ЖК Чайка от 16'500 грн/м2
ЖК Крона парк 2 от 20'200 грн/м2
ЖК Ливерпуль Хаус от 21'950 грн/м2
Современный квартал от 34'000 грн/м2
СК City of Dreams квартиры г.Черновцы
ЖК Everton от 21'800 грн/м2
ЖК Идея от 18'500 грн/м2
Щасливий у Львові від 19'000 грн/м2
Кришталеві джерела Рассрочка на 24 мес!
ЖК Chalet от 30'400 грн/м2
ЖК Vlasna от 21'500 грн/м2
ЖК Новая Конча Заспа от 22'500 грн/м2

Управление в области использования и охраны земель

Раздел 7 - Земельного кодекса

Управление в области использования и охраны земель

Глава 29 - Установление и изменение границ административно-территориальных единиц

Статья 173. Границы районов, сел, поселков, городов, районов в городах

1. Граница района, села, поселка, города, района в городе - это условная линия на поверхности земли, отделяющая территорию района, села, поселка, города, района в городе от других территорий.

2. Границы района, села, поселка, города, района в городе устанавливаются и изменяются по проектам землеустройства относительно установления (изменения) границ административно-территориальных единиц.

Проекты землеустройства по изменению границ населенных пунктов разрабатываются на основе генеральных планов населенных пунктов

3. Включение земельных участков в границы района, села, поселка, города, района в городе не влечет прекращения права собственности и права пользования этими участками, если не будет проведено их изъятие (выкуп) в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Земли и земельные участки государственной собственности, включенные в границы населенного пункта (кроме земель, которые не могут передаваться в коммунальную собственность), переходят в собственность территориальной общины. Решение об установлении границ населенного пункта и выписки из Государственного земельного кадастра о границе соответствующей административно-территориальной единицы и о соответствующие земельные участки, право собственности на которые переходит к территориальной общины, является основанием для государственной регистрации права коммунальной собственности на такие земельные участки.

Статья 174. Органы, принимающие решение об установлении и изменении границ административно-территориальных единиц.

1. Решение об установлении и изменении границ районов и городов принимается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

2. Решение об установлении и изменении границ сел, поселков, входящих в состав соответствующего района, принимаются районным советом по представлению соответствующих сельских, поселковых советов.

Решение об установлении и изменении границ сел, поселков, которые не входят в состав соответствующего района или в случае, если районный совет не образована, принимаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами по представлению соответствующих сельских, поселковых советов

3. Решение об установлении и изменении границ районов в городах принимается городским советом по представлению соответствующих районных в городах советов.

Статья 175. Порядок установления и изменения границ административно-территориальных единиц

Границы административно-территориальных единиц устанавливаются в порядке и в соответствии с законом.

Статья 176 исключена на основании Закона № 497-VIII от 02.06.2015

Глава 30 - Планирование использования земель

Статья 177. Общегосударственные программы использования и охраны земель

1. Общегосударственные программы использования и охраны земель разрабатываются с целью обеспечения потребностей населения и отраслей экономики в земле и ее рационального использования и охраны.

2. Общегосударственные программы использования и охраны земель разрабатываются в соответствии с программами экономического, научно-технического и социального развития Украины.

3. Общегосударственные программы использования и охраны земель утверждаются Верховной Радой Украины.

Статья 178. Региональные программы использования и охраны земель

1. Региональные программы использования и охраны земель разрабатываются Советом министров Автономной Республики Крым, областными государственными администрациями и утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым и областными советами.

2. Программы использования и охраны земель городов Киева и Севастополя разрабатываются Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями и утверждаются соответствующими советами.

Статья 179. Природно-сельскохозяйственное районирование земель

1. Природно-сельскохозяйственное районирование земель - это деление территории с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных культур.

2. Природно-сельскохозяйственное районирование земель является основой для оценки земель и разработки землеустроительной документации по использованию и охране земель.

3. Использование и охрана сельскохозяйственных угодий осуществляются в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием.

4. Порядок осуществления природно-сельскохозяйственного районирования определяется Кабинетом Министров Украины.

Статья 180. Зонирование земель

1. Зонирование земель осуществляется в пределах населенных пунктов.

2. При зонировании земель устанавливаются требования относительно допустимых видов застройки и другого использования земельных участков в границах отдельных зон.

3. Зонирование земель осуществляется в соответствии с законом.

Глава 31 - Землеустройство

Статья 181. Понятие землеустройства

Землеустройство - это совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональной организации территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования, осуществляемых под влиянием общественно-производственных отношений и развития производительных сил.

Статья 182. Цель землеустройства

Цель землеустройства состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель, создании благоприятной экологической среды и улучшении природных ландшафтов.

Статья 183. Задачи землеустройства

Основными задачами землеустройства являются:

  • а) реализация политики государства по научно обоснованному перераспределению земель, формированию рациональной системы землевладений и землепользовании с устранением недостатков в расположении земель, созданию экологически устоявшихся ландшафтов и агросистем;
  • б) информационное обеспечение правового, экономического, экологического и градостроительного механизма регулирования земельных отношений на национальном, региональном, локальном, хозяйственном уровнях путем разработки предложений по установлению особого режима и условий использования земель;
  • в) установление на местности границ административно-территориальных единиц, территорий с особым природоохранным, рекреационным и заповедным режимами, границ земельных участков собственников и землепользователей;
  • г) осуществление мероприятий по прогнозированию, планированию, организации рационального использования и охраны земель на национальном, региональном, локальном и хозяйственном уровнях;
  • ґ) организация территорий сельскохозяйственных предприятий с созданием пространственных условий, обеспечивающих эколого-экономическую оптимизацию использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, внедрение прогрессивных форм организации управления землепользованием, совершенствование соотношения и размещения земельных угодий, системы севооборотов, сенокосо-и пастбищеоборотов;
  • д) разработка системы мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, подтопления, иссушения, сдвигов, вторичного засоления и заболачивания, уплотнения, загрязнения промышленными отходами и химическими веществами и других видов деградации, по консервации деградированных и малопродуктивных земель, предупреждению других негативных явлений;
  • е) организация территорий несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений с целью создания условий эффективного землепользования, ограничений и обременений в использовании земель.

Статья 184. Содержание землеустройства

Землеустройство предусматривает:

  • а) установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, землевладений и землепользований;
  • б) разработку общегосударственной и региональных программ использования и охраны земель;
  • в) составление схем землеустройства, разработку технико-экономических обоснований использования и охраны земель соответствующих административно-территориальных единиц;
  • г) обоснование установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами;
  • ґ) Пункт "ґ" части первой статьи 184 исключен на основании Закона № 497-VIII от 02.06.2015
  • д) составление проектов отвода земельных участков;
  • е) установление в натуре (на местности) границ земельных участков;
  • є) Пункт "є" части первой статьи 184 исключен на основании Закона № 3613-VI от 07.07.2011
  • ж) составление проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборотов, упорядочение угодий, а также разработки мероприятий по охране земель;
  • з) разработку иной землеустроительной документации, связанной с использованием и охраной земель;
  • и) Пункт "и" части первой статьи 184 исключен на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021
  • і) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий земель.

Статья 185. Организация и порядок осуществления землеустройства

1. Землеустройство осуществляется субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству по закону за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, а также средств граждан и юридических лиц.

2. Землеустройство осуществляется согласно закону.

Статья 186. Согласование и утверждение документации по землеустройству

1. Схема землеустройства и технико-экономическое обоснование использования и охраны земель района утверждаются районным советом.

Схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель села, поселка, города, территории территориальной общины утверждаются соответствующим сельским, поселковым, городским советом.

Схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц подлежат стратегической экологической оценке.

Схема землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, утверждаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения.

2. Комплексные планы пространственного развития территорий территориальных общин, генеральные планы населенных пунктов, детальные планы территории:

  • в части формирования земельных участков соглашаются в порядке, установленном настоящим Кодексом для согласования проектов землеустройства по отводу земельных участков;
  • в части положений, предусматривающих внесение в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках, сформированы до 2004 года, но сведения о которых внесены в Государственный земельный кадастр, соглашаются с их владельцами, а если такие земельные участки находятся в пользовании физических, юридических лиц, - также подлежат согласованию с землепользователями;
  • утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.

3. Проекты землеустройства соглашаются и утверждаются в следующем порядке:

1) проекты землеустройства по установлению (изменения) границ административно-территориальных единиц соглашаются сельскими, поселковыми, городскими, районными советами, районными государственными администрациями, за счет территории которых планируется осуществить расширение таких границ.

В случае расширения границ административно-территориальной единицы за счет территории, не входящей в состав соответствующего района или если районная совет не образована, проект согласовывается Советом министров Автономной Республики Крым, областной государственной администрацией. В случае установления границ городов проект также согласовывается Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным советом.

Решение Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органа местного самоуправления об установлении (изменении) границ административно-территориальной единицы одновременно является решением об утверждении проекта землеустройства по установлению (изменения) границ административно-территориальной единицы.

Проекты землеустройства по установлению (изменения) границ районов в городах соглашаются с соответствующей районной в городе советом, районной в городе государственной администрацией (в случае их образования);

2) проекты землеустройства по установлению границ территорий территориальных общин соглашаются сельскими, поселковыми, городскими советами смежных территориальных общин и утверждаются сельским, поселковым, городским советом, представляющий интересы территориальной общины, границы территории которой устанавливаются.

В случае отказа сельского, поселкового, городского совета в согласовании проекта землеустройства спор решается в судебном порядке;

(Пункт 2 части статьи 186 вступает в силу с 26.11.2021)

3) проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов согласны с владельцами , пользователями земельных участков, включаемых в территории природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного фонда, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов без их изъятия, кроме случаев, когда ограничения непосредственно установленные законом или принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов соглашаются центральным органом исполнительной власти , реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды (в случае наличия территорий или объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения, земель оздоровительного, рекреационного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон), органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды (в случае наличия территорий или объектов природно-заповедного фонда местного значения).

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, лесного фонда, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения территории , подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, соглашаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере управления зоной отчуждения и зоной безусловного (обязательного) отселения.

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов утверждаются их заказчиками.

Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов, разрабатываются с целью внесения в Государственный земельный кадастр сведений о границах и режимах использования земель в границах территорий памятников культурного наследия, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, охраняемых археологических территорий, зон охраны, буферных зон, исторических ареалов населенных мест, территорий о ' объектов культурного всемирного наследия, утверждаются органами, в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия" утверждают научно-проектную документацию в сфере охраны культурного наследия, определяет ограничения в использовании земель в границах территорий памятников культурного наследия, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, охраняемых археологических территорий, зон охраны, буферных зон, исторических ареалов населенных мест, территорий объектов культурного всемирного наследия. Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов, разрабатываются с целью внесения в Государственный земельный кадастр сведений о границах и режимах использования земель в границах территорий памятников культурного наследия, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий, охраняемых археологических территорий, зон охраны, буферных зон, исторических ареалов населенных мест, территорий о ' объектов культурного всемирного наследия, не позднее 30 календарных дней до дня их утверждения публикуются на официальном сайте органа охраны культурного наследия, уполномоченного осуществлять их утверждения;

4) проекты землеустройства по приватизации земель государственных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций соглашаются решением общего собрания работников таких предприятий, учреждений и организаций (другими субъектами, определенными законодательством) и утверждаются органами исполнительной власти, осуществляющими распоряжение земельными участками государственной собственности в соответствии с полномочиями , определенных статьей 122 настоящего Кодекса.

Проекты землеустройства по приватизации земель коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций соглашаются решением общего собрания работников таких предприятий, учреждений и организаций (другими субъектами, определенными законодательством) и утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами;

5) проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев) соглашаются соответствующим сельским, поселковым, городским советом и утверждаются на собрании большинством собственников земельных долей (паев) в пределах земель, находящихся в собственности (пользовании) такого сельскохозяйственного предприятия, оформляется соответствующим протоколом ;

6) проекты землеустройства по отводу земельных участков утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса;

7) в случае наличия территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон, земель, зарезервированных для завещания, прибрежных защитных полос, других территорий экологической сети проекты землеустройства относительно благоустройства территории для градостроительных нужд соглашаются органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды.

Проекты землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд утверждаются сельскими, поселковыми, городскими советами;

8) проекты землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, утверждаются их заказчиками;

9) в случае наличия территорий и объектов природно-заповедного фонда, их охранных зон, земель, зарезервированных для завещания, или прибрежных защитных полос, других территорий экологической сети проекты землеустройства относительно благоустройства территории населенных пунктов соглашаются органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды.

Проекты землеустройства по упорядочению территории населенных пунктов утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.

4. Рабочие проекты землеустройства утверждаются их заказчиками.

Рабочие проекты землеустройства, предусматривающие осуществление мероприятий на земельных участках государственной и коммунальной собственности, расположенных на территориях или объектах природно-заповедного фонда, их охранных зонах, землях, зарезервированных для завещания, прибрежных защитных полосах, других территориях экологической сети, соглашаются органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды.

5. Техническая документация по землеустройству согласовывается и утверждается в следующем порядке:

1) техническая документация по землеустройству относительно установления границ части земельного участка, на которую распространяется право субаренды, сервитута, соглашается землевладельцем (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, не находится в пользовании, или в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в пользовании, - по договору с ее собственником) или землепользователем (в других случаях) и утверждается лицом, приобретает право субаренды, сервитута;

2) техническая документация по землеустройству относительно раздела и объединения земельных участков утверждается собственником (распорядителем) земельных участков, а по земельных участков государственной или коммунальной собственности - Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти, органом местного самоуправления , уполномоченными распоряжаться земельными участками в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса;

3) техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель в части положений, предусматривающих внесение в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках, сформированы до 2004 года, но сведения о которых внесены в Государственный земельный кадастр, соглашается с владельцами таких земельных участков, а если такие земельные участки находятся в пользовании физических, юридических лиц - также с землепользователями.

Техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель утверждается:

  • по земельным участкам частной собственности - собственником земельного участка;
  • по земельным участкам государственной или коммунальной собственности - Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными распоряжаться земельными участками в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса;
  • по земельным участкам, расположенных в массиве земель сельскохозяйственного назначения, и земель, оставшихся в коллективной собственности после распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев), - сельским, поселковым, городским советом;

4) техническая документация по землеустройству относительно установления границ режимоутворюючих объектов культурного наследия утверждается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны культурного наследия, кроме технической документации по землеустройству относительно установления границ территории памятника местного значения, ее зоны охраны, границ историко-культурного заповедника местного значения, утверждается органом охраны культурного наследия Автономной Республики Крым, областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. Техническая документация по землеустройству относительно установления границ режимоутворюючих объектов культурного наследия не позднее 30 календарных дней до ее утверждения публикуется на официальном сайте органа охраны культурного наследия, уполномоченного осуществлять ее утверждения;

(Пункт 4 части статьи 186 вступает в силу с 26.05.2022)

5) техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) утверждается:

  • в случае передачи на такой документации земельного участка в собственность и пользование Верховной Радой Автономной Республики Крым, Советом министров Автономной Республики Крым, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления - решением таких органов;
  • в других случаях - владельцем (распорядителем) земельного участка, а в отношении земельного участка государственной или коммунальной собственности, находящейся в обращении, - землепользователем;

6) техническая документация по землеустройству по резервированию ценных заповедных территорий и объектов соглашается пользователями земельных участков государственной, коммунальной собственности, кроме случаев, определенных законом, органом исполнительной власти Автономной Республики Крым в сфере охраны окружающей природной среды, структурным подразделением соответствующей областной, Киевской или Севастопольской городской государственной администрации в сфере охраны окружающей природной среды и утверждается органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, осуществляет распоряжение земельными участками в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.

6. Утверждена документация по землеустройству в электронной форме подается разработчиком в Государственный фонд документации по землеустройству и оценке земель.

7. Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, другие субъекты, определенные этой статьей, обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения документации по землеустройству безвозмездно предоставить или отправить заказным письмом сообщению разработчику свои выводы о ее согласовании или об отказе в согласовании с обязательной ссылкой на законы и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в соответствующей сфере. Срок действия таких выводов является неограниченным.

8. Основанием для отказа в согласовании и утверждении документации по землеустройству может быть только несоответствие его положений требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации.

9. Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, иным, определенным этой статьей, при согласовании и утверждении документации по землеустройству запрещается требовать:

  • дополнительные материалы и документы, не включенные в состав документации по землеустройству, определенного Законом Украины "О землеустройстве";
  • предоставления согласования документации по землеустройству любыми другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями или организациями, согласование которых не предусмотрено настоящей статьей;
  • проведение любых обследований, экспертиз или работ.

Каждый орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, другой субъект, в соответствии с настоящей статьей, рассматривает и согласовывает документацию по землеустройству самостоятельно и независимо от согласования такой документации другими органами.

10. Заключение (решение) органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, другого субъекта, определенного этой статьей, об отказе в согласовании или утверждении документации по землеустройству должна содержать исчерпывающий перечень недостатков документации по землеустройству с описанием содержания недостатка и ссылкой на соответствующие нормы законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, утвержденной документации по землеустройству или градостроительную документацию. Повторный отказ в согласовании или утверждении документации по землеустройству допускается только в случае, если разработчик не устранил недостатки, указанные в предварительном заключении (решении), а также если основание для отказа возникла после предоставления предварительного заключения (решения). Повторный отказ в согласовании или утверждении не лишает разработчика документации по землеустройству права устранить недостатки такой документации и представить ее на согласование или утверждение.

Статья 186-1 исключена на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021

Глава 32 - Контроль за использованием и охраной земель

Статья 187. Задача контроля за использованием и охраной земель

Контроль за использованием и охраной земель состоит в обеспечении соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Украины.

Статья 188. Государственный контроль за использованием и охраной земель

1. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, а за соблюдением требований законодательства об охране земель - центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Государственный контроль за использованием и охраной земель в объеме, определенном законом, также осуществляется исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов приобретают установленных законом полномочий по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель в случае принятия соответствующим советом решения об осуществлении такого контроля.

(Абзац второй части первой статьи 188 вступает в силу с 26.05.2022)

2. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законом.

Статья 189. Самоуправленческий контроль за использованием и охраной земель

Самоуправленческий контроль за использованием и охраной земель осуществляется сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными советами.

Статья 190. Общественный контроль за использованием и охраной земель

Общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляется общественными инспекторами, которые назначаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, соответствующими органами местного самоуправления и действуют на основании положений, утвержденных в соответствии центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений, центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, соответствующей советом.

Глава 33 - Мониторинг земель

Статья 191. Назначение мониторинга земель

1. Мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов.

2. В системе мониторинга земель проводится сбор, обработка, передача, хранение и анализ информации о состоянии земель, прогнозирования их изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений по предотвращению негативных изменений состояния земель и соблюдения требований экологической безопасности.

3. Мониторинг земель является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды.

4. В зависимости от целей, наблюдений и охвата территорий мониторинг земель может быть национальным, региональным и локальным.

5. Ведение мониторинга земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

6. Порядок проведения мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 192. Задачи мониторинга земель

Основными задачами мониторинга земель являются прогноз эколого-экономических последствий деградации земельных участков с целью предупреждения или устранения действия негативных процессов.

Глава 34 - Государственный земельный кадастр

Статья 193. Определение государственного земельного кадастра

1. Государственный земельный кадастр - единый государственный геоинформационная система сведений о земле, расположенные в пределах границ Украины, их целевое назначение, ограничения в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценку, о распределении земель между собственниками и пользователями

2. Государственный земельный кадастр является основой для ведения кадастров других природных ресурсов.

Статья 194. Назначение государственного земельного кадастра

Назначением государственного земельного кадастра является обеспечение необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в целях регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраной земель, экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства.

Статья 195. Задача ведения государственного земельного кадастра

Основными задачами ведения государственного земельного кадастра являются:

  • а) обеспечение полноты сведений обо всех земельных участках;
  • б) применение единой системы пространственных координат и системы идентификации земельных участков;
  • в) введение единой системы земельно-кадастровой информации и ее достоверности.

Статья 196. Состав сведений государственного земельного кадастра

Состав сведений государственного земельного кадастра определяется законом.

Статья 197. Кадастровом зонировании

Кадастровым зонированием является установление границ кадастровых зон и кварталов.

Статья 198. Кадастровые съемки

1. Кадастровые съемки - это комплекс работ, выполняемых для определения и восстановления границ земельных участков.

2. Кадастровая съемка включает:

  • а) геодезическое установление границ земельного участка;
  • б) согласование границ земельного участка со смежными собственниками и землепользователями;
  • в) восстановление границ земельного участка на местности;
  • г) установление границ частей земельного участка, содержащих обременения и ограничения по использованию земли;
  • ґ) изготовление кадастрового плана.

Статья 199. Бонитировки почв

1. Бонитировки почв - это сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, которые имеют постоянный характер и существенно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых в конкретных природно-климатических условиях.

2. Бонитировка почв проводится по 100-бальной шкале. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами, которые имеют наибольшую естественную продуктивность.

Статья 200 исключена на основании Закона № 1423-IX от 28.04.2021

Статья 201. Денежная оценка земельных участков

1. Денежная оценка земельных участков определяется на рентной основе.

2. В зависимости от назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков может быть нормативной и экспертной.

3. Нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.

4. Экспертная денежная оценка используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков.

5. Денежная оценка земельных участков проводится по методике, утверждаемой Кабинетом Министров Украины.

Статья 202. Государственная регистрация земельных участков

1. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном Законом.

Статья 203. Учет количества и качества земель

1. Учет количества земель - отражение в ведомостях и документах данных, характеризующих каждый земельный участок, а также земли по площади и составу земельных угодий, распределение земель за собственниками, землепользователями.

2. Учет качества земель - отражение в ведомостях и документах данных, характеризующих земельные угодья по природным и приобретенными свойствами, которые влияют на их производительность и экономическую ценность, а также по степени техногенного загрязнения почв.

Статья 204. Ведение Государственного земельного кадастра

Ведение Государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с законом

Глава 35 - Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель

Статья 205. Содержание экономического стимулирования рационального использования и охраны земель

1. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель включает:

  • а) предоставление налоговых и кредитных льгот гражданам и юридическим лицам, осуществляющим за собственные средства мероприятия, предусмотренные общегосударственными и региональными программами использования и охраны земель;
  • б) выделение средств государственного или местного бюджета гражданам и юридическим лицам для восстановления прежнего состояния земель, нарушенных не по их вине;
  • в) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния согласно государственным и региональным программам;
  • г) компенсацию из бюджетных средств снижения дохода собственников земли и землепользователей вследствие временной консервации деградированных и малопродуктивных земель, ставших таковыми не по их вине.

Статья 206. Плата за землю

1. Использование земли в Украине является платным. Объектом платы за землю является земельный участок.

2. Плата за землю взимается в соответствии с законом.

Глава 36 - Возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

Статья 207. Условия возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

1. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства включают потери сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников, а также потери, причиненные ограничением в землепользовании и ухудшением качества земель.

2. Возмещению подлежат потери сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, залежей, сенокосов, пастбищ), лесных земель и кустарников как основного средства производства в сельском и лесном хозяйстве вследствие изъятия (выкупа) их для нужд, не связанных с сельскохозяйственным и лесохозяйственным производством, а также вследствие использования для строительства, размещения и эксплуатации объектов нефтегазодобычи, обустройство месторождения и недропользования с целью опытно-промышленной разработки месторождений янтаря, других полезных ископаемых общегосударственного значения и / или добычи янтаря, других полезных ископаемых общегосударственного значения.

3. Возмещению подлежат также потери, причиненные ограничением прав собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества угодий вследствие негативного влияния, вызванного деятельностью граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления или государства, а также в связи с исключением сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников из хозяйственного оборота вследствие установления охранных, санитарных и других защитных зон.

4. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства компенсируются независимо от возмещения убытков собственникам земли и землепользователям.

5. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (кроме потерь сельскохозяйственного производства, которые определяются в соответствии с частью шестой настоящей статьи) определяются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

6. Потери сельскохозяйственного производства, возмещаются при изменении целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения, в результате которой земельные участки переводятся в земли других категорий, составляют 30 процентов разницы между нормативной денежной оценке соответствующего земельного участка после и к изменению его целевого назначения.

Статья 208. Освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

1. От возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства освобождаются граждане и юридические лица при использовании земельных участков для строительства школ, дошкольных учреждений, государственных объектов здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обеспечения, государственных объектов дорожного строительства , культовых сооружений религиозных организаций, кладбищ, мелиоративных систем, противоэрозионных, противооползневых и противоселевых сооружений, под строительство и обслуживание жилых домов и хозяйственных построек, для размещения внутрихозяйственных объектов сельскохозяйственных, рыбохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, организаций и учреждений, для размещения индустриальных (промышленных) парков, инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, добыча торфа при условии возврата земельных участков в состоянии, пригодном для предварительного использования, под объекты и территории природно-заповедного фонда, под строительство и обслуживание объектов энергетики, производящие электрическую энергию из альтернативных источников энергии, для облесения деградированных и малопродуктивных земель на основании документации по землеустройству, в случае использования земельных участков для строительства, обустройства и содержания инженерно-технических и фортификационных сооружений, ограждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций , а также всеукраинские общественные организации лиц с инвалидностью Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации, финансируемые из Государственного бюджета Украины, в случае использования земельных участков для строительства реабилитационных учреждений для лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью физкультуры, спорта и социального обеспечения для лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью

2. Осуществление внутрихозяйственного строительства сельскохозяйственными или лесохозяйственными предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами без изменения целевого назначения земельных участков осуществляется без возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Статья 209. Использование средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства

1. Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, обусловленные изъятием сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников, подлежат возмещению и зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, определенном Бюджетным кодексом Украины.

2. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, используются на освоение земель для сельскохозяйственных и лесохозяйственных нужд, улучшение соответствующих угодий, охрану земель в соответствии с разработанными программами и проектами землеустройства, а также на проведение инвентаризации земель, проведение нормативной денежной оценки земли. Использование этих средств на другие цели не допускается.