Англия– Модерн , Германия – Югендстиль (1894 г.), Австрия – Сецессион, Франция – Арт-нуво (1896 г.).
Примерно в 1890 г. в Англии зарождается движение, пропагандирующее новую эстетику искусства, которое вскоре охватит всю Европу - Арт-нуво. Его первые шаги были направлены на орнамент.
Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма – скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.
Арт-нуво (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков.
Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.
Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L'Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. Термин «Ар Нуво» охотно использовали в отношении своего творчества тесно связанные с редакцией журнала художники А. Ван де Велде, В. Орта, Э. Грассе, Э. Гимар.
В 1895 г. антиквар из Гамбурга С. Бинг открыл в Париже магазин «Maison de L'Art Nouveau» (франц. «Дом Нового Искусства»), где показывались произведения традиционного искусства Китая, Японии, а также работы молодых парижских художников выполненные в «новом стиле», отчасти напоминающем восточный, Искусство Востока было одним из источников Арт Нуво.
В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников.
Живописцы-постимпрессионисты нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров.
Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства.
В самом начале XIX в. английский поэт-символист и художник У. Блейк один из первых «нашел» изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах.
Создается наружная и внутренняя архитектура, мебель, ковры и даже самые второстепенные предметы обихода. Конструктивные элементы стиля оформлены в виде орнаментальных, более того, его постройки представляют собой в идеале синтез чисто орнаментальных форм, которые также могут быть несущими или заполнять свободные плоскости. Особенности модерна:
Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.
На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность Арт-Нуво.
Модернизм, тенденции: отказ от продольного сооружения в пользу псевдоцентрического в барочной манере. За основу последнего берутся не столько основные геометрические формы, сколько несимметричные и неупорядоченные органические формы.
Архитекторы избегают прямых углов, в результате чего появляются дорожки, соответствующие естественной манере движения пешеходов.
Очертания зданий расплываются, амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидные планы или аморфные фигурации, выступающих в самых неожиданных местах внутрь или наружу.
Иногда даже превращается в структурную бесформенность. Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки.
Как составная часть помещения, предпочтение вертикали, снова прямоугольные формы, приглушенные краски на чисто-белой раме. Строгая, антропометрически подогнанная мебель. Характерный признак является производный от японского искусства натурализм, особенно проступающий в декоративных мотивов цветов.
Гобелены: создаются точные реплики картин современных живописцев.
Независимость от исторических стилей. Возрождение старых способов производства керамики, попытки художественно овладеть ими. Сотрудничество с рядом именитых художников из других областей.
Э.Галле и А. Даум отталкиваются от древней традиции многослойного стекла, в частности, от китайских табакерок. В Америке вдохновлялся примером древних – античных и восточных изделий Л. Тиффани, а именно их металлическим, иринизирующим блеском.
Этот блеск он искусственно придавал свои изделиям, что в соединении с чарующими красками стеклянной массы до максимума, повышало эффект их асимметричных и нетрадиционных форм.
Огромное влияние на стеклодельное искусство оказал Р. Лалик своим опаловым стеклом, художественного действия которого он преимущественно добивался с помощью украшений, исполненных высоким рельефом.
Формы – от простых до самых причудливых. Декор – подглазурная роспись нежных голубых, серых, зеленых и розовых тонов.
Характерна линеарность, явленная как в силуэте изделий, так и в орнаменте. Простая форма зеркальных рам рассредоточивалась посредством богатой и льстящей воображению, орнаментики в духе японских и китайских гравюр.
Из зеркальных обрамлений с резными, гибкими цветочными стеблями – ирисами, лотосами и розами – благодаря тонкому декоративному чутью резчиков создавалось единое целое.
Рафинированный натурализм, стилизовавший человеческие фигуры, полевые вьюны, розы, орхидеи, ирисы и другие экзотические цветы в сложно переплетенные линии нашел себя соответствие в чистом техницизме электрического освещения, как люстр, так и настольных ламп. Новое - это просто хорошо переделанное старое...
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2