Правовые отношения, связанные с землепользованием на территории Украины развивались на основе культурного наследия, полученного от древнерусской народности, которая ещё в начале средневековья имела высокоразвитую систему феодального права.
Часть норм древнерусского права глубоко вошла в сознание и быт украинского народа, урегулировала основы феодального строя и составила содержание первого письменного памятника обычного права Древней Руси - "Русской Правды". Отдельные нормы превратились в традиции.
Постепенно наряду с нормами права местного происхождения приобрело распространение польско-литовское законодательство. В результате вхождения части украинских земель на протяжении длительного интервала времени в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского произошло взаимопроникновение их правовых систем. В частности, литовские уставы, "Саксонське зерцало", "Порядок прав міських" и другие источники польско-литовского права соединили в себе нормы из "Русской правды" и других памяток древнерусского права.
Трудно представить когда возникло межевание, но из летописей известно, что киевский князь Владимир, правивший в 980-1016 годах заботился "о строи земленем, о ратях и о устройстве земленем". Это первое документальное свидетельство о землемерстве. Его существование в общем связывают с возникновением государств.
Факты свидетельствуют о том, что более тысячи лет назад в крупнейших политических центрах Киевской Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске), где существовала письменность, производилось индивидуальное обучение грамоте и развивалось землемерство (землеустройство).
Одной из главных частей землеустройства всегда было межевание - комплекс работ по установлению, возобновлению и закреплению на местности границ землепользований и землевладений с выдачей документов, удостоверяющих право на землю. Данные о межевании использовались государством для установления порядка и ясности в использовании земель, земельном налогообложении землепользователей и землевладельцев.
Землеустроители тех времён должны были хорошо знать грамоту, уметь считать, ориентироваться в княжеских законах и владеть простейшими методами измерений.
Во второй половине ХVII в. общее содержание украинских источников права определялось основными условиями воссоединения Украины с Россией, которые были закреплены в Мартовских статьях 1654г. и царской грамоте от 27 марта этого же года. Эти юридические акты закрепили существование тех правовых устоев, которые сложились в Украине на время её воссоединения с Россией. В Мартовских статьях, в частности, делался акцент на то, что права, предоставленные с давних времён князьями и королями духовным и мирским людям, ни в коем случае нельзя нарушать.
Формирование сословной системы землевладения и землепользования завершилось во второй половине ХVII столетия. К этому времени сложилась и основная форма казённой повинности крестьянского населения, исходящая из пользования определённым количеством земли, - поземельный налог с сохи, посошная подать.
Для достижения фискальных целей государство опиралось на традиционную форму крестьянской организации - деревенскую общину, которая помимо социально- защитных и хозяйственных функций начала выполнять функции развёрсточной налоговой единицы. С ростом численности сельских жителей и сокращением пространства свободной земли начался процесс стихийного определения границ территориальных владений общин.
С середины XVII с целью более чёткого определения дворянских имуществ, а так же для прекращения умножающихся земельных конфликтов между владельцами впервые ставится вопрос о необходимости "валовых" работ по землеустройству. В писцовых наказах 1680-1684 гг межевание не связывается с описанием земель в фискальных целях, а рассматривается как средство упорядочения поземельных отношений и гражданского устройства.
На межевых работников была возложена проверка соответствия реальных владений жалованным документам, "лишние" земли при этом изымались в казну. Межевание велось от поветовых городов, постепенно распространяясь на области; границы устанавливались в натуре (на местности). В писарских книгах делались записи, являющиеся только описанием земель без отображения на бумаге землевладений в виде чертежей или планов.
При составлении писарских описаний писари старались ликвидировать чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужие леса, а озёра и места рыбалки передавать только тем собственникам, в средине земель которых они находились. "Соборное уложение", действующее в те времена, предусматривало взаимную ответственность как землепользователя и землевладельца, так и писаря землемера.
В мае 1754 г. была утверждена "Инструкция межевальщикам". При выполнении работ впервые юридическая сторона была строго отделена от технической: межевальщик заведовал юридической частью дела, а геодезист - технической. Для сохранения результатов межевания составлялись полевые межевые книги и межевые планы. Инструкция давала межевальщикам неограниченную власть. Он делил, продавал земли, оставшиеся за наделами, при доносах про сознательную порчу границ без суда сам взимал с обвиняемых штраф в 100 карбованцев за каждый испорченный межевой знак.
За убийство межевальщика была предусмотрена смертная казнь. Возникает вопрос за что можно было убить межевальщика? Ответ находим в таких строках царского указа 1731 г.: "…многие…земли прежде были не межеваны, те межи и грани через многие прошедшие годы попортились и ямы заровнялись, от чего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства…". То есть профессия межевальщика в те времена была очень рискованна.
При Екатерине II манифестом 5 марта 1765г. основания межевых работ были пересмотрены. В ходе межевых работ наряду с определением границ частных владений устанавливались границы остальных населённых пунктов, городов, сел, деревень. Одновременно наделения землей однодворцев, иностранных поселенцев, церквей, мельниц и т.д. тем самым было положено начало образованию многочисленных разрядов землевладельцев, в том числе и тех, кто прежде владел землей без юридических оснований. Главной целью которого была проверка земельных прав и выявление захваченных казенных земель, размежевание землевладений и землепользований, установление их границ, ликвидация запутанности земельных отношений, ликвидация чересполосицы.
Работы выполнялись только специалистами - землемерами, которые должны были знать межевые законы, уметь проводить измерение земель, владеть техникой составления карт и планов. В ходе межевания земель устанавливались контура межхозяйственного землеустройства. Многие из пользователей земли, желая иметь точные сведения о земле, заказывали "нарезные планы"
Окончательное завершение Генерального межевания произошло уже в середине XIX столетья. Помимо определения точных границ земельных владений Генеральное межевание имело огромное значение для утверждения в обществе основ гражданского правосознания.
В 40-х годах ХІХ в. система права, существующая в Украине, была заменена системой российского права, основой которого являлся Свод законов Российской империи. В этом документе право собственности на землю рассматривалось как право на все созданное природой на поверхности последней, на всё, что содержится в недрах земли, на воды, находящиеся в её границах.
Земельное законодательство этого периода в виде норм обычного и писаного права находилось ещё в "зародышевом" состоянии. Причём эти нормы имели различное происхождение, источники права были неупорядоченными и одни из них противоречили другим. Однако уже во время составления проекта "Собрание малороссийских прав" 1807г. кодификаторы выделили в отдельный раздел вопросы, связанные с поземельными отношениями, которые должны были регулироваться нормами обычного права.
При этом выяснялось, часто ли встречается совместная земельная собственность, часто ли возникают противоречия в отношении неё, не мешает ли существование этой собственности развитию государственных хозяйств, при каких условиях и каким способом производится разделение указанной собственности. Раздел состоял из 25 параграфов и назывался "Про поземельное и оброчное право". Указанный кодифицированный акт играл огромную роль в становлении отечественного земельного законодательства.
Не смотря на то, что по своей сути "Собрание малороссийских прав" было цивильным кодексом, оно впервые урегулировало в законодательном порядке целый комплекс земельно-правовых институтов, например, таких, как право земельного сервитута, чиншевое (нормы феодального права, сложившегося в XIII-XIV в Европе), а также право поземельного пользования, которые или совсем не были урегулированы общеимперским законодательством, или противоречили ему. Таким образом, практически до конца XIX в. земельные отношения на территории Украины в основном регулировались нормами обычного и писанного цивильного права.
Крестьянская реформа 1861 г. дала импульс настоящему развитию земельного законодательства. Был принят пакет законодательных актов. Наиболее важное значение имел Манифест об отмене крепостного права, принятый 19 февраля1861 г. Во исполнение манифеста были приняты "Общее положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости"; "Положения об устройстве дворовых людей"; "Положения о губернских и поветовых по крестьянским вопросам учреждениям"; "Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости"; "Закон о создании крестьянского банка".
На момент проведения реформы правовой режим земель определялся главным образом не их целевым назначением, а правовым положением субъектов поземельных прав. Существовало большое количество категорий земель, среди которых можно выделить государственные, удельные, кабинетские, монастырские, церковные, майоратные, частнособственнические, посессионные, общественные, крестьянские.
Главный вопрос реформы (о предоставлении земли бывшим крепостным) решался путём предоставления крестьянам земли за выкуп. В результате чего они получали землю не в собственность, а в постоянное землепользование, за что обязаны были отбывать в пользу помещиков повинность в виде исполнения конкретных работ или выплаты некоторой суммы денег. После выкупа крестьянами надельных земель у помещиков селениям выдавались документы на приобретенную у помещиков землю.
Реформа 1861 г. сохранила две основные формы землевладения, сложившиеся исторически: общину, которая существовала на большей части территории Украины, и подворовую. Общинная собственность на землю была особым видом совместного пользования ею. Соответственно указаниям второго департамента Правительствующего сената от 25 февраля и 10 марта 1908г. разница между понятиями общественной и совместной собственности состояла в том, собственником первой было общество как юридическое лицо, отделенное от его членов, а собственником другой - отдельные лица.
Община представляла собой форму "поземельного сравнения" полос и земельных наделов путём осуществления периодических "общих переделов", а в периоды между ними - "частных переделов". Сравнения проводились в зависимости от изменения семейного состава дворов. При подворовом землепользовании размещение и размеры полос и земельных наделов оставались неизменными.
Выбор курса экономической политики России в конце ХІХ в. происходил в условиях острого противоборства двух тенденций. С одной стороны, ведомством Министерства финансов активно проводился курс на ускоренную индустриализацию и развитие железнодорожного строительства за счёт выкачиваемых из деревни средств. С другой стороны, Министерство внутренних дел, в ведении которого находилось земское и крестьянское управление и Министерство земледелия и государственных имуществ отстаивали линию на сбалансированное развитие экономики с вложением средств в сельское хозяйство и связанные с ним отрасли.
Но обоим течениям приходилось учитывать реальные процессы пореформенного развития деревни, прежде всего рост перенаселенности и крестьянское малоземелье при низком уровне сельскохозяйственной техники и агрокультуры, влекущие за собой истощение налогоплатёжных сил сельского населения и массовое оскудение деревни.
Начало 90-х годов (1891-1892 гг.) было ознаменовано голодом, деревня была разорена. Министерством внутренних дел был поставлен вопрос "об исследовании причин накопления податных недоимок". В ходе работы многочисленных комитетов и комиссий, выявилась необходимость существенных преобразований в сфере сельского хозяйства, требующих систематического и целенаправленного правительственного обеспечения.
22 января 1902г. было учреждено Особое межведомственное совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Основные вопросы совещания были сведены к недостаткам правового устройства крестьян. Преобразование правового устройства крестьян предусматривалось на основе основных начал Положения 1861 г. и сводилось к ряду пунктов: крестьянское управление, суд, крестьянское и уголовное право, община, семейное владение и выход из общины. Общие же проблемы финансовой и аграрной политики оставались не затронутыми.
В отношении общины было отмечено, что свойственная ей "временность владения является непреодолимым препятствием для улучшения земельной культуры… воспитывает самые хищнические приёмы эксплуатации земли". Отмечалась желательность "перехода к подворному владению…но без каких-либо принудительных к тому мер".
Предлагалось "отказаться от искусственного поддержания общинного землепользования" и предоставить крестьянам "право свободного, независимо от согласия мира выхода из общины с выделом принадлежащих им наделов в подворное владение".
Предлагалось также "содействовать переходу сельских общин к подворному и хуторскому владению". По вопросам семейного владения было предложено "отменить всякие меры принудительного удержания совладельцев в одном общем хозяйстве и нормировать имущественные правоотношения крестьян общегражданскими началами личной собственности".
Указом от 6 мая 1905 г. был учреждён Комитет по земельным делам, на который возлагалось руководство землеустройством крестьян и связанными с ним вопросами : переселенческое дело, деятельность Крестьянского поземельного банка. Подъём крестьянского движения зимой и летом 1905 г. окончательно убедил правительство в необходимости принять срочные меры по облегчению положения крестьянства.
Манифестом 3 ноября 1905 г. и соответствующим указом отменялись выкупные платежи и расширялась деятельность Крестьянского банка по мобилизации помещичьих земель и продаже их крестьянам. Годовые оклады выкупных платежей бывших помещичьих, государственных и удельных крестьян подлежали с 1 января 1906 г. сокращению наполовину, а с 1 января 1907 г. взимание этих платежей должно было вовсе прекратиться.
4 марта 1906 г. был принят Правительственный указ "О новом льготном порядке выхода из общины" На выполнение данного Указа был организован Комитет по землеустроительным делам и землеустроительным комиссиям. В обязанности уездным землеустроительным комиссиям вменялись выяснение способов удовлетворения нужд крестьянского землевладения и содействие Крестьянскому банку в операциях его по данному уезду. В круг ведения землеустроительных комиссий входили следующие вопросы:
В апреле 1906 г. на пост министра внутренних дел, а вскоре и Председателем Совета Министров был назначен П.А. Столыпин, который ещё будучи саратовским губернатором прослыл решительным противником общины, выступавшим за индивидуализацию крестьянского землевладения. В целях успокоения крестьянского движения правительство в срочном порядке вынуждено было передать Крестьянскому банку часть казённых и удельных для продажи малоземельным крестьянам с 25 %-ным снижением номинальной стоимости.
К началу октября того же года был подготовлен указ о выходе из общины. В сопроводительной записке к этому указу в Совет Министров в качестве основной меры подъёма мелкого крестьянского хозяйства выдвигалось землеустройство посредством свободного выхода из общины с укреплением в частную собственность всей той земли, которая в момент выдела находилась в фактическом пользовании крестьян.
Право собственности на землю выделявшихся гарантировалось институтом личной (вместо семейной) собственности. За выделяющимися сохранялось право пользоваться в неизменной доле всеми сенокосными, лесными и другими общинными угодьями. Каждый из выделяющихся имел право требовать сведения всех причитающихся ему земель в один участок.
По решению большинства в Совете Министров указ "О дополнениях некоторых положений действующего закона, которые касаются сельского землепользования и землеустройства" был проведен в качестве чрезвычайной меры и был утверждено указом царя от 9 ноября 1906 г. Этот указ стал основой столыпинского аграрного законодательства На его основании 14 июня 1910 г. был принят закон, утверждённый 3-й Государственной думой и Государственным советом.
Он признал частными собственниками земли и тех сельских жителей, которые входили в состав общин, где земельные переделы не проводились на протяжении последних 24 лет. По тем общинам, где переделы имели место, укрепленцы должны были платить за излишки (по надельным нормам) по средней выкупной цене на 1861г., то есть могли приобретать землю фактически за бесценок. Излишки земли, таким образом, становились своеобразной премией крестьянам за выход из общины.
Крестьяне, выходя из общины, получали возможность продать или заложить укреплённые в собственность надельные земли. Непосредственным развитием указа от 9 ноября был указ от 15 ноября о праве залога надельных земель. Этим указом предусматривалось расширение деятельности Крестьянского банка по выдаче ссуд под земельный залог.
В ходе осуществления реформы происходило разделение общины, сельские жители, которые умели и хотели работать, получили возможность приобретать земельные наделы, увеличивать их площади и, как следствие, получать большую прибыль. В сельской местности началось установление прогрессивных капиталистических отношений.
П.А. Столыпин отмечал, что развитие частной собственности среди сельских жителей, устранение таких значительных недостатков земледелия, как чересполосица и дальноземелье, а главное, всестороннее способствование крестьянам в расселении хуторами или мелкими селениями - это ближайшие землеустроительные задания правительства. Он подчеркивал, что из-за существования хищного хозяйствования, бедности и непросвещенности крестьян, которые не имеют никакого представления о собственности, никакие культурные начинания не возможны.
Лишь создание многочисленного класса мелких земельных собственников, развитие у крестьян института собственности, освобождение наиболее энергичных и предприимчивых крестьян от гнета общины, одним словом, лишь предоставление крестьянам возможности стать самостоятельными полноправными собственниками может поднять село.
Для земельных обществ был отменен общинный и установлен подворовой порядок землепользования. А отдельные хозяева рассматривались как частные собственники полос и участков. Домохозяин имел право требовать выделение ему вместо закрепленных за ним чересполосных участков отруба или хутора, то есть объединение всех разрозненных участков в одном месте и перенесение туда усадьбы.
Система землеустроительных комиссий, созданных на выполнение Указа от 4 марта 1906 года, стала со временем основными исполнителями столыпинского законодательства по землеустройству, в частности Закона о землеустройстве от 24 мая 1911 года. Для районов землеустройства была создана самостоятельная агрономическая организация, оказывающая помощь в виде технического руководства.
Столыпинская земельная реформа положила начало землеустройству. Во время проведения реформы в процесс землеустройства стали включать не только определение границ, но и работу со всем землевладением и землепользованием, даже с их системами, отраслями хозяйств, а так же системами расселения, инфраструктуры (дороги, перегоны для скота, водопои и др.). Работы по размежеванию стали дополняться инженерными действиями и экономическими расчётами по рациональному устройству всех охваченных земельными разделами территорий.
Все действия должны были выполняться с учётом качества и месторасположения земель, состава земельных угодий и пригодности их под пашню, загоны, сенокосы, сады, а так же требований по созданию компактных землевладений и землепользований, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклинивания и других недостатков. В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых после согласования и утверждения проводилось разделение общинных земель, упорядочение хуторов и отрубов, переселение крестьян.
Создание в 1883 г. Поземельного крестьянского банка было второй серьёзной объективной предпосылкой успешного осуществления столыпинской реформы. Он был призван предоставлять конкретную помощь крестьянам путём предоставления им кредитов на приобретение земли и обзаведение хозяйством. Крестьянский банк сосредоточил огромный земельный фонд и проводил большие посреднические операции в интересах крестьянства. Проданные им в единоличное владение земли были на ? землеустроены. Активное участие Крестьянского банка в мобилизационном процессе способствовало поддержанию цен на землю на достаточной высоте и, что помогало предотвратить спекулятивную горячку.
Таким образом, в результате столыпинских преобразований, развернувшихся в начале ХХ в., община начала утрачивать силу и влиятельность и уже не могла активно заниматься земледелием, а слои богатых крестьян, которые "крепко стояли на ногах", стал расти. Результатом разорения значительной части бедного крестьянства и помещичьих хозяйств стало увеличение земельных наделов, достатка и покупательной способности хозяев, которых в советское время называли куркулями.
В 1917 г. законодательный процесс, связанный с регулированием земельных отношений, продолжался. На протяжении июня-июля были приняты законы, направленные на охрану помещичьих земель, создание земельных комиссий по подготовке земельной реформы, ограничение операций с землёй.
Таким образом, столыпинская аграрная реформа создала крепкий фундамент для формирования земельного законодательства, а значит и для выделения специальной правовой отрасли - земельного права.
Радикальные изменения земельных отношений произошли после принятия 2-м Всероссийским съездом советов 26 октября 1917 г. Декрета о земле, который стал первым земельным актом Советской России. В него был включён так называемый Крестьянский указ о земле, составленный на основании 242 крестьянских указов, доставленных из различных регионов России депутатами 1-го Всероссийского съезда советов крестьянских депутатов.
В Декрете была провозглашена национализация земельного фонда России, подчёркнуто, что право частной собственности отменено навсегда. В соответствии с положениями этого документа землю нельзя было продавать, покупать, сдавать в аренду или залог либо отчуждать каким-то иным способом. Вся земля (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частнособственническая, общественная, крестьянская и иная) отчуждалась бесплатно, превращалась во всенародное добро и передавалась в пользование тем, кто на ней работал.
В этот период землеустройство приобрело глубокий политический смысл. Перед землеустроителями была поставлена задача практической передачи экспроприированных земель в пользование трудового крестьянства. Наряду с этим в задания землеустройства входило выделение земель для колхозов и совхозов, коммун, трудовых артелей и обществ по совместной обработке земли, а так же создание государственного земельного фонда и выделение земель для промышленности.
В соответствии с Декретом помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли подлежали конфискации и передавались в распоряжение, волостных, земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. И, наконец, в этом документе подчёркивалась необходимость обеспечения уравнительного землепользования, то есть раздела земель между трудящимися, в зависимости от местных условий, по трудовой или потребительской норме.
Результатом принятия рассматриваемого Декрета стала отмена частной собственности на землю без какого-либо выкупа. Земля была изъята из гражданского оборота. Она предоставлялась соответствующими государственными органами лишь в пользование. Причём это осуществлялось на бесплатной основе. В Украинской ССР Декрет о земле был введен в действие согласно решению 1-го Всеукраинского съезда советов от 12 декабря 1917г.
В дальнейшем были изданы еще несколько декретов, среди которых наиболее важное значение имел Декрет от 19 февраля 1918г. "О социализации земли" (19 марта этого же года принят его украинский вариант), который состоял из 13 разделов и 53 статей. С принятием этого документа в земельном законодательстве впервые появились нормы, которые регламентировали отношения, связанные с использованием несельскохозяйственных земель.
7 ноября 1917 г. Центральный Совет в Киеве провозгласил III Универсал, в соответствии с которым было создано самостоятельное государство - Украинская Народная Республика и одновременно отменено право собственности на помещичьи и другие нетрудовые земли. Этот документ стал основой принятого 18 января 1918 г. Временного земельного закона, который состоял из 3-х разделов и 33 параграфов.
Указанным нормативным актом впервые был кодифицирован институт землепользования. Несмотря на короткие сроки действия, Временный закон о земле наравне с первыми декретами советской власти был позитивным образцом создания и развития земельного законодательства Украины.
22 мая 1922 г. в РСФСР был принят закон "О трудовом землепользовании" (его украинский вариант под названием "Основной закон о трудовом землепользовании" принят 27 мая того же года), состоящий из 6-ти разделов и 37 статей. Он запрещал продажу, покупку, дарение, залог земли, однако впервые в истории советского земельного законодательства разрешал передачу всего земельного участка или его части в трудовую аренду, а так же использование в крестьянских хозяйствах наёмного труда.
Общеотраслевая кодификация земельного законодательства в Украине берёт своё начало с 29 ноября 1922 г., то есть с момента вхождения в силу первого земельного кодекса УССР. Кодекс состоял из Основных положений, четырёх частей ("О трудовом землепользовании", "О городских землях", "О государственном земельном имуществе", "О землеустройстве и переселении"), 17 разделов, 14 глав, 227 статей (ЗК 1970 г. имел 173 статьи, ЗК 1992 - 118; действующий 212 статей).
Если Закон "О социализации земли" отменял всякую собственность на землю, то Земельный кодекс 1922 г. - только частную собственность на неё. Подтверждалась национализация земли, то есть собственность рабоче-крестьянского государства на землю и изъятие её из товарного оборота. Категорически запрещались всякие сделки с землёй в виде купли, продажи, завещания, дарения и залога.
Основной формой сельскохозяйственного использования национализированных земель являлось трудовое землепользование. Согласно Земельному кодексу 1922 г. право на землю трудового пользователя признавалось в виде: а) права на земельный участок в одном или нескольких местах (хутор, отруб, чересполосный участок); б) права на землю из надела земельного общества; в) права на участие в совместном пользовании угодьями земельного общества.
Трудовое крестьянское землепользование объявлялось бессрочным. Назывались случаи прекращения права на землепользование такие как: добровольный отказ от земли всех членов двора, полное прекращение ведения двором самостоятельного хозяйства, окончательное переселение в другое место, лишение по суду права на землю, занятие земли государством.
Индивидуальное землепользование стало основным видом землепользования. Права землепользователя трактовались весьма широко. Так, он мог возводить на земле всякие сооружения для хозяйственных и жилых надобностей; имел право на посевы и всё соединённое с землёй, пока то не перешло законно к другому лицу. Не допускалось беззаконное вмешательство в хозяйственное землепользование. В противном случае были возможны владельческий иск и вмешательство земельного суда.
С принятием указанного фундаментального документа была создана система “соподчинения” нормативных актов, в результате чего земельное законодательство стало эффективнее исполнять возложенные на него регулятивные функции. Были урегулированы все земельные отношения, существовавшие в то время. Основное место в Кодексе занимали положения, которые достаточно детально регулировали такие важнейшие институты, как трудовое землепользование, трудовая аренда, применение наёмного труда.
Кодекс давал определение понятия крестьянский двор, землепользование, регистрация земли, переселение, регламентировал связанные с этим вопросы, закреплял правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городских земель, земель специального назначения и государственного запаса. Землеустройство теперь преследовало цель не уравнивания земли, а улучшения форм землепользования.
Закон не мешал выбору форм и порядка крестьянского землепользования: единоличное, отрубное или хуторское имели равные права на существование. Выход из общины допускался при полных переделах и развёрстках и ничем не был ограничен. Землеустроительные работы осуществлялись за счёт самого населения.
Первый общесоюзный земельный кодифицированный акт (Общие принципы землепользования и землеустройства), который состоял из 13 глав и 63 статей, был принят 15 декабря 1928 г. С его принятием де-юре была закреплена исключительно государственная собственность на землю. В последующие годы земельное законодательство развивалось на основе учёта этого положения. Земельные фонды всех союзных республик были преобразованы в земельный фонд Союза ССР, который стал единым субъектом права государственной собственности на землю.
Единственным юридическим основанием использования земли было право землепользования. Дальнейшим направлением развития союзного и республиканского земельного законодательства было усовершенствование основных земельно-правовых институтов, которые сформировались в результате национализации земли: права исключительно государственной собственности, права землепользования и его разновидностей, правового режима различных категорий земель и др.
Результатом постоянных изменений характера земельных отношений , которые происходили в период с 1917 по 1928 г., стала активизация ведения кодификационных работ, направленных на упорядочение и систематизацию соответствующих норм права. Это способствовало формированию земельного права как самостоятельной отрасли. С принятием первых кодифицированных актов были заложены основные принципы формирования отечественного земельного законодательства, была систематизирована значительная часть нормативных актов.
В период всеобщей коллективизации и осуществления политики уничтожения кулаков как класса положения, которые касались аренды земли и применения наёмного труда, были отменены.
Дальнейшее развитие земельного законодательства было связано с принятием 13 декабря 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они состояли из преамбулы, 11 разделов и 50-ти статей. Основы более чётко закрепили разделение земель по категориям, предусмотренным Основными принципами землепользования и землеустройства 1928 г., подтвердили запрет аренды земли, введённый в 1930 г., урегулировали вопрос введения государственного земельного кадастра.
Были так же закреплены положения, связанные с временным и вторичным землепользованием, охраной земель, закреплён новый порядок ответственности за земельные правонарушения, а так же принцип бесплатного пользования землёй и приоритетного использования земель сельскохозяйственного назначения. На базе Основ в 1970 г. был принят новый ЗК УССР, который практически полностью отражал их положения. Он состоял из 173 статей, объединённых в 28 глав и 11 разделов.
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятые 28 февраля 1990 г. заложили основы новых принципов и направлений развития земельного законодательства и стали предвестником современной земельной реформы. Законодатель провозгласил землю народным имуществом, отказавшись от термина “государственная собственность на землю”. Был установлен новое юридическое звание - “владение”, а так же возрождено право пользования землёй на условиях аренды. Это способствовало детальной регламентации гарантий защиты прав и законных интересов землепользователей и землевладельцев.
Важнейшим нововведением Основ является установление платного землепользования. Специальный раздел был отведен регулированию отношений, связанных с охраной земель. Основы определили новых субъектов земельных правоотношений - граждан, которые ведут сельское хозяйство, укрепили связь между правовым положением недвижимости и земельного участка, на котором она расположена, а так же другие новшества.
Заложенное в основах разнообразие земельных отношений и их принципиальное отличие от отношений, закреплённых в предыдущем земельном законодательстве, создали предпосылки для возвращения земли в сферу имущественного оборота, и как следствие этого, дали толчок развитию комплекса норм земельного законодательства, призванных урегулировать эту сферу
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2