Статья 56. Обжалование решений контролирующих органов
56.1. Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
56.2. В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неверно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных Налоговым Кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.
56.3. Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме (при необходимости - с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 настоящего Кодекса) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в контролирующие органы в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов.
Жалобы на решения контролирующих органов в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов и таможен подаются в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.
56.4. Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных Налоговым Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.
Обязанность доказывания правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.
56.5. Налогоплательщик одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого иного решения.
56.6. В случае если контролирующий орган принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в вышестоящий контролирующий орган.
56.7. В случае нарушения налогоплательщиком требований пунктов 56.3 и 56.6 поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.
56.8. Контролирующий орган, рассматривающий жалобу плательщика налогов, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы в адрес плательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку.
56.9. Руководитель (его заместитель или другое уполномоченное должностное лицо) соответствующего контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика более 20-дневный срок, определен в пункте 56.8 этой статьи, но не более 60 календарных дней, и письменно уведомить об этом налогоплательщика к истечения срока, определенного в пункте 56.8 настоящей статьи.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решениюруководителя (его заместителя или другого уполномоченного должностного лица), жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.
Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя (его заместителя или другого уполномоченного должностного лица) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
56.10. Решение центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, и центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере таможенного дела, принятое по рассмотрению жалобы плательщика налогов, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
56.11. Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.
56.12. Если в соответствии с Налоговым Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) контролирующего органа.
56.13. В случае если последний день сроков, указанных в настоящей статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день месяца, следующего за выходным или праздничным днем.
56.14. Сроки подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 Налогового Кодекса.
56.15. Жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных пунктом 56.3 настоящей статьи, приостанавливает исполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении - решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.
В течение указанного срока налоговые требования по налогу, который обжалуется не направляются, а сумма денежного обязательства, считается несогласованной.
56.16. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае передачи жалобы по почте - дата получения отделением почтовой связи от налогоплательщика почтового отправления с жалобой, указанной отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления или на конверте.
56.17. Процедура административного обжалования заканчивается:
- 56.17.1. днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, если такая жалоба не была подана в указанный срок;
- 56.17.2. днем получения налогоплательщиком решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;
- 56.17.3. днем получения налогоплательщиком решения центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику;
- 56.17.4. исключена;
- 56.17.5. днем обращения налогоплательщика в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке денежных обязательств, которые обжаловались.
День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства плательщика налогов.
56.18. С учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление - решение или иное решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.
Решения контролирующего органа, обжаловано в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.
Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.
При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу
56.19. В случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 этой статьи.
56.20. Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливается центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование государственной финансовой политики в пределах их полномочий.
56.21. В случае если норма этого Кодекса или иного нормативно-правового акта, изданного на основании Налогового Кодекса, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.
56.22. Если налогоплательщик обжалует решение контролирующего органа в административном порядке и/или в суд, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного преступления по уклонению от уплаты налогов не может основываться исключительно на этом решении контролирующего органа до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом.
Начало досудебного расследования в отношении налогоплательщика или уведомление о подозрении в совершении уголовного преступления его служебным (должностным) лицам не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого налогоплательщика, поданной в суд в пределах процедуры обжалования решений контролирующих органов.