Приватизация — это отчуждение имущества государственных предприятий, учреждений, организаций, жилищного и земельного фонда, находящегося в государственной и коммунальной собственности, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями согласно законодательству о приватизации.
Приватизация осуществляется с целью повышения социально-экономической эффективности производства, приватизация должна привлекать средства на структурную перестройку экономики, граждан к участию в содержании и сохранении жилья, приватизация должна формировать рыночные отношения, стимулировать эффективное использование земель и содействовать предпринимательской деятельности.
Приватизация в зависимости от объекта делится на несколько видов: приватизация государственного и коммунального имущества; приватизация государственного жилищного фонда; приватизация земель.
Приватизация государственного жилищного фонда осуществляется уполномоченными на то органами, созданными местными государственными администрациями или органами местного самоуправления, государственными предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими государственный жилищный фонд.
Приватизация земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины, осуществляется сельскими, поселковыми, городскими советами.
Приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения для занятия предпринимательской деятельностью осуществляется соответствующими государственными администрациями, исполнительными комитетами местных советов путем их продажи в частную собственность.
Приватизация в Украине проводилась как стратегическое преобразование, посредством которого государственную собственность следовало передать с помощью приватизации собственникам, а те, после приватизации, обретя «чувство хозяина», должны были поднять эффективность ее использования как минимум на ступень выше.
Одной из основных форм приватизации в Украине было акционирование предприятий. 15 июня 1993 года был опубликован Указ Президента Украины "О корпоратизации", который ознаменовал собой окончание первого этапа приватизации и положил начало периоду создания корпораций, т.е. преобразованию государственных предприятий в открытые акционерные общества.
Акционерные общества, как полагали реформаторы, явятся основой структурной перестройки экономики и экономического роста. Но сертификатная приватизация уже показала полное отсутствие и фиктивность этих принципов. А принцип экономической эффективности был отправным в деле начала процессов приватизации.
Акционерная форма по сути своей возникла как способ интеграции и концентрации промышленного капитала. Однако в Украине фактически акционирование государственных предприятий проводилось в директивном порядке. Никакого выбора такой порядок не оставлял. Проведенная приватизация с самого начала не содержала потенциала экономической эффективности. В Украине есть только отдельные примеры эффективно работающего после приватизации акционерного сектора, зато есть глубокие разрушения государственного.
Государство в лице Фонда госимущества Украины, министерств и других органов власти осуществляло в 2004 году управление корпоративными правами в 1236 акционерных обществах, 88 обществах с ограниченной ответственностью, 35 национальных и государственных акционерных холдинговых компаниях (НАК, ГХК)
Из общего количества объектов корпоративных прав государства в хозяйственных обществах 23% из них имеют долю государственной собственности более 50%, 38,5% — имеют блокирующий пакет (25-50%) и 38,5% имеют государственную долю собственности в акционерном капитале менее 25%.
До 2002 года управление корпоративными правами государства осуществлялось довольно проблематично и неэффективно. Лишь с 2002 год удалось немного переломить динамику убыточности предприятий с государственной долей собственности. С конца 2004 года наблюдалось некоторое оживление этого сектора экономики при том, что все еще значительная часть предприятий с долей собственности государства продолжают работать неэффективно.
Всего к началу 2005 года была осуществлена приватизация большей части промышленного сектора Украины, а предприятия коллективной собственности составляют сейчас более 80% всех предприятий.
Приватизация сама по себе не способствовала возрождению предприятий, повышению их эффективности — об этом говорит тот факт, что на протяжении ряда лет около половины промышленных предприятий были убыточными. Это красноречиво свидетельствует о том, что «стартовые условия» приватизации не были одинаковыми для всех предприятий и что степень конкурентоспособности предприятия до приватизации имеет значение.
В мае 1999 г. закончилось обращение приватизационных бумаг, которые на протяжении четырех лет были одним из основных средств платежа за акции приватизированных предприятий. С завершением сертификатной приватизации отошел в прошлое такой вид торговли ценными бумагами, как сертификатные аукционы, а также закончилась льготная подписка на акции ВАТТ с использованием сертификатов. Сегодня уже с полным правом можно говорить о начале качественно новой формы приватизации, для которой характерны исключительно денежные торги.
Так, становится понятным пристальный интерес правительства к проблемам приватизации и ее дальнейшему осуществлению. Кроме того, содержание убыточных предприятий государством слишком дорого ему обходится. Видимо именно поэтому Кабинет министров Украины принял план приватизации на 2005-2006 гг. согласно которому 530 предприятий подлежали приватизации. В перечень как раз и вошли объекты, представленные отраслевыми министерствами, которые являются убыточными или требуют частных инвестиций.
В силу вышеуказанных причин отношение общества к приватизации изменилось. Количество приверженцев приватизации с начала реформ значительно уменьшилось. Наименьшую общественную поддержку имеет приватизация крупных предприятий.
Исследователи до последнего времени давали преимущественно отрицательные оценки приватизации в Украине, из за отсутствия заметного положительного влияния приватизации на экономическую эффективность и негативное влияние приватизации на объемы производства. А также «распыление» собственности вследствие сертификатной приватизации; формирование неэффективной так называемой инсайдерской собственности и фиктивной акционерной собственности как основы теневой коррумпированной нецивилизованной рыночной экономики.
В целом за 13-летний период реформирования отношений собственности и приватизации в Украине мы имеем следующие результаты:
В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения. Указанный Фонд разрабатывает программу приватизации на текущий год и прогноз на перспективу, осуществляет организацию и контроль за приватизацией. Он подотчетен Верховной раде Украины. Впервые в Украине такая программа была разработана в 1992 г. и дан перспективный прогноз до 1995 г.
Вместе с Фондом госимущества участие в приватизации принимают Национальный банк, региональные отделения приватизации имущества, Министерство демонополизации и разгосударствления, Государственный комитет помощи малым предприятиям и предпринимательству, Государственный приватизационный фонд.
Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине являются Законы Украины "О приватизации государственного имущества", "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами.
Ежегодно Верховная рада Украины утверждает Государственную программу приватизации, которая представляется на рассмотрение Кабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели, приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, группы объектов, подлежащих приватизации, задачи по объемам приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, и государственного имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым; а также условия, которые необходимо создать для выполнения Программы, и все вытекающие из этого организационные мероприятия.
В приватизации государственного имущества могут участвовать:
Не имеют права быть покупателями органы государственной власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяется государством.
Виды приватизационных бумаг:
Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги.
Приватизация имущества государственных предприятий Украины (в дальнейшем - приватизация) - это отчуждение имущества, находящегося в общегосударственной, республиканской (Республики Крым) и коммунальной собственности, в пользу физических и негосударственных юридических лиц.
Приватизация осуществляется на основе следующих принципов:
Споры возникающие в процессе приватизации, разрешаются судом или арбитражным судом в установленном порядке в соответствии с их компетенцией
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2