Инвертор YelonESS HV6K-1L
Лучшие адвокаты найти или добавить
НЕТ СВЕТА? YelonESS - РЕШЕНИЕ!
Риелторы Киева выбрать компанию
Бесплатно после регистрации
Лучшие нотариусы найти или добавить
Аккумулятор YelonESS LR5000

Переходные положения

Раздел 10 - Земельного кодекса Украины

Переходные положения

1. Решение о предоставлении в пользование земельных участков, а также об изъятии (выкупе) земель, принятые соответствующими органами, но не выполненные на момент введения в действие настоящего Кодекса, подлежат исполнению в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Установить, что решение о передаче гражданам Украины бесплатно в частную собственность земельных участков, принятые органами местного самоуправления в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года "О приватизации земельных участков", является основанием для регистрации права собственности на земельные участки этих граждан или их наследникам в соответствии с Законом Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений". Государственная регистрация таких земельных участков осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности).

В случае принятия соответствующими органами решения о согласовании места расположения объекта или о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка до 1 января 2008 передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов).

Предоставление в аренду земельных участков инвесторам на выполнение инвестиционных договоров, заключенных до 1 января 2008, согласно решениям органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, условием которых предоставление этими органами инвесторам таких земельных участков осуществляется без проведения аукционов.

Внесение в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках, местоположение которых определено по проектам землеустройства по организации территории земельных долей (паев), которые разработаны до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения содержания и порядка согласования документации по землеустройству ", сведения о которых не внесены в Государственный земельный кадастр, осуществляется по технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности).

2. Ходатайства и заявления об отводе земельных участков, не решенные на момент введения в действие настоящего Кодекса, реализуются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией в порядке и с соблюдением требований настоящего Кодекса.

3. В случаях, когда земельные участки предоставлены в аренду до введения в действие настоящего Кодекса органами, полномочия которых по предоставлению земельных участков с принятием настоящего Кодекса изменены, продление срока аренды указанных земельных участков осуществляется органами, имеющими право предоставления указанных земель по настоящему Кодексу.

4. Материалы согласования вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земель, по которым на момент введения в действие настоящего Кодекса не принято соответствующих решений, подлежат рассмотрению в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Право на проведение изыскательских работ на земельных участках по разрешениям, полученным до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется до истечения срока, обусловленного разрешениями.

(Положение пункта 6 раздела X теряют силу, как не отвечающие Конституции Украины (неконституционные) в части обязательства переоформить право постоянного пользования земельным участком на право собственности или право аренды без соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения на основании Решения Конституционного Суда N 5-рп/2005 от 22.09.2005)

6. (Положения пункта 6 раздела X теряют силу, как таковые, не соответствующими Конституции Украины (неконституционными) в части обязательства переоформить право постоянного пользования земельным участком на право собственности или право аренды без соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения на основании решение Конституционного Суда № 5-рп / 2005 от 22.09.2005) Граждане и юридические лица, имеющие в постоянном пользовании земельные участки, но по настоящему Кодексу не могут иметь их на таком праве, должны до 1 января 2008 года переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на них. 

При переоформлении права постоянного пользования земельными участками, предоставленными для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, в долгосрочную аренду срок аренды определяется крестьянским (фермерским) хозяйством в соответствии с законом. При этом размер арендной платы за земельные участки не должен превышать размера земельного налога.

6-1. Граждане Украины, которым принадлежит право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками государственной и коммунальной собственности, предназначенными для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также арендаторы земельных участков, которые приобрели право аренды земли путем переоформления права постоянного пользования в отношении указанных земельных участков к 2010 года, имеют право на выкуп таких земельных участков в собственность с рассрочкой платежа до десяти лет по цене, равной нормативной денежной оценке таких земельных участков без проведения земельных торгов. В случае покупки земельного участка с рассрочкой платежа право собственности переходит к покупателю после уплаты первого платежа. Требования части седьмой статьи 130 настоящего Кодекса не распространяются на земельные участки, которые приобретаются в соответствии с настоящим пунктом.

Право выкупа также принадлежит гражданам Украины - наследникам граждан, которым принадлежало право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками государственной и коммунальной собственности, предназначенными для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (кроме случаев, когда такие земельные участки были переданы в собственность или пользование физическим или юридическим лицам). Если таких наследников несколько, земельный участок приобретается ими в общую долевую собственность, где доли каждого из наследников в праве собственности равны.

Права постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками государственной и коммунальной собственности сохраняются за субъектами соответствующего права, не осуществили выкуп таких участков в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

7. Граждане и юридические лица, получившие в собственность, во временное пользование, в том числе на условиях аренды, земельные участки в размерах, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, сохраняют права на эти участки.

8. Сельскохозяйственные предприятия, которые до введения в действие настоящего Кодекса заключили с собственниками земельных долей (паев) договоры аренды, могут, по желанию собственников этих долей (паев), заказать землеустроительной организации выполнение землеустроительных работ, необходимых для выделения земельных долей (паев) в натуре (на местности), выдачи их собственникам государственных актов на право собственности на землю и оплатить выполнение таких работ. Сельскохозяйственное предприятие имеет преимущественное право на аренду земельных участков у таких граждан на срок, который был обусловлен в договоре аренды земельной доли (пая), или, по согласованию сторон, на другой срок.

Члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ и работники государственных и коммунальных учреждений образования, культуры и здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионеры из их числа, которые на момент вступления в силу настоящего Кодекса не приватизировали земельные участки путем оформления права на земельную долю (пай) имеют право на их приватизацию в порядке, установленном статьями 25 и 118 настоящего Кодекса. В сельскохозяйственных акционерных обществах право на земельную долю (пай) имеют лишь их члены, работающие в обществе, а также пенсионеры из их числа.

При исчислении размера земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья, которые были переданы в аренду из земель государственной или коммунальной собственности или которые на время вступления в силу Земельного кодекса Украины принадлежали этим предприятиям на праве коллективной собственности находились в постоянном пользовании, за исключением земель, которые не подлежат приватизации или остаются в государственной или коммунальной собственности в соответствии с настоящим Кодексом.

9. Граждане - собственники земельных долей (паев) могут выделять земельные участки в натуре (на местности) единым массивом.

10. Пункт 10 раздела X исключен на основании Закона № 5245-VI от 06.09.2012

11. Пункт 11 раздела X исключен на основании Закона № 5245-VI от 06.09.2012

12. Пункт 12 раздела X исключен на основании Закона № 5245-VI от 06.09.2012

13. На период до 1 января 2015 граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 гектаров. Эта площадь может быть увеличена в случае наследования земельных участков по закону. 

14. Пункт 14 раздела X исключен на основании Закона № 552-IX от 31.03.2020

14-1. Запрещаются отчуждения земельных долей (паев), земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения частной собственности, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), расположенных на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях, Автономной Республики Крым и города Севастополя, кроме передачи их по наследству. Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или отчуждение другим способом земельных участков и земельных долей (паев), определенных этим пунктом, в части их купли-продажи и отчуждения иным способом, а так же в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) на будущее, являются недействительными с момента их заключения (удостоверение).

15. До 1 января 2024:

  • а) общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности гражданина Украины не может превышать ста гектаров. Указанное ограничение не распространяется на земельные участки, приобретенные в собственность гражданином до вступления в силу подпункта;
  • б) запрещается купля-продажа или отчуждение иным способом в пользу юридических лиц земельных участков, которые находящихся в частной собственности и отнесены к землям для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме перехода к банкам права собственности на земельные участки в качестве предмета залога, передачи земельных участков по наследству, обмена (мены) в соответствии с частью второй статьи 37-1 настоящего Кодекса земельного участка на другой земельный участок с одинаковой нормативной денежной оценке или разница между нормативная денежная оценка которых составляет не более 10 процентов и отчуждения земельных участков для общественных нужд. Соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или иным способом отчуждение земельных участков и земельных долей (паев), установленной настоящим подпунктом, в части их купли-продажи и отчуждения иным способом в пользу юридических лиц, а так же в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных долей (паев) в пользу юридических лиц на будущее (в том числе заключение предварительных договоров), являются недействительными с момента их заключения (удостоверение).

16. Гражданам - собственникам земельных долей (паев) по их желанию выделяются в натуре (на местности) земельные участки с выдачей государственных актов на право собственности на землю.

17. Сертификаты на право на земельную долю (пай), полученные гражданами, считаются правоустанавливающими документами при реализации ими права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности) в соответствии с законодательством.

Сертификаты на право на земельную долю (пай) являются действительными до выделения собственникам земельных долей (паев) в натуре (на местности) земельных участков и выдачи им государственных актов на право собственности на землю.

18. На период до 1 января 2015 требования части четвертой статьи 22 настоящего Кодекса распространяются только на тех владельцев и пользователей, которые используют земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства общей площадью более 100 гектаров.

19. Авансовые взносы, которые платят покупатели земельных участков, зачисляются органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств на соответствующие бюджетные счета, на которых учитываются средства, которые временно отнесены на доходы соответствующих бюджетов. Порядок зачисления и использования средств авансового взноса устанавливается Кабинетом Министров Украины.

20. Установить, что в случае, если к 1 января 2013 была разработана техническая документация по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право на земельный участок, на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или предоставление в пользование, в том числе на условиях аренды, формирования земельного участка как объекта гражданских прав, кроме случаев, определенных статьей 79-1 настоящего Кодекса, осуществляется по следующей технической документацией.

21. Установить, что со дня вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствование правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине" земли коллективных сельскохозяйственных предприятий, что приостановлены (кроме земельных участков, которые на день вступления в силу указанного Закона находились в частной собственности), считаются собственностью территориальных грома , На территории которых они расположены. Указанный Закон является основанием для государственной регистрации права коммунальной собственности на земельные участки, сформированные за счет земель, которые в силу указанного Закона переходят в коммунальную собственность.

22. В 1 января 2030 цена продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), не может быть меньше их нормативную денежную оценку.

23. До внесения в Государственный земельный кадастр сведений о функциональных зоны изменение целевого назначения земельных участков осуществляется по проектам землеустройства относительно их отвода. Решение об изменении целевого назначения земельных участков в таких случаях принимается по:

  • земельных участков, распоряжение которыми осуществляют Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, - по решению соответствующего органа;
  • земельных участков частной собственности - сельскими, поселковыми, городскими советами, на территории которых расположена соответствующий земельный участок.

Проект землеустройства по отводу земельных участков, предусматривающий изменение целевого назначения земельного участка частной собственности, разрабатывается без предоставления разрешения на его разработку.

Проект землеустройства по отводу земельных участков, предусматривающий изменение целевого назначения земельного участка, утверждается органом, принимающим решение об изменении целевого назначения земельного участка.

Изменение целевого назначения земельных участков, расположенных в пределах функциональных зон, определенных генеральным планам населенных пунктов, планы зонирования (по земельным участкам в пределах населенных пунктов), подробными планами территорий (относительно земельных участков за пределами населенных пунктов), утвержденным до вступления в силу Закона Украины " о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель ", или в течение двух лет со дня его опубликования (если разработка соответствующего генерального плана населенного пункта, плана зонирования, детального плана территорий началось до вступления в силу Закона Украины" о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель ») может осуществляться их собственниками (в определенных законом случаях - пользователями) без разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка с соблюдением требований части пятой статьи 20 настоящего Кодекса:

  • в случае если сведения о функциональную зону, в пределах которой расположен земельный участок, внесены в Государственный земельный кадастр;
  • до внесения в Государственный земельный кадастр сведений о функциональных зоны - на основании выписки из градостроительной документации. Форма выписки должна содержать сведения о функциональную зон
  • у и все ограничения в использовании земель (в том числе в сфере застройки), указанные в градостроительной документации, и утверждается Кабинетом Министров Украины в Порядке разработки, обновления, внесения изменений и утверждения градостроительной документации. В таком случае государственный кадастровый регистратор, к которому поступило заявление собственника (распорядителя, в определенных законом случаях - пользователя) земельного участка об изменении его целевого назначения, не позднее следующего рабочего дня после поступления заявления направляет в соответствующий орган исполнительной власти, органа местного самоуправления, в полномочиям которого относится утверждение соответствующей градостроительной документации, запрос о предоставлении выписки из градостроительной документации с указанием функциональной зоны, в пределах которой расположен земельный участок. Орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней со дня поступления запроса обязан предоставить государственному кадастровому регистратору соответствующая выдержка из градостроительной документации. Выдержка из градостроительной документации может быть получен заявителем самостоятельно в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации". В таком случае вытащил из градостроительной документации прилагается к заявлению о внесении в Государственный земельный кадастр сведений об изменении целевого назначения земельного участка.

До внесения в Государственный земельный кадастр сведений о функциональных зоны принадлежность земельного участка к функциональной зоны, установленной до 1 января 2025 года, определяется в соответствии с:

плана зонирования (по земельным участкам в пределах населенных пунктов, на которые не утвержден детальный план территории) генерального плана населенного пункта (в случае отсутствия плана зонирования и по земельным участкам в пределах населенного пункта, на которые не утвержден детальный план территории);

  • детального плана территории;
  • градостроительной документации регионального уровня (относительно земельных участков за пределами населенных пунктов, на которые не разработан детальный план территории).

24. Со дня вступления в силу настоящего пункта землями коммунальной собственности территориальных общин считаются все земли государственной собственности, расположенные за пределами населенных пунктов в пределах таких территориальных общин, кроме земель:

а) используются органами государственной власти, государственными предприятиями, учреждениями, организациями на праве постоянного пользования (в том числе земельных участков, находящихся в постоянном пользовании государственных лесохозяйственных предприятий, и земель водного фонда, находящихся в постоянном пользовании государственных водохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, Национальной академии наук Украины, национальных отраслевых академий наук);

б) обороны;

в) природно-заповедного и другого природоохранного назначения в пределах объектов и территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, лесного фонда;

г) зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;

ґ) под зданиями, сооружениями, другими объектами недвижимого имущества государственной собственности;

д) под объектами инженерной инфраструктуры общегосударственных и межхозяйственных мелиоративных систем государственной собственности;

е) определенных в предоставленных до вступления в силу настоящего пункта разрешениях на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставленных органами исполнительной власти с целью передачи земельных участков в постоянное пользование государственным учреждениям природно-заповедного фонда, государственным лесохозяйственным и водохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, если решение указанных органов не приняты.

Земельные участки, которые считаются коммунальной собственностью территориальных общин сел, поселков, городов в соответствии с настоящим пунктом и право государственной собственности на которые зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, переходят в коммунальную собственность с момента государственной регистрации права коммунальной собственности на такие земельные участки.

Другие земельные участки и земли, не сформированы в земельные участки, переходят в коммунальную собственность со дня вступления в силу настоящего пункта.

Переход земельных участков из государственной собственности в коммунальную собственность согласно требованиям этого пункта не является основанием для прекращения права аренды и других вещных прав, производных от права собственности на такие земельные участки. Внесение изменений в договор аренды, суперфиция, эмфитевзиса, земельного сервитута с указанием нового органа, осуществляющего распоряжение таким земельным участком, не требуется и осуществляется только с согласия сторон договора.

Со дня вступления в силу настоящего пункта к государственной регистрации права коммунальной собственности на земельные участки государственной собственности, передаваемых в коммунальную собственность территориальных общин, органы исполнительной власти, осуществляли распоряжение такими земельными участками, не имеют права осуществлять распоряжение ими.

Предоставлены до дня вступления в силу настоящего пункта решениями Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти разрешения на разработку документации по землеустройству относительно земельных участков государственной собственности, которые в соответствии с настоящим пунктом переходят в коммунальную собственность, являются действующими. Лица, получившие такие разрешения, а также органы, которые предоставили, обязаны сообщить об этом в течение месяца соответствующие сельские, поселковые, городские советы со дня вступления в силу настоящего пункта. Решение об утверждении такой документации, которая не была утверждена на день вступления в силу настоящего пункта, принимают сельские, поселковые, городские советы.

Решение Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти о выкупе для общественных потребностей земельных участков частной собственности, принятые до дня вступления в силу настоящего пункта, действуют, а меры по отчуждению таких земельных участков осуществляются органами, определенными статьями 8 и 9 Закона Украины "О отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости ".

Предоставлены до дня вступления в силу настоящего пункта решениями Совета министров Автономной Республики Крым, органов исполнительной власти разрешения на разработку документации по землеустройству относительно земельных участков государственной собственности, которые в соответствии с настоящим пунктом переходят в коммунальную собственность, являются действующими. Лица, получившие такие разрешения, а также органы, которые предоставили, обязаны сообщить об этом в течение месяца соответствующие сельские, поселковые, городские советы со дня вступления в силу настоящего пункта. Решение об утверждении такой документации, которая не была утверждена на день вступления в силу настоящего пункта, принимают сельские, поселковые, городские советы. Лица, получившие разрешения на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков, указанные в подпункте "е" настоящего пункта, а также органы, которые предоставили, обязаны сообщить об этом в течение месяца соответствующие сельские, поселковые, городские советы со дня вступления в силу этим пунктом. К 1 января 2023 указанные земли и земельные участки не могут быть переданы в собственность и пользование любым другим лицам, кроме тех, которым дано разрешение на разработку документации по землеустройству (кроме передачи их для размещения объектов, предусмотренных статьей 15 Закона Украины "Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости»). В случае если к 1 января 2023 такие земельные участки не переданы в постоянное пользование государственным учреждениям природно-заповедного фонда, государственным лесохозяйственным и водохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, такие земельные участки переходят в коммунальную собственность территориальной громады села, поселка, города, на территории которой они расположены.

До установления границ территорий и объектов природно-заповедного фонда их границы определяются в соответствии с проектами создания территорий и объектов природно-заповедного фонда.

25. Кабинет Министров Украины в 1 января 2025 изымает из постоянного пользования земельные участки государственной собственности, на которых расположены объекты газотранспортной системы, переданных или подлежащих передаче субъекту хозяйствования в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа, и предоставляет такие земельные участки оператору газотранспортной системы на праве постоянного пользования без изменения целевого назначения.

26. Установить, что хозяйственное общество, в уставный капитал которого в процессе приватизации государственного имущества в агропромышленном комплексе были внесены многолетние насаждения (плодовые, ягодные, орехоплодные, виноград), как и его правопреемники имеют право на возмещение стоимости таких многолетних насаждений владельцами земельных участков сельскохозяйственного назначения, на которых такие насаждения расположены, кроме случаев, если:

  • земельный участок находится в пользовании такого общества или его правопреемников;
  • срок плодоношения указанных многолетних насаждений (плодовых, ягодных, орехоплодных, винограда) истек;
  • договоры, предоставлявшие право пользования земельным участком такому обществу или его правопреемникам для выращивания многолетних насаждений (плодовых, ягодных, орехоплодных, винограда), прекращены по инициативе землепользователя или в связи с ненадлежащим исполнением им своих обязанностей

27. Во время действия военного положения земельные отношения регулируются с учетом следующих особенностей:

1) считаются восстановленными на один год без волеизъявления сторон соответствующих договоров и без внесения сведений о возобновлении договора в Государственный реестр прав на недвижимое имущество договора аренды, субаренды, эмфитевзиса, суперфиция, земельного сервитута, срок пользования земельными участками относительно которых истек после введения военного положения до вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по восстановлению системы оформления прав аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения и усовершенствования законодательства об охране земель", относительно земельных участков сельскохозяйственного назначения:

  • а) государственной, коммунальной собственности, неистребованных, нераспределенных земельных участков, а также земельных участков, оставшихся в коллективной собственности и передаваемых в аренду органами местного самоуправления;
  • б) частной собственности;

2) в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено на всей территории Украины, передача в аренду для ведения товарного сельскохозяйственного производства сроком до одного года земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности (кроме находящихся в постоянном пользовании лиц, не принадлежащих к государственным, коммунальным предприятиям, учреждениям, организациям), а также земельных участков, оставшихся в коллективной собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества, нераспределенных и неистребованных земельных участков и земельных долей (паев) осуществляется на следующих условиях: 

а) размер арендной платы не может превышать 8 процентов нормативной денежной оценки земельного участка, определяемого от средней нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области;

б) арендатор земельного участка не имеет права на:

  • компенсацию собственных расходов по улучшению земельного участка;
  • возобновление договора аренды земли, заключение договора аренды земли на новый срок с использованием преимущественного права арендатора;
  • передачу земельного участка в субаренду;
  • установление земельного сервитута;
  • смену угодий земельного участка;
  • строительство на земельном участке объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений);
  • закладка на земельном участке многолетних насаждений;
  • преимущественное право на покупку арендованного земельного участка в случае его продажи;
  • отчуждение, передачу в залог (ипотеку) права пользования земельным участком;
  • разделение земельного участка, объединение его с другим земельным участком;
  • использование для собственных нужд имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, торфа, леса, водных объектов, а также других полезных свойств земли;
  • изменение целевого назначения земельного участка;

в) договор аренды земельного участка заключается только в электронной форме и удостоверяется квалифицированными электронными подписями арендатора и арендодателя;

г) передача в аренду земельного участка осуществляется без проведения земельных торгов;

ґ) формирование земельного участка с целью передачи его в аренду осуществляется без внесения сведений о таком земельном участке в Государственный земельный кадастр (государственная регистрация) и присвоение ему кадастрового номера, на основании технической документации по землеустройству по инвентаризации земель, разрабатываемой по решению органа, уполномоченного передавать земельный участок в аренду, и утверждается таким органом. Такая техническая документация включает только:

  • объяснительную записку;
  • материалы топографо-геодезических изысканий;
  • сведения об исчислении площади земельного участка;
  • кадастровый план земельного участка;
  • перечень ограничений в использовании земельного участка;
  • сведения об установленных граничных знаках.

Техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель, которая разрабатывается в соответствии с настоящим подпунктом, не может предусматривать разделение, объединение земельных участков.

Соответствие технической документации по землеустройству по инвентаризации земель, составленной в электронной форме, положениям нормативно-технических документов, норм и правил в сфере землеустройства удостоверяется квалифицированной электронной подписью, основанной на квалифицированном сертификате электронной подписи, сертифицированного инженера-землеустроителя, отвечающий за качество работ по землеустройству, с использованием квалифицированной электронной отметки времени, а составленной в бумажной форме - подписью и личной печатью сертифицированного инженера-землеустроителя, отвечающего за качество работ по землеустройству.

Временное хранение технической документации по землеустройству относительно инвентаризации земель, составленной в бумажной и электронной формах, вместе с решением об ее утверждении в период военного состояния обеспечивает орган исполнительной власти, утвердивший ее орган местного самоуправления с последующей передачей в Государственный фонд документации по землеустройству и оценки земель. Техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель, составленная в электронной форме, в течение пяти дней после ее утверждения направляется утвердившим ее органом по электронной почте в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений (или к определенному им территориальному) органа, государственного предприятия, относящегося к сфере его управления).

Техническая документация по землеустройству по инвентаризации земель, разработанная в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, является приложением к договору аренды земли.

Земельный участок, формирование которого осуществлялось с целью передачи в аренду в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, считается сформированным с момента заключения договора его аренды и прекращает быть объектом гражданских прав с момента прекращения договора его аренды, для заключения которого такой земельный участок был сформирован.

В решении о передаче в аренду земельного участка, сформированного в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, и договоре его аренды не указываются сведения о кадастровом номере земельного участка;

д) требования настоящего Кодекса и Закона Украины "Об аренде земли" относительно минимального срока договора аренды земли не применяются к договорам, заключенным в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

е) право аренды земельного участка, переданного в аренду в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, не подлежит государственной регистрации. Договор аренды земли, а также изменения в него, договор о расторжении такого договора аренды подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация договора аренды земли осуществляется районной военной администрацией в порядке, определенном подпунктом 10 настоящего пункта. Право аренды земельного участка возникает со дня государственной регистрации договора аренды земельного участка;

е) (12.05.22) экземпляр зарегистрированного договора аренды земли в течение трех рабочих дней с момента его регистрации направляется арендодателем по электронной почте в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений (или в определенный им территориальный орган, государственное предприятие, относящееся к сфере его управления);

ж) договор аренды земли не может быть возобновлен, заключен на новый срок и прекращается с истечением срока, на который он заключен;

з) если договор аренды земли, заключенный в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, закончился до уборки урожая, посеянного арендатором на земельном участке, арендатор имеет право на сбор такого урожая с компенсацией им арендодателю ущерба, причиненного временным занятиям земельного участка, в размере арендной платы период со дня истечения срока действия договора аренды до дня истечения уборки урожая;

и) договор аренды земли, заключенный в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, может предусматривать передачу в аренду нескольких земельных участков одним арендодателем;

і) (12.05.22) земельные участки, указанные в абзаце девятом пункта 24 настоящего раздела, переходящие в коммунальную собственность территориальных общин сел, поселков, городов в соответствии с указанным пунктом, могут быть переданы в аренду в порядке, определенном подпунктом 2 настоящего пункта, без государственной регистрации права коммунальной собственности на земельные участки;

ї) (12.05.22) передача в аренду для ведения товарного сельскохозяйственного производства земельного участка сельскохозяйственного назначения государственной, коммунальной собственности, не отнесенной к землям для ведения товарного сельскохозяйственного производства, осуществляется без изменения ее целевого назначения;

3) (12.05.22) собственники, пользователи земельных участков не несут ответственности за невыполнение требований по использованию земель по целевому назначению, заключающийся в неиспользовании земельного участка, право собственности, пользование которым возникло до введения военного положения;

4) (12.05.22) передача земельных участков государственной, коммунальной собственности в аренду без проведения земельных торгов, кроме случаев, определенных частью второй статьи 134 настоящего Кодекса, допускается также для:

а) размещение производственных мощностей предприятий, перемещенных (эвакуированных) из зоны боевых действий (в том числе имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства);

б) (08.10.24) розміщення річкових портів (терміналів) на річці Дунай; розміщення мультимодальних терміналів та виробничо-перевантажувальних комплексів;

в) строительство сетей электроснабжения, газораспределительных, водопроводных, теплопроводных, канализационных сетей, электронных коммуникационных сетей, объектов магистральных газопроводов;

г) пункт г исключен 19.10.2022

ґ) размещение морских портов.

Порядок определения предприятий, производственные мощности которых подлежат перемещению (эвакуации) из зоны боевых действий, и лиц, которым предоставляется право на получение в аренду без проведения земельных торгов земельного участка государственного, коммунальной собственности для размещения производственных мощностей предприятий, перемещенных (эвакуированных) из зоны боевых действий, утверждается Кабинетом Министров Украины. Такой порядок должен предусматривать, в том числе, сбор сведений, необходимых для рассмотрения вопроса об установлении и изменении целевого назначения земельного участка в соответствии с подпунктом 11 настоящего пункта.

Список лиц, которым предоставляется право на получение в аренду без проведения земельных торгов земельного участка государственного, коммунальной собственности для размещения производственных мощностей предприятий, перемещенных (эвакуированных) из зоны боевых действий, а также перечень предприятий, производственные мощности которых подлежат перемещению (эвакуации) из зоны боевых действий, определяются совместным решением областной, Киевской городской военной администрации, с территории которой перемещаются (эвакуируются) производственные мощности, и областной, Киевской городской военной администрации (а в случае прекращения или отмены военного положения на соответствующей территории – областной, Киевской городской государственной администрации), на территорию которой такие мощности перемещаются (эвакуируются).

Для размещения объектов для временного проживания внутри перемещенных лиц земельные участки коммунальной собственности предоставляются в постоянное использование исполнительным органам сельских, поселковых, городских советов. Передача земельных участков государственной, коммунальной собственности для таких целей физическим, юридическим лицам в других вещных правах запрещается.

Размещение временных сооружений, их комплексов, предназначенных для жизнеобеспечения (временного проживания и обслуживания) внутренне перемещенных лиц, а также инженерных сетей, необходимых для функционирования таких сооружений, может производиться на земельных участках всех категорий земель (кроме земель природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения, земель лесохозяйственного назначения), без изменения целевого назначения земельного участка. Размещение на указанных земельных участках других объектов осуществляется согласно целевому назначению земельных участков.

Условия договора аренды земельных участков в случаях, определенных подпунктами "а"-"в" этого подпункта, определяются с учетом следующих особенностей:

  • арендатор не имеет права изменять целевое назначение земельного участка;
  • отчуждение, залог (ипотека) права пользования земельным участком запрещается;
  • передача земельного участка в субаренду запрещается;
  • арендатор обязан осуществить размещение объектов, для которых земельный участок передан в аренду, в течение срока, определенного договором аренды земельного участка (с прекращением арендодателем действия такого договора, если арендатор не выполнил это обязательство, в одностороннем порядке, без учета волеизъявления арендатора);
  • передача в аренду земельных участков государственной, коммунальной собственности не допускается, если земельный участок отнесен к категории земель природно-заповедного и иного природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения;

5) безвозмездная передача земель государственной, коммунальной собственности в частную собственность, предоставление разрешений на разработку документации по землеустройству в целях такой безвозмездной передачи, разработка такой документации запрещается. Положения этого подпункта не распространяются на безвозмездную передачу земельных участков в частную собственность владельцам расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), а также на безвозмездную передачу в частную собственность гражданам Украины земельных участков, переданных в пользование до вступления в силу этого Кодексом; 

пп. 6-7 исключены 19.10.2022

8) (12.05.22) землепользователи, использующие земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной, коммунальной собственности на праве постоянного пользования (кроме государственных, коммунальных предприятий, учреждений, организаций), эмфитевзиса, могут передавать такие земельные участки в аренду сроком до одного года для ведения товарного сельскохозяйственного производства. В случае передачи постоянным пользователем земельного участка в аренду в соответствии с настоящим подпунктом право постоянного пользования сохраняется, а требования части пятой статьи 116 настоящего Кодекса, абзаца третьего части четвертой статьи 102-1 настоящего Кодекса о передаче такого земельного участка в аренду не применяются. В случае передачи в аренду земельного участка в соответствии с настоящим подпунктом применяются положения подпункта "й" подпункта 2 настоящего пункта.

Право аренды земельного участка подлежит государственной регистрации (кроме случаев если договор аренды земельного участка заключен в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено на всей территории Украины). В случае приостановки на всей территории Украины функционирования Государственного земельного кадастра договор аренды земельного участка, передаваемого в аренду постоянным пользователем, эмфитевтом в соответствии с подпунктом, заключается в электронной форме. Такой договор аренды земельного участка, а также изменения к нему договор о расторжении такого договора аренды земельного участка подлежат государственной регистрации, осуществляемой районной военной администрацией в порядке, определенном подпунктом 10 настоящего пункта. 

Право аренды земельного участка, возникающего в соответствии с этим подпунктом в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено на всей территории Украины, не подлежит государственной регистрации. Право аренды земельного участка возникает со дня государственной регистрации договора аренды земли.

Арендатор земельного участка, переданного в аренду в соответствии с настоящим подпунктом, приобретает права и обязанности арендатора с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом "б" подпункта 2 настоящего пункта.

Договор аренды, заключенный в соответствии с настоящим подпунктом, может предусматривать передачу в аренду нескольких земельных участков одним арендодателем.

Договор аренды земли, заключенный в соответствии с настоящим подпунктом, не может быть возобновлен, заключен на новый срок и прекращается с истечением срока, на который он заключен.

Требования этого Кодекса и Закона Украины "Об аренде земли" относительно минимального срока договора аренды земли не применяются к договорам, заключенным в соответствии с настоящим подпунктом.

В случае передачи земельного участка в аренду в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено на всей территории Украины, в порядке, определенном подпунктом, кадастровый номер которой не присвоен, в договоре аренды такого земельного участка кадастровый номер не указывается.

Арендатор земельного участка, переданного в аренду в соответствии с настоящим подпунктом в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено на всей территории Украины, обязан подать заявление о государственной регистрации права аренды земельного участка в течение двух месяцев со дня возобновления функционирования Государственного земельного кадастра. В случае если в течение трех месяцев со дня возобновления функционирования Государственного земельного кадастра право аренды земельного участка не зарегистрировано, договор аренды земельного участка считается прекращенным;

9) арендаторы, субарендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения всех форм собственности могут передавать сроком до одного года принадлежащее им право аренды, субаренды другому лицу для использования земельного участка по целевому назначению. Такая передача осуществляется без согласия владельца земельного участка на основании письменного договора о передаче права землепользования между землепользователем и лицом, которому передается право пользования земельным участком, заключаемым в электронной форме и содержать сведения о:

  • стороны договора;
  • право передаваемого землепользования (с указанием площади, кадастрового номера земельного участка (при наличии), его целевого назначения, места расположения, документа, удостоверяющего право землепользования);
  • срок, на который передается право (с указанием даты истечения действия договора).

(12.05.22) О передаче права аренды, субаренды лицо, которое его передало, письменно уведомляет арендодателя (в случае передачи права субаренды - арендатора) в течение пяти дней со дня государственной регистрации договора о передаче права землепользования. Такое сообщение может также быть направлено в тот же срок лицом, передавшим соответствующее право землепользования, в сельский, поселковый, городской совет, на территории территориальной общины которого расположен земельный участок. Указанный орган местного самоуправления, получивший такое уведомление, обязан сообщить о передаче права землепользования собственников земельных участков, в том числе путем размещения соответствующего объявления в общедоступных местах населенных пунктов по месту нахождения земельных участков. 

Договор о передаче права землепользования, заключаемого в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено на всей территории Украины, согласно этому подпункту, а также изменения к нему, договор о расторжении такого договора подлежит государственной регистрации, осуществляемой районной военной администрацией в Книге регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения в порядке, определенном подпунктом 10 настоящего пункта.

Переход права аренды, субаренды земельного участка по договору о передаче права землепользования, заключенного в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено на всей территории Украины, не подлежит государственной регистрации. Право аренды, субаренды считается переданным со дня государственной регистрации договора о передаче права землепользования и прекращается с истечением срока действия договора о передаче права землепользования.

Договор о передаче права землепользования может предусматривать передачу права аренды, субаренды нескольких земельных участков одним арендатором, субарендатором.

Лицо, которому передано право аренды, субаренды земельного участка, приобретает права и обязанности, предусмотренные законом для субъекта соответствующего права, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом "б" подпункта 2 настоящего пункта.

Договор о передаче права землепользования не может быть восстановлен, заключен на новый срок и прекращается с истечением срока, на который он заключен.

Арендатор, субарендатор, которому передано право аренды, субаренды земельного участка в соответствии с настоящим подпунктом, в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено, обязан подать заявление о государственной регистрации права аренды, субаренды земельного участка в течение двух месяцев со дня возобновления функционирования Государственного земельного участка. кадастру. В случае, если в течение трех месяцев со дня возобновления функционирования Государственного земельного кадастра право аренды, субаренды земельного участка не зарегистрировано, договор о передаче права землепользования считается прекращенным;

10) книга регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения ведется районной военной администрацией в бумажной и электронной формах. В Книге регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения, в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено по всей территории Украины, осуществляется государственная регистрация:

  • договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, переданных в аренду органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;
  • договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, переданных в аренду постоянными пользователями, эмфитевтами;
  • договоров о передаче права землепользования;
  • договоров о внесении изменений в указанные в настоящем подпункте договоры, договоры о расторжении указанных договоров;
  • изменения целевого назначения земельного участка

В Книге регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения указываются:

а) в случае государственной регистрации договоров аренды земельных участков:

  • площадь, месторасположение, целевое назначение передаваемого в аренду земельного участка;
  • срок договора аренды (с указанием даты начала и даты окончания действия договора);
  • сведения о сторонах договора: для гражданина Украины - физического лица - предпринимателя - копия справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или копия паспорта (для физических лиц, по своим религиозным убеждениям отказавшихся от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеют отметку в паспорте); для юридического лица – наименование, идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, местонахождение юридического лица, должность и фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени юридического лица;
  • регистрационный номер договора аренды;
  • сведения об изменении, расторжении договора аренды (с указанием основания расторжения);

б) в случае государственной регистрации договоров о передаче права землепользования:

  • сведения о сторонах договора: для гражданина Украины - физического лица - предпринимателя - копия справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или копия паспорта (для физических лиц, по своим религиозным убеждениям отказавшихся от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и сообщили об этом соответствующему контролирующему органу и имеют отметку в паспорте); для юридического лица - наименование, идентификационный код в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, местонахождение юридического лица, должность и фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени юридического лица;
  • сведения о праве передаваемого землепользования (с указанием вида права, документа, удостоверяющего право землепользования);
  • сведения о земельном участке (с указанием площади, кадастрового номера земельного участка (при наличии), его целевого назначения, местоположения);
  • срок, на который передается право (с указанием даты начала и даты окончания действия договора);
  • сведения об изменениях, расторжении договора о передаче права землепользования;

в) в случае государственной регистрации изменения целевого назначения земельного участка:

  • сведения о земельном участке (с указанием площади, кадастрового номера (при наличии), местоположения);
  • сведения о целевом назначении земельного участка до и после его смены;
  • сведения о документах, на основании которых изменено целевое назначение земельного участка.

Книга регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения может содержать и другие сведения, определенные центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений.

Форма книги регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений.

Государственная регистрация договора аренды земельного участка осуществляется по заявлению арендодателя, которое составляется в электронной форме, к которому прилагаются экземпляр указанного договора, а также заверенные арендодателем копии документов, удостоверяющих право постоянного пользования, эмфитевзиса. Заявление с добавленными документами посылается по электронной почте. Государственная регистрация договора аренды или предоставление мотивированного отказа в государственной регистрации осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления. Основанием для отказа в государственной регистрации может быть только несоответствие поданных документов закону.

Государственная регистрация договора о передаче права землепользования осуществляется по заявлению землепользователя, передавшего право землепользования, состоящего в электронной форме, к которой прилагаются экземпляр указанного договора, а также заверенные землепользователем копии документов, удостоверяющих право землепользования. Заявление с добавленными документами посылается по электронной почте. Государственная регистрация договора о передаче права землепользования или предоставления мотивированного отказа в государственной регистрации осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления. Основанием для отказа в государственной регистрации может быть только несоответствие поданных документов закону.

Государственная регистрация изменения целевого назначения земельного участка без внесения сведений об этом в Государственный земельный кадастр осуществляется по заявлению органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, принявшего решение об изменении целевого назначения земельного участка, складывающегося в электронной форме, к которому прилагается копия решения об изменении целевого назначения земельного участка. Заявление с добавленными документами направляется в районную военную администрацию по электронной почте. Государственная регистрация смены целевого назначения земельного участка или предоставления мотивированного отказа в государственной регистрации осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления. Основанием для отказа в государственной регистрации может быть только несоответствие поданных документов закону.

Официальные разъяснения о порядке ведения книги регистрации землевладений и землепользований в условиях военного положения предоставляются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений;

11) установление и изменение целевого назначения земельного участка осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) изменение целевого назначения земельного участка для целей, указанных в подпунктах "а"-"в" подпункта 4 настоящего пункта, осуществляется:

  • без уплаты потерь лесохозяйственного производства (кроме изменения целевого назначения земельных участков для размещения мест временного хранения отходов от разрушений, вызванных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий);
  • без соблюдения требований части девятой статьи 20 настоящего Кодекса;
  • без разработки документации по землеустройству.

Установление, изменение целевого назначения земельного участка для целей, указанных в подпунктах "а"-"в" подпункта 4 настоящего пункта, а также для нового строительства, реконструкции зданий для временного проживания внутри перемещенных лиц, объектов дорожно-транспортной инфраструктуры (кроме об дорожного сервиса), мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий, для размещения объектов, определенных подпунктом "г" этого подпункта, допускается без соблюдения правил соотношения между видом целевого назначения земельного участка и видом функционального назначения территории, определенным соответствующей градостроительной документацией, при условии, что размещение на земельном участке соответствующих объектов не приведет к нарушению ограничений в использовании земель (в том числе в сфере застройки), требований нормативно-правовых актов, строительных норм и других нормативных документов, обязательность применения которых установлена ​​законодательством. Не допускается установление, изменение целевого назначения земельного участка без соотношения между видом целевого назначения земельного участка и видом функционального назначения территории в случае, если земельный участок расположен на ландшафтно-рекреационной территории, определенной градостроительной документацией на местном уровне (кроме речных портов (терминалов), природоохранной территории, определенной такой документацией, или отнесена к категории земель природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения, земель водного фонда (кроме размещения речных портов (терминалов), а также в случае, если согласно градостроительной документации на местном уровне на территории, на которой расположен земельный участок, предусмотрено размещение объектов образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, гражданской защиты, военных и других оборонных объектов, линейных объектов инженерно-транспортной и энергетической инфраструктуры, инженерной инфраструктуры мелиоративных систем. 

В таком случае, а также в случае, если на территории, в пределах которой расположен соответствующий земельный участок, отсутствует утвержденная градостроительная документация на местном уровне, определенная частью третьей статьи 24 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", решение об установлении или изменение целевого назначения земельного участка принимается на основании мотивированного заключения уполномоченного органа градостроительства и архитектуры сельского, поселкового, городского совета (в случаях, определенных частью второй статьи 13 Закона Украины "Об архитектурной деятельности", - уполномоченного органа градостроительства и архитектуры местной государственной администрации) о возможности размещения на земельном участке соответствующего объекта в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, строительных норм, других нормативных документов, обязательность применения которых установлена ​​законодательством (далее – заключение).

Вывод предоставляется уполномоченным органом градостроительства и архитектуры на безвозмездной основе в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о его предоставлении.

Запрос о заключении направляется с использованием Единой государственной электронной системы в сфере строительства:

  • относительно земельных участков государственной собственности – органом исполнительной власти, который уполномочен распоряжаться таким земельным участком (землями);
  • относительно земельных участков коммунальной собственности - исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета, полномочия которого осуществляются на территории территориального общества, в пределах которого расположен соответствующий земельный участок;
  • относительно земельного участка частной собственности – собственником земельного участка.

Перечень и объем сведений, которые указываются в запросе о заключении, определяются Порядком ведения Единой государственной электронной системы в сфере строительства, утверждаемой Кабинетом Министров Украины. Такой запрос должен содержать, в том числе, следующую информацию:

  • реквизиты совместного решения областных, Киевской городской военных администраций (областных, Киевской городской государственных администраций) о перемещении (эвакуации) производственных мощностей из зоны боевых действий (в случае если запрос подан для определения возможности размещения перемещаемого (эвакуируемого) предприятия из зоны боевых действий);
  • реквизиты решения Киевской городской, областной военной администрации о размещении мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий (в случае если запрос подан для определения возможности размещения таких мест);
  • код здания/сооружения, необходимого для размещения производственных мощностей перемещаемого (эвакуируемого) предприятия из зоны боевых действий, либо для временного проживания внутренне перемещенных лиц, либо для размещения речного порта (терминала), либо размещения мультимодального терминала, производственно-перегрузочного комплекса, объекта дорожно-транспортной инфраструктуры или сетей электроснабжения, газораспределительных, водопроводных, теплопроводных, канализационных сетей, электронных коммуникационных сетей, объектов, определенных подпунктом "г" этого подпункта, согласно классификатору;
  • вид (виды) экономической деятельности, для осуществления которого планируется использовать земельный участок после размещения на нем производственных мощностей предприятия, перемещенного (эвакуированного) из зоны боевых действий, или речного порта (терминала), или мультимодального терминала, производственно-перегрузочного комплекса, или мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий, объектов, определенных подпунктом "г" этого подпункта, согласно классификатору;
  • ориентировочная высота здания/сооружения, необходимой для размещения производственных мощностей перемещаемого (эвакуируемого) предприятия из зоны боевых действий, либо для временного проживания внутренне перемещенных лиц, либо для размещения речного порта (терминала), мультимодального терминала, производственно-перегрузочного комплекса, об' объекта, определенного подпунктом "г" этого подпункта;
  • ориентировочный процент застройки земельного участка;
  • класс опасности предприятия, производственные мощности которого планируется разместить на земельном участке, речном порту (терминале), мультимодальном терминале, производственно-перегрузочном комплексе, объекте, определенном подпунктом "г" этого подпункта, согласно Государственным санитарным правилам планирования и застройки населенных пунктов;
  • ориентировочное количество внутренне перемещенных лиц, которое планируется разместить в объектах, размещенных на земельном участке;
  • сведения об образовании опасных отходов в результате деятельности предприятия, производственные мощности которого планируются к перемещению (эвакуации) из зоны боевых действий, или речному порту (терминалу), или мультимодальному терминалу, производственно-перегрузочному комплексу, объекту, определенному подпунктом "г" этого подпункта;
  • сведения об образовании и хранении опасных отходов в результате деятельности предприятия, которое планируется к перемещению (эвакуации) из зоны боевых действий, или речному порту (терминалу), или функционированию мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий;
  • группы грузов (в том числе опасных грузов в соответствии с классами), обработка которых планируется в речном порту (терминале) или мультимодальном терминале, производственно-перегрузочном комплексе;
  • ориентировочные показатели относительно: объема использования питьевой воды (с указанием параметров давления) и объема сброса сточных вод в процессе деятельности предприятия; мощности электроустановок, номинальной мощности газового оборудования предприятия; необходимости обеспечения здания/сооружения отоплением (с указанием температурных режимов) и горячим водоснабжением (с указанием объемов и режимов снабжения);
  • сведения о наличии/отсутствии электромагнитных излучений, создаваемых радиооборудованием, излучающими устройствами, радиоэлектронными средствами и излучающими устройствами специального назначения, и в случае их наличия - ориентировочные параметры таких излучений (в случае если запрос подан с целью определения возможности размещения на земельном участке электронных коммуникационных сетей).

Если запрос о предоставлении заключения для определения вида целевого назначения земельного участка подается в процессе его формирования (если предложенный вид целевого назначения земельного участка не соответствует виду функционального назначения территории, определенному градостроительной документацией, или если на территории, в пределах которой расположен соответствующий земельный участок, отсутствует утвержденная градостроительная документация на местном уровне, определенная частью третьей статьи 24 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности"), к такому запросу прилагается документация по землеустройству, согласно которой предлагается осуществить формирование земельного участка. В таком случае утверждение указанной документации по землеустройству осуществляется после получения уполномоченного органа градостроительства и архитектуры.

Вывод о невозможности размещения соответствующего объекта на земельном участке должен содержать ссылки на ограничения в использовании земель, нарушаемых таким размещением, и/или конкретную норму (статью, часть, пункт) нормативно-правового акта, строительных норм или иного нормативного документа, обязательность применения которого установлена ​​законодательством, что делает невозможным размещение соответствующего объекта на земельном участке. 

Вывод формируется с использованием Единой государственной электронной системы в сфере строительства. Перечень и объем сведений, которые указываются в заключении, определяются Порядком ведения Единой государственной электронной системы в сфере строительства, утверждаемой Кабинетом Министров Украины.

Вывод о возможности размещения на земельном участке соответствующего объекта должен содержать, в том числе:

  • реквизиты совместного решения областных, Киевской городской военных администраций (областных, Киевской городской государственных администраций) (если запрос подан для определения возможности размещения перемещаемого (эвакуируемого) предприятия из зоны боевых действий);
  • реквизиты решения Киевской городской, областной военной администрации о размещении мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий (если запрос подан для определения возможности размещения таких мест);
  • сведения, определенные пунктами 1-9 части пятой статьи 29 Закона "О регулировании градостроительной деятельности".

Если на основании заключения целевое назначение земельного участка не было изменено, такое заключение утрачивает силу со дня прекращения или отмены военного положения.

В случае если сведения о земельном участке, целевом назначении которого меняется, не внесены в Государственный земельный кадастр, изменение его целевого назначения осуществляется после внесения таких сведений;

б) в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено на всей территории Украины:

  • целевое назначение земельного участка может быть изменено только для целей, указанных в подпунктах "а"-"в" подпункта 4 настоящего пункта, или для размещения, в том числе строительства, объектов для временного проживания внутри перемещенных лиц, или для размещения мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий, или размещение объектов дорожно-транспортной инфраструктуры (кроме объектов дорожного сервиса);
  • целевое назначение земельного участка коммунальной и частной собственности меняется только по решению сельского, поселкового, городского совета, на территории которого расположен земельный участок, а земельного участка государственной собственности – по решению органа исполнительной власти, осуществляющего распоряжение соответствующим земельным участком. Такое решение принимается на основании заявления землевладельца (землепользователя), к которому прилагаются документы, подтверждающие право собственности (пользования) заявителя на земельный участок, его целевое назначение, а также выписку из градостроительной документации (с указанием функциональной зоны территории, в пределах которой расположена земельная участок и ограничений в использовании земель (в том числе в сфере застройки), которые распространяются на такой земельный участок), а в случае, предусмотренном абзацем пятым подпункта "а" подпункта 11 настоящего пункта, - заключение уполномоченного органа градостроительства и архитектуры о возможности размещения на земельном участке объекта, для которого меняется целевое назначение земельного участка. В случае если в соответствии с законом необходимо получение заключения уполномоченного органа градостроительства и архитектуры о возможности/невозможности размещения на земельном участке соответствующего объекта, к запросу о его предоставлении прилагается кадастровый план земельного участка, подписанный сертифицированным инженером-землеустроителем;
  • сведения об измененном целевом назначении земельного участка не вносятся в Государственный земельный кадастр;
  • изменение целевого назначения земельного участка подлежит государственной регистрации, осуществляемой соответствующей районной военной администрацией;

в) изменение целевого назначения земельных участков лесохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности площадью до 0,05 гектара, в результате которой такие земельные участки выводятся из состава такой категории, при предоставлении их в пользование для размещения технических средств и/или сооружений электронных коммуникаций осуществляется без согласования Кабинетом Министров Украины;

г) допускается установление и изменение целевого назначения земельных участков (кроме земель, отнесенных к категориям природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, земель историко-культурного назначения, земель водного фонда, рекреационного, оздоровительного, лесохозяйственного назначения) на территориях за пределами населенных пунктов, если в отношении таких территорий отсутствует утвержденная градостроительная документация на местном уровне, для размещения таких объектов согласно классификатору, по которому осуществляется классификация зданий и сооружений: 

  • промышленные и складские здания;
  • нежилые сельскохозяйственные постройки;
  • трубопроводы, линии электронных коммуникационных сетей и электропередачи (кроме магистральных нефтепроводов и газопроводов);
  • комплексные сооружения промышленных объектов (кроме сооружений предприятий, осуществляющих добычу, производство и переработку ядерных материалов, сооружений предприятий и установок по обогащению и переработке ядерного топлива; сооружений предприятий, предназначенных для термической обработки (сжигания) бытовых отходов; атомных электростанций).

Установление, изменение целевого назначения земельных участков в следующих случаях осуществляется:

  • без соблюдения требований абзаца первого части третьего, абзаца второго части пятой статьи 20 настоящего Кодекса;
  • на основании мотивированного заключения, определенного абзацем шестым подпункта "а" этого подпункта.

Смена целевого назначения земельных участков в указанных случаях осуществляется:

  • по решению собственника земельного участка путем подачи им заявления о внесении сведений об измененном целевом назначении земельного участка в Государственный земельный кадастр;
  • без разработки документации по землеустройству;

ґ) изменение целевого назначения земельных лесных участков с отнесением их к землям обороны осуществляется без соблюдения требований абзаца первого части третьего, абзаца второго части пятой статьи 20 настоящего Кодекса;

12) функционирование Государственного земельного кадастра считается приостановленным.

Решение о возобновлении или последующей приостановке функционирования Государственного земельного кадастра принимается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование государственной политики в области земельных отношений. Решения о приостановлении, возобновлении функционирования Государственного земельного кадастра в трехдневный срок подлежат опубликованию в газете "Голос Украины".

Порядком ведения Государственного земельного кадастра могут устанавливаться ограничения полномочий государственных кадастровых регистраторов, а также определяться другие особенности ведения Государственного земельного кадастра.

Передача органами исполнительной власти, органами местного самоуправления земельных участков государственной, коммунальной собственности в собственность, пользование в период, когда функционирование Государственного земельного кадастра приостановлено, не производится (кроме передачи в аренду земельных участков в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта);

13) оператор газотранспортной системы, оператор газораспределительной системы, оператор газохранилища, оператор системы распределения, оператор системы передачи, предприятие питьевого водоснабжения, предприятие централизованного водоотведения, теплогенерирующая, теплотранспортирующая, теплоснабжающая организация, оператор электронных коммуникаций:

  • имеет право, без предварительного согласования с владельцами и пользователями земельных участков, беспрепятственного и безвозмездного доступа к земельным участкам всех форм собственности, на которых расположены его объекты, а также в пределах их охранных (специальных) зон, для обеспечения эксплуатации и поддержания в надлежащем состоянии газопроводов, газохранилищ, объектов распределения, передачи электрической энергии, объектов/систем централизованного водоснабжения и водоотвода, объектов, предназначенных для производства, транспортировки и снабжения тепловой энергии, электронной коммуникационной сети, а также в случае аварии или угрозы ее возникновения (аварийной ситуации) для ликвидации аварии, ее последствий, проведения ремонта или осуществление контроля за объектами газотранспортной системы, газохранилищами, газораспределительной системы, объектами распределения, передачи электрической энергии, объектами/системами централизованного водоснабжения и водоотвода, объектами, предназначенными для производства, транспортировку и снабжение тепловой энергии, объектами электронной коммуникационной сети, для обеспечения защиты окружающей среды и экологической безопасности, для обеспечения защиты населения и хозяйственных объектов от воздействия возможных аварий (аварийных ситуаций), а также в случае проведения капитальных и других плановых работ - при уведомлении об этом владельцев и пользователей земельных участков за три дня до начала таких работ (кроме случаев, если указанные лица, производящие такие работы, не имеют информации о владельце, пользователе земельного участка, в том числе в связи с приостановкой или ограничением функционирования Государственного земельного кадастра). При этом все капитальные и плановые работы производятся в соответствии с технологическими требованиями и правилами, установленными для таких работ;
  • в случае аварии или угрозы ее возникновения (аварийной ситуации), являющихся последствиями боевых действий, освобождается от обязанности возмещения владельцам земли и землепользователям ущерба, причиненного, в частности, вследствие временного занятия земельных участков, ухудшения качества почвенного покрова, неполучение доходов за время временного неиспользования земельного участка, понесение затрат на улучшение качества земель, за незавершенный цикл сельскохозяйственной обработки (пахота, внесение удобрений, посев, другие виды работ);
  • при проведении в установленном порядке капитальных и других плановых работ, а также в случае аварии или угрозы ее возникновения (аварийной ситуации) обязан осуществлять восстановление земель, претерпевших изменения в структуре рельефа, в состояние, пригодное для возделывания, пригодное для дальнейшего использования по целевому назначению, и освобождается от обязанности за свой счет проводить рекультивацию земель после окончания плановых и аварийно-восстановительных работ.

С целью обеспечения функционирования энергетической системы Украины разрешается размещать электрогенерирующие установки и связанные с ними газовые и электрические сети, узлы учета, другое связанное оборудование в пределах земельных участков, на которых расположены объекты газотранспортной системы, на основании технических условий присоединения к газотранспортной системе (в случае если заказчиком присоединения является иной, чем оператор газотранспортной системы, предприятие) без принятия мер по приобретению и государственной регистрации прав собственности или пользования, в том числе сервитут, на земельные участки под указанными объектами, без разработки документации по землеустройству и без внесения соответствующих сведений в Государственный земельный кадастр;

14) снятие и перенос почвенного покрова земельных участков осуществляются без разработки рабочего проекта землеустройства в случаях:

  • размещения временных сооружений, их комплексов, предназначенных для жизнеобеспечения (временного проживания и обслуживания) внутри перемещенных лиц, или проведения работ по ликвидации последствий такого размещения;
  • строительства (нового строительства, реконструкции) зданий для временного проживания внутри перемещенных лиц;
  • проведения оператором газотранспортной системы, оператором газохранилища, оператором системы распределения, оператором системы передачи, предприятием питьевого водоснабжения, предприятием централизованного водоотведения, теплогенерирующей, теплотранспортирующей, теплоснабжающей организацией капитальных и других плановых работ, а также в случае аварии или угрозы ее возникновения (аварийной ситуации);
  • размещения мест временного хранения отходов от разрушений, обусловленных боевыми действиями, террористическими актами, диверсиями или проведением работ по ликвидации их последствий (с необходимостью разработки такого проекта землеустройства для проведения рекультивации земель после удаления таких отходов);

15) к разработчикам документации по землеустройству не применяются требования по обязательному страхованию ответственности перед заказчиками такой документации и третьими лицами за вред, который может быть причинен вследствие неосторожности, упущения и профессиональных ошибок, допущенных при составлении документации по землеустройству;

16) к исполнителям топографо-геодезических и картографических работ общегосударственного назначения на соответствующих территориях не применяются требования об обязательном страховании ответственности заказчиками таких работ и третьими лицами за вред, который может быть причинен вследствие неосторожности, упущения или профессиональных ошибок, допущенных во время выполнения геодезических и картографических работ;

17) невыполнение требования по повышению квалификации в установленный законом срок не является основанием для остановки действия квалификационного сертификата инженера-землеустроителя, квалификационного сертификата инженера-геодезиста, квалификационного свидетельства оценщика (для всех специализаций), квалификационного свидетельства оценщика по экспертной денежной оценке земельных участков;

18) пункты "г" и "г" части второй статьи 28 Закона "О землеустройстве" не применяются;

19) пункт исключен 19.10.2022

20) центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений, утверждает усредненные показатели нормативной денежной оценки земель на единицу площади, применяемые в случаях обязательного проведения нормативной денежной оценки земель, предусмотренных статьей 13  Закона Украины "Об оценке земель", в случае невозможности предоставления выписки из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка;

21) сроки уплаты землепользователем (кроме землепользователей земель государственной, коммунальной собственности) арендной, субарендной платы за земельные участки, платы за установление земельного сервитута, платы за пользование земельным участком на условиях суперфиции, если соответствующее право пользования земельным участком предоставлено для размещения объектов энергетической инфраструктуры, наступивших во время действия военного положения, переносятся сроком до шести месяцев со дня прекращения или отмены военного положения; 

Президент Украины Л. КУЧМА
г. Киев, 25 октября 2001 года.
N 2768-III