспорта, дорожного хозяйства, туризма и инфраструктуры, Государственной уголовно-исполнительной службы, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, центрального органа исполнительной власти , реализующим государственную налоговую политику, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, лицеистам военных лицеев, лицеев гражданской защиты и лицеев с усиленной военно-физической подготовкой из числа указанных лиц - должностной оклад в ро по мерам не менее 150 процентов размера прожиточного минимума для детей соответствующего возраста, а по достижении такими детьми 18 лет - в размере не менее 150 процентов размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, а также выплачивается 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Социальная стипендия и должностной оклад в размерах, предусмотренных в первом предложении этой части, выплачиваются также учащимся, студентам (курсантам), которые в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет остались без родителей (родители которых умерли / объявлены умершими, погибли или пропали без вести ). Порядок выплаты и размер социальной стипендии, должностного оклада утверждается Кабинетом Министров Украины.
(Часть четвертая статьи 8 вводится в действие с 1 января 2021)
Лицам, указанным в части четвертой настоящей статьи, учатся, до завершения обучения выплачивается ежегодное пособие для приобретения учебной литературы в размере не менее трех месячных социальных стипендий, должностных окладов, которые им предназначены. Выплата указанного пособия осуществляется в течение 30 дней после начала учебного года за счет средств, предусматриваемых для учебных заведений в соответствующих бюджетах.
Часть пятая статьи 8 вводится в действие с 1 января 2021)
При предоставлении лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые учатся, академического отпуска по медицинскому заключению за ними сохраняется на весь период академического отпуска полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия. Учебное заведение оказывает содействие организации их лечения.
Выпускники учебных заведений из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, обеспечиваются за счет учебного заведения или соответствующего учреждения в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, одеждой и обувью, а также одноразовой денежной помощью в размере не менее шести прожиточных минимумов для лиц соответствующего возраста. Нормативы обеспечения одеждой и обувью утверждаются Кабинетом Министров Украины. По желанию выпускников учебных заведений им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимому для приобретения одежды и обуви.
Стоимость полного государственного обеспечения в денежном эквиваленте для детей возрастом от рождения до трех лет, от трех до семи лет, от семи до десяти лет, от десяти до четырнадцати лет, от четырнадцати до восемнадцати лет и лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, до двадцати трех лет определяется согласно Закону Украины "О прожиточном минимуме".
Государственные социальные стандарты, нормативы потребления, нормативы обеспечения являются одинаковыми для всех детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, независимо от формы их устройства и содержания, и утверждаются согласно законодательству.
Статья 9. Финансирование мероприятий по обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Расходы на содержание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа в семьях опекунов, приемных семьях, детских домах семейного типа, в государственных учреждениях финансируются с государственного, областных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым, других источников, не запрещенных законодательством.
Расходы на финансирование мероприятий по социальному обеспечению детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа предполагаются в государственном бюджете Украины отдельной строкой.
В случае изменения формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа разрешаются трансферты между бюджетами разных уровней.
Статья 10. Размежевание полномочий центральных органов исполнительной власти относительно социальной защиты детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, осуществляет координацию и методологическое обеспечение деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно социальной защиты детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, лиц из их числа, а также обеспечивает соблюдение законодательства относительно установления опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, их усыновлением, применением других предусмотренных законодательством форм устройства детей.
Статья 11. Органы опеки и попечительства
Органами опеки и попечительства являются районные, районные в городах Киеве и Севастополе местные государственные администрации, исполнительные органы городских или районных в городах, сельских, поселковых советов.
Органы опеки и попечительства обеспечивают решение вопросов относительно:
- установления статуса ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы;
- предоставление опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, и применение других форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
- социальной защиты и защиты личных, имущественных, жилых прав и интересов детей;
- обеспечение приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
- привлечение к ответственности лиц, которые нарушают права ребенка;
- предоставление письменного согласия или возражения на отчуждение недвижимого имущества (в том числе жилья) и другого имущества, владельцем которого является ребенок;
- представление заявлений, ходатайств, исков о защите прав детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
Социальная защита и защиту прав детей в пределах своей компетенции осуществляют районные, районные в городах Киеве и Севастополе местные государственные администрации, исполнительных органов городских, районных в городах, сельских, поселковых советов.
Органы опеки и попечительства имеют право проверять условия устройства, содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, могут переводить детей, жизни и здоровью (в том числе психическому) которых угрожает опасность, на другие формы устройства детей.
Присутствие представителя органов опеки и попечительства на судебных заседаниях является обязательным в случае, если рассматривается дело относительно ребенка или по вопросам, которые нарушают права ребенка.
Статья 12. Функции службы по делам детей относительно опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы
Непосредственное ведение дел и координация деятельности относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, возлагаются на службы по делам детей.
Служба по делам детей:
- принимает участие в осуществлении мероприятий по социальной защите и
- защите прав и интересов детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и несет ответственность за их соблюдение, а также координирует осуществление таких мероприятий;
- оформляет документы на усыновление и применение других форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, определенных этим Законом;
- оформляет ходатайство относительно переведения детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, на другие формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
- осуществляет контроль за условиями устройства и содержания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
- осуществляет мониторинг деятельности относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы;
- осуществляет другие мероприятия относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
Для осуществления функций относительно опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, в составе службы в делах детей создается отдельный подраздел, деятельность которого определяется в установленном порядке. Штатная численность такого подраздела устанавливается в зависимости от количества детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, но должны составлять не меньше двух лиц.
Статья 13. Банк данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы
Служба по делам детей обеспечивает создание и ведение банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы.
Порядок ведения банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей.
Основная цель создания и ведения банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, - усовершенствование социальной защиты таких детей, прежде всего относительно процесса изъятия и устройство таких детей и лиц из их числа, реализации их права на здоровое развитие и семейное воспитание, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, усовершенствование статистического учета таких детей в интересах самих детей.
Банк данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, формируется на основании данных учетно-статистических карточек, порядок ведения и использования которых определяется соответственно законодательству.
Статья 14. Банк данных о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, осуществляет нормативно-правовое регулирование, координацию и методологическое обеспечение деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по социальной защите детей- сирот, детей, лишенных родительской попечения, лиц из их числа, а также обеспечивает соблюдение законодательства об установлении опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, их усыновления, применение других предусмотренных законодательством форм устройства детей.
Ведение банка данных о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей полагается на соответствующие местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Потенциальные опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели в случае необходимости обязаны пройти курс подготовки по проблемам воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, по программе, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, до момента передачи им детей на воспитание и для общего проживания.
Статья 15. Социальное сопровождение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Социальное сопровождение осуществляется относительно детей, которые находятся на воспитании в семьях опекунов, попечителей, приемных семьях, детских домах семейного типа, а также относительно лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Социальное сопровождение дееспособных лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, осуществляется по их письменному заявлению.
Социальное сопровождение может осуществляться относительно усыновленного ребенка, если эта деятельность не нарушает тайну усыновления и выполняется по согласию или по просьбе усыновителя или ребенка.
Задача социального сопровождения - оказывать содействие адаптации ребенка в новой семье, созданию положительного психологического климата в семье, условий развития детей с учетом индивидуальных нужд каждого ребенка, обеспечению оптимальных условий жизни ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, и лица из их числа и защиты их прав.
Социальный работник осуществляет социальное обслуживание ребенка и семьи, социальную опеку, является посредником между усыновителями, которые высказали такое желание, опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями и государственными структурами, на которые возложено решение вопросов жизнеобеспечения детей, и не является представителем органов контроля.
Социальное сопровождение ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, и лиц из их числа осуществляется по специальному плану, который составляется для каждого ребенка-сироты, ребенка, лишенного родительской заботы, и лица из их числа и корректируется раз в год.
Статья 16. Учетно-статистическая карточка ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, разрабатывает и утверждает образец учетно-статистической карточки ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы. В учетно-статистической карточке содержатся данные о ребенке, его наследственности, здоровье, месте происхождения, местожительстве, данные о родителях, братьях, сестрах и близких родственниках, данных об имуществе, о жилье, в котором проживал такой ребенок, или которое принадлежит ему на правах собственности, или которое закреплено за ребенком на других основаниях, информация о учреждениях и семьях, где ребенок находился на содержании и воспитании, план и результаты социального сопровождения ребенка, информация о развитии ребенка, результаты обучения и т.п..
Порядок заполнения, защиты и доступа к информации персонального характера, которая содержится в учетно-статистических карточках ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской заботы, определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей.
После достижения ребенком-сиротой или ребенком, лишенным родительской заботы, совершеннолетия информация, которая содержится в его учетно-статистической карточке, предоставляется органом опеки и попечительства по требованию такого ребенка на протяжении трех дней со дня обращения.
В случае усыновления ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской заботы, информация, которая содержится в его учетно-статистической карточке, выдается усыновителям после вынесения соответствующего решения судом.
Статья 17. Социальная и психологическая адаптация детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, лиц из их числа
С целью подготовки детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа к самостоятельной жизни их социальная и психологическая адаптация возлагается на центры социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, вместе с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере образования и науки, обеспечивают разработку комплексных программ индивидуальной психологической, реабилитационной и коррекционной помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, лицам из их числа, а также детям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в такой помощи.
Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи оказывают юридическую, психологическую и социальную помощь детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, лицам из их числа, а также их биологическим родителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, родителям-воспитателям, усыновителям и наставникам.
Подготовка к самостоятельной жизни детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской попечительства, других учреждениях для детей, их социальная и психологическая адаптация могут осуществляться в форме наставничества в порядке, предусмотренном статьей 17-1 настоящего Закона.
С целью подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и лиц из их числа после выбытия их из приемных семей, детских домов семейного типа местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление таким детям (лицам) при их проживание в приемных семьях и детских домах семейного типа дополнительных социальных (дневной уход, социальная реабилитация и т.д.), медицинских, реабилитационных и других услуг в соответствии с законодательством.
(Статья 17 дополнена частью пятой согласно Закону № 1020-IX от 02.12.2020 - вводится в действие 30.03.2021)
Статья 17-1. Наставничество
Наставничество осуществляется в лучших интересах ребенка, проживает в учреждении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другом учреждении для детей, в частности, относительно:
- определения и развития способностей ребенка, реализации ее интересов в профессиональном самоопределении;
- предоставление ребенку доступной информации о его правах и обязанности;
- формирование у ребенка практических навыков, направленных на адаптацию его к самостоятельной жизни, в частности, решения бытовых вопросов, распоряжение собственным имуществом и средствами, получение образовательных, социальных, медицинских, административных и других услуг;
- ознакомление ребенка с практиками общественного общения и преодоления сложных жизненных ситуаций;
- содействие становлению ребенка как ответственного, успешной личности;
- формирование у ребенка навыков здорового образа жизни.
Наставничество осуществляется по договору о наставничестве, что заключается между центром социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту жительства ребенка, наставником и администрацией заведения, в котором проживает ребенок, в интересах которого заключается такой договор.
Договор о наставничестве заключается в письменной форме.
Для заключения договора о наставничестве требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может ее выразить, а также письменное согласие его родителей, иных законных представителей. Согласие ребенка предоставляется в форме, соответствующей его возрастные и состояния здоровья.
Договор о наставничестве может быть расторгнут по соглашению сторон, по инициативе одной из сторон в случае невыполнения обязанностей по договору другими сторонами или по решению суда в случае невыполнения сторонами своих обязательств по договору, нарушение прав и законных интересов ребенка наставником, возникновения угрозы для жизни и здоровья по вине наставника.
Договор о наставничестве прекращается в случае возврата ребенка на воспитание к родителям, других законных представителей, ее усыновления, установления над ним опеки или попечительства, устройства его на воспитание в семью граждан (приемную семью или детский дом семейного типа) или перевода в другое учреждение для детей, а также в случае отказа ребенка от осуществления наставничества по отношению к ней, достижения ребенком совершеннолетия, смерти ребенка или наставника.
Лицо, которое изъявило желание стать наставником, к заключению договора о наставничестве обязана пройти курс подготовки по проблем социальной адаптации детей и их подготовки к самостоятельной жизни по программе, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей.
Наставниками не могут быть лица, указанные в статье 212 Семейный кодекс Украины (2947-14).
Организация наставничества осуществляется центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту жительства ребенка.
Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи:
- проводят отбор лиц, изъявивших желание стать наставниками, обеспечивают прохождение такими лицами курса подготовки по проблемам социальной адаптации детей и их подготовки к самостоятельной жизни;
- при осуществлении деятельности по организации наставничества на основе соответствующих договоров о сотрудничестве привлекают общественные и благотворительные организации, видом уставной деятельности которых является защита прав детей;
- обеспечивают в соответствии с законом защите персональных данных и информации в отношении детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, других учреждениях для детей, и наставников, которые стали им известны при осуществление деятельности по организации наставничества.
Наставник имеет право посещать ребенка по месту его проживания, обучения, лечения, оздоровления, а также с согласия ребенка и родителей, других законных представителей ребенка, администрации заведения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другого учреждения для детей общаться с ребенком вне места его проживания, обучения, лечения, оздоровления, в том числе приглашать ребенка в свою семью в праздничные и нерабочие дни, дни каникул, предоставлять ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, социальных, реабилитационных, оздоровительных услуг, участвовать в обеспечении ее одеждой, обувью, принадлежностями для обучения и развития и др.
Наставник несет ответственность за нарушение им прав и законных интересов ребенка, причинение вреда его жизни и здоровью в соответствии с законом. В случае пребывания ребенка в семье наставника в праздничные и нерабочие дни, дни каникул наставник несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, а также по возвращение ребенка к месту его проживания, обучения, лечения, оздоровления.
Контроль за соблюдением прав и интересов детей, над которыми установлено наставничество, осуществляют центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, администрации учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, других учреждений для детей и службы по делам детей по месту жительства (пребывания) ребенка.
Положение о наставничестве и типовой договор о наставничество утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 18. Создание и функционирование учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Создание и функционирование учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, независимо от подчинения таких учреждений, осуществляются в порядке, установленном этим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
С целью недопущения дискриминации детей по социальному происхождением в официальных названиях таких учреждений запрещается отмечать категорию лиц, которые содержатся и воспитываются в этих учреждениях.
Порядок создания, реорганизации, ликвидации учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также положения об этих учреждениях утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Обеспечение условий содержания и воспитания детей в таких учреждениях осуществляется согласно минимальным социальным стандартам и прожиточному минимуму согласно законодательству и за счет средств соответствующих бюджетов.
Контроль за соблюдением прав и интересов детей в таких учреждениях осуществляют службы по делам детей.
Статья 19. Обеспечение учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Обеспечение учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, материально-техническими ресурсами, оборудованием, транспортными средствами, товарами культурно-бытового и спортивного назначения, хозяйственного употребления осуществляется в первоочередном порядке равном установленному соответствующими государственными социальными стандартами и нормативами.
Статья 20. Содействие в создании подсобных хозяйств и цехов
Кабинет Министров Украины через уполномоченные Президентом Украины органы, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации оказывают содействие созданию при детских домах и школах-интернатах, других формах устройства детей подсобных хозяйств и цехов и их развития.
Статья 21. Программы психологической и практической подготовки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, к работе и профессиональному самоопределению
В учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, вводятся программы психологической и практической подготовки к работе, профессионального самоопределения воспитанников с учетом способностей, интересов ребенка и нужд регионов.
Такие программы разрабатываются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования и науки, вместе с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики по вопросам семьи и детей, службами по делам детей.
Положение о типовой программе психологической и практической подготовки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, к работе и профессиональному самоопределению разрабатывает центральный орган исполнительной власти по вопросам науки и образования.
Статья 22. Выявление одаренных детей из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Органы опеки и попечительства систематически, но не реже одного раза в год, обеспечивают роботу по выявлению одаренных детей из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также оказывают содействие их дальнейшему безвозмездному обучению и трудоустройству согласно их способностям.
Статья 23. Трудоустройство детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа
Местные государственные администрации, исполнительные органы городских или районных в городах, сельских, поселковых советов согласно законодательству бронируют рабочие места для трудоустройства детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, обеспечивают их первоочередное трудоустройство на имеющиеся вакантные рабочие места.
Местные государственные администрации, исполнительные органы городских или районных в городах, сельских, поселковых советов при участии центров занятости населения для обеспечения временной занятости привлекают детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа к оплачиваемым общественным работам на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях и организациях.
Ответственность за трудоустройство воспитанников учреждений для детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа полагается на местные государственные администрации и на руководителя учреждения, где находился ребенок.
Государство обеспечивает трудоустройство лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, предоставление им первого рабочего места, информации, профессиональной консультации, услуг по профессиональной подготовке и переподготовке соответственно законодательству.
Статья 24. Мероприятия дополнительного материального обеспечения
С целью улучшения материального обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, таможенные органы обязаны безвозмездно передавать заведениям, в которых воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, детским домам семейного типа, приемным семьям детские вещи, г. мягкий инвентарь, транспортные средства и т.п., задержанные таможенными органами и конфискованные в установленном порядке, а также те, по которым не обратился владелец до истечения срока их хранения под таможенным контролем, в количестве, не превышает необходимых годовых потребностей соответствующего заведения или семьи, по обращению службы по делам детей.
Статья 25. Порядок возмещения расходов на содержание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа, осуществление им других выплат
Порядок возмещения расходов, связанных с содержанием детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа, в том числе на питание, одежда, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат при трудоустройстве и вступлении в учебное заведение, а также других выплат, предусмотренных этим Законом, устанавливается Кабинетом Министров Украины соответственно государственным социальным стандартам.
Статья 26. Оздоровление детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Кабинет Министров Украины через уполномоченные Президентом Украины органы, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации обеспечивают ежегодное безвозмездное оздоровление детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в возрасте до 18 лет. Родные дети родителей-воспитателей или приемных родителей, которые проживают в одной приемной семье или в одном детском доме семейного типа, имеют право на безвозмездное оздоровление до достижения 18-летнего возраста. Лица из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, имеют право на оздоровление на льготных условиях.
Средства на оздоровление детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа выделяются ежегодно из государственного, местных бюджетов, средств предприятий, Фонда социального страхования от временной потери трудоспособности и других источников, не запрещенных законодательством.
Статья 27. Социально-трудовая реабилитация детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа, которые являются лицами с инвалидностью
Кабинет Министров Украины, местные государственные администрации:
- обеспечивают создание сети специализированных учебных заведений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, что являются лицами с инвалидностью;
- обеспечивают условия для осуществления просветительно-профессиональной подготовки за избранными специальностями детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы;
- обеспечивают условия для осуществления лицами из числа детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, которые являются лицами с инвалидностью, трудовой деятельности или продолжения обучения;
- разрабатывают мероприятия и гарантии медицинской, трудовой, социальной реабилитации и адаптации детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и лиц из их числа, которые являются лицами с инвалидностью, детей - жертв экологических и техногенных катастроф.
Статья 28. Устройство детей, оставленных родителями в медицинских учреждениях
В случае отсутствия ведомостей об отцах и родственниках ребенка, оставленного в родильном доме или другом медицинском учреждении, администрацией медицинского учреждения составляется соответствующий акт, на основании которого служба по делам детей по местонахождению медицинского учреждения принимает решение о передаче его на усыновление после достижения ребенком двухмесячного возраста или устройство под опеку, в приемную семью, детский дом семейного типа, в учреждение для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
Статья 29. Временное устройство детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
В случае установления факта отсутствия родительской заботы относительно ребенка орган опеки и попечительства обязан на протяжении одного дня обеспечить временное устройство такого ребенка до решения вопроса о форме устройства ребенка.
Временное устройство ребенка в случае отсутствия родительской заботы осуществляется в порядке, утвержденному Кабинетом Министров Украины.
Статья 30. Сообщение о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы
Лицу, которому стало известно о ребенке, который остался без родительской заботы, обязан немедленно сообщить о таком ребенке службу по делам детей или орган внутренних дел по месту его пребывания.
Служба по делам детей совместно с уполномоченным органом Национальной полиции после получения сведений о ребенке, лишенного родительской опеки, обязаны немедленно провести обследование условий пребывания ребенка и обстоятельств отсутствия родительской опеки и в течение двух месяцев принять меры о предоставлении ребенку статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Установление фактов отсутствия родительской опеки регистрируется в книге первичного учета детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Статья 31. Права и обязанности родителей-воспитателей
Родители-воспитатели являются лицами, которые заменяют родителей, законными представителями своих воспитанников и защищают их права и интересы в органах государственной власти, в том числе судебных, как опекуны или попечители без специальных на то полномочий. Они не могут использовать предоставленные им права вопреки интересам ребенка.
Обретение статуса родителей-воспитателей детских домов семейного типа не может ограничивать гражданских прав этих лиц.
Родители-воспитатели имеют право:
- защищать ребенка, его права и интересы как опекуны или попечители без специальных на то полномочий;
- на обращение в суд с иском о лишении родительских прав родителей детей-воспитанников;
- на обращение в суд с иском об отмене усыновления или признания его недействительным относительно детей, которые проживали вместе с ними и
- переданы на усыновление;
- на усыновление детей, которые находятся на воспитании и содержании в их семьях;
- принимать участие в решении органом опеки и попечительства вопроса об управлении имуществом ребенка;
- требовать возвращения ребенка от любого лица, которое держит его у себя не на основании закона или решение суда;
- требовать предоставления им органами опеки и попечительства полной информации о ребенке и его родителях, состоянии его здоровья, уровне и особенностях развития ребенка;
- самостоятельно определять способы воспитания ребенка с учетом мышления ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.
Родители-воспитатели обязаны:
- защищать права и интересы детей, быть их представителями в учреждениях и организациях;
- создать надлежащие условия для всестороннего гармонического развития детей;
- проявлять заботу о здоровье, физическом, психическое и моральном развитии, обучении детям, готовить их к работе;
- обеспечивать проведение дважды в год медицинского обследования детей врачами-специалистами и выполнять их рекомендации;
- обеспечить получение детьми образования, следить за обучением и развитием детей в учебно-воспитательных учреждениях, поддерживать связи с учителями и воспитателями;
- заниматься развитием способностей детей, в том числе привлекать их к занятиям во внешкольных учебных заведениях;
- не препятствовать общению ребенка с его родными родителями и возвращении ребенка в случае возобновления их в родительских правах, освобождения из мест лишения свободы и в других случаях, если это не противоречит интересам ребенка и не запрещено решением суда;
- сотрудничать с местными государственными администрациями, органами местного самоуправления и социальными работниками, привлекать специалистов к решению проблемных вопросов;
- сообщать соответствующие службы опеки и попечительства в случае возникновения в детском доме семейного типа неблагоприятных условий для содержания, воспитания и обучение детей.
Родители-воспитатели выполняют свои обязанности в отношении детей до достижения детьми восемнадцати лет, а в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые учатся в заведении общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессиональной перед высшими, высшего образования - до окончания такими лицами обучения в таком заведении даже в случае их раздельного проживания.
(Часть пятая статьи 31в редакции Закона № 1020-IX от 02.12.2020 - вводится в действие 30.03.2021)
Родители-воспитатели выполняют свои обязанности в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которым установлена инвалидность и продолжающих проживать и воспитываться в детском доме семейного типа до достижения такими лицами 23-летнего возраста независимо от того, учатся они в заведении общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессиональной перед высшими, высшего образования.
(Статья 31 дополнена частью шестой согласно Закону № 1020-IX от 02.12.2020 - вводится в действие 30.03.2021)
Статья 32. Сохранение права детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа на жилье
За детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, а также лицами из их числа сохраняется право на жилье, в котором они проживали с родителями, родными к установлению опеки, попечительства, устройство в приемные семьи, детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Местные государственные администрации, органы местного самоуправления по месту нахождения жилья детей несут ответственность за сохранность указанного в части первой настоящей статьи жилья и возвращение его детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, а также лицам из их числа после завершения срока пребывания в семье опекуна или попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа, заведении для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Жилые помещения, в которых проживали дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, до устройства их в семьи граждан Украины, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также относительно которых есть решение суда, не могут быть отчуждены без получения согласия на это от органов опеки и попечительства, которое может предоставляться лишь в случае гарантирования сохранения права на жилье таких детей.
Дети-сироти и дети, лишенные родительской заботы, имеют право проживать в детских домах семейного типа до возвращения им указанного жилья или предоставления жилья местными государственными администрациями и органами местного самоуправления.
До трудоустройства выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые находятся на учете в государственной службе занятости как ищущие работу, квартирная плата и плата за коммунальные услуги осуществляются местными государственными администрациями по местонахождению жилья.
Статья 33. Обеспечение детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, и лиц из их числа жильем
Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, достигшие 16 лет, в случае отсутствия у таких детей жилья имеют право зачисляться на квартирный учет и социальный квартирный учет по месту их происхождения или проживания до установления опеки, попечительства, устройства в приемные семьи , детские дома семейного типа, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, по заявлению опекуна или попечителя, приемных родителей, родителей-воспитателей, администрации учреждения, где проживает ребенок, или органа опеки и попечительства. После завершения пребывания в соответствующих заведениях, детских домах семейного типа, приемных семьях или окончания срока опеки дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, а также лица из их числа в течение месяца обеспечиваются социальным жильем до предоставления им благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания .
(Статья 33 дополнена частью первой согласно Закону № 2394-VI от 01.07.2010 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1095-IX от 16.12.2020 - вводится в действие с 31.03.2021)
Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, которые достигли 16 лет, а также лица из их числа, состоящих на учете внутренне перемещенных лиц, имеющих право зачисляться на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и социальный квартирный учет по месту их фактического проживания, указанным в справке о постановке на учет внутренне перемещенного лица.
(Статья 33 дополнена новой частью согласно Закону № 2279-VIII от 08.02.2018, в редакции Закона № 1095-IX от 16.12.2020 - вводится в действие с 31.03.2021)
Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, которые достигли 16 лет, а также лица из их числа, местом происхождения или проживания которых к устройству в семьи граждан, учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, есть населенные пункты временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, территория населенных пунктов на линии соприкосновения, временно оккупированная территория Автономной Республики Крым и города Севастополя и не состоящих на учете внутренне перемещенных лиц, берутся на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальный квартирный учет органами местного самоуправления по месту их фактического проживания на территории населенных пунктов Украины, кроме временно оккупированных территорий и территорий населенных пунктов на линии соприкосновения. Смена места жительства этих лиц после взятия их на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и на социальный квартирный учет не является основанием для снятия их с соответствующего учета.
(Статья 33 дополнена новой частью согласно Закону № 1095-IX от 16.12.2020 - вводится в действие с 31.03.2021)
Пребывание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые достигли 16 лет, на социальном квартирном учета не является основанием для отказа им в постановке на квартирный учет или снятия с квартирного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или учета лиц, имеющих право на получение жилья (льготных кредитов на строительство и приобретение жилья) по государственными жилищными программами для отдельных категорий граждан, определенных законодательством.
После завершения пребывания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в соответствующих учреждениях для таких детей, детскому дому семейного типа, приемной семье или завершение срока заботы над такими детьми и в случае отсутствия у таких детей права на жилье областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации, органы местного самоуправления обеспечивают детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа в продолжение месяца во внеочередном порядке благоустроенным социальным жильем.
Порядок обеспечения социальным жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа утверждается Кабинетом Министров Украины.
Социальное жилье, которое предоставляется детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, лицам из их числа для проживания, должны отвечать санитарным и техническим требованиям.
Обеспечение детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, лиц из их числа благоустроенным жильем или, по их желанию, - денежной компенсацией за принадлежащее им для получения жилое помещение осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
(Статья 33 дополнена частью восьмой согласно Закону № 1095-IX от 16.12.2020 - вводится в действие с 31.03.2021)
Лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, после достижения 23 лет не теряют право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения или социального жилья до предоставления им благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания или, по их желанию, - денежной компенсации за принадлежащее им для получения жилое помещение, при условии нахождения в установленном порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или социальном квартирном учете на момент достижения 23-летнего возраста.
(Статья 33 дополнена частью девятой согласно Закону № 1095-IX от 16.12.2020 - вводится в действие с 31.03.2021)
Статья 34. Обеспечение медицинского обслуживания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, обеспечивает медицинское обслуживание (в том числе стоматологами-ортопедами) детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа в пределах, не низших чем минимальные социальные стандарты.
Обязательные медицинские осмотры всех детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа осуществляются дважды в год.
В случае необходимости осуществляются помещений детей на диспансерный учет, постоянный медицинский надзор за ними и своевременное лечение.
Учебно-воспитательным учреждениям обеспечивается приоритетное снабжение необходимых медикаментов, медицинской аппаратуры и оборудования, средств коррекции физического развития.
Статья 35. Государственная статистическая отчетность относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области статистики осуществляет систематическое ведение государственной статистической (неперсонифицированной) отчетности о детях-сиротах и детях, лишенных родительской заботы, которая подлежит постоянному оповещению через соответствующие государственные печатные средства массовой информации.
Статья 36. Подготовка специалистов для работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы
Центральный орган власти, реализующим государственную политику в сфере образования и науки обеспечивает за специальными программами подготовку специалистов-педагогов и воспитателей для государственных и негосударственных учреждений для работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской заботы, а также подготовку работников органов опеки и заботы.
Статья 37. Обеспечение воспитания правовой культуры детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
С целью профилактики правонарушений среди детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, и обеспечение правового образования в базовые учебные планы учебно-воспитательных учреждений для этой категории детей вводится курс "Правовая культура".
Разработка такого курса полагается на центральный орган исполнительной власти по вопросам науки и образования.
Статья 38. Информирование общественности о проблемах детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
С целью привлечения внимания общественности к проблемам детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа центральный орган исполнительной власти который реализует государственную политику в сфере телевидения и радиовещания:
- обеспечивает систематический выпуск теле- и радиопередач со специальными сюжетами для освещения вопросов социальной и правовой защиты, финансовой поддержки, трудоустройства и обеспечения жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, освещение проблем, которые стоят перед такими детьми, перед учреждениями, в которых они находятся на содержании и воспитании;
- оказывает содействие распространению рекламы относительно социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа;
- пропагандирует усыновление и воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, гражданами Украины, выполнение региональных программ предоставления практической помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из их числа, внедрение шефства над ними со стороны трудовых коллективов, общественных организаций, благотворительных фондов и т.п.
Статья 39. Организация благотворительных акций
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам семьи и детей, органы опеки и попечительства оказывают содействие организации и проведению благотворительных акций, средства от которых направляются на материальное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, которые нуждаются в первоочередной помощи, в частности относительно лечения, оздоровление и т.п..
Статья 39-1. Освобождение детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа от платы за обучение в государственных и коммунальных учебных заведениях всех уровней
Дети-сироты и дети, лишенные родительской заботы, а также лица из их числа освобождаются от платы за обучение в государственных и коммунальных учебных заведениях всех уровней.
Статья 39-2. Предоставление шефской помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, а также лицам из их числа
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, профсоюзные и другие общественные организации могут предоставлять шефскую помощь учреждениям для детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, детским домам семейного типа в укреплении материальной базы, организации трудового обучения, проведении массовых мероприятий, организации индивидуальной работы с воспитанниками этих учреждений, а также в дальнейшем обучении, трудоустройстве, развития спортивных и творческих способностей, обеспечении жильем лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
Статья 39-3. Установление специальных стипендий для одаренных лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут устанавливать вместе с заинтересованными центральными органами исполнительной власти, научными обществами и творческими союзами, молодежными фондами специальные стипендии для одаренных лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, - студентов высших учебных заведений и предусматривать выделение средств на их стажировку в ведущих отечественных научных учреждениях и за границей.
Статья 39-4. Привлечение одаренных лиц из числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы к внешкольным воспитательным учреждениям
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления вместе с предприятиями, организациями, научными учреждениями, высшими учебными заведениями, объединениями граждан, которые создают внешкольные учебно-воспитательные учреждения для удовлетворения нужд детей в дополнительном образовании, развития творческих способностей, организации содержательного досуга и отдыха молодежи, а также учреждения, которые обеспечивают поиск, поддержку и развитие талантливой молодежи в разных сферах жизни, привлекают к таким учреждениям одаренную молодежь из числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
Статья 39-5. Усовершенствование условий для развития, воспитание и образования выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование государственной политики в сферах культуры и искусств, образования и науки, здравоохранения, семьи и детей, местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают постоянное совершенствование форм и методов индивидуальной воспитательной работы по подготовке к самостоятельной и семейной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в том числе путем поддержки и развития наставничества над такими детьми, обеспечивают участие выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской попечения, в самодеятельных творческих коллективах, кружках изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью их нравственно-эстетического и физического развития.
Статья 39-6. Содействие развитию молодежного туризма, молодежным международным обменам среди выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Государство оказывает содействие развитию молодежного туризма, молодежным международным обменам среди выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления устанавливают для туристических групп из числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, льготы в пользовании транспортными, гостиничными, культурными и другими услугами. Соответствующие средства предполагаются в местных бюджетах.
Порядок предоставления указанных льгот устанавливается Кабинетом Министров Украины, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
Статья 39-7. Помощь выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также другим лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в трудоустройстве во внеобразовательное время, в получении услуг, связанных с профориентацией и подготовкой к работе по новой профессии
Государственная служба занятости вместе с местными органами исполнительной власти, центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи предоставляет ученикам, студентам и аспирантам дневной формы обучения из числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также другим лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, помощь в трудоустройстве во внеклассное время.
Молодежные центры работы, а также молодежные общественные организации по вопросам трудоустройства (агентства, биржи, бюро и т.п.) оказывают содействие трудоустройству выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также других лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, в том числе учеников, студентов, аспирантов, во внеклассное время, предоставляют услуги, связанные с профориентацией и подготовкой к работе за новой профессией.
Статья 39-8. Пользование выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, физкультурно-оздоровительными и спортивными объектами
Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, пользуются физкультурно-оздоровительными и спортивными объектами безвозмездно или на льготных условиях. Порядок предоставления этих льгот, компенсации стоимости услуг определяется органами местного самоуправления.
Статья 39-9. Порядок возмещения расходов на выплату помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы
Порядок возмещения расходов на выплату помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, полное государственное обеспечение соответственно статье 8 этого Закона при трудоустройстве и вступлении в учебное заведение соответственно нормам обеспечения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, утверждается Кабинетом Министров Украины.
Статья 39-10. Профилактика и ликвидация беспризорности среди детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Кабинет Министров Украины может создавать соответствующий вспомогательный орган для содействия выявлению беспризорных детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа, которые не имеют полного общего среднего образования, не учатся и не работают.
Указанный орган способствует устройству таких детей к учреждениям для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а при выпуске из таких учреждений организовывает обеспечение таких детей и лиц из их числа социальным жильем, привлечение к обучению, профессиональной подготовке и оказывает содействие их дальнейшему обучению и трудоустройству.
Статья 39-11. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, во время каникул
В период каникул лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые учатся в профессионально-технических, высших учебных заведениях, выплачиваются (за нормами служебных командировок) суточные за время пребывания в дороге (туда и назад) и стоимость проезда железнодорожным, водным, междугородным автомобильным транспортом к учреждениям или семьям, где они воспитывались, или у места отдыха за счет ассигнований, которые выделяются для этой цели центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики по вопросам семьи и детей из средств, предусмотренных в государственном бюджете отдельной строкой на содержание и социальное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы.
Статья 39-12. Финансирование пребывания лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, во время каникул
Лица из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которая есть учениками профессионально-технических учебных заведений или студентами высших учебных заведений, - бывшие воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, детских домов семейного типа во время своих каникул могут находиться в указанных учреждениях за счет средств, определенных частями первой и второй статьи 9 этого Закона.
Статья 39-13. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые не выезжают к местам организованного отдыха в дни каникул, а также во время их болезни
Зачисленным на полное государственное содержание выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также другим лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, которые стали учениками и студентами и которые не выезжают к местам организованного отдыха в дне каникул, а также во время их болезни выдаются средства в пределах установленной денежной нормы на питание и другие бытовые нужды.
Статья 39-14 исключена на основании Закона № 107-VI от 28.12.2007
Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа
Лица, виновные в нарушении законодательства относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, а также лиц из их числа несут ответственность согласно закону.
Заключительные положения
1. Этот Закон вступает в силу со дня его опубликования, кроме части третьей статьи 18, которая вступает в силу через три года со дня ее опубликования.
2. Законы Украины и другие нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу этого Законом, действуют в части, которая не противоречит этому Закону.
3. Кабинет Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу этого Закона обязан:
- подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно приведения законов Украины в соответствие с этим Законом;
- привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;
- обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации этого Закона;
- обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом.
Президент Украины Л. Кучма
г. Киев, 13 января 2005 года