Закон о планировании и застройке территорий
Раздел IV - Регулирование планирования, застройки и иного использования территорий
Статья 20. Нормативное регулирование планирования, застройки и иного использования территорий
Нормативное регулирование планирования, застройки и иного использования территорий заключается в принятии нормативно-правовых актов, в частности государственных строительных норм, ведомственных нормативных документов, региональных и местных правил застройки.
Государственные строительные нормы по планированию и застройке и иному использованию территорий разрабатывает и утверждает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры по согласованию с другими центральными органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к их полномочиям.
Нормативно-правовые акты других центральных органов исполнительной власти о планировании, застройке и ином использовании территорий, которые выдаются в пределах их компетенции, утверждаются этими органами после согласования со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам градостроительства и архитектуры и регистрируются в установленном законодательством порядке.
Государственные строительные нормы и иные нормативно-правовые акты по вопросам планирования и застройки территорий являются обязательными для субъектов градостроительства.
Статья 21. Региональные правила застройки
Региональные правила застройки разрабатываются на основе типовых региональных правил застройки, утвержденных специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроительства.
Региональные правила застройки после их согласования с соответствующими органами градостроения и архитектуры, охраны культурного наследия, земельных ресурсов, природоохранными, санитарно-эпидемиологическими органами утверждаются соответственно Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными советами. Утверждены региональные правила застройки подлежат обнародованию через региональные средства массовой информации.
Региональные правила застройки являются обязательными для субъектов градостроительства на территории соответствующего региона, за исключением населенных пунктов, для которых решением сельских, поселковых, городских советов утверждены местные правила застройки этих населенных пунктов соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
Статья 22. Местные правила застройки
Местные правила застройки разрабатываются для городов Киева и Севастополя, городов областного значения, республиканского значения Автономной Республики Крым. Для сел, поселков, городов районного значения соответствующие советы могут разрабатывать местные правила застройки. Местные правила застройки утверждаются соответствующими советами. Местные правила застройки должны согласовываться с региональными правилами застройки. Местные правила застройки состоят из текстовой части и графической части - плана зонирования.
В текстовой части местных правил застройки определяется перечень преимущественных и допустимых видов застройки и иного использования земельных участков в границах отдельных зон. Для каждой отдельной зоны согласно государственным строительным нормам устанавливаются единые условия и ограничения застройки и иного использования земельных участков:
- предельно допустимые этажность зданий и сооружений и плотность застройки;
- минимальные отступы зданий и сооружений от красных линий, линий регулирования застройки, границ смежных участков;
- требования по благоустройству дорог и подъездов к зданиям и сооружениям, местам парковки транспортных средств;
- требования по обеспечению эксплуатации инженерно-транспортной инфраструктуры;
- требования по озеленению и благоустройству территорий;
- требования по содержанию зданий и сооружений;
- перечень ограничений использования земельных участков (градостроительных, инженерных, санитарно-эпидемиологических, природоохранных, историко-культурных);
- другие требования, указанные в статье 19 настоящего Закона.
На плане зонирования устанавливается раздел территории населенного пункта на зоны с допустимыми и преимущественными видами использования земельных участков.
На плане зонирования не допускается отображение элементов, которые могут препятствовать свободному доступу к этому плану.
План зонирования и перечень преимущественных и допустимых видов застройки и иного использования земельных участков разрабатываются для всей территории населенного пункта или отдельной его части.
При разработке землеустроительной документации учитываются единые условия и ограничения застройки и иного использования земельных участков, определенные местными правилами застройки.
Местными правилами застройки устанавливается порядок решения вопросов размещения объектов градостроения и предоставления исходных данных для их проектирования.
Статья 23. Застройка территорий
Застройка территорий заключается в размещении и осуществлении строительства новых объектов, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства существующих объектов градостроительства, расширение и техническое переоснащение предприятий (далее - строительство).
Размещение объектов градостроительства на территории населенных пунктов и за их пределами осуществляется соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями путем предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка согласно утвержденной градостроительной документацией, региональными или местными правилами застройки.
В случае отсутствия местных правил застройки или при намерениях застройки за пределами населенных пунктов градостроительные условия и ограничения застройки земельных участков, в том числе предусмотренных для продажи на земельных торгах, устанавливаются решением соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления на основании градостроительного обоснования, подлежит общественному обсуждению.
Субъекты градостроительства обязаны соблюдать градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка при проектировании и осуществлении строительства объекта градостроения.
Местные органы исполнительной власти или исполнительные органы местного самоуправления принимают меры по организации комплексной застройки территорий в соответствии с требованиями статьи 25 настоящего Закона.
Строительство объектов градостроительства осуществляется согласно требованиями законодательства и в соответствии с утвержденной проектной документации.
При строительстве объектов сноса (в случае необходимости) существующих зданий и сооружений, зеленых насаждений, а также возмещение убытков собственникам (пользователям) зданий и сооружений, земельных участков осуществляются в установленном законом порядке.
Планирование отдельного земельного участка, строительство на нем зданий и сооружений собственниками или пользователями осуществляется с учетом законных интересов других владельцев или пользователей земельных участков, зданий и сооружений.
Статья 23-1. Особенности решения вопросов застройки территорий, связанных с приобретением права на земельные участки государственной и коммунальной собственности
В случае принятия соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решения о передаче (предоставлении) земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства в порядке, определенном земельным законодательством, указанное решение одновременно дает право на получение исходных данных на проектирование, осуществление проектно-изыскательских работ в порядке, определенном настоящим Законом.
Принятия соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решения о передаче (предоставлении) земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства может быть осуществлен одновременно с утверждением градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства.
Основанием для разработки градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 23 настоящего Закона, является разрешение (доверенность, в при подготовке земельного участка к аукциону) соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, что может быть предоставлен одновременно с разрешением на разработку проекта отвода земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.
Статья 24. Порядок решения вопросов застройки земельного участки
Право на застройку земельного участка реализуется его собственником или пользователем при условии использования земельного участка по его целевому назначению и в соответствии с градостроительными условиями и ограничения застройки земельного участка, установленных согласно требованиями этого Закона.
Заказчик, который намерен застроить принадлежащей ему на праве собственности или пользовании земельного участка, или уполномоченное им лицо обращается в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления с заявлением (ходатайством) о намерений застройки земельного участка, в котором указываются назначение здания, сооружения и ориентировочные характеристики застройки. К заявлению (ходатайству) могут быть добавлены предпроектные работы.
Орган местного самоуправления определяет соответствие намерений застройки земельного участка местным правилам застройки населенного пункта, градостроительной документации.
В случае если указанные в заявлении (ходатайстве) намерения относятся к преимущественного или допустимых видов застройки соответствующей территории, орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня регистрации заявления (ходатайства) предоставляет заявителю градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, установленные местными правилами застройки населенного пункта.
В случае если намерения застройки земельного участка не соответствуют требованиям градостроительной документации и видам использования территории, установленным местными правилами застройки, государственными нормами, орган местного самоуправления в течение месяца со дня регистрации заявления (ходатайства) предоставляет заявителю заключение по этой несоответствия и рекомендации относительно возможного изменения намерений застройки земельного участка.
В случае отсутствия местных правил застройки или при намерениях застройки земельного участка за пределами населенного пункта соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня регистрации заявления (ходатайства) предоставляет заявителю согласие на разработку градостроительного обоснования размещения объекта.
В случае если органы исполнительной власти или органы местного самоуправления намерены застройки по собственной инициативе или по учетом предложений относительно намерений застройки свободных от застройки территорий, внесенных физическими или юридическими лицами, они вправе поручить соответствующему органу земельных ресурсов и органа градостроительства и архитектуры внести предложения по подбору земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
Подбор земельных участков осуществляется на основании утвержденных градостроительной документации и документации по землеустройству, региональных или местных правил застройки.
В случае намерений строительства по инициативе органов исполнительной власти или органов местного самоуправления за пределами населенных пунктов и при отсутствии местных правил застройки они могут поручить соответствующему органу градостроительства и архитектуры выполнять функции заказчика по разработке градостроительного обоснование размещения объекта, подлежащего общественном обсуждению.
Градостроительное обоснование согласовывается с соответствующими органами градостроительства и архитектуры, земельных ресурсов, охраны культурного наследия, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органом. Свои выводы указанные органы предоставляют в течение месяца со дня сдачи на их рассмотрение градостроительного обоснование независимо друг от друга.
Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, изложенные в градостроительном обосновании, после его согласования и учета результатов общественного обсуждения в порядке, установленном настоящим Законом, утверждаются решением соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления одновременно с утверждением градостроительного обоснования.
Заказчик, который имеет намерения застроить, не отвечающих градостроительным условиям и ограничениям, установленным для земельного участка, находящегося в его собственности или пользовании, может обратиться в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления с дополнительными предложениями и обоснованиями этих намерений.
Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в пятидневный срок со дня регистрации такого обращения направляет его вместе с материалами обоснований на рассмотрение соответствующего органа градостроительства и архитектуры, который при участии органов земельных ресурсов, охраны культурного наследия, природоохранных и санитарно-эпидемиологических органов в двухнедельный срок готовит и подает в орган исполнительной власти или органа местного самоуправления вывод, содержащий предложения о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, местных правил застройки, градостроительной документации. В случае рассмотрения предложений по строительства экологически опасных объектов, комплексов зданий и сооружений различного назначения органом исполнительной власти или органом местного самоуправления может быть продлен срок подготовки такому выводу, но не более чем на две недели.
На основании указанных в заключении предложений орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение о отказ во внесении изменений в градостроительной документации, местных правил застройки или о предоставлении согласия на разработку градостроительного обоснования размещения объекта с применением процедуры проведения общественного обсуждения.
По результатам общественного обсуждения градостроительного обоснование, на основании предложений о внесении изменений в градостроительной документации, местных правил застройки, градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение.
Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, полученных в соответствии с частью четвертой настоящей статьи или утвержденные решением соответствующего местного совета, является основанием для получения других исходных данных для проектирования объекта (объектов) застройки земельного участка и осуществления этого проектирования.
Размещения временных сооружений и рекламы осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Статья 24-1 исключена на основании Закона Украины N 509-VI от 16.09.2008.
Статья 25. Осуществление комплексной застройки территории
Комплексная застройка территории является средством ее упорядочения путем обеспечения общественных и частных интересов, направленных на предварительное проведение инженерной подготовки, сооружение внешних инженерно-транспортных сетей, объектов социальной сферы, жилых зданий, благоустройство территории, других объектов градостроительства. Комплексная застройка территории может осуществляться путем комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда и обеспечиваться одним или несколькими инвесторами.
Решения об организации комплексной застройки территории в определенных пределах принимаются соответствующими местными советами на основании технико-экономических и градостроительных обоснований.
Функции заказчика на строительство исполнительный орган соответствующего совета, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, при делегировании им таких полномочий соответствующими советами, выполняют непосредственно или делегируют их на конкурсной основе генеральной строительной организации (подрядной организации) в порядке, установленном законодательством.
Решения органов местного самоуправления об организации комплексной застройки территории для размещения объектов градостроительства общегосударственного значения (морских портов, аэропортов, терминалов, комплексов обеспечения выполнения властных функций и т. п.) принимаются с учетом технико-экономических обоснований, утвержденных Кабинетом Министров Украины.
Часть пятая статьи 25 исключена на основании Закона Украины N 509-VI от 16.09.2008.
Часть шестая статьи 25 исключена на основании Закона Украины N 509-VI от 16.09.2008.
Имущественные права на построенные объекты градостроительства определяются договорами между заказчиком и инвестором в определенном законом порядке.
Регулирование земельных отношений при комплексной застройке осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Проектирование, строительство, приемка в эксплуатацию законченных строительством отдельных зданий и сооружений на территории комплексной застройки осуществляются в соответствии с заключенными договорами между заказчиком и инвестором в порядке, установленном законодательством.
Статья 26. Соблюдение региональных и местных правил застройки
Субъекты градостроительства обязаны соблюдать региональные и местные правила застройки.
Физические и юридические лица имеют право получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию о предпочтительных и допустимых видов застройки и иное использование земельных участков, единые условия и ограничения застройки земельного участка. О предпочтительных и допустимых видов застройки и иное использование земельных участков, единые условия и ограничения застройки земельного участка предоставляются без согласия собственника или пользователя этого земельного участка. Срок предоставления такой информации устанавливается местными правилами застройки и не может превышатьдвух календарных недель.
Статья 27. Исходные данные для проектирования объекта градостроительства
Физическое или юридическое лицо, подавшее заявление (ходатайство) о намерении застройки на земельном участке, находящемся в его собственности или пользовании, имеет право на получение исходных данных для проектирование объекта градостроительства.
Основными составляющими исходных данных являются:
- градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка;
- технические условия по инженерному обеспечению объекта градостроительства;
- задание на проектирование.
Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка предоставляются в порядке, установленном статьями 23 и 24 настоящего Закона.
В градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка согласно местным правилам застройки, градостроительным обоснованием могут определяться требования относительно отчисления средств заказчиков на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.
Требования к содержанию и форме градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, которые подаются на утверждение, а также требования к содержанию и порядку разработки, согласования, финансирования и утверждения градостроительного обоснования определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроительства.
Срок разработки и согласования градостроительного обоснования, содержащий градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, определяется договором и не может превышать трех месяцев.
Технические условия по инженерному обеспечению объекта градостроительства после получения градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка предоставляются юридическими лицами, являющимися владельцами соответствующих элементов инженерной инфраструктуры или осуществляют их эксплуатацию, в пятнадцатидневный срок со дня регистрации соответствующего ходатайства заказчика или уполномоченного им лица. Перечень лиц, которые предоставляют технические условия по инженерному обеспечение объекта градостроительства, устанавливается градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка.
При предоставлении технических условий учитывается, что место присоединения инженерных сетей заказчика к магистральным или других инженерных сетей находится на границе земельного участка заказчика или по его согласия на территории этого земельного участка. Если техническими условиями предусматривается необходимость строительства заказчиком инженерных сетей или объектов вне его земельного участка, величина паевого участия (взноса) заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта уменьшается на сумму связанных с этим расходов. Построенные заказчиком инженерные сети и / или объекты передаются на баланс соответствующим предприятиям по их содержанию.
Исходные данные объекта градостроительства действуют до завершения строительства этого объекта, но не менее двух и не более пяти лет.
Заказчик имеет право обратиться в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, а также к лицам, получившим технические условия, с просьбой продлить срок действия исходных данных. Решение о продлении или непродлении срока действия исходных данных принимается на основании мотивированного заключения специально уполномоченного органа по вопросам градостроительства и архитектуры.
Изменения в исходных данных в течение срока, установленного частью девятой настоящей статьи, могут вноситься только по согласию заказчика.
Организация разработки градостроительного обоснования, его согласования, а также получения в интересах заказчика исходных данных в полном объеме может осуществляться на договорных началах с предприятием, учреждением или организацией. Уполномочено предприятие, учреждение или организация для выполнения своих функций от имени заказчика имеет право получать от органов власти и предприятий, учреждений и организаций весь объем соответствующей градостроительной, топографической, инженерно-технической информации.
Порядок предоставления исходных данных для проектирования объекта градостроительства устанавливается Кабинетом Министров Украина.
Своевременное подведения магистральных или других инженерных сетей до границы земельного участка заказчика или с согласия заказчика - на территорию этого земельного участка, а также увеличение их пропускной способности осуществляются владельцами этих сетей по договору, заключенным с заказчиком. В случае невыполнения обязательств по подключение объекта к инженерным сетям в установленный договором срок их владелец несет ответственность, предусмотренную законом и договором.
В случае отсутствия местных правил застройки населенного пункта граждане, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков в селах, поселках и городах районного значения, вместо исходных данных, указанных в части второй настоящей статьи, могут получить в соответствующем органе градостроительства и архитектуры строительный паспорт объекта градостроительства. Перечень объектов градостроительства, отношении которых применяется такой порядок, а также порядок предоставления строительного паспорта устанавливаются региональными или местными правилами застройки.
Статья 27-1. Долевое участие (взнос) заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта
Создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов относится к ведению соответствующих органов местного самоуправления.
Заказчик, который намерен осуществить строительство объекта градостроительства в населенном пункте, обязан принять участие в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.
Долевое участие (взнос) заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта заключается в вычете заказчиком после приемки объекта в эксплуатацию в соответствующий местный бюджет средств для обеспечение создания и развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.
К долевому участию (взносу) в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов не привлекаются заказчики в случае осуществления строительства:
- объектов любого назначения по заказам органов государственной власти или органов местного самоуправления за счет средств государственного или местных бюджетов;
- домов жилищного фонда социального назначения и доступного жилья;
- объектов комплексной застройки территорий, осуществляется на конкурсной основе;
- объектов, которые сооружаются вместо поврежденных или разрушенных в результате стихийного бедствия или техногенных аварий;
- объектов, предусмотренных Государственной целевой программой подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу, сооружаемых на средства инвесторов.
Размер паевого участия (взноса) заказчика в создании инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта определяется в договоре, заключенном с органом местного самоуправления, в соответствии с установленным органом местного самоуправления размера паевого участия (взноса) заказчика от общей сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта градостроительства, определенной согласно государственным строительным нормам, без учета расходов по приобретению и выделения земельного участка, освобождение строительной площадки от зданий, сооружений и инженерных сетей, устройство внутри-и внеплощадочных инженерных сетей и сооружений и транспортных коммуникаций.
Установленный органом местного самоуправления размер паевого участия (взноса) заказчика не может превышать предельный размер долевого участия (взноса) на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов.
Предельный размер паевого участия (взноса) заказчика на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов с учетом не запрещенных законом других отчислений, установленных органом местного самоуправления, не может превышать:
- 10 процентов общей сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта градостроения - для нежилых зданий и / или сооружений (кроме зданий заведений культуры и образования, медицинского и оздоровительного назначения);
- 4 процента общей сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта градостроения - для жилых домов, зданий учреждений культуры и образования, медицинского и оздоровительного назначения.
Органам местного самоуправления запрещается требовать от заказчика строительства предоставления любых услуг, в том числе осуществление строительства объектов и передачи материальных или нематериальных активов (в частности, жилых и нежилых помещений, в том числе путем их выкупа), кроме долевого участия (взноса) заказчика, установленной настоящей статьей.
Размер паевого участия (взноса) заказчика в создании и развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта определяется не позднее десяти рабочих дней с дня регистрации органом местного самоуправления обращения заказчика о заключении договора о долевом участии и приложенных к него документов, подтверждающих стоимость (реконструкции) объекта градостроительства, с технико-экономическими показателям.
Договор о долевом участии в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта заключается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня регистрации обращения заказчика о его заключения, но до получение разрешения на выполнение строительных работ.
Существенными условиями договора о долевом участии в создании и развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта являются:
- размер паевого взноса;
- сроки (график) оплаты паевого взноса;
- ответственность сторон.
Неотъемлемой частью договора является расчет величины паевого взноса (участия) заказчика в создание инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.
Паевой взнос уплачивается в полной сумме единым платежом или частями по графику, определяется договором. Предельный срок уплаты паевого взноса не должен превышать одного месяца после принятия объекта градостроительства в эксплуатацию. (действие второго предложение части тринадцатой статьи 27-1 остановлено на период до 1 января 2013 согласно закону N 2504-VI от 09.09.2010)
Средства, полученные как долевое участие (взнос) заказчиков объектов градостроительства, могут использоваться исключительно на создание и развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта.
Споры, связанные с долевым участием (вкладом) в создании и развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта, решаются судом.
Статья 28. Проектная документация на строительство
Проектная документация на строительство объектов градостроительства разрабатывается согласно исходным данным на проектирование с соблюдением требований государственных стандартов, норм и правил, региональных и местных правил застройки и утверждается заказчиком в установленном законом порядке.
Порядок разработки и утверждения проектной документации на строительство объектов градостроительства устанавливается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам архитектуры и градостроительства.
В случаях, предусмотренных законодательством, разработка проектной документации осуществляется на конкурсной основе.
Статья 28-1. Разрешение на выполнение подготовительных работ
Для организации строительства и подготовки строительного площадки до начала выполнения строительных работ по строительству объекта заказчик может получить разрешение на выполнение подготовительных работ.
Разрешение на выполнение подготовительных работ - документ, удостоверяет право заказчика и подрядчика на выполнение работ до строительства объекта: подготовка земельного участка, устройство ограждение строительной площадки и снос зданий и сооружений, нарушение элементов благоустройства в пределах отведенного земельного участка под застройку, сооружение временных производственных и бытовых сооружений, необходимых для организации и обслуживания строительства, подведение временных инженерных сетей, устройство подъездных путей, складирование строительных материалов.
Разрешение на выполнение подготовительных работ не дает права на выполнение строительных работ.
Разрешение на выполнение подготовительных работ предоставляется Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины и ее территориальными органами (далее - инспекции государственного архитектурно-строительного контроля).
Заказчик или уполномоченное им лицо для получения разрешения на выполнение подготовительных работ подает в соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля письменное заявление, к которому прилагаются:
- документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком или договор суперфиция;
- градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, полученные в установленном законом порядке;
- проект производства подготовительных работ, согласованный и утвержден в соответствии с требованиями государственных строительных норм;
- документ о назначении ответственных исполнителей подготовительных работ.
Рассмотрение заявления, принятие решения о выдаче разрешения на выполнение подготовительных работ или об отказе в его выдаче, выдача и регистрация разрешения на выполнение подготовительных работ (или отказ в его выдаче) инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля осуществляются в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
Отказ в выдаче разрешения на выполнение подготовительных работ предоставляется заявителю в письменном виде с мотивированным обоснованием.
Основанием для отказа в предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ являются:
- непредоставление документов, необходимых для принятия решения о предоставления такого разрешения;
- несоответствие поданных документов требованиям законодательства;
- выявление недостоверных сведений в представленных документах.
Предоставление разрешения на выполнение подготовительных работ осуществляется на безвозмездной основе.
Разрешение на выполнение подготовительных работ выдается на срок не более одного года.
Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля одновременно с выдачей разрешения на выполнение подготовительных работ обязаны письменно информировать соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления о выданных разрешениях на выполнение подготовительных работ.
Приступать к выполнению подготовительных работ заказчику и подрядчику разрешается не ранее чем через семь календарных дней с дня получения разрешения на выполнение подготовительных работ.
Снос зеленых насаждений, зданий и сооружений осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Контроль за выполнением подготовительных работ осуществляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.
Разрешение на выполнение подготовительных работ может быть отменено (Аннулировано) по решению инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в случае:
- предоставление заказчику разрешения на выполнение строительных работ;
- наличия сведений о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем (заказчиком, подрядчиком);
- систематического нарушения законодательства в сфере строительства и архитектуры при проведении подготовительных работ;
- нарушение проекта производства подготовительных работ;
- препятствование проведению проверок должностными лицами инспекций государственного архитектурно-строительного контроля.
Информация о разрешении на выполнение подготовительных работ, а также сведения о заказчике и подрядчиках строительных работ размещаются на соответствующем стенде, который устанавливается на строительной площадке в доступном для обозрения месте.
Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля ведут реестр выданных (аннулированных) разрешений на выполнение подготовительных работ и отказов в предоставлении разрешения на выполнение подготовительных работ.
Форма разрешения на выполнение подготовительных работ, форма заявления, подается для получения разрешения, и форма отказа в предоставлении разрешения, порядок их выдачи и отмены.
Статья 29. Разрешение на выполнение строительных работ
Разрешение на выполнение строительных работ - документ, удостоверяет право заказчика и подрядчика на выполнение подготовительных (если подготовительные работы не были выполнены ранее согласно разрешения на выполнение подготовительных работ) и строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям.
Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.
Заказчик и подрядчик для получения разрешения на выполнение строительных работ представляют в соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля письменное заявление, к которому прилагаются:
1) документы от заказчика строительства:
- документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком или договор суперфиция;
- проектная документация на строительство, согласованная и утверждена в порядке, определенном законодательством;
- сведения об осуществлении авторского и технического надзора;
- копия документа, удостоверяющего право собственности на дом или сооружение, или письменного согласия его владельца на проведение указанных работ (в случае осуществления реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства);
- финансовая отчетность, составляется в соответствии со статьей 11 Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украина ", и копия лицензии на осуществление деятельности по предоставление финансовых услуг, заверенная в установленном законом порядке (в случае осуществления строительства, предусматривающий прямое или опосредованное привлечение финансовых активов от физических лиц);
2) документы от подрядчика строительства:
- копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
- копия лицензии на выполнение функций генподрядчика строительства объекта, заверенная в установленном законом порядке;
- договор (контракт) подряда на строительство объекта;
- документ о назначении ответственных исполнителей работ;
- сведения о квалификации и опыте специалистов, которые принимать участие в выполнении заказа;
- предложения по привлечению субподрядчиков.
В случае осуществления реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий электропередач, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций в пределах существующих полос отвода разрешение на выполнение строительных работ может предоставляться без представления документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком.
Рассмотрение заявления, принятие решения о предоставлении разрешения на выполнение строительных работ или об отказе в его предоставлении, выдача и регистрация разрешения на выполнение строительных работ (или отказа в его предоставлении) осуществляются инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля в течение месяца со дня регистрации заявления.
Отказ в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ предоставляется заявителю в письменном виде с мотивированным обоснованием.
Основаниями для отказа в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ являются:
- непредоставление документов, необходимых для принятия решения о предоставления такого разрешения;
- несоответствие поданных документов требованиям законодательства;
- выявление недостоверных сведений в представленных документах.
Отказ в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
Предоставление разрешения на выполнение строительных работ осуществляется на безвозмездной основе.
Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется на нормативный срок строительства объекта или на срок действия договора (контракта) подряда на строительство объекта.
Действие разрешения может быть продлено по обращению заказчика на срок не более одного года.
Контроль за выполнением строительных работ осуществляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.
Разрешение на выполнение строительных работ может быть отменено (аннулировано) по решению инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в случае:
- представления заказчиком заявления об отмене (аннулировании) разрешения на выполнение строительных работ;
- выдачи и перерегистрации разрешения на выполнение строительных работ с нарушением требований законодательства;
- наличия сведений о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физическим лицом - предпринимателем (Заказчиком, генпроектировщиком, генподрядчиком);
- систематического нарушения законодательства в сфере строительства и архитектуры при проведении строительных работ;
- препятствование проведению проверок должностными лицами инспекций государственного архитектурно-строительного контроля;
- если в течение трех месяцев со дня выдачи разрешения на выполнение строительных работ не начаты строительные работы.
Перечень строительных работ, на выполнение которых не требуется разрешение, утверждается Кабинетом Министров Украины.
В случае если право на строительство объекта градостроительства передано другому заказчику или изменена строительную организацию (Генподрядчика), разрешение на выполнение строительных работ подлежит перерегистрации.
Перерегистрация разрешения на выполнение строительных работ осуществляется в порядке получения разрешения на выполнение строительных работ.
Осуществление строительных работ на объектах градостроительства без разрешения на выполнение строительных работ или его перерегистрации, а также осуществление не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным строительством и влечет ответственность по закону.
Информация о разрешении на выполнение строительных работ, а также сведения о заказчике и подрядчиках строительных работ размещаются на соответствующем стенде, который устанавливается на строительной площадке в доступном для обозрения месте.
Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля ведут реестр выданных, отмененных (аннулированных) разрешений на выполнение строительных работ и отказов в их предоставлении.
Форма разрешения на выполнение строительных работ, форма заявления, подается для его получения, форма отказа в предоставлении разрешения на выполнение строительных работ, порядок выдачи и отмены (аннулирования) разрешения на выполнение строительных работ и порядок ведение реестра выданных и аннулированных (аннулированных) разрешений на выполнение строительных работ утверждаются Кабинетом Министров Украина.
В случае сооружения объектов жилищного строительства, финансирование сооружения которых осуществляется с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля только после опубликования проектной декларации, зарегистрированной в определенном законодательством порядке.
Статья 30. Мониторинг застройки и иного использования территорий
Мониторинг застройки и иного использования территорий заключается в осуществлении наблюдений за реализацией соответствующей градостроительной документации и изменением объектов градостроительства, проведении исполнительной съемки и корректировке топографо-геодезических, а также картографических и других материалов.
Мониторинг застройки и иного использования территорий обеспечивается Советом министров Автономной Республики Крым, областными, районными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, исполнительными органами советов городов областного подчинения в пределах полномочий, определенных законом, и осуществляется соответствующими специально уполномоченными органами по вопросам градостроительства и архитектуры.
Данные мониторинга используются для создания геоинформационных систем, вносятся в градостроительные кадастры населенных пунктов и учитываются при осуществлении планирования и застройки территорий.
Статья 30-1. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется на основании сертификата соответствия, который выдается инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля с учетом части четвертой этой статьи.
Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие законченного строительством объекта проектной документации, государственным строительным нормам, стандартам и правилам.
Для получения сертификата соответствия заказчик или уполномоченное им лицо подает в инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля, которая выдала разрешение на выполнение строительных работ, письменное заявление, к которому прилагаются:
- проектная документация на строительство объекта, согласованная и утверждена в установленном законодательством порядке;
- акт готовности объекта к эксплуатации, подписанный генпроектировочной и генподрядной организациями, субподрядными организациями, которые осуществляли строительство, генпроектировочной организацией, заказчиком, страховой компанией (если объект застрахован).
Приемка в эксплуатацию построенных до 31 декабря 2008 без привлечения подрядных организаций частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, которые сооружались без разрешения на выполнение строительных работ, осуществляется инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля по результатам технического обследование строительных конструкций и инженерных сетей таких объектов в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры, при наличии документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, на котором размещен такой объект.
Рассмотрение заявления, принятие решения о выдаче сертификата соответствия или отказ в его выдаче, регистрация выданных сертификатов соответствия и отказов в их выдаче осуществляются инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
Отказ в выдаче сертификата соответствия инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля предоставляется заявителю в письменном виде с мотивированным обоснованием и рекомендациями по устранению выявленных нарушений.
Основаниями для отказа в выдаче сертификата соответствия являются:
- непредставление документов, необходимых для принятия решения о выдачу сертификата соответствия;
- выявление недостоверных сведений в представленных документах;
- несоответствие объекта согласованной и утвержденной проектной документации на строительство этого объекта и требованиям государственных строительных норм, стандартов и правил.
Датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата выдачи зарегистрированного сертификата соответствия.
Эксплуатация не принятых в установленном законодательством порядка объектов строительства запрещается.
Сертификат соответствия является основанием для заключения договоров о поставке на эти объекты необходимых для их функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии и т.д., включение данных об этом объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на этот объект.
Споры, связанные с выдачей сертификата соответствия или отказом в его выдаче, разрешаются судом.
Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля ведут реестр выданных сертификатов соответствия и отказов в их выдачи.
Форма сертификата соответствия, форма заявления, подаваемого для получения сертификата, форма отказа в выдаче сертификата, форма акта готовности объекта к эксплуатации, порядок выдачи сертификатов соответствия, порядок ведения их реестра, размер и порядок внесения платы за их выдачу утверждаются Кабинетом Министров Украины.