Раздел 3 - Лесного кодекса Украины
Глава 3 - Государственное регулирование и управление в сфере лесных отношений
Статья 25. Основные задачи государственного регулирования и управления в сфере лесных отношений
Основной задачей государственного регулирования и управления в сфере лесных отношений является обеспечение эффективной охраны, надлежащей защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.
Государственное регулирование и управление в сфере лесных отношений осуществляется путем:
- формирование и определение основных направлений государственной политики в сфере лесных отношений;
- определение законом полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- установление в соответствии с законом порядка и правил в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
- осуществление государственного контроля за охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов.
Статья 26. Полномочия Верховной Рады Украины в сфере лесных отношений
Верховная Рада Украины в сфере лесных отношений:
- определяет основы государственной политики в сфере лесных отношений;
- принимает законы по регулированию отношений в этой сфере;
- утверждает общегосударственные программы по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
- решает другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с Конституцией Украины.
Статья 27. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений
Кабинет Министров Украины в сфере лесных отношений:
- обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных отношений;
- направляет и координирует деятельность органов исполнительной власти по организации охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
- обеспечивает разработку и выполнение общегосударственных программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
- утверждает государственные программы по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
- передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности;
- принимает решение об ограничении или временном прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими природоохранного и лесного законодательства;
- решает другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с Конституцией Украины и законом.
Статья 28. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства
Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере лесного хозяйства
- определяет приоритетные направления и стратегию развития в сфере лесных отношений;
- обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, ведения лесоустройства, государственного лесного кадастра, учета, мониторинга и проведения национальной инвентаризации лесов;
- разрабатывает и организует выполнение государственных целевых, отраслевых и других программ охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
- обеспечивает нормативно-правовое регулирование по ведению лесного хозяйства;
- решает другие вопросы, определенные законами Украины и возложенные на него актами Президента Украины.
Статья 28-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства
Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства
- вносит предложения по формированию государственной политики;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением нормативно-правовых актов по ведению лесного хозяйства;
- организует ведение лесоустройства, государственного лесного кадастра, учета, мониторинга и проведения национальной инвентаризации лесов;
- организует ведение лесного хозяйства и рациональное использование лесных ресурсов;
- обеспечивает функционирование государственной лесной охраны, координирует деятельность лесной охраны других постоянных лесопользователей и владельцев лесов;
- координирует осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней;
- координирует работу по ведению лесного хозяйства подчиненными ему научно-исследовательскими учреждениями;
- принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для лесного хозяйства;
- выдает лицензии в соответствии с законом;
- вносит предложения по ограничению или временного прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчинения и формы собственности в случае нарушения ими лесного законодательства;
- принимает решение об отнесении лесов к соответствующей категории; 11-1. согласовывает документацию из землеустройства в случаях и порядке, определенных Земельным кодексом Украины и Законом Украины "О землеустройстве", относительно соответствия отмеченной документации лесному законодательству;
- осуществляет международное сотрудничество по вопросам ведения лесного хозяйства;
- решает другие вопросы, определенные законами Украины и возложенные на него актами Президента Украины.
Статья 29. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в области окружающей среды, в сфере лесных отношений
Центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды в сфере лесных отношений:
- обеспечивает формирование государственной политики в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов как составной части государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды;
- осуществляет государственное управление, регулирование в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов как составной части мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов; (Пункт 3 части первой статьи 29 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012)
- координирует осуществление органами исполнительной власти мероприятий по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
- участвует в разработке общегосударственных, государственных и региональных (местных) программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
- согласовывает материалы лесоустройства; (Пункт 3 части первой статьи 29 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012)
- утверждает в установленном порядке нормативы использования лесных ресурсов;
- согласовывает нормативно-правовые акты по ведению лесного хозяйства;
- организует проведение оценки воздействия на окружающую среду относительно влияния промышленных и других объектов, химических веществ на леса, утверждает перечни пестицидов, разрешенных для применения в лесах, устанавливает регламенты их применения;;
- ограничивает или приостанавливает (временно) в установленном порядке деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчинения и форм собственности, если она осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, требований разрешений на использование природных ресурсов; (Пункт 3 части первой статьи 29 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012)
- рассматривает дела об административных правонарушениях; (Пункт 3 части первой статьи 29 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012)
- применяет в случаях, предусмотренных законом, экономические санкции к предприятиям, учреждений и организаций, их должностных и служебных лиц, граждан за нарушение требований законодательства, подает иски в суд о возмещении убытков и потерь, причиненных вследствие такого нарушения; (Пункт 3 части первой статьи 29 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012)
- обеспечивает согласование проектов отвода земельных лесных участков; (Пункт 3 части первой статьи 29 исключен на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012)
- решает другие вопросы, определенные законами Украины и возложенные на него актами Президента Украины.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды осуществляет возложенные на него полномочия самостоятельно и через свои территориальные органы (в случае их образования), а на территории Автономной Республики Крым - через орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам охраны окружающей среды. (Часть вторая статьи 29 исключена на основании Закона N 5456-VI от 16.10.2012)
Статья 29-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере лесных отношений
Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды, в сфере лесных отношений:
- согласовывает материалы лесоустройства;
- организует проведение экологической экспертизы относительно влияния промышленных и других объектов, химических веществ на леса, утверждает перечни пестицидов, разрешенных для применения в лесах, устанавливает регламенты их применения; (Пункт 2 статьи 29-1 исключен на основании Закона № 365-VII от 02.07.2013)
- организует проведение оценки воздействия на окружающую среду относительно влияния промышленных и других объектов, химических веществ на леса, утверждает перечни пестицидов, разрешенных для применения в лесах, устанавливает регламенты их применения;
- решает другие вопросы, определенные законами Украины и возложенными на него актами Президента Украины.
Статья 29-2. Полномочия центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в сфере лесных отношений
Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в сфере лесных отношений:
- осуществляет государственный надзор (контроль) за соблюдением требований природоохранного законодательства в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов;
- рассматривает дела об административных правонарушениях;
- ограничивает или останавливает (временно) в установленном порядке деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчинения и формы собственности, если она осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, требований разрешений на использование природных ресурсов;
- применяет в случаях, предусмотренных законом, экономические санкции к предприятиям, учреждений и организаций, их должностных и служебных лиц, граждан за нарушение требований законодательства, подает иски в суд о возмещении ущерба и потерь, причиненных вследствие такого нарушения;
- решает другие вопросы, определенные законом и возложенные на него актами Президента Украины.
Статья 30. Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных советов в сфере лесных отношений
Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные советы в сфере лесных отношений в пределах своих полномочий на соответствующей территории:
- обеспечивают реализацию государственной политики в сфере лесных отношений;
- обеспечивают выполнение общегосударственных и государственных программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов и утверждают региональные (местные) программы по этим вопросам;
- передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование земельные лесные участки на землях общей собственности соответствующих территориальных общин, собственности территориальных общин городов Киева и Севастополя и прекращают права пользования ими;
- принимают решение о выделении в установленном порядке для долгосрочного временного пользования лесами лесных участков на землях общей собственности соответствующих территориальных общин, собственности территориальных общин городов Киева и Севастополя и прекращают права пользования ими;
- согласовывают лимит использования лесных ресурсов при заготовки второстепенных лесных материалов и осуществлении побочных лесных пользований;
- согласовывают максимальные нормы бесплатной сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.п.;
- устанавливают порядок использования средств, выделяемых из соответствующего местного бюджета на ведение лесного хозяйства;
- решают другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с законом.
Статья 31. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере лесных отношений
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в сфере лесных отношений в пределах своих полномочий на их территории:
- обеспечивают реализацию государственной политики в сфере лесных отношений;
- участвуют в разработке и обеспечении выполнения региональных (местных) программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
- осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере лесных отношений;
- передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование для ведения лесного хозяйства земельные лесные участки, находящиеся в государственной собственности, на соответствующей территории;
- передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование для нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью до 1 гектара, находящихся в государственной собственности, на соответствующей территории, а также в пределах городов республиканского (Автономной Республики Крым) и областного значения и прекращают права пользования ими (Пункт 5 статьи 31 исключен на основании Закона N 4539-VI от 15.03.2012)
- принимает решение о выделении в установленном порядке для долгосрочного временного пользования лесами лесных участков, находящихся в государственной собственности, на соответствующей территории, а также в пределах городов областного и республиканского (Автономной Республики Крым) значения;
- ограничивают или временно прекращают деятельность предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими лесного законодательства в порядке, предусмотренном законодательством;
- обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации последствий стихийных бедствий, лесных пожаров, привлекают в установленном порядке к этим работам население, транспортные и другие технические средства и оборудование, запрещают посещение лесов населением и въезд в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности в порядке, предусмотренном законодательством;
- устанавливают лимит использования лесных ресурсов при заготовки второстепенных лесных материалов и осуществлении побочных лесных пользований;
- устанавливают максимальные нормы бесплатной сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.п.;
- решают другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с законом.
Статья 32. Полномочия районных государственных администраций в сфере лесных отношений
Районные государственные администрации в сфере лесных отношений на их территории:
- обеспечивают реализацию государственной политики в сфере лесных отношений;
- участвуют в разработке и обеспечении выполнения региональных (местных) программ по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов;
- передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование для нелесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью до 1 гектара, находящихся в государственной собственности, в пределах сел, поселков, городов районного значения и прекращают права пользования ими; (Пункт 3 статьи 31 исключен на основании Закона N 4539-VI от 15.03.2012)
- принимают решение о выделении в установленном порядке для долгосрочного временного пользования лесами лесных участков, находящихся в государственной собственности, в пределах сел, поселков, городов районного значения;
- принимают участие в осуществлении мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации последствий стихийных бедствий, лесных пожаров, привлекают в установленном порядке к этим работам население, транспортные и другие технические средства и оборудование;
- вносят в установленном порядке предложения об ограничении или временном прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими лесного законодательства;
- решают другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с законом.
Статья 33. Полномочия сельских, поселковых, городских советов в сфере лесных отношений
Сельские, поселковые, городские советы в сфере лесных отношений на соответствующей территории:
- передают в собственность, предоставляют в постоянное пользование земельные лесные участки, находящиеся в коммунальной собственности, в пределах сел, поселков, городов и прекращают права пользования ими;
- принимают решение о выделении в установленном порядке для долгосрочного временного пользования лесами лесных участков, находящихся в коммунальной собственности, в пределах сел, поселков, городов и прекращают права пользования ими;
- принимают участие в осуществлении мероприятий по охране и защите лесов, ликвидации последствий стихийных бедствий, лесных пожаров, привлекают в установленном порядке к этим работам население, транспортные и другие технические средства и оборудование;
- организуют благоустройство лесных участков и культурно-бытовое обслуживание отдыхающих в лесах, используемых для этих целей;
- устанавливают порядок использования средств, выделяемых из местного бюджета на ведение лесного хозяйства;
- решают другие вопросы в сфере лесных отношений в соответствии с законом.