Термин "Возрождение" (ренессанс) был введен в XVI веке автором замечательного труда, бесценного источника "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1550), художником Джорджо Вазари.
Под термином Возрождение он понимал возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным формам в искусстве - ордерным формам в архитектуре, реалистической манере в живописи с освоением линейной и световой перспективы, круглой реалистической скульптуре и скульптурному рельефу, основанным на изучении пропорций человеческого тела и пластической анатомии. Античное наследие по-новому было понято, прежде всего, в Италии, где руины древнеримских памятников буквально валялись под ногами.
В основе культуры Возрождения лежит философия гуманизма, утверждающая красоту и достоинство человека, силу его разума и воли, его неисчерпаемые творческие возможности.
Флоренция стала главным центром искусства и культуры Возрождения. Здесь, были созданы замечательные произведения искусства. Они способствовали сложению нового художественного вкуса, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. 30-е годы XVI века - этап Высокого Возрождения. Наивысшие достижения гуманистического искусства были созданы именно в этот период. Это время, когда творили Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Джорджоне, Браманте, Палладио и др.
Ренессанс или возрождение классических форм в искусстве и литературе стали результатом сознательного интеллектуального порыва, начавшегося в Италии еще в XIV веке. Но только в XV веке этот порыв перерос в настоящее массовое течение - стиль, влияние которого ощущалось повсеместно.
Готический стиль, получивший необычайное распространение в архитектуре практически всех стран Западной Европы, в Италии воспринимался как нечто чужеродное, как стиль, неприемлемый по духу. Классическая традиция, постоянно витавшая где-то в воздухе, оказалась настолько сильна, что готика в Италии так и не прижилась.
Можно с уверенностью назвать дату, с которой в Италии началась архитектура Возрождения, - это 1401 год. Именно в этом году во Флоренции проходил конкурс на лучший проект бронзовых рельефов для дверей Флорентийского Баптистерия. Конкурс выиграл молодой скульптор Лоренцо Гиберти, но для судьбы флорентийской и всей европейской архитектуры гораздо важнее оказалось, кто его проиграл.
Это были два молодых человека, два друга: Филиппо Брунеллески и Донателло. Первый по образованию ювелир, второй - скульптор. Обоим суждено было впоследствии прославить свой город - Флоренцию и стать главными фигурами Раннего Возрождения в Италии.
Итак, проиграв этот конкурс, обидевшись на несправедливое, по их мнению, решение жюри, Брунеллески и Донателло отправились в Рим изучать античные развалины вечного города.
Никто не подозревал, что главной целью молодых флорентийцев было постижение истинных принципов архитектуры Древнего Рима. Им удалось разобраться в античных архитектурных ордерах, понять систему кладки римских арок и сводов, зарисовать множество античных деталей: карнизов, профилей, капителей, измерить и снять планы древнеримских построек, раскопать фундаменты древних строений и разобраться в том, как римляне распределяли тяжесть стен своих сооружений. Это путешествие можно по праву считать началом Возрождения в архитектуре Италии.
Вернувшись во Флоренцию, Брунеллески принял участие в другом конкурсе - на лучший проект купола главного городского собора Санта Мария дель Фьоре. Когда в 1417 г. Брунеллески попросили подумать над проектом, его вариант оказался самым простым и оригинальным (он предложил строить купол без лесов). Несмотря на все трудности, Брунеллески сумел возвести величественный купол над главным собором Флоренции, который был освящен в 1436 г.
Главной конструктивной находкой Брунеллески современные ученые считают абсолютно правильно избранный изгиб ребер, обладающий наибольшей прочностью. Другой находкой Брунеллески была наклонная и зигзагообразная кладка, которую он применил при строительстве купола, а также синхронность возведения всех восьми лопастей сооружения.
За время строительства купола собора Санта Мария дель Фьоре Брунеллески руководил строительством еще ряда знаменательных построек Флоренции. Среди них Ризница церкви Сан Лоренцо - это первый интерьер, созданный в средневековой постройке.
В нем использованы основные элементы рождавшейся архитектуры Возрождения: плоскость стены, обрамленная профилированными элементами, примат горизонталей, полуциркульные арки, круги медальонов и купола, ясно выявленный каркас здания, правильное центрическое замкнутое пространство, уравновешенная симметричная композиция.
Возрождая классическую античную традицию в архитектуре, Брунеллески усвоил все практические приемы и формы древних, и на их основе создал свой собственный художественный язык. Стиль архитектуры Брунеллески можно было бы назвать более "женственным", по сравнению с древнеримскими образцами. Его постройки легки и изящны, архитектурные детали и профили отличаются точностью, но не сухостью, пропорции и формы настолько совершенны, что здания ясно читаются и легко воспринимаются даже неподготовленным зрителем.
В большой степени именно постройки Брунеллески, а не сами древнеримские оригиналы, послужили образцами для подражания и развития стиля ренессансной архитектуры, а затем и последующих классицизирующих стилей: классицизма, барокко, рококо, ампира и всевозможных стилей неоклассического направления.
Стиль Возрождения получил теоретическое обоснование и толкование в специальных трактатах по архитектуре, автором которых был Леон Батиста Альберти. Его "Десять книг об архитектуре" стали практическим руководством для многих архитекторов и оказали огромное влияние на сложение архитектурных стилей Европы.
В собственных архитектурных проектах Альберти интересно решены фасады здания, где впервые применены пилястры в поэтажном членении стен, облегчающиеся снизу вверх, как это было в Колизее, междуэтажные антаблементы, широкий общий карниз, пропорционально соответствующий размеру всего здания, обработка стен рустом, обрамления сдвоенных окон каменной кладкой - все эти приемы стали широко использоваться итальянскими зодчими в дальнейшем, при строительстве дворцов и других светских построек.
Венецианский архитектор Андреа Палладио сосредоточил свои усилия на строительстве церквей и загородных вилл, пытаясь простыми и ясными средствами достичь эффекта величественности построек. Ему принадлежит идея "колоссального ордера", охватывающего сразу 2 или 3 этажа, - так называемого Палладианского ордера.
Ренессансные принципы построения пространства и декоративные приемы универсальны и вполне могли бы применяться в любом веке для решения разнообразных художественных задач. Например, в эпоху Возрождения стало модным украшать внутренние помещения фреской.
Такой декор с использованием пространственной живописи зрительно расширяет пространство комнаты, делает его динамичным и легким. На фоне декоративного великолепия ренессанса обстановка интерьеров довольна скупа - в одном помещении редко находилось более трех предметов мебели. Зато большие окна с широкими откосами, напоминающими раму картины, способны существенно изменить характер интерьера, залить его солнечным светом и украсить весенним пейзажем.
В интерьере ренессансные подсказки угадываются по особой ясности и чистоте композиционных решений, свойственных этому стилю. Светлое, наполненное воздухом пространство, как правило, симметрично. Глубокая перспектива, пропорциональность, гармоничность форм - обязательные требования эстетики ренессанса. Характер внутреннего пространства во многом определяется сводчатыми потолками, плавные линии которых повторяются в многочисленных полукруглых нишах.
Построение симметричной композиции отталкивается от одного центрального элемента, выступающего в качестве оси этой симметрии. Например, таким элементом может стать камин, формально и психологически находящийся в центре внимания. Дополнить картину могут профилированные карнизы и лепные фрагменты, которые в данном случае выглядят тяжеловато. Несмотря на то, что торжественность в определенной степени была свойственна ренессансу, эта слишком помпезная отделка может быть отнесена, скорее, к его позднему периоду, в котором уже зародились барочные тенденции.
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2