Раздел V - Воздушные суда и летная годность
Статья 38. Классификация воздушных судов
1. Воздушные суда делятся на гражданские и государственные.
2. Прототипом воздушного судна считается воздушное судно новой конструкции, предназначенное для использования как гражданское воздушное судно, на котором проводятся испытания c целью сертификации типовой конструкции.
3. Модифицированным гражданским воздушным судном считается гражданское воздушное судно, на котором впервые установлены новые компоненты или оборудование, которые влияют на характеристики воздушного судна или предназначены для расширения его эксплуатационных ограничений, и на котором проводятся испытания с целью одобрения установки этих компонентов или оборудования. К модифицированному воздушному судну также принадлежит гражданское воздушное судно, на котором проводятся испытания с целью расширения эксплуатационных ограничений без установки новых компонентов или оборудования.
4. Новым гражданским воздушным судном считается серийно изготовленное гражданское воздушное судно, на котором проводятся приемочные испытания с целью подтверждения его характеристик характеристикам одобренной типовой конструкции.
Статья 39. Регистрация воздушных судов
1. Гражданское воздушное судно может быть зарегистрировано только в одном реестре.
2. Внесение воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Украины определяет его национальную принадлежность Украине. Регистрация воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины не является свидетельством права собственности на воздушное судно любого юридического или физического лица.
Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации несет ответственность за контроль летной годности и эксплуатации этого воздушного судна.
3. Гражданскому воздушному судну, внесенному в Государственный реестр гражданских воздушных судов Украины, предоставляются государственный и регистрационный знаки и выдается регистрационное удостоверение по авиационными правилами Украины.
Воздушное судно может быть зарегистрировано при условии, что оно:
- а) является собственностью юридического лица Украины или физического лица - резидента;
- б) получается эксплуатантом Украины в аренду или в лизинг у нерезидента.
4. Уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации может отказать в регистрации гражданского воздушного судна в случае, если воздушное судно не соответствует требованиям летной годности, охраны окружающей среды или других ограничений, установленных уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации.
5. Со дня внесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Украины все записи, сделанные ранее в отношении этого судна в реестрах воздушных судов других государств, Украина не признаются.
6. В случае если воздушное судно не исключено из Государственного реестра гражданских воздушных судов Украины, внесения его в реестр воздушных судов другого государства Украины не признается.
7. Гражданские воздушные суда подлежат перерегистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины в случаях, предусмотренных авиационными правилами Украины.
8. Не подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины:
- воздушные суда, взлет которых осуществляется с помощью ног пилота (дельтапланы, парапланы, мотопарапланы и т.д.);
- метеорологические радиозонды и шары-пилоты, используются исключительно для метеорологических нужд;
- беспилотные неуправляемые аэростаты без полезного груза;
- беспилотные воздушные суда, максимальный взлетный вес которых не превышает 20 килограммов и которые используются для развлечений и спортивной деятельности.
Эти воздушные суда подлежат учету в организациях, указанных в части девятой статьи 4 настоящего Кодекса.
9. Новые и модифицированные воздушные суда, не внесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Украины, на которых проводятся приемочные испытания, и модифицированные воздушные судна иностранной регистрации, на которых проводятся приемные испытания в Украине, подлежат учету с предоставлением временных обозначений и изданием временного учетной удостоверения. Учет воздушных судов осуществляется уполномоченным центральным органом по вопросам гражданской авиации. Порядок учета и форма временного учетной удостоверения для воздушных судов определяются авиационными правилами Украины.
10. Регистрацию планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, других воздушных судов спортивного назначения, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов, а также выдачу удостоверений об их регистрации осуществляет уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации или учреждения, которые определены уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации.
Статья 40. Международные договора в соответствии статье 83 bis к Конвенции о международной гражданской авиации
1. Руководитель уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации в соответствии с Законом Украины "О ратификации Протокола о введении новой статьи 83 bis к Конвенции о международной гражданской авиации " может заключить с авиационным органом власти другого государства договор о принятии на себя определенных функций и обязанностей государства регистрации в отношении воздушного судна зарегистрировано в этом государстве, если эксплуатантом этого воздушного судна является украинская эксплуатант.
2. Руководитель уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации может заключить договор с авиационным органом власти другого государства о передаче этому государству определенных функций и обязанностей государства регистрации в отношении воздушного судна, зарегистрированного в Украине.
3. Про любой договор, заключенный согласно частям первой и второй настоящей статьи, о передаче функций и обязанностей государства регистрации в отношении воздушного судна руководитель уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации уведомляет Совет Международной организации гражданской авиации.
Статья 41. Исключение воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Украины
1. Воздушное судно исключается из Государственного реестра гражданских воздушных судов Украины в случае:
- прекращение эксплуатации типа воздушного судна;
- предоставления владельцем воздушного судна или уполномоченным им лицом заявки на исключение воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Украины;
- непродление действия сертификата летной годности или разрешения на выполнение полетов в течение 24 месяцев;
- прекращения договора аренды или лизинга такого воздушного судна.
2. В случае исключения воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Украины регистрационное удостоверение утрачивает силу.
Статья 42. Летная годность воздушных судов
1. Летная годность воздушного судна устанавливается путем сертификации типовой конструкции изделия авиационной техники, что является первичным определением летной годности.
2. Летная годность экземпляра воздушного судна обеспечивается соответствием его конструкции, компонентов и оборудования, установленных на нем, одобренной типовой конструкции, выполнением мероприятий по поддержанию летной годности и подтверждением того, что оно находится в состоянии, пригодном для выполнения полета.
3. Система поддержания летной годности воздушных судов устанавливается авиационными правилами Украины.
Статья 43. Одобрение типовой конструкции изделий авиационной техники, их компонентов и оборудования
1. Изделие авиационной техники серийного производства должно иметь сертификат типа. Сертификат типа и сертификация изменений в него, в том числе дополнительные сертификаты типа, выдаются разработчику по его заявке, если заявитель доказал, что изделие соответствует сертификационному базису для типовой конструкции, установленном для обеспечения соответствия требованиям летной годности и требованиям по защите окружающей среды, определенным авиационными правилами Украины, а также если отсутствуют особые черты или характеристики, которые делают его опасным во время эксплуатации. Сертификат типа охватывает изделие, в томм числе включая все компоненты и оборудование, установленные на нем.
2. Основные компоненты и оборудование, предназначенные для установки на изделиях, должны иметь свидетельство об одобрении или одобрительный лист. Компоненты и оборудование, которые подлежат одобрению отдельно от одобрения типовой конструкции изделия, определяются авиационными правилами Украины. Все положения авиационных правил Украины, применяемые к сертификации типа, также применяются к принятию путем издания свидетельств об одобрении или одобрительных писем для компонентов и оборудования, если иное не предусмотрено авиационными правилами Украины.
3. Для воздушных судов одного типа с учетом их количества может быть выдан ограниченный сертификат типа. В таком случае устанавливается соответствующий сертификационный базис, что гарантирует обеспечения адекватного уровня безопасности с учетом цели использования, несмотря на отклонение от определенных авиационными правилами Украины требований по летной годности для соответствующей категории воздушных судов. На издание ограниченных сертификатов типа распространяются положения, применяемые к изданию сертификатов типа.
Статья 44. Летная годность экземпляра гражданского воздушного судна
1. На каждое гражданское воздушное судно, внесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Украины, выдается в соответствии с авиационными правилами Украины уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации сертификат летной годности соответствующего образца, удостоверяющий соответствие его конструкции и эксплуатационной документации одобренной типовой конструкции, а также состояние годности воздушного судна к полетам.
2. В случае несоответствия воздушного судна требованиям летной пригодности уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации вместо сертификата летной годности может выдать разрешение на выполнение полетов, если установлено, что воздушное судно способно безопасно выполнять основной полет при условии соблюдения установленных ограничений.
Перечень условий, при которых может быть выдано разрешение на выполнение полетов, устанавливается авиационными правилами Украины. На таких воздушных судах не допускается осуществлять коммерческие перевозки багажа, груза, почты и пассажиров и выполнять авиационные работы за плату, найму или договору чартера и проводить учения.
На импортируемое в Украину воздушное судно планируется использовать в авиации общего назначения, масса которого не превышает 5700 килограммов для самолетов и 3180 килограммов для вертолетов и типовая конструкция которого сертифицирована уполномоченным органом государства-разработчика или специализированным учреждением, выдается разрешение на выполнение полетов без одобрения его типовой конструкции уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации при условии положительного заключения указанного органа о возможности и условия его эксплуатации и предоставления уполномоченному органа по вопросам гражданской авиации необходимой информации для выдачи такого заключения и обеспечения надзора.
3. В случае выполнения полета в воздушном пространстве других государств эксплуатант воздушного судна, на которое выдано разрешение на выполнения полетов, перед началом полета должен получить разрешение соответствующих уполномоченных органов этих государств.
4. Гражданское воздушное судно в случае применения к нему требований по шуму на местности и эмиссии вредных веществ авиационных двигателей должно быть сертифицировано на соответствие авиационным правилам Украины.
5. С целью установления соответствия воздушного судна нормативам в сфере защиты окружающей среды уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации выдает сертификат воздушного судна по шуму на местности.
6. Сертификация планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппаратов, других воздушных судов спортивного назначения, воздушных судов любительской конструкции, аэростатических аппаратов и вспомогательных устройств, влияющих на безопасность полетов, осуществляется учреждением, определенной уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации, при участии разработчика отмеченных воздушных судов и соответствующих федераций и ассоциаций.
Выдача разрешений на выполнение полетов с целью засвидетельствования летной годности, а также контроль за поддержанием летной годности в процессе эксплуатации указанных в этой статье воздушных судов осуществляются в порядке, предусмотренном правилами, установленными уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации.