Раздел XV - Поиск и спасение
Статья 110. Воздушное судно, которое терпит или потерпело бедствие
1. Воздушное судно признается таким, которое терпит бедствие, если ему и / или лицам, находящимся на его борту, грозит опасность, которая не может быть устранена с помощью действий экипажа, или с которым утрачено связь и его местонахождение неизвестно.
2. Воздушное судно признается терпящим бедствие, если оно получило повреждения, не совместимые с последующим безопасным полетом, или если оно разрушено, а также если оно совершило вынужденную посадку за пределами аэродрома.
Статья 111. Сигналы бедствия воздушного судна
1. Для своевременного выявления воздушного судна, которое терпит или потерпело бедствие, и оказания ему помощи используются единые международные сигналы бедствия, срочности и предупреждения о опасности (далее-сигналы бедствия).
2. Экипаж воздушного судна, которое терпит или потерпело бедствие, должен по возможности подать соответствующие сигналы бедствия.
3. Перечень технических средств для передачи сигналов бедствия, установка которых на воздушных судах является обязательным, определяется авиационными правилами Украины для гражданских воздушных судов и нормативно-правовыми актами Министерства обороны Украины для государственных воздушных судов.
Статья 112. Сообщение о воздушных судах, которые терпят или потерпели бедствие
1. Сообщение о воздушных судах, которые терпят или потерпели бедствия, относятся к сообщениям, которые имеют категорию абсолютного приоритета.
2. Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, имеющие средства связи, обязаны предоставлять такие средства для немедленной передачи информации о воздушных суднах, которые терпят или потерпели бедствие.
3. Центрами сбора полетной информации о воздушном судне, которое терпит или потерпело бедствие, и передачи такой информации соответствующему координационному центру поиска и спасения являются органы обслуживания воздушного движения.
4. Физические лица сообщают о случае бедствия воздушного судна, которые стали им известны, соответствующей службе спасения, органам государственной власти или ближайшим предприятиям, учреждениям и организациям.
5. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации в случае поступления информации о бедствии воздушного судна обязаны немедленно сообщить об этом в соответствующую службу спасения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.
Статья 113. Организация и проведение поиска и спасения
1. Воздушное судно, которое терпит или потерпело бедствие, и все лица, которые находятся (находились) на борту независимо от гражданства, статуса, обстоятельств подлежат немедленному поиску и спасению.
2. Авиационный поиск и спасение в Украине осуществляются в рамках единой государственной системы гражданской защиты населения и территорий, Национальной системы поиска и спасения на море в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гражданской защиты. Регулирование обеспечения авиационного поиска в акватории Черного и Азовского морей в пределах районов полетной информации Украины осуществляет уполномоченный орган по вопросам авиационной деятельности.
3. Организация поиска и спасения воздушных судов, которые терпят или потерпели бедствие, возлагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам защиты.
4. Оперативными органами управления, которые несут ответственность за координацию действий сил и средств государственной и гражданской авиации во время проведения авиационного поиска и спасения, есть соответствующие координационные центры поиска и спасения. Указанные координационные центры функционируют круглосуточно.
5. Организация и проведение поиска и спасения воздушных судов на аэродроме и в районе ответственности аэродрома (взлетно-посадочной площадки) по поиску и спасению возлагается на эксплуатанта аэродрома (взлетно-посадочной площадки).
Статья 114. Обеспечение проведения поисковых и спасательных работ
1. Поиск и спасение пассажиров и членов экипажа воздушных судов, которые терпят или потерпели бедствие, осуществляются на безвозмездной основе.
2. Порядок привлечения сил и средств предприятий, учреждений и организаций к проведению поисково-спасательных работ, возмещения расходов, связанных с их проведением, устанавливается Кабинетом Министров Украины.
3. Эвакуация воздушного судна с места происшествия осуществляется с разрешения комиссии по расследованию эксплуатантом воздушного судна или эксплуатантом аэродрома на договорных условиях с эксплуатантом воздушного судна в случае, если происшествие произошло на территории аэродрома (аэропорта).
Статья 115. Поиск и спасание за пределами территории Украины
1. Поиск и спасание воздушных судов Украины, которые терпят или потерпели бедствие за пределами территории Украины, осуществляются в соответствии с правилами выполнения поисково-спасательных работ государства, на территории которой произошла авиационное происшествие, и согласно международным договорам Украины.
2. Координацию действий со службами поиска и спасения иностранных государств осуществляет центральный орган исполнительной власти, к ведению которого отнесены соответствующие полномочия.
Статья 116. Завершение поиска и спасения
1. Поиск и спасение воздушных судов, экипажей, пассажиров и всех лиц, которые находятся (находились) на борту, продолжается, если это возможно, пока все, кто остался живым, не будут доставлены в безопасное место или пока существует обоснованная надежда на спасение всех, кто еще может остаться живым.
2. В случае если все принятые меры для поиска не дали положительных результатов, решение о прекращении поиска воздушного судна принимается уполномоченным государственным органом, определенным законодательством.
3. В случае поступления новой важной информации или наличии соответствующих признаков и факторов, а также по желанию заинтересованных сторон рассматривается вопрос о возобновлении поиска.