НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Аккумулятор YelonESS LR5000
Лучшие адвокаты найти или добавить
Риелторы Киева выбрать компанию
Лучшие нотариусы найти или добавить
Бесплатно после регистрации
Инвертор YelonESS HV6K-1L

Верховная Рада Украины

Раздел 4 - Верховная Рада Украины

Статья 75. Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины.

Статья 76. Конституционный состав Вреховной Рады Украины - четыреста пятьдесят народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.

Народным депутатом Украины может быть гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в течение последних пяти лет.

Не может быть избран в Верховную Раду Украины гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.

Полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины.

Срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет.

Статья 77. Очередные выборы в Верховную Раду Украины проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады Украины.

Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в период шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины.

Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом.

Статья 78. Народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Народные депутаты Украины не могут иметь другого представительного мандата, быть на государственной службе, занимать иные оплачиваемые должности, заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, целью которой является получение прибыли.

Требования относительно несовместимости депутатского мандата с иными видами деятельности устанавливаются законом.

В случае возникновения обстоятельств, нарушающих требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, народный депутат Украины в двадцатидневный срок со дня возникновения таких обстоятельств прекращает такую ​​деятельность или подает личное заявление о сложении полномочий народного депутата Украины.

Статья 79. Перед вступлением в должность народные депутаты Украины приносят перед Верховной Радой Украины следующую присягу:

"Присягаю на верность Украине. Обязуюсь всеми своими действиями отстаивать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии Украинского народа.

Присягаю соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников".

Присягу зачитывает старший по возрасту народный депутат Украины перед открытием первой сессии новоизбранной Верховной Рады Украины, после чего депутаты скрепляют присягу своими подписями под ее текстом.
Отказ принести присягу влечет утрату депутатского мандата.
Полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принесения присяги.

Статья 80. Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

Статья 81. Полномочия народных депутатов Украины прекращаются одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады Украины.

Полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно в случае:

  • 1) сложения полномочий по его личному заявлению;
  • 2) вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него;
  • 3) признания его судом недееспособным или безвестно отсутствующим;
  • 4) прекращения его гражданства или его выезда на постоянное проживание за пределы Украины;
  • 5) если в течение двадцати дней со дня возникновения обстоятельств, которые приводят к нарушению требований относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности, эти обстоятельства им не устранены;
  • 6) невхождения народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выхода народного депутата Украины из состава такой фракции;
  • 7) его смерти..

Полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно также в случае досрочного прекращения в соответствии с Конституцией Украины полномочий Верховной Рады Украины - в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.

Решение о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 части второй настоящей статьи, принимается Верховной Радой Украины, а в случае, предусмотренном пунктом 5 части второй настоящей статьи, - судом.

В случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении народного депутата Украины, признание народного депутата Украины недееспособным или безвестно отсутствующим его полномочия прекращаются со дня вступления в законную силу решения суда, а в случае смерти народного депутата Украины - со дня смерти, удостоверенной свидетельством о смерти.

В случае не вхождения народного депутата Украины, избранного от политической партии (избирательного блока политических партий), в состав депутатской фракции этой политической партии (избирательного блока политических партий) или выхода народного депутата Украины из состава такой фракции его полномочия прекращаются досрочно на основании закона по решению высшего руководящего органа соответствующей политической партии (избирательного блока политических партий) со дня принятия такого решения.

Статья 82. Верховная Рада Украины работает сессионно.

Верховная Рада Украины является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава.

Верховная Рада Украины собирается на первую сессию не позднее чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов.
Первое заседание Верховной Рады Украины открывает старший по возрасту народный депутат Украины.

Статья 83. Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года.

Внеочередные сессии Верховной Рады Украины, с указанием повестки дня, созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины или по требованию Президента Украины.

В случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине Верховная Рада Украины собирается в двухдневный срок без созыва

В случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продолжаются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады Украины, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения.

Порядок работы Верховной Рады Украины устанавливается Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

В Верховной Раде Украины по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины формируется в течение одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады Украины, которое проводится после очередных или внеочередных выборов Верховной Рады Украины, или в течение месяца со дня прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины.

Коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины в соответствии с настоящей Конституцией вносит предложения Президенту Украины по кандидатуре Премьер-министра Украины, а также в соответствии с настоящей Конституцией вносит предложения по кандидатурам в состав Кабинета Министров Украины.

Принципы формирования, организации деятельности и прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины устанавливаются Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

Депутатская фракция в Верховной Раде Украины, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, имеет права коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, предусмотренные настоящей Конституцией.

Статья 84. Заседания Верховной Рады Украины проводятся открыто. Закрытое заседание проводится по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Решения Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования.

Голосование на заседаниях Верховной Рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично.

Статья 85. К полномочиям Верховной Рады Украины относится:

  • 1) внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции;
  • 2) назначение всеукраинского референдума по вопросам, определенным статьей 73 этой Конституции;
  • 3) принятие законов;
  • 4) утверждение Государственного бюджета Украины и внесение изменений в него, контроль за выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения по отчету о его исполнении;
  • 5) определение основ внутренней и внешней политики, реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора;
  • 6) утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды;
  • 7) назначение выборов Президента Украины в сроки, предусмотренные настоящей Конституцией;
  • 8) заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента Украины о внутреннем и внешнем положении Украины;
  • 9) объявление по представлению Президента Украины состояния войны и заключение мира, одобрении решения Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;
  • 10) устранение Президента Украины с поста в порядке особой процедуры (импичмента), установленном статьей 111 настоящей Конституции;
  • 11) рассмотрение и принятие решения по одобрению Программы деятельности Кабинета Министров Украины;
  • 12) назначение по представлению Президента Украины Премьер-министра Украины, Министра обороны Украины, Министра иностранных дел Украины, назначения по представлению Премьер-министра Украины других членов Кабинета Министров Украины, Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины , Председателя Фонда государственного имущества Украины, освобождение указанных лиц от должностей, решение вопроса об отставке Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины;
  • 12-1) назначение на должность и освобождение от должности по представлению Президента Украины Председателя Службы безопасности Украины;
  • 13) осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины в соответствии с настоящей Конституцией и законом;
  • 14) утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием;
  • 15) принятие Регламента Верховной Рады Украины;
  • 16) назначение на должности и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты;
  • 17) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; заслушивание его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине;
  • 18) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;
  • 19) назначение на должности и освобождение от должностей половины состава Совета Национального банка Украины;
  • 20) назначение на должности и освобождение от должностей половины состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
  • 21) назначение на должности и освобождение от должностей членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента Украины;
  • 22) утверждение общей структуры, численности, определение функций Службы безопасности Украины, Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Украины;
  • 23) одобрение решения о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;
  • 24) установление государственных символов Украины;
  • 25) дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Президентом Украины Генерального прокурора; выражении недоверия Генеральному прокурору, что влечет его отставку с должности;
  • 26) назначение на должности трети состава Конституционного Суда Украины;
  • 27) (Пункт 26 части первой статьи 85 в редакции Закона № 1401-VIII от 02.06.2016)
  • 28) досрочное прекращение полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым при наличии заключения Конституционного Суда Украины о нарушении ею Конституции Украины или законов Украины; назначении внеочередных выборов в Верховную Раду Автономной Республики Крым;
  • 29) образование и ликвидация районов, установление и изменение границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование населенных пунктов и районов;
  • 30) назначение очередных и внеочередных выборов в органы местного самоуправления;
  • 31) утверждение в течение двух дней с момента обращения Президента Украины указов о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, о всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;
  • 32) предоставление законом согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсация международных договоров Украины;
  • 33) осуществление парламентского контроля в пределах, определенных настоящей Конституцией и законом;
  • 34) принятие решения о направлении запроса к Президенту Украины по требованию народного депутата Украины, народных депутатов Украины или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанному не менее чем одной третью от конституционного состава Верховной Рады Украины;
  • 35) назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата Верховной Рады Украины; утверждение сметы Верховной Рады Украины и структуры ее аппарата;
  • 36) утверждение перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности;
  • 37) утверждение законом Конституции Автономной Республики Крым, в нее изменений.

Верховная Рада Украины осуществляет иные полномочия, отнесенные в соответствии с Конституцией Украины к ее ведению.

Статья 86. Народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросом в органы Верховной Рады Украины, в Кабинет Министров Украины, к руководителям других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Украины, независимо от их подчиненности и форм собственности.

Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны сообщить народному депутату Украины о результатах рассмотрения его запроса.

Статья 87. Верховная Рада Украины по предложению Президента Украины или не менее одной трети народных депутатов Украины от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров Украины большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой Украины более одного раза в течение одной очередной сессии, а также в течение года после одобрения Программы деятельности Кабинета Министров Украины или в течение последней сессии Верховной Рады Украины.

Статья 88. Верховная Рада Украины избирает из своего состава Председателя Верховной Рады Украины, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украины и отзывает их.

Председатель Верховной Рады Украины:

  • 1) ведет заседания Верховной Рады Украины;
  • 2) организует работу Верховной Рады Украины, координирует деятельность ее органов;
  • 3) подписывает акты, принятые Верховной Радой Украины;
  • 4) представляет Верховную Раду Украины в отношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств;\
  • 5) организует работу аппарата Верховной Рады Украины.

Председатель Верховной Рады Украины осуществляет полномочия, предусмотренные настоящей Конституций, в порядке, установленном законом о Регламенте Верховной Рады Украины.

Статья 89. Верховная Рада Украины для осуществления законопроектной работы, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к ее полномочиям, выполнение контрольных функций в соответствии с Конституцией Украины создает из числа народных депутатов Украины комитеты Верховной Рады Украины и избирает председателей, первых заместителей, заместителей председателей и секретарей этих комитетов.

Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов.

Верховная Рада Украины для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, создает временные следственные комиссии, если за это проголосовало не менее одной трети от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Выводы и предложения временных следственных комиссий не являются решающими для следствия и суда.

Организация и порядок деятельности комитетов Верховной Рады Украины, ее временных специальных и временных следственных комиссий устанавливаются законом.

Статья 90. Полномочия Верховной Рады Украины прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады Украины нового созыва.
Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если:

  • 1) в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 настоящей Конституции;
  • 2) в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины;
  • 3) в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.

Решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины принимается Президентом Украины после консультаций с Председателем Верховной Рады Украины, его заместителями и председателями депутатских фракций в Верховной Раде Украины.

Полномочия Верховной Рады Украины, избранной на внеочередных выборах, проведенных после досрочного прекращения Президентом Украины полномочий Верховной Рады Украины предыдущего созыва, не могут быть прекращены в течение одного года со дня ее избрания.

Полномочия Верховной Рады Украины не могут быть досрочно прекращены Президентом Украины в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады Украины или Президента Украины.

Статья 91. Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и иные акты большинством, от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных настоящей Конституцией.

Статья 92. Исключительно законами Украины определяются:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина;
  2. гражданство, правосубъектность граждан, статус иностранцев и лиц без гражданства;
  3. права коренных народов и национальных меньшинств;
  4. порядок применения языков;
  5. основы использования природных ресурсов, исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоения космического пространства, организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи;
  6. основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения; экологической безопасности;
  7. правовой режим собственности;
  8. правовые основы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования;
  9. основы внешних сношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела;
  10. основы регулирования демографических и миграционных процессов;
  11. основы создания и деятельности политических партий, иных объединений граждан, средств массовой информации;
  12. организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики;
  13. территориальное устройство Украины;
  14. судоустройство, судопроизводство, статус судей; основы судебной экспертизы; организация и деятельность прокуратуры, нотариата, органов досудебного расследования, органов и учреждений исполнения наказаний; порядок исполнения судебных решений; основы организации и деятельности адвокатуры;
  15. основы местного самоуправления;
  16. статус столицы Украины; специальный статус других городов;
  17. основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка;
  18. правовой режим государственной границы;
  19. правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации;
  20. организация и порядок проведения выборов и референдумов;
  21. организация и порядок деятельности Верховной Рады Украины, статус народных депутатов Украины;
  22. основы гражданско - правовой ответственности; деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них.

Исключительно законами Украины устанавливаются:

  1. Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и оборота государственных ценных бумаг, их виды и типы;
  2. порядок направления подразделений Вооруженных Сил в другие государства; порядок допуска и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины;
  3. единицы веса, меры и времени; порядок установления государственных стандартов;
  4. порядок использования и защиты государственных символов;
  5. государственные награды;
  6. воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
  7. государственные праздники;
  8. порядок создания и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего.

Законом Украины объявляется амнистия.

Статья 93. Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам, Кабинету Министров Украины и Национальному банку Украины.

Законопроекты, определенные Президентом Украины как неотложные, рассматриваются Верховной Радой Украины вне очереди.

Статья 94. Закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его либо возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения.

В случае если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.

Если при повторном рассмотрении закон будет вновь принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение десяти дней. В случае если Президент Украины не подписал такой закон, он безотлагательно официально обнародуется Председателем Верховной Рады Украины и опубликовывается с его подписью.

Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования.

Статья 95. Бюджетная система Украины строится на началах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами.

Государство стремится к сбалансированности бюджета Украины.

Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета Украины должны быть обнародованы.

Статья 96. Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декабря, а при особых обстоятельствах - на иной период.

Кабинет Министров Украины не позднее 15 сентября каждого года представляет в Верховную Раду Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом закона представляется доклад о ходе исполнения Государственного бюджета Украины текущего года.

Статья 97. Кабинет Министров Украины в соответствии с законом представляет в Верховную Раду Украины отчет об исполнении Государственного бюджета Украины.
Представленный отчет должен быть обнародован.

Статья 98. Контроль от имени Верховной Рады Украины за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием осуществляет Счетная палата.

Организация, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются законом.

Статья 99. Денежной единицей Украины является гривна. Обеспечение стабильности денежной единицы является функцией центрального банка государства - Национального банка Украины.

Статья 100. Рада Национального банка Украины разрабатывает основные начала денежнокредитной политики и осуществляет контроль за ее проведением.
Правовой статус Рады Национального банка Украины определяется законом.

Статья 101. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека.