Понятие "античное искусство" впервые появилось в XV в. в Италии, когда в борьбе с тысячелетней церковной традицией средневековья утверждалась новая, пронизанная верой в красоту и ценность человека культура эпохи Возрождения.
Ее создатели обратились к прекрасным творениям Древней Греции и Древнего Рима. Эту великую цивилизацию древнего мира они назвали античной (от латинского слова "антиквус" - "древний"). Впоследствии термин "античное искусство" прочно вошел в европейскую культуру.
Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.
Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима - архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство - поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки, называвшие себя эллинами, а свою страну - Элладой.
Древнейшая история Греции и начальный период ее культуры вплоть до второй трети прошлого столетия были известны только из легенд. Для познания этого периода большую роль сыграли раскопки, проведенные Шлиманом в 1870-1890 гг. в Трое, Микенах и Тиринфе. Было открыто искусство, развивавшееся с первой половины второго тысячелетия до н. э. параллельно с искусством периода Нового царства в Египте.
Это яркое искусство, произведения которого были найдены в Египте (что свидетельствует об оживленных контактах этих областей с окружающим миром), принадлежит микенской культуре. В начале XX в. А. Эванс открыл в Кноссе другую, более раннюю, чем микенская, культуру - критскую. Иногда ее называют "миносской" (от имени легендарного царя - Миноса).
Культура эгейского мира: остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя), возникновение которой относится к третьему тысячелетию до н. э., достигает во втором тысячелетии высокого уровня. Она устанавливает историческую связь между ранними культурами Востока и античностью, становится первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории.
Открытие эгейской цивилизации - одно из наиболее выдающихся достижений археологии конца XIX- начала XX в.
Еще до рождения греческой культуры в Восточном Средиземноморье в III-II тысячелетиях до н. э. существовала ее предшественница - эгейская цивилизация, наиболее значительными центрами которой были легендарная Троя, воспетая великим греческим поэтом Гомером в "Илиаде", остров Крит и "златообильный" город Микены на полуострове Пелопоннес.
Культура греков, а позднее римлян, занимает важное место в истории развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, возникшего на европейском континенте. Своего наивысшего расцвета в форме рабовладельческой Демократии (Афины при Перикле в V в. до н. э.) это общество достигает постепенным развитием из форм первобытно-общинного строя.
Интерес к искусству Греции и Рима возник еще в период итальянского Ренессанса, но только в начале XVIII в. были начаты первые археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях, скрытых под лавой вулкана Везувия.
Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера, и в начале первого тысячелетия племена скотоводов и земледельцев проникают в южную часть Балканского полуострова. Так, племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа.
Греки-дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно-мифологические представления ахейцев, многие навыки и традиции, но в целом они стояли на более низкой ступени общественного развития, потребовалось более трех столетий для того, чтобы на земле Древней Эллады созрело классовое общество и возникли рабовладельческие города-государства.
Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой.
Обширность территории, высокие горы, разделяющие прибрежные долины, препятствовали объединению страны в единое государство. В VIII-VI вв. до н. э. в этих городах, расположенных на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и побережье Малой Азии, зарождается наука, однако искусство оказалось сферой интересов всех греков, и поэтому многие творческие достижения в этой области быстро становились общим достоянием.
Там возникли основные жанры художественной литературы, искусство театра, складываются предпосылки для блестящего расцвета архитектуры и изобразительного искусства. Первые храмы и первые статуи из камня появились здесь еще в VII в. до н. э.
Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.
Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона микенского периода. Мегарон, дом властителя, стал святилищем, но строительный материал остался все тот же - дерево и глина. В первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.
Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское.
Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, "мужественности", совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.
Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. "Дорическое" и "ионийское" - не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей.
Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э.
Столь характерная для архитектора греческого храма колонна, несомненно, ведет свое происхождение от микенского деревянного столба. Меняется лишь форма опоры, когда дерево постепенно вытесняется камнем. Микенский столб сужался книзу, дорическая колонна - кверху. Колонна микенская была лишена всех декоративных элементов, превратившись в стройную и строгую колонну дорического ордера. Дорическая колонна имеет конструктивные, тектонические, а не украшательские функции; в самых первых греческих святилищах эпохи архаики колонны были еще деревянными.
План храмового сооружения включал в себя главную часть, поделенную на нефы рядами колонн, и передний зал. В отличие от более поздних греческих храмов ранние не имели колоннады, идущей по всему периметру здания. Разбогатевшие греческие города-государства оказались в состоянии осуществить подлинный переворот в храмовой архитектуре, которая из глиняно-деревянной стала каменной. Появившиеся незадолго до этого деревянные колоннады мало-помалу заменялись на каменные.
Правда, еще во II в. н. э. в храме Геры в Олимпии греческий писатель Павсаний видел деревянную колонну. В истории строительства трех последовательно сменявших один другой храмов Геры в Олимпии можно проследить все перемены в архитектурных стилях греков: так, старейшая из этих построек колоннады еще не имеет.
Древнейшие дорические перистили - сооружения, обнесенные со всех сторон колоннадой, - отличались значительным превышением длины над шириной, т. е. вытянутостью в длину. Храм Аполлона в Сиракузах, относящийся к старейшим дорическим храмовым постройкам, имеет по 17 колонн при боковых стенах и только 6 с фасада.
Другая особенность этого стиля - большая величина диаметра колонн, стоящих к тому же близко одна к другой, что создавало впечатление тяжеловесной монументальности и серьезности всего облика здания. Дальнейшее развитие дорического стиля привело к изменению этих пропорций, и в первую очередь соотношения диаметра колонны и ее высоты.
В архаическом храме в Коринфе (около 540 г. до н. э.) соотношение диаметра и высоты составляет 1:4,0б, в афинских Пропилеях V в. до н. э. - 1:5,б, а в святилище в Немее (около 330 г. до н. э.) - уже 1:6,5. Колонны становились тоньше и стройнее, что меняло и общий вид сооружения. Не осталось неизменным и соотношение длины и ширины перистиля.
Тип архаического храма, где количество колонн у фасада и у боковой стены соотносилось между собой как 6:17 (в Сиракузах) или 6:15 (в Коринфе), в классической греческой архитектуре уже не встречается. Утверждается правило, по которому боковая стена должна была иметь двойное число колонн по сравнению с фасадом плюс еще одну.
В результате храм Зевса в Олимпии и афинский Гефестиейон демонстрируют соотношение 6:13, а афинский Парфенон - 8:17. Менялось также количество внутренних нефов, вообще планировка помещений внутри храма. Развитие дорического стиля шло ко все более совершенным пропорциям, архитектурной гармонии.
Одновременно с дорическим менялся и ионийский стиль, стремящийся к все большей декоративности и пышности, в чем, несомненно, сказались влияния Востока. Здесь колонна выступает не только как опора, как элемент тектонический, но и как элемент декоративный. Ионийских святилищ того времени сохранилось очень мало, но достаточно взглянуть на храм Дидимайон в Милете, чтобы убедиться в различии обоих стилей.
Передний зал уходит гораздо дальше, в глубь святилища, чем в постройках дорического стиля, и поделен на нефы тремя рядами колонн, образующих настоящий "лес из колонн". Строгой, геометрически правильной дорической капители соответствует здесь капитель ионийская, с завитками - волютами, каменным орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса, валиками, служившими опорой архитраву - широкой нижней балке, покоившейся непосредственно на капители колонны.
Заметные различия есть и в форме самих колонн. Дорическая вырастает словно дерево из земли, прямо из стилобата - площадки, на которой она стоит. Ионийская колонна имеет сложный цоколь. Углубления на ионийской колонне тоньше и богаче, чем на дорической.
Об ионийских храмах эпохи архаики мы знаем больше из античной литературы: слишком много их было уничтожено. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в Эфесе, воздвигнутое критянином Херсифроном и его сыном Метагеном, а несколько веков спустя, в 356 г. до н. э., сожженное Геростратом. От руки персов погиб храм Геры на Самосе, построенный Ройком и Феодором по заказу тирана Поликрата. Лишь реконструкция позволяет нам сегодня представить себе и милетский Дидимайон.
Небольшие по размеру сооружения этого стиля сохранились лучше; среди них выделяется легкая и изящная сокровищница жителей острова Сифнос, возведенная из блестящего паросского мрамора в Дельфах около 525 г. до н. э., многоцветная, с кариатидами на антах - выступах продольных стен здания, ограждавших вход.
Созерцая сегодня руины дорических и ионийских святынь, мы как бы забываем, что здания эти были покрыты росписями, отличались богатой полихромией. Древняя Греция была мраморной, но отнюдь не только сверкающей белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок - красной, голубой, золотой, зеленой, - залитые ярко сияющим солнцем юга.
Когда войны с персами закончились победой греков, а Афины, возвысившись над своими союзниками, получили возможность распоряжаться огромными финансовыми средствами, когда, наконец, началась разработка залежей мрамора в Пентеликоне в Аттике, греческая архитектура вступила в пору наивысшего расцвета.
Хотя главным центром художественной творческой деятельности были, особенно во второй половине столетия, Афины, другие области Эллады также украсились новыми великолепными постройками. Вспомним хотя бы храм Зевса в Олимпии в северозападной части Пелопоннеса, выдающееся творение архитектора Либона из Элиды, характерный образец так называемого "сурового" стиля, царившего в дорических землях в первой половине V в. до н. э. Немало памятников его можно встретить в Сицилии и Южной Италии: святилище Зевса в Агригенте, шестиколонный храм Посейдона в Песте в Лукании и др.
Наибольшего размаха достигло монументальное строительство в Афинах при Перикле: за неполных два десятилетия были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, небольшой храм Афины-Победительницы; позднее также Эрехтейон.
Бросается в глаза стремление сочетать элементы ионийской и дорической архитектуры. Подлинной гармонии удалось достичь строителям Парфенона Иктину и Калликрату. Колонны храма имеют такую же высоту, что и колонны храма Зевса в Олимпии, но на смену тяжелым пропорциям "сурового" стиля пришли стройность, изящество. Влияние ионийских традиций сказалось в появлении фриза с внешней стороны западной части сооружения.
К соединению обоих стилей стремился и архитектор Мнесиклет, создатель величественных ворот, ведущих на Акрополь, - Пропилеев (438-432 гг. н. э.): ионийские колонны соседствуют здесь с дорическими. Напротив, в архитектуре красивого миниатюрного храма Афины-Победительницы преобладают ионийские черты, хотя построил его тот же Калликрат, что вместе с Иктином прославил город дорическим монументальным Парфеноном. Также в духе ионийских традиций сооружен был во время Пелопоннесской войны Эрехтейон, расположенный весьма живописно, на разных уровнях, со знаменитыми кариатидами с южной стороны здания.
Все эти замечательные творения афинских зодчих сосредоточены на Акрополе. Улицы города оставались узкими и кривыми, дома - низкими, приземистыми, скромными. Лишь новый, только что отстроенный порт Пирей свидетельствовал о бурном развитии всех сторон жизни, которое переживали тогда Афины. О том же говорила и еще одна постройка светского характера: воздвигнутый при Перикле Одеон, где проходили музыкальные состязания.
Об украшении и благоустройстве родного города заботился, впрочем, и предшественник Перикла, аристократ Кимон. На рыночной площади, агоре, он посадил столь любимые греками тенистые платаны, а в предместье Афин, в роще, посвященной герою Академу, заложил гимнастические площадки, воздвиг колоннады, дававшие тень в часы нестерпимого южного зноя.
Самая же красивая колоннада стояла на агоре - это была хорошо известная историкам искусств и философии Стоя Пойкиле, "расписной" портик, украшенный живописью Полигнота и других мастеров. Росписи прославляли великие деяния афинян, начиная с легендарной войны против амазонок и до исторической битвы под Марафоном. Наконец, еще одним памятником классической эпохи были знаменитые Длинные стены, связывавшие Афины с портом Пирей.
Поражение в Пелопоннесской войне и экономический кризис повлекли за собой неизбежный упадок архитектуры в Афинах. Если в V в. до н. э. именно этот город выделялся в Греции бурным строительством, то в следующем столетии центр архитектуры переместился в Малую Азию. Уже не подвластные Афинам малоазийские города вновь переживали период расцвета.
В собственно Греции и дальше господствовал дорический стиль, утративший, однако, свои привычные особенности. Пропорции становятся легче, колонны стройнее и декоративнее, благодаря все более частому использованию коринфских капителей, стилизующих в камне листья аканфа.
Коринфские полуколонны можно было встретить в IV в. до н. э. в большом мраморном святилище Афины Алей в Тегее, сооруженном в 395 г. до н. э. архитектором и скульптором Скопасом, а также в круглых постройках - толосах - в Дельфах и Эпидавре. Причем если в этих памятниках коринфские полуколонны располагались внутри здания, то в изысканном вотивном монументе Лисикрата в Афинах (335-334 гг. до н. э.) они украшают его снаружи.
В малоазийских же городах сохранялся стиль ионийский, в котором творил, в частности, талантливый зодчий и теоретик архитектуры Пифей, создавший в 334 г. до н. э. по заказу Александра Македонского в Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную каменную постройку, как Мавзолей - огромную гробницу карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии. Эту 24-ступенчатую пирамиду высотой 49 м, увенчанную четверкой коней в упряжке - квадригой, древние причисляли к семи чудесам света, но она показывает, как далеко отошли люди той эпохи от простоты и сдержанности современников Перикла.
Не менее пышным и гигантским было другое сооружение, считавшееся одним из чудес света и также находившееся в Малой Азии: храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте храма, сожженного в 356 г. до н, э. "незабвенным" в веках Геростратом. Стремление малоазийских греческих архитекторов соперничать с творцами величественных и пышных построек древнего Востока - еще оно свидетельство приближения новой, эллинистической эпохи.
Если в V в. до н. э. греческая архитектура выражала себя прежде всего в культовых сооружениях, то столетие спустя к ним прибавились выдающиеся постройки светского характера. К этому времени относятся первые каменные греческие театры: театр Диониса на афинском Акрополе, завершенный около 330 г. до н. э., театр в Сиракузах и особенно прекрасный, поражающий гармонией пропорций театр в Эпидавре, шедевр Поликлета Младшего.
Из других светских, практического назначения сооружений упомянем большой крытый зал, где должны были проходить собрания Аркадийского союза греческих полисов, - так называемый зал десяти тысяч, построенный Эпаминондом в новооснованной столице Аркадии Мегалополе и представлявший собой прямоугольное здание небывалых размеров; образцом для архитектора послужил Одеон Перикла в Афинах. Практическим целям служили также скевотека - хранилище корабельной оснастки в Пирее близ Афин и укрепления и доки в Сиракузах, относящиеся к эпохе тирана Дионисия.
Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк. Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора.
Из камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный. Кирпич использовался и при кладке стен, которые, например, в культовых сооружениях затем облицовывались каменными плитами.
Для сооружения кровли и перекрытий применяли дерево. В ранний период деревянными были и колонны храмов, о чем свидетельствует храм Геры в Олимпии, где их со временем заменяли на каменные.
Каменную кладку возводили сухим способом без раствора, усиление конструкции осуществлялось с помощью шипов или деревянных шпонок. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, и поэтому каменные блоки сцеплялись множеством металлических скоб.
Процесс установки сложных архитектурных элементов был очень трудоемким. Только некоторые из них, например капители и плиты со скульптурным рельефом, изготовлялись заранее. Остальные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмости.
Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Эта система состояла из несущей (стены, колонны) и несомой частей (перемычки, балки, плиты).
Первоочередной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством - святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными или перед одним из фасадов (храм в антах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими здание со всех сторон (периптер). Последний тип был наиболее популярен в зрелой архитектуре храмов.
Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества.
Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.
Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города.
К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое во время Перикла возводили виднейшие мастера. Акрополь стал композиционным центром города.
Его характерная черта - свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини Ники-Аптерос.
В городах, начиная с VI столетия, строилось много общественных зданий. Ядром городов была крепость (укрепленный акрополь), вначале включавшая дворец царя (базилика), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собиралось городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания (Афины, VI в. до н. э.)
Древнейшие греческие города вырастали стихийно, без общей градостроительной идеи. Позднее они с размахом перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем подобной системы в Греции считается Гипподам из Милета.
Пространство площади, обрамленное общественными зданиями, называлось "агора" и являлось естественным центром города. Основной коммуникацией был портик, называемый "стоя". Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие "стоики") и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды.
К наиболее значительным городским зданиям относится "булевтерий", служивший для заседаний городского совета, а также "пританей", где постоянно поддерживался священный огонь. Скульптуры и памятники дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были непосредственно предназначены для торжественных процессий, поэтому здесь сооружались памятники в честь одержания побед.
Города имели свой храмовый комплекс и театр. Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. К ним относится "гимнасий" - здание, которое включало лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты. К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы.
Центральной частью греческого театра, который первоначально сооружался для выполнения обрядов, связанных с культом бога Диониса, является круглая площадка с жертвенным алтарем - "орхестра". Для оборудования мест для зрителей, "театрона", использовались склоны холма. У орхестры напротив театрона размещалась "скена".
Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание, включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль.
В классическом периоде, т. е. в V и VI вв. до н. э. встречаемся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая - мужская часть служила для встреч и бесед. Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая - женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов.
Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон.
Уже в VIII в. до н. э. благодаря своему выгодному географическому положению и хозяйственному развитию греки начинают борьбу за господство на море и основывают города-колонии на побережье Черного моря, в южной Италии, на Сицилии и других местах.
Большинство греческих колоний первоначально не были торговыми поселениями. Необходимость в основании колоний вызывалась прежде всего ограниченностью и малой плодородностью земли в приморских долинах материковой Греции и островов.
Переселение было единственным средством борьбы с голодом и временной "разгрузки" классовых конфликтов. Через три-четыре поколения колонии начали экспорт собственной продукции, становясь и торговыми городами, остро конкурирующими между собой, что порождало бесконечные войны между ними.
Среди греческих городов происходили частые раздоры, особенно между ионийскими и дорийскими колониями. Враждебные отношения между городами Сицилия и Эллады начинаются во время Пелопоннесской войны; тогда же афиняне составляют план завоевания острова.
Эти города постепенно приобретают не только хозяйственное, но и культурное, и политическое значение. Они религиозно и политически связаны с городами-государствами своих родных областей и становятся важными опорными пунктами культурной и политической экспансии.
В поздний период истории Греции, при Александре Македонском и его преемниках, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Возникают процветающие крупные города.
Новые хозяйственные, политические и культурные центры того периода (например Антиохия, Александрия и др.) возводятся и перестраиваются с большим размахом, всегда на основе прямоугольной системы улиц.
Антиохия была красивейшим городом, раскинувшимся на территории около 20 кв. км между склонами Сильпия и рекой Оронт. Городские стены охватывали и незастроенные пространства, так что в Антиохии можно было найти и крутые скалистые склоны, и бурные ручьи, и водопады, и пещеры. Доступ в город охраняли мощные ворота.
Некоторые из них назывались по местоположению, как, например, Дафнские ворота, через которые дорога вела на юг. Чуть дальше вглубь города возвышались Херувимские ворота. Их украшали металлические фигуры, о которых в Антиохии говорили, что сюда они попали из разрушенного Титом в 70 году иерусалимского Храма.
Город во всю его длину пересекала четырехкилометровая парадная улица. В центральной части она была выложена мраморными плитами и с обеих сторон обрамлена двойными рядами мраморных колонн, между которыми располагались бесчисленные магазинчики и лавки.
Посередине, в том месте, где она пересекалась с перпендикулярной улицей, возвышались четверо роскошных ворот, украшенных рельефами, статуями и мозаиками. Этот перекресток и был центром античного города. Уже основатели города Селевкиды в подражание знаменитому дельфийскому омфалу - по верованиям греков, центру земли - повелели установить здесь каменный пьедестал с фигурой отдыхающего Аполлона.
Здесь же находился и нимфей - монументальный фонтан с его неиссякающими водными потоками. Антиохия славилась изобилием воды. В каждом доме существовал водопровод. Город украшало несколько больших бассейнов для купания. Селевкиды и Ирод Великий, Тиберий и Валент, один за другим цари и императоры увековечивали свою память в постройках Антиохии.
Город был славен богатыми храмами, библиотекой, носившей название Мусейон и амфитеатром, сидения которого были высечены в скале городской цитадели - акрополя. Невдалеке от царского дворца находился ипподром, где проводились скачки и заезды колесниц.
Подобно его знаменитому римскому прообразу Circus Maximus, антиохийский ипподром также называли цирком. Повсюду в городе можно было найти вместительные залы, предназначенные для судопроизводства и отправления общественных дел. Такие залы назывались базиликами.
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2