Глава XVII - Расследование авиационных событий
Статья 119. Организация расследования авиационных происшествий и инцидентов
1. Все авиационные происшествия, серьезные инциденты, инциденты, чрезвычайные происшествия и повреждения воздушных судов на земле, произошедших на территории Украины, а также нарушение порядка использования воздушного пространства Украины подлежат обязательному расследованию с целью установления их причин и принятие мер по предотвращению таких происшествий в будущем, которое является техническим расследованием.
2. Технические расследования авиационных происшествий, серьезных инцидентов, инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле проводятся по правилам и в порядке, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины.
3. Экспертная организация по расследованию авиационных происшествий дает выводы и рекомендации с целью предотвращения авиационных происшествий, серьезным инцидентам, инцидентов, чрезвычайных событий и повреждением воздушных судов на земле. Экспертная организация по расследованию авиационных происшествий по результатам расследования не принимает решение о виновности или ответственность юридических или физических лиц.
Экспертная организация по расследованию авиационных происшествий может привлекать к проведению расследования под ее надзором инцидентов и повреждений воздушных судов на земле в зависимости от серьезности и последствий эксплуатантов воздушных судов, аэродромов, аэропортов или провайдеров аэронавигационного обслуживания.
4. Любое административное, служебное, прокурорское, судебное расследование, направленное на установление вины или ответственности, должно проводиться отдельно от технического расследования авиационных происшествий, серьезных инцидентов, инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле.
5. К материалам по техническому расследованию авиационных происшествий, серьезных инцидентов, инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, подлежащих опубликованию или передачи, применяется анонимность в отношении лица, подавшего такую информацию.
Отчет и материалы технического расследования не могут использоваться административными, служебными, прокурорскими, судебными органами, страховщиками для установления вины или ответственности.
6. Если в ходе расследования были выявлены преступные действия или бездействие отдельных лиц или организаций, работники Экспертного учреждения по расследованию авиационных происшествий обязаны сообщить об этом соответствующие органы прокуратуры Украины.
7. С целью обеспечения проведения расследования Экспертное учреждение по расследованию авиационных происшествий взаимодействует с соответствующими центральными органами исполнительной власти, в частности уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации, с органами местного самоуправления, Службой безопасности Украины, органами прокуратуры и Национальной полиции в соответствии с установленным Кабинетом Министров Украины порядке.
8. Все случаи нарушения порядка использования воздушного пространства Украины расследуются Экспертным учреждением по расследованию авиационных происшествий в соответствии с положением, который утверждается Кабинетом Министров Украины, с последующим представлением материалов расследования Министерству обороны Украины.
Статья 120. Организация деятельности Экспертного учреждения по расследованию авиационных происшествий
1. В состав Экспертного учреждения по расследованию авиационных происшествий может входить физическое лицо, которое:
- является гражданином Украины;
- не имело судимости
- имеет соответствующее образование, опыт и профессиональную квалификацию.
2. Экспертная организация по расследованию авиационных происшествий может привлекать аттестованных специалистов уполномоченного органа по вопросам гражданской авиации и других специалистов, экспертов. Подготовка специалистов по расследованию авиационных происшествий осуществляется в учебных заведениях, которые одобрены в соответствии с авиационными правилами Украины.
Расшифровка бортовых и наземных средств объективного контроля осуществляется в организации, определенной Экспертным учреждением по расследованию авиационных происшествий.
3. Сотрудник Экспертного учреждения по расследованию авиационных событий в случае предъявления служебного удостоверения вправе:
- получать доступ к месту авиационного происшествия или инцидента, воздушного судна, его содержания и обломков, в том числе в любой части аэродрома, органов обслуживания и обеспечения полетов;
- осуществлять составление списка доказательств и надзор за перемещением обломков, частей, предназначенных для обзора и анализа;
- иметь доступ и использовать бортовые регистраторы, наземные и любые другие средства документирования;
- иметь доступ к результатам осмотра тел жертв или тестов, которые были сделаны на пробах, взятых из тел жертв;
- иметь непосредственный доступ к результатам осмотра лиц, которые осуществляли управление воздушным судном, обслуживание и обеспечение выполнения полета, или тестов, которые были сделаны на пробах, взятых у этих лиц;
- осматривать жертвы;
- иметь доступ к результатам проверок, сертификации, надзора, которые осуществлялись органами власти, предприятиями, организациями, учреждениями;
- иметь доступ к любой информации, касающейся расследования, материалов, которыми обладает эксплуатант, владелец или производитель воздушного судна, провайдер аэронавигационного обслуживания, аэропорт и уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации;
- привлекать специалистов и субъектов авиационной деятельности в проведения расследования авиационных происшествий;
- опрашивать свидетелей или принимать участие в опросе.
4. Работники Экспертного учреждения по расследованию авиационных событий во время выполнения своих служебных обязанностей находятся под защитой государства в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса.
Статья 121. Предотвращение авиационных происшествий и инцидентов
1. Экспертная организация по расследованию авиационных происшествий, серьезного инцидента, инцидента, чрезвычайного происшествия или повреждения воздушного судна на земле на основании своих выводов обязана сформулировать рекомендации по устранению причин происшествия, обнаруженных в процессе расследования, и недопущению их в будущем.
2. На основании рекомендаций Экспертного учреждения с расследованию авиационных происшествий уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации и другие органы исполнительной власти в течение 90 дней обязаны разработать соответствующие рекомендации и направить их пользователям воздушного пространства Украины, эксплуатантам воздушных судов и другим юридическим лицам для разработки профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий.
3. Пользователи воздушного пространства Украины, обслуживающий воздушных судов и другие юридические лица, которым направлены рекомендации, обязаны разработать профилактические меры по предотвращению авиационных происшествий, согласовать их с уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации и обеспечить их выполнение в установленный срок.
Статья 122. Обеспечение защиты информации по безопасности полетов
1. Экспертная организация по расследованию авиационных происшествий в время проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов должна обеспечить защиту и нераспространение информации о расследования авиационных происшествий и инцидентов и предоставлять ее органам власти только по решению суда.
К такой информации относятся:
- заявления лиц, полученные Экспертным учреждением по расследованию авиационных происшествий в ходе расследования;
- переписка между лицами, которые имеют отношение к эксплуатации воздушного судна, медицинские или конфиденциальные персональные данные участников авиационного происшествия или инцидента;
- записи бортовых речевых регистраторов и расшифровка таких записей;
- мнения, высказанные во время проведения анализа информации, в том числе записей бортовых регистраторов.
2. Любое юридическое или физическое лицо, которое пытается разгласить информацию о безопасности полетов, должна обосновать мотивы ее разглашения.
3. В любом случае разглашения или раскрытия информации безопасности полетов осуществляется при условии соблюдения следующих требований:
- разглашение информации необходимо для устранения условий, которые негативно влияют на безопасность полетов, или с целью изменения требований и правил;
- разглашение информации по безопасности полетов не должно препятствовать ее получению в будущем с целью повышения уровня безопасности полетов;
- разглашение соответствующих персональных данных, содержащихся в информации по безопасности полетов, осуществляется в соответствии с законодательством Украины, которое гарантирует неприкосновенность личной жизни;
- разглашение информации по безопасности полетов осуществляется в обезличенной, короткой или сводной форме.
Статья 123. Учет авиационных событий
1. Экспертная организация по расследованию авиационных происшествий осуществляет учет авиационных происшествий, серьезных инцидентов, инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле, включая те, которые произошли с иностранными воздушными судами на территории Украины и украинскими воздушными судами за пределами Украина.
2. Сведения о состоянии безопасности гражданской авиации Украины, полученные в результате расследования, Экспертная организация по расследованию авиационных происшествий обязана подавать уполномоченному органа по вопросам гражданской авиации и Международной организации гражданской авиации.
Статья 124. Работы на месте авиационного происшествия
1. Расследование, которое проводится на месте авиационного происшествия, инцидента, ЧП или повреждение воздушного судна на земле, относится к категории работ в особых условиях, которые приравниваются к работам по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Специалисты, работающие на месте авиационного происшествия и инцидента, обеспечиваются специальной одеждой, обувью, специальным снаряжением и защитными средствами в зависимости от условий работы.
2. Органы исполнительной власти и другие органы, предприятия, учреждения и организации обязаны всемерно содействовать работникам Экспертного учреждения по расследованию авиационных происшествий и комиссии, расследующей авиационные происшествия с государственными воздушными судами, в поиске элементов конструкции воздушного судна, обеспечении транспортом, средствами связи, помещениями для работы и отдыха, средствами для выполнения такелажных и грузовых работ, транспортировки обломков, санитарной обработки местности, обеспечение безопасных условий работы на месте происшествия.
Статья 125. Финансирование работ, связанных с расследованием авиационного происшествия, и возмещение расходов
1. Порядок финансового обеспечения мероприятий по расследованию авиационных происшествий, серьезных инцидентов, инцидентов, чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле определяется Кабинетом Министров Украины.
2. Исследования и испытания, связанные с расследованием авиационного происшествия, серьезного инцидента, инцидента, проводимые научно-исследовательскими и конструкторскими учреждениями, ремонтными предприятиями и предприятиями авиационной промышленности, финансируются за счет средств Государственного бюджета Украины с последующим возмещением расходов эксплуатантом воздушного судна страховщиками.
3. Международные пересылка и перевозка материалов расследования, обломков воздушного судна, бортовых средств и других деталей, относящихся к вещественным доказательствам расследования, финансируются за счет средств Государственного бюджета Украины с последующим возмещением расходов эксплуатантом воздушного судна.