Эклектика, также эклектизм (греч. "избранный, отборный"; от греч. "выбирать, отбирать, избирать";) — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин эклектика введён в употребление во II веке родоначальником философской школы эклектизма Потамоном.
В дальнейшем термин получил более широкое использование. Эклектика прочно заняла свое место в современной жизни. Эклектика соединяет детали, почерпнутые из различных источников, выгодно обыгрывая и подчеркивая их за счет друг друга. Секрет эклектики заключается в ограничении двумя-тремя стилями и объединении их за счет фактуры, цвета и тд.
Использование элементов так называемых «исторических"; архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и историзм (для второй половины XIX века).
Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Архитектурный ордер — вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме.
Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках.
Эклектика "многостильна"; в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная"; архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский"; и «александровский"; этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.
Историки считают, что в XIX веке число построенных зданий, вероятно, превосходило все предшествующие периоды, вместе взятые. Строгий официальный ампир уже не мог удовлетворять всем требованиям столь массового строительства. Ампир был стилем торжествующего государства.
А Европа сотрясалась от революционных движений, от бесконечных волнений растущего рабочего класса. Ампир стал вызывать раздражение современников. В России первым об этом публично заявил Николай Васильевич Гоголь, который очень любил и понимал искусство архитектуры. В начале 1834 года он написал статью "Об архитектуре нынешнего времени".
В ней -примечательные строчки, посвященные стилю империи: "Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Домы старались делать как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей...И этою архитектурою мы еще недавно тщеславились, как совершенством вкуса, и настроили целые города в ее духе!..
Новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что, прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую. ...Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…".
Статья была написана как раз в те годы, когда во всех губернских городах России возводили совершенно одинаковые, без каких-либо украшений, желто-белые общественные здания с обязательным портиком посредине. То был официальный ампир, столь любимый Николаем I. Одинаковость зданий тешила душу императора, обожавшего четкий солдатский строй.
По его твердому убеждению, подобное однообразие свидетельствовало о наличии в государстве дисциплины и порядка. По мнению же здравомыслящих людей, в том числе и Николая Васильевича, новые города поражали своим казарменным однообразием. Не случайно А.И.Герцен назвал Россию времен Николая I "фасадной империей".
Протест Н.В.Гоголя - явление вовсе не случайное. Каждый стиль, достигнув своей вершины, неминуемо клонится к упадку, уступая место новому нарождающемуся направлению, которое идет ему на смену. Но, увы, стиль, готовый прийти на смену классицизму, еще не родился. Хотя все его ждали с нетерпением.
Как пишет знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих: "Люди нередко представляют искусство в целом как средство "выражения", и до какой-то степени они правы". А когда нет выбора, не может быть и самовыражения. "Простой пример проясняет ситуацию, - продолжает Гомбрих.
- Когда мы говорим: женщина "проявляет свою индивидуальность" в манере одеваться, мы имеем в виду, что сделанный ею выбор отражает ее фантазии и предпочтения". Так и при бурном строительстве бизнесмен или городской политик, задумавший построить новую фабрику, школу или музей, хотел получить за свои деньги отражение своей индивидуальности.
Перепечатка материалов только с письменного разрешения редакции
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2
от 20'692 грн/м2